лого Штуки-дрюки

Тихон Хренников - биография, новости, личная жизнь

Тихон Хренников

Возраст: 110

Тихон Хренников

Тихон Николаевич Хренников. Родился 28 мая (10 июня) 1913 года в Ельце Орловской губернии - умер 14 августа 2007 года в Москве. Советский композитор, пианист, педагог, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1973). Народный артист СССР (1963). Лауреат трех Сталинских премий II степени (1942, 1946, 1952), Ленинской премии (1974), Государственной премии СССР (1967) и Государственной премии РСФСР им. М.И. Глинки (1979). Первый секретарь Правления Союза композиторов СССР (1948-1991).

Тихон Хренников родился 28 мая (10 июня по новому стилю) 1913 года в Ельце Орловской губернии (ныне Липецкая область).

Отец - Николай Иванович Хренников (1859-1933), работал приказчиком у купцов.

Мать - Варвара Васильевна Хренникова (1872-1943), домохозяйка.

Из многодетной семьи. Тихон был самым младшим, десятым, ребенком.

Братья и сестры: Николай (1890-1942), Борис (1892-1942), Софья (1894-1944), Глеб (1896-1917), Лидия (1898-1957), Надежда (1900-1992), Алексей (1903-1949), Митрофан (1905-1987), Нина (1909-2000).

С ранних лет у него обнаружились уникальные музыкальные способности. В детстве играл на гитаре в струнном оркестре, пел в школьном хоре, с 9 лет начал учиться играть на пианино. В подростковом возрасте начал сочинять музыку - вальсы, марши, этюды, пьесы.

Большое влияние на него оказало пребывание в Ельце пианиста и композитора Владимира Агаркова, ученика Константина Игумнова. Он стал заниматься с Анной Федоровной Варгуниной. Зимой 1927-1928 годов прибыл в Москву и показал свои произведения Агаркову, который отнесся к нему с симпатией и посоветовал сначала окончить среднее образование в Ельце, а затем учиться в Москве.

Весной 1929 года окончил школу-девятилетку. Написал письмо Михаилу Гнесину и, получив положительный ответ, поступил в Музыкальный техникум имени Гнесиных, который окончил в 1932 году. В техникуме занимался сразу по двум специальностям: в классе пианино у Эфраима Гельмана, в классе композиции - у Михаила Гнесина. Занимался по полифонии у Генриха Литинского.

В 1936 году окончил Московскую консерваторию. Обучался у Виссариона Шебалина и Генриха Нейгауза. Примечательно, что Тихон Хренников, к тому моменту уже состоявшийся композитор, по настоянию Сергея Прокофьева получил оценку «хорошо», а не «отлично».

В 1933 году был приглашен работать в Московский театр для детей, которым руководила Наталия Сац. В этом же году состоялся его первый публичный концерт.

Тихон Хренников в молодости

Тихон Хренников в молодости

В 1930-е годы он прочно вошел в официальную обойму советских композиторов, представляя «композиторскую молодежь».

Характерно выступление Тихона Хренникова во время дискуссии о статьях в «Правде» «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь», состоявшейся в феврале 1936 года: «Постановление от 23 апреля 1932 года было ставкой на сознательность советского художника. Этого экзамена советские художники не выдержали. После 23 апреля молодежь устремилась на учебу. Перед нами встал вопрос об овладении мастерством, овладении техникой. Наступило увлечение западными современниками. Имена Гиндемита и Кшенека стали именами передовых современных художников... После увлечения западническими тенденциями появилась тяга к простоте, подействовала работа в театрах, где требовалась простая, выразительная музыка. Мы росли, росло и наше самосознание, росло стремление быть по-настоящему советскими композиторами, людьми своей эпохи; сочинения Гиндемита перестали нас удовлетворять. Вскоре приехал Прокофьев, с заявлением, что советская музыка - это провинциализм, что самым современным композитором является Шостакович. У молодежи наступило противоречивое состояние, вызванное, с одной стороны, личным стремлением к настоящей музыке, к тому, чтобы музыка была проще и понятнее массам, - и высказываниями таких музыкальных авторитетов, как Прокофьев, с другой. Критика писала хвалебные оды Шостаковичу... Как молодежь реагировала на „Леди Макбет“? В опере есть большие мелодические куски, которые открыли нам некоторые творческие перспективы. Полную неприязнь вызвали антракты и многое другое».

