Возраст: 85 (со дня рождения)
Возраст смерти: 41 год
Аркадий Северный (настоящее имя - Аркадий Дмитриевич Звездин). Родился 12 марта 1939 года в Иваново - умер 12 апреля 1980 года в Ленинграде. Исполнитель городского фольклора, романсов и шансона.
Аркадий Северный родился 12 марта 1939 года в Иваново.
Отец - Дмитрий Иосифович, был руководящим работником в Иваново.
Мать - Елена Макаровна, домохозяйка.
Семья была большая, пятеро детей. Сестра - Людмила, братья - Валентин, Лев, Михаил.
В 1956 году окончил среднюю школу № 25 города Иваново.
В 1957 году уехал в Ленинград и поступил на лесоинженерный факультет Лесотехнической академии имени С. М. Кирова (ЛТА). Жил в студенческом общежитии на ул. Пархоменко.
Проходил студенческую производственную практику в Лужской лесотехнической школе (май-июль 1960 года). На военной кафедре получил специальность штурмана.
Играл в хоккей в студенческой команде ЛТА. После третьего курса обучения перевёлся на планово-экономический факультет.
В 1965 году Аркадий Звездин закончил Лесотехническую академию и начал работать экономистом в ленинградской конторе объединения «Экспортлес».
В 1968-1969 годах служил в Советской Армии, лейтенантом ВВС в вертолётном полку под Ленинградом. Позже об этом периоде своей жизни сам Аркадий запустил в народ легенду, что службу ему якобы пришлось проходить в небе Вьетнама.
Активная творческая деятельность пришлась на 1972-1980 годы.
Северный не особо лояльно относился к советской системе, за время учёбы он близко сошёлся с различными представителями «несоветской» молодёжи - со стилягами, фарцовщиками, диссидентами, и музыкальными коллекционерами. Среди последних был студент кораблестроительного института Рудольф Фукс. Однажды Фукс случайно услышал пение Северного и сразу загорелся идеей записать его на ленту. После нескольких пробных записей летом 1963 года Фукс вместе с компанией других коллекционеров-подпольщиков организовал домашнюю запись Северного под ансамбль. В соответствии с модой тех лет, в репертуаре были в том числе и блатные песни. На этой записи и родился сценический псевдоним - «Северный».
Аркадий Северный - Свадьба
В начале 1970-х годов судьба вновь свела Звездина и Рудольфа Фукса. Фукс решил возобновить записи песен в его исполнении. Фукс сочинил сценарий «литературно-музыкальной композиции» из одесских песен, миниатюр и анекдотов и в конце 1972 года произвёл её запись в исполнении Аркадия Северного. Запись получила название «Программа для Госконцерта» и очень быстро завоевала популярность практически на всей территории СССР.
Вдохновлённый успехом, Фукс осуществил запись ещё одной «одесской программы», написанной по его же сценарию, а затем ещё целый ряд сценарных концертов, открывая, по существу, новый жанр в магнитиздате, своего рода «театр у микрофона». Кроме того, в этот же период, в 1972-74 годах, Северный записал под гитару немало других домашних концертов, состоявших не только из блатных песен, но и из уличной лирики, романсов, студенческих и прочих «неподцензурных» песен. Особо следует выделить запись известной скабрёзной поэмы XIX века «Лука Мудищев», которую сделал знакомый Фукса, известный ленинградский коллекционер Сергей Иванович Маклаков.
В 1974 году Фукс снова организовал запись Аркадия Северного под небольшой ансамбль, а вскоре начал подготовку к новому проекту - концертам Аркадия Северного с «одесским джазом». Первая пробная запись состоялась в январе 1975 года на квартире басиста ВИА «Поющие гитары» Владимира Васильева, а в феврале была произведена запись концерта Аркадия Северного с ансамблем в актовом зале института «Ленпроект», по месту работы Рудольфа Фукса. Запись получила название «Первый одесский концерт», быстро разошлась по всей стране и имела большой успех.
В апреле 1975 года запись Аркадия Северного с ансамблем организовал и Сергей Маклаков. Ансамбль состоял из музыкантов ресторана «Парус», которые под именем «Братья Жемчужные» уже записывались у Маклакова в конце 1974 года. Запись Жемчужных с Северным, получившая впоследствии название «Ой, мамочка!», была произведена на квартире коллекционера Дмитрия Михайловича Калятина.
У Аркадия с Калятиным завязалась дружба, а с осени того же 1975 года Аркадий поселился у него на квартире. Дело в том, что к этому времени Аркадию было негде жить, он ушёл из семьи и из дома, лишился работы в «Экспортлесе». У Калятиных Северный прожил около полутора лет. За это время Дмитрием Калятиным было произведено много записей Аркадия под гитару, на которых исполнялись как уличные и блатные, так и лирические песни и романсы. В свою очередь Сергей Маклаков и Рудольф Фукс продолжали свои проекты оркестровых записей Аркадия.
