Возраст: 99 (со дня рождения)
Возраст смерти: 91 год
Павел Осипович Хомский. Родился 30 марта 1925 года в Москве - умер 6 сентября 2016 года в Москве. Советский и российский режиссер, сценарист, театральный деятель, педагог. Главный режиссер (1985-2016) и художественный руководитель (2000-2016) Театра имени Моссовета. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970). Народный артист РСФСР (1980).
Павел Хомский родился 30 марта 1925 года в Москве в семье юристов.
Отец - Осип Павлович Хомский (1892-1952), юрисконсульт в наркомате лесной и бумажной промышленности.
Мать - Берта Исидоровна Хомская (урожденная Певзнер, 1895-1986), народный судья.
Брат - Исидор (Игорь) Осипович Хомский (1932-2020), советский и российский кинорежиссер.
По материнской линии - внучатый племянник режиссера А. М. Грановского (основателя Московского государственного еврейского театра), кинорежиссера и сценариста Б. М. Ингстера и народной артистки Украинской ССР Е. Э. Азарх (Опаловой).
«Я родился на Малой Бронной. Дом 4, квартира 4. Это была большая, 6-комнатная квартира на втором этаже, которую до революции получил мой дед по маминой линии Исидор Маркович Певзнер. Он был родом из Риги. Но когда началась Империалистическая война и немцы двинулись на Прибалтику, Исидор Маркович решил переехать в Москву. Как он получил эту роскошную квартиру, я не знаю. Но думаю, достаточно серьезную роль здесь сыграло его медицинское образование. Он ведь и в Москве продолжал много трудиться и был одно время главным санитарным врачом Красной Пресни. В квартире жили бабушка, дедушка, папа, мама, мамины брат и сестра, горничная, а в 1925 году родился и я. Поэтому, когда дедушка умер, нас уплотнять не стали... Самое первое детское воспоминание связано с городком Каменец-Подольский, откуда родом мой отец. Мне было годика два или три и родители повезли меня к родственникам», - вспоминал Павел Хомский.
В их семье считалось, что посещение театра - обязанность интеллигентного человека. Его часто водили в ГОСЕТ, в детстве он видел «Колдунью», «Ночь на старом рынке», «Короля Лира», водевили Лябиша «Миллионер, дантист и бедняк». Также он любил МХАТ, видел первую «Принцессу Турандот» в Вахтанговском театре. Но, как рассказывал Хомский, самые яркие его впечатления были связаны с артистами Малого театра – Провом Садовским и Александром Остужевым: «Однажды в школе нам задали писать сочинение на тему «Герой нашей эпохи». И я написал про Остужева в роли Уриэля Акосты. Выдающаяся трагическая роль! Ничего подобного я в жизни больше не видел. Дореволюционная школа актерского мастерства».
До 1941 года учился в московской средней школе. В конце июня 1941 года уехал с комсомольской бригадой на строительство оборонительных укреплений в Смоленскую область. В период этой работы над ними был выброшен вражеский десант, и бригада оказалась в тылу врага. Строительную бригаду преобразовали в ополчение и под командой опытного старшины отправили на прорыв окружения. Комсомольцам не раз приходилось вступать в перестрелки, довелось пережить и встречу с танками. Многие из них погибли, а оставшиеся вышли на свою территорию. Здесь всех достигших призывного возраста зачислили в действующую армию, а не достигших, в том числе и 16-летнего Павла, отправили по домам.
Он уехал к родным в Томск, где в это время его отец работал заместителем директора завода. Сдав экстерном экзамены за 10-й класс, поступил в театральный институт, эвакуированный в Томск из блокадного Ленинграда.
После окончания 2-го курса был призван в Красную Армию, некоторое время он пробыл в военном училище, а затем подал рапорт об отправке на фронт. Узнав из личного дела, что Хомский был студентом актерского факультета Ленинградского театрального института, командование части определило его в армейский театр эстрады и миниатюр, который часто выезжал на фронт и обслуживал воинские части Московского военного округа. В этом театре Павел прослужил до конца войны, а после расформирования театра, был направлен в учебный артиллерийский полк в Гороховецкие