В 1939 году написал оперу «В бурю», которая стала его первым успешным опытом претворения в музыке революционной темы, в ней композитор впервые вывел в опере Владимира Ленина.

В 1941 году заведовал музыкальной частью Театра Красной Армии.

Писал музыку к спектаклям и фильмам, в том числе «Свинарка и пастух» (1941), «В шесть часов вечера после войны» (1944) и другим. В его музыкальном спектакле «Доротея», а также других сочинениях, одну из главных ролей на премьере исполнял оперный певец Леонид Екимов.

С 1947 года член ВКП(б).

После войны началась большая общественная деятельность Хренникова, которую он научился совмещать с творчеством. В 1948 году он по личному распоряжению Иосифа Сталина был назначен генеральным секретарем Союза композиторов СССР. На этом посту он оставался на протяжении 43 лет. Долгое время было распространено мнение, что советские музыканты в период правления Хренникова не подвергались репрессиям. Позже, уже в 2000-е, Хренников утверждал, что, благодаря его заступничеству, был «тут же освобожден» «задержанный» композитор Моисей Вайнберг, а также композитор Александр Веприк. В действительности Веприк провел в ГУЛаге четыре года, а Вайнберг вышел на свободу в июне 1953 года после смерти Сталина. Вместе с тем, по свидетельству Евгения Кисина, композитор Михаил Меерович был благодарен Хренникову за то, что тот спас его от травли во время кампании борьбы с космополитизмом.

В 1949 году Хренников подверг критике молодого композитора Александра Локшина, воспользовавшись формулировками сталиниста, композитора Павла Апостолова; при этом «модернистскому» творчеству Локшина была противопоставлена кантата «Сон Степана Разина» Галины Уствольской в качестве образца истинного, народного по духу искусства. Это выступление вызвало возмущение Михаила Гнесина, обвинившего Хренникова в двуличии, поскольку тот не осмелился критиковать Локшина в профессиональной среде. В итоге Локшин был изгнан из академической среды.

«Борьба с формалистами» проводилась также в других странах: по свидетельству Дьердя Лигети, после официального визита Хренникова в Будапешт в 1948 году был снят с репертуара балет Белы Бартока «Чудесный мандарин», буквально за ночь были перенесены в запасники полотна французских импрессионистов. В 1952 году Лигети едва не был лишен права на преподавание за то, что демонстрировал студентам запрещенную партитуру «Симфонии псалмов» Игоря Стравинского; спасло его личное вмешательство Золтана Кодайя.

После смерти Сталина Хренников сохранил свои позиции. В это время он написал оперы «Мать», «Золотой теленок», балеты «Любовью за любовь», «Гусарская баллада», оперетту «Сто чертей и одна девушка» и др.

Поддерживал «партийную линию» в музыке, участвовал в гонениях на композиторов, в том числе на Софию Губайдулину (т. н. Хренниковская семерка). Замалчиванию или систематическим нападкам подвергалось наследие русского авангарда, а также его исследователи. Не выпускались за границу отечественные музыковеды, занимавшиеся наследием русского авангарда, например, Николай Рославец.

В конце 1950-х годов композитор вернулся к активной творческой работе.

С 1961 года преподавал в Московской консерватории имени П. И. Чайковского, с 1966 - в статусе профессора. Среди его учеников были Вячеслав Овчинников, Александр Чайковский, Татьяна Чудова.

Тихон Николаевич Хренников

В последнее десятилетие свой жизни негативно высказывался о лидерах перестройки, распаде СССР и ликвидации соответствующих структур: «Здесь было предательство наших руководителей. Я считаю предателем партии и предателем народа Горбачева и его приспешников, которые специально устроили травлю советского искусства».