В 1976 году произведены записи с ансамблями «Братья Жемчужные», «Четыре брата и лопата», «Альбиносы», «Светофор», «Крёстные отцы». Концептуально выдержанными можно назвать, пожалуй, лишь несколько записей, организованных Фуксом - например, «Памяти Вертинского».
В 1976 году Северный предпринял несколько попыток избавиться от своего уже развившегося недуга - алкогольной зависимости. Лечение и в ленинградском Институте имени Бехтерева, и в московской клинике на Каширском шоссе привели лишь к кратковременной ремиссии. Примерно с середины 1976 года он уже нигде не работал, и полностью перешёл на богемный образ жизни подпольного артиста. Его личные отношения с семьёй Калятиных всё более и более осложнялись.
В начале 1977 года произошла история с ленинградским коллекционером Виктором Набокой. В январе он записал два концерта Аркадия Северного с ансамблем «Обертон», один из которых был сделан в оригинальном рок-н-ролльном стиле. Но вскоре вдруг в адрес Аркадия прозвучали обвинения, что он украл у Набоки оригиналы записей. Что на самом деле лежало в основе этой истории - до сих пор остаётся неизвестным. Вскоре после этого Аркадий уехал из Ленинграда, но есть ли связь между его отъездом и этой историей - тоже неизвестно.
Как раз в это время киевскому коллекционеру Фреду Ревельсону удалось через Р. Фукса найти Северного и пригласить его на гастроли в Киев, куда Аркадий и прибыл в апреле 1977 года. Здесь была произведена запись концерта с ансамблем Григория Бальбера. А вскоре Северный получил приглашение от одесского коллекционера Владислава Коцишевского и в конце апреля приехал в Одессу.
В Одессе Северный записывался у Коцишевского под ансамбль «Черноморская чайка», собранный специально для этих записей. Сначала в трёх концертах совместно с омским автором-исполнителем Владимиром Шандриковым, а позже, весной и летом 1977 года, - в двух сольных концертах. Один из них - «Тётя Шура» - многими признан как образец классики в жанре уличной лирики.
Аркадий Северный - Мурка
Осенью 1977 года Северный вновь направился на лечение в московскую клинику. На этот раз удалось добиться ремиссии на год.
После лечения он вернулся в Ленинград, где С. И. Маклаков вновь организовал его записи с братьями Жемчужными. Теперь они были осуществлены на более солидном музыкальном уровне (концерты «Диксиленд», «Проводы 1977 года»), а также более оригинальны в репертуарном плане. В основном были исполнены не фольклорные песни, а песни на стихи самодеятельного питерского поэта Владимира Раменского, друга Аркадия Северного и Сергея Маклакова.
Из стихов Владимира Раменского был составлен репертуар и других концертов этого периода - с ансамблями «Чайка» и «Химик». Два концерта с «Химиком» были организованы и записаны в феврале-марте 1978 года Владимиром Тихомировым и Владимиром Раменским. Перед этим Северный совершил непродолжительную гастрольную поездку в Нарву, где выступал в «Старом кафе» с исполнением песен на стихи В. Раменского.
Аркадий Северный - Студентка
Вскоре Северный вновь уехал в Одессу к своей новой гражданской жене Зинаиде. Весной и летом этого года он вновь плодотворно сотрудничал с В. П. Коцишевским, записывался у него под гитару, а также с ансамблями «Черноморская чайка» и «Шесть плюс один».
Осенью Северный оказался в Москве, и в это же время произошёл рецидив его болезни. В столице было организовано несколько ресторанных выступлений Северного, одно из них - для игроков хоккейной сборной СССР. Вскоре Северный расстался с Зинаидой, что, видимо, ещё более усугубило его недуг. Записей в этот период производилось совсем немного - с ансамблем «Аэлита» в Феодосии и концерт песен на стихи Есенина в Одессе.
К этому времени Северный окончательно стал профессиональным «подпольщиком» и нарушителем статьи 209 УК РСФСР. Его образ жизни, в сущности, совершенно невероятен для советской действительности. Не имея ни прописки, ни паспорта, ни трудовой книжки, не говоря уже об официальном месте работы, он свободно разъезжает по стране и практически открыто гастролирует и участвует в записях с репертуаром, совершенно неприемлемым для Советской власти.
В начале 1979 года Северный вернулся в Ленинград. Здесь он тесно сошёлся с компанией знакомых В. Раменского и В. Тихомирова, занимавшихся обивкой дверей, довольно выгодным в советские времена бизнесом. На квартире одного из них, Валерия Шорина (внука А. Ф. Шорина), он жил несколько месяцев.