Очень высоко Тихон Хренников отзывался об Иосифе Сталине: «Сталин, по-моему, музыку знал лучше, чем кто-либо из нас. Он постоянно ходил на спектакли Большого театра и часто водил туда Политбюро - воспитывал, так сказать, своих сотрудников... Сталин был совершенно нормальный человек. С ним часто спорил Фадеев, мне один раз пришлось поспорить... Вообще в СССР музыка, как в классической Древней Греции, была крупнейшим государственным делом. Духовное влияние крупнейших композиторов и исполнителей, формирующее умных и волевых людей, было огромным, в первую очередь через радио. Наш Союз композиторов обладал огромной материальной мощью. Мы в год имели 20 миллионов рублей! По тем временам - это колоссальная сумма. Мы строили дома, давали бесплатно квартиры. Создавали Дома творчества».

Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1961-1976). Кандидат в члены ЦК КПСС (1976-1990).

Депутат Верховного Совета СССР 6-11 созывов (1962-1989). Депутат Верховного Совета РСФСР 3-5 созывов.

Член Советского комитета защиты мира (с 1948). Председатель советско-итальянской парламентской группы Верховного Совета СССР (с 1970). Генеральный (1948-1957), первый (1957-1991) секретарь Правления Союза композиторов СССР. Заместитель председателя Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры при Совете Министров СССР. Президент Музыкальной секции Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (с 1949). Президент Ассоциации музыкальных деятелей Союза советских обществ дружбы с зарубежными странами (с 1975).

Руководитель Оргкомитета Международного конкурса им. П. И. Чайковского в Москве (с 1978). Председатель Оргкомитета 1-го Международного музыкального фестиваля в СССР (1981). Председатель Конкурса молодых композиторов России. Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Член редакционной коллегии журнала «Советский моряк».

Незадолго до смерти в одном из интервью Тихон Николаевич говорил: «Мне не нравится, что совершенно утеряна поэзия искусства. Все-таки поэзия - это одно из основных качеств любого художественного произведения, тем более музыки: Часто исполнители поют о любви, а там никакой любви нет. Они просто повторяют одни и те же слова: "я тебя люблю, ты меня любишь". Ну, просто как обезьяны. Это не эмоциональный строй, это болтовня о любви: Утеряна содержательность: те песни, которые я слышу сейчас - это труха, механическое повторение словесного ряда».

Тихон Хренников умер 14 августа 2007 года в Москве на 95-м году жизни. Похороны прошли в Ельце 17 августа 2007 года.

За несколько месяцев до своей кончины говорил о том, что хотел бы быть похоронен в Ельце, в городе, где он родился, который он очень любил, где были похоронены его родители. Администрация города, посоветовавшись с внуком и дочерью композитора, решила похоронить его в саду его собственного дома-музея, где он родился. По его завещанию на могиле был установлен православный крест, однако недалеко от могилы был установлен бюст Хренникова работы Льва Кербеля.

10 сентября 2000 года в Ельце состоялось торжественное открытие первого в стране дома-музея Т. Н. Хренникова по адресу ул. Ленина, 99.

30 июля 2008 года в Липецке появилась улица Т. Хренникова.

14 августа 2008 года в саду дома-музея Т. Н. Хренникова в Ельце установили памятник композитору работы А. М. Таратынова. В Ельце присвоено его имя школе, в которой учился композитор в детстве.

В апреле 2015 года в Москве на доме, где с 1981 по 2007 гг. проживал Т. Хренников, была установлена памятная доска. В церемонии открытия мемориальной доски приняли участие Валерий Гергиев, Иосиф Кобзон, министр культуры РФ Владимир Мединский.



Личная жизнь Тихона Хренникова:

Жена - Клара Арнольдовна Хренникова (урожденная Вакс), журналистка, сестра драматурга и театрального критика Бориса Арнольдовича Вакса и актрисы немого кино Марии Арнольдовны Арнази.

Были в браке с 1936 года. Супруга всегда была его надежным тылом.

О своей жене Тихон Николаевич говорил: «Я не считаю, что что-то прошло мимо меня, поскольку никогда не был падок на развлечения и удовольствия. Ничто не может сравниться с тем наслаждением, которое я получаю, сидя за столом перед новой партитурой. Вот разве что женщин я любил всю жизнь. Но любовь к женщине - это тоже значительный стимул для каждого творца. А любимая женщина у меня была только одна - это моя жена Клара. Мы прожили вместе 67 лет, и она сыграла в моей жизни огромнейшую роль, потому что соединяла в себе качества, которые должны быть в любимой женщине, близком человеке, товарище и друге. Она очень на меня влияла, и если бы не Клара, я был бы совсем другим человеком. Но это не значило, что мне не нравились другие женщины. Конечно, нравились, конечно, я увлекался, но ничего серьезного не было. Еще совсем мальчишкой я влюбился в нее по уши. Но у Клары была устоявшаяся семейная жизнь, любивший ее муж - блестящий инженер. Но я влюбил в себя Клару и в конце концов увез ее. Когда я приехал за ней, первым заплакал муж, потом, не очень понимая, что происходит, начала рыдать ее мать, в конце концов к ним присоединился и я. Ну и Клара, собирая свои вещи, плакала тоже. Так мы в слезах простились, и я увез ее в Елец к своей маме. У меня очень настойчивый и твердый характер. Если бы не он, я не сумел бы многого достичь в жизни».

После войны свалившийся груз ответственности за все происходящее в стране композиторском сообществе привел к нервному истощению и выбил Хренникова из творческой колеи. Лечение не помогало, дошло даже до того, что Тихон Николаевич, находясь в санатории Барвиха, не мог заснуть в течение двух недель. Его в буквальном смысле спасла жена Клара, организовавшая побег мужа из этого закрытого режимного медучреждения. «Я в полном смысле умер тогда. Год не работал. Не мог ходить, не мог дышать. У меня все разладилось, все отказало: Истощение нервной системы», - вспоминал Хренников. Самоотверженные любовь, забота, уход жены помогли вернуться Тихону Николаевичу к жизни и творчеству.

Дочь - Наталья Тихоновна Хренникова (1940-2021), художница театра и кино.

Внук - Андрей (род. 1966), окончил МГИМО, президент благотворительного фонда Т. Хренникова в поддержку музыкальной культуры (от брака в 1966-1996 годах Натальи Хренниковой с Игорем Кокаревым).

Правнук - композитор Тихон Андреевич Хренников, написал виолончельную пьесу «Все не вечно» памяти прадеда.

Тихон Хренников и жена Клара Арнольдовна

Тихон Хренников и жена Клара в молодости

Тихон Хренников и жена Клара Арнольдовна

Тихон Хренников и дочь Наталья

Тихон Хренников и дочь Наталья

Адреса в Москве: Ул. Чаянова, д. 10, стр. 1, 2; Плотников пер., д. 10.

Фильмография Тихона Хренникова:

1947 - «Поезд идет на восток» - пассажир в вагоне-ресторане
1962 - «Голубой огонек-1962» (фильм-спектакль) - композитор и аккомпаниатор
1967 - Композитор Тихон Хренников (документальный)
1987 - ...Все, что на сердце у меня... (документальный)
2005 - Круговорот жизни (документальный)
2006 - 100 лет неодиночества. Игорь Моисеев (документальный)
2006 - Михаил Матусовский (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
2006 - Майя Кристалинская (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
2006 - Три с половиной жизни Ивана Пырьева (документальный)

Музыка Тихона Хренникова к фильмам:

1926 - «Мать» (во 2-й редакции фильма, 1968)
1938 - «Борьба продолжается»
1941 - «Свинарка и пастух»
1944 - «В шесть часов вечера после войны»
1947 - «Поезд идет на восток»
1950 - «Донецкие шахтеры»
1950 - «Кавалер Золотой Звезды»
1954 - «Верные друзья»
1956 - «Много шума из ничего»
1958 - «Капитанская дочка»
1962 - «Гусарская баллада»
1964 - «Товарищ Арсений»
1967 - «Пароль не нужен»
1969 - «Трое» (текст песен М. Л. Матусовского)
1972 - «Вера, надежда, любовь»
1972 - «Руслан и Людмила»
1973 - «Таланты и поклонники» (совм. с А. В. Чайковским)
1976 - «Додумался, поздравляю!»
1978 - «Время выбрало нас»
1978 - «Дуэнья»
1979 - «Антарктическая повесть»
1980 - «Копилка»
1982 - «Любимые песни» (короткометражный)
1982 - «Операция на сердце» (фильм-спектакль)
1983 - «Любовью за любовь»
1983 - «Умные вещи» (фильм-спектакль)
1989 - «Маша и три медведя» (короткометражный)
1989 - «Ты помнишь наши встречи...» (фильм-концерт, короткометражный)
1993 - «Люблю» (короткометражный) (песни)
2000 - «Два товарища»
2001 - «Московские окна»