Весной С. И. Маклаков организовал очередную его запись с «Братьями Жемчужными», но ансамбль на этот раз выступал под названием «Божья обитель». Примерно в это же время Северного нашёл и его первый «импресарио» - Рудольф Фукс. Он организовал выступление Северного с Георгием Ордановским и рок-группой «Россияне». Вскоре Аркадий получил приглашение на гастроли в город Тихорецк, куда и отправился в начале лета.
В Тихорецке руководитель местной студии звукозаписи Станислав Сафонов (впоследствии он стал руководителем одной из первых в Тихорецке телекомпаний, «Тихорецк-ТВ») организовал запись Северного с ансамблем «Встреча» при участии хорошо известного в жанре певца и органиста Анатолия Мезенцева. После Тихорецка Северный поехал в станицу Кущёвскую, где местным коллекционером Н. Пушкарским была произведена запись с ансамблем «Казачок», а затем в Ростов-на-Дону. Там Северный дал несколько ресторанных концертов. В конце лета он приехал в Одессу, где записал «золотой диск» - большой концерт с «Черноморской чайкой» из одесской классики (так называемый «херсонский концерт»).
Затем уехал в Москву. Во время пребывания в Москве Северный вновь выступал с ресторанными концертами, которых, по воспоминаниям разных людей, было довольно много. Молва приписывала Северному и специальные концерты для высокопоставленных советских и партийных деятелей, но точных подтверждений этому нет. Жил он в этот период на разных квартирах, пока, наконец, не поселился у Анатолия Писарева. Здесь он жил до самой весны 1980 года, записывая много домашних концертов, в том числе - с песнями, сочинёнными самим А. Писаревым.
В феврале по приглашению С. И. Маклакова Северный ненадолго приехал в Ленинград, где записал концерт с «Братьями Жемчужными» («Олимпийский концерт», или «Трезвость»), а также домашний концерт у Владимира Раменского. После этого он возвратился в Москву, но в начале апреля вновь приехал в Ленинград. Здесь на квартире В. Шорина у него неожиданно произошло обширное кровоизлияние в мозг.
12 апреля 1980 года, в 1 час 35 минут Аркадий Северный скончался в больнице имени Мечникова. Похоронен на кладбище Ленинградского крематория.
Есть версия, что урна с прахом была утеряна ещё до её похорон на кладбище. Вот что рассказывают об этом: «Поставили урну на полку в коридоре, помянули, попели, поплясали, а потом обнаружили, что она куда-то пропала. Может быть, и выкинули в угаре...». Памятник певцу на территории Санкт-Петербургского крематория - кенотаф.
Творческое наследие А. Северного состоит из более чем ста магнитофонных альбомов. Их список продолжает уточняться коллекционерами-энтузиастами. Далеко не все записи Северного можно считать разысканными на настоящий момент. Неизвестные ранее записи время от времени «всплывают» до сих пор.
В 1982 году памяти Аркадия Северного был посвящён одноимённый двойной магнитоальбом Александра Розенбаума и Братьев Жемчужных.
С 1996 года в Санкт-Петербурге проводятся ежегодные фестивали памяти Аркадия Звездина-Северного. С 2009 года в Иваново проводится музыкальный фестиваль имени Аркадия Северного «Чёрная роза». На указанных фестивалях выступают в основном исполнители русского шансона.
Личная жизнь Аркадия Северного:
В декабре 1969 года заключил брак с Валентиной Бойцовой. 14 июня 1971 года у них родилась дочь Наталья.
Имел гражданских жен.
Фильмография Аркадия Северного:
1984 - «Заговор против страны Советов» (фильм № 1) - звучит голос Северного в качестве «звуковой иллюстрации» к кадрам, показывающим русскую эмиграцию первой волны, использованы фрагменты песен «Не надо грустить, господа офицеры» и «Поручик Голицын»;
2005 - «И всё осветилось» (англ. «Everything is Illuminated») - песня «Здравствуйте, моё почтенье...»
Дискография Аркадия Северного:
1980 - в США фирмой «Kismet» издана первая пластинка Аркадия Северного «Король подпольной песни»;
1989 - на ленинградской студии грамзаписи фирмы «Мелодия» был выпущен диск «Памяти Аркадия Северного»;
В 1990-х годах записи Северного издавались на компакт-дисках московской фирмой RCD, и рядом других мелких фирм звукозаписи, а в дальнейшем - студией «Ночное такси» Александра Фрумина, которому в настоящее время принадлежат юридические права на издание записей А. Северного.
последнее обновление информации: 25.02.2023
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.