Песни Тихона Хренникова:

«Октябрьская тревога» (сл. И. П. Уткина, 1931)
«Песня о парке» (сл В. М. Гусева, 1936)
«Три пана» (сл. А. Б. Раскина и М. Р. Слободского, 1940)
«Вороны фашистские будут перебиты» (сл. С. Я. Алымова, 1941)
«Воевать мы мастера» (сл. В. И Лебедева-Кумача, 1941)
Голландская антифашистская песня на слова Б. Балаш (1941)
«Песня о московской девушке», «Песня о дружбе» (обе на сл. А. Л. Барто, 1941)
«Серенада» (сл. П. Г. Антокольского, 1941)
«Прощание» (сл. Ф. Т. Кравченко, 1942)
«Есть на севере хороший городок» (сл. В. М. Гусева, 1942)
«Новогодняя» (сл. Е. Шатуновского, 1942)
«Уральцы бьются здорово» (сл. А. Л. Барто, 1942)
«Все за Родину» (сл. В. М. Гусева, 1942)
5 песен на стихи Р. Бернса в переводе С. Я. Маршака (1942)
«Песня Советского Союза» (сл. В. М. Гусева, 1943)
«Песня лучинцев» (сл. В. Ромашова, 1943)
«Песня о летчике» (сл. братьев Тур, 1943)
«Ждем домой» (сл. Г. Славина, 1944)
«Песня о песне» (сл. В. Тихонова, 1944)
«Письмо другу» (сл. Б. Левани, 1945)
«Песня армии Чуйкова» (совместно с М. И. Блантером, 1945)
«Поезд идет все быстрей» (сл. А. А. Коваленкова, 1947)
«Студенческая» (сл. М. А. Светлова, 1947)
«Лодочка», «Мы вам расскажем», «Что так сердце растревожено», «Песенка верных друзей» (все на сл. М. Л. Матусовского, 1954)
«Московские окна» (сл. М. Л. Матусовского, 1960)
«Утренняя песня» (сл. Я. А. Халецкого, 1960)
«Наша советская страна» (1964)
3 песни для голоса и фортепиано (сл. Ю. С. Энтина, 2002)
«Песня кроликов» для голоса и фортепиано (сл. В. Рябова, 2003)

Музыка Тихона Хренникова к спектаклям:

«Мик» Н. Я. Шестакова (в соавторстве с Л. А. Половинкиным) (1934, Московский театр для детей);
«Много шума из ничего» У. Шекспира (1936, Театр имени Е. Б. Вахтангова, Москва);
«Без вины виноватые» A. H. Островского (1937, Москва);
«Большой день» В. М. Киршона (в соавторстве с А. А. Голубенцевым, 1937, Москва);
«Шел солдат с фронта» («Я сын трудового народа») В. П. Катаева (1938, Москва);
«Романтики» Э. Ростана (1940, Центральный детский театр, Москва);
«Дон Кихот» М. А. Булгакова (по М. де Сервантесу, 1941, Театр им. Е. Б. Вахтангова);
«Давным-давно» А. К. Гладкова (1942, Центральный театр Красной Армии, Москва);
«Концерт» А. М. Файко (1936, Московский театр Революции);
«День рождения» братьев Тур (1944, ЦТКА);
«Офицер флота» А. А. Крона (1944, филиал МХАТ им. Горького);
«Умные вещи» С. Я. Маршака (1965, Малый театр);
«Фуэнте Овехуна» Л. де Веги

Сочинения Тихона Хренникова:

Оперы:

«В бурю» (в 4 актах, на либретто А. М. Файко, по роману «Одиночество» Н. Е. Вирты, 1939, 2-я редакция - 1952);
«Фрол Скобеев» («Безродный зять») (в 4 актах, на либретто С. А. Ценина по мотивам «Комедии о российском дворянине Фроле Скобееве» Д. В. Аверкиева, 1950, 2-я редакция - 1966);
«Мать» (в 4 актах, на либретто А. М. Файко, по одноименному роману М. Горького, 1957);
«Мальчик-великан» (в 3 актах, для детей, на либретто Н. И. Сац и Н. Я. Шестакова по пьесе «Мик» Н. Я. Шестакова, 1969);
«Много шума из-за... сердец» (в 2 актах, на либретто Б. А. Покровского по мотивам комедии У. Шекспира «Много шума из ничего», 1972);
«Доротея» (в 2 актах, на либретто Я. А. Халецкого, по пьесе Р. Шеридана «Дуэнья», 1983);
«Золотой теленок» (в 2 актах, на либретто Я. А. Халецкого, по мотивам одноименного романа И. Ильфа и Е. Петрова, 1984);
«Голый король» (в 2 актах, по одноименной пьесе Е. Шварца, 1988)

Балеты:

«Наш двор» (одноактный, для детей, 1970);
«Любовью за любовь» (в 2 актах, на либретто В. Боккадоро и Б. А. Покровского, по мотивам комедии «Много шума из ничего» у. Шекспира, 1976);
«Гусарская баллада» (в 3 актах, на либретто О. М. Виноградова. по мотивам пьесы «Давным-давно» А. К. Гладкова, 1979);
«Наполеон Бонапарт» (в 2 актах, на либретто А. А. Белинского и А. Б. Петрова, по мотивам исторической хроники, 1995);
«Капитанская дочка» (в 2 актах, на либретто В. Н. Бутримовича, по одноименной повести А. С. Пушкина, 1999)

Оперетты:

«Сто чертей и одна девушка» (1963);
«Белая ночь» (1967);
«Чудеса, да и только!» (мюзикл в 2 действиях, для детей, 2001);
«В 6 часов вечера после войны» (мюзикл, 2003)

Для оркестра:

симфония № 1 (1935);
симфония № 2 (1942, 2-я ред. 1944);
симфония № 3 (1974);
вальс «Татьянин день» к 250-летию МГУ им. Ломоносова (2004)

Сюиты:

сюита из музыки к спектаклю «Мик» для малого симфонического оркестра и голоса (1934);
сюита из музыки к спектаклю «Много шума из ничего» (1936);
сюита из музыки к спектаклю «Дон Кихот» (1942);
сюита из музыки к балету «Любовью за любовь» (1982);
сюита из музыки к балету «Гусарская баллада» (1983)

Концерты:

для фортепиано с оркестром № 1 (1933);
для фортепиано с оркестром № 2 (1972);
для фортепиано с оркестром № 3 (1983);
для фортепиано и струнного оркестра с ударными № 4 (1991);
для скрипки с оркестром № 1 (1959);
для скрипки с оркестром № 2 (1975);
для виолончели с оркестром № 1 (1964);
для виолончели с оркестром № 2 (1986)

Для инструментов:

3 вальса для фортепиано: «Воспоминание», «Грезы», «Фантазия» (1925);
Этюд для фортепиано (1926);
Марш для фортепиано (1926);
Вальс для фортепиано (1926);
струнный квартет (1931);
соната для скрипки и виолончели (1932);
5 пьес для фортепиано (1933);
3 пьесы для фортепиано (1935);
3 пьесы для скрипки и фортепиано (1978);
струнный квартет № 1 (1989);
соната для виолончели и фортепиано (1989);
5 пьес для духовых деревянных инструментов (1990);
струнный квартет № 2 (1993);
6 детских пьес для фортепиано (2002)

Для хора:

3 поэмы для хора без сопровождения (сл. Н. А. Некрасова, 1971);
для хора с сопровождением - «Есть на севере хороший городок» (сл. В. М. Гусева, 1942), «Уральцы бьются здорово» (сл. А. Л. Барто, 1942) и др.);
3 поэмы для хора a capella (сл. А. А. Некрасова, 1990);
«Живи, Елец!» для хора и фортепиано (песня, 1996);
хор «Вечерняя заря»(сл. Л. Н. Модзалевского, 2001)

Вокальные:

«Колыбельная» на слова М. Ю. Лермонтова для голоса и фортепиано (1929);
романс «Старый муж, грозный муж» (сл. А. С. Пушкина, 1931);
вокализ для сопрано и струнного квартета (1932);
дуэт «Тришкин кафтан» для мужского и женского голосов и фортепиано (1934);
романс «Березка» на стихи С. А. Есенина для голоса и фортепиано (1935);
для голоса с фортепиано - 3 романса на стихи А. С. Пушкина («Не пой, красавица, при мне...», «Зимняя дорога» («Сквозь волнистые туманы»), «Я здесь, Инезилья», 1935);
3 сонета У. Шекспира для голоса и фортепиано (1988);
5 романсов на стихи И. А. Бунина (1992);
2 дуэта на стихи средневекового армянского поэта Н. Кучака (перевод Г. Митина) для сопрано и тенора (2000)

Награды и звания Тихона Хренникова:

Заслуженный артист РСФСР (1950);
Народный артист РСФСР (1954);
Народный артист СССР (1963);
Сталинская премия второй степени (1942) - за музыку к к/ф «Свинарка и пастух» (1941);
Сталинская премия второй степени (1946) - за музыку к к/ф «В шесть часов вечера после войны» (1944);
Сталинская премия второй степени (1952) - за музыку к к/ф «Донецкие шахтеры» (1950);
Государственная премия СССР (1967) - за цикл инструментальных концертов (концерт для скрипки с оркестром, концерт для виолончели с оркестром);
Ленинская премия (1974) - за 2-й концерт для фортепиано с оркестром;
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1979) - за 2-й концерт для скрипки с оркестром;
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2002 года (13 февраля 2003 года);
Герой Социалистического Труда (1973);
Четыре ордена Ленина (1963, 1971, 1973, 1983);
Два ордена Трудового Красного Знамени (1966, 1988);
Орден Почета (1998) - за большие заслуги в области музыкального искусства;
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946);
Медаль «За оборону Москвы» (1946);
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946);
Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947);
Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1965);
Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1975);
Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1985);
Медаль «Ветеран труда» (1995);
Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1995);
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997);
Медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (2005);
Медаль «За укрепление боевого содружества»;
Международные награды и звания;
1956 - Нагрудный знак «За заслуги перед польской культурой» (Польша);
1956 - Медаль «Дружба» (Монголия);
1959 - Серебряная медаль Всемирного совета мира;
1968 - Орден «Кирилл и Мефодий» 1-й степени (НРБ);
1970 - Член-корреспондент Немецкой академии искусств (ГДР);
1970 - Медаль «25 лет Народной власти» (НРБ);
1976 - Академик Тиберийской академии (Италия);
1977 - Премия Международного музыкального совета ЮНЕСКО;
1981 - Член «Золотого легиона» (Италия);
1982 - Медаль «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (1882-1982) (Болгария);
1983 - Орден «Звезда дружбы народов» (ГДР);
1984 - Академик Академии Санта-Чечилия (Италия);
1985 - Орден «За культурные заслуги» (Румыния);
1985 - Медаль Р. Штрауса (ГДР);
1994 - Офицер Ордена искусств и литературы (Франция);
2003 - Медаль Моцарта ЮНЕСКО;
1963 - Почетный знак 1-й степени городского совета Софии (Болгария);
1965 - Почетный гражданин города Русе (Болгария);
1969 - Почетная медаль «Борец за мир» Советского комитета защиты мира;
1972 - Почетный гражданин города Бургас (Болгария);
1972 - Почетный гражданин города Елец;
1972 - Ветеран 4-й гвардейской танковой армии;
1980 - Медаль «За вклад культуры и искусства в развитие Чехословацко-советской дружбы» (ЧССР);
1980 - Медаль имени А. В. Александрова;
2000 - Памятный знак Академии управления МВД РФ;
2002 - Премия МВД России;
2002 - Почетная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»;
2003 - Медаль «Достойному» Российской академии художеств;
2003 - Премии «Российский национальный Олимп» (Орден «За честь и доблесть» и нагрудный знак «Золотой Олимп»);
2004 - Почетный гражданин Липецкой области;
2004 - Рубиновый крест Благотворительного фонда «Меценаты столетия»;
2005 - Медаль «За особый вклад в развитие Кузбасса» 1-й степени;
2005 - Общественная премия «Патриот Москвы»;
2006 - Орден миротворца 1-й степени Всемирного благотворительного альянса «Миротворец»;
Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»;
2001 - Приз за лучшую музыку к к/ф «Два товарища» (КФ «Литература и кино» в Гатчине)

последнее обновление информации: 04.08.2022





Главная 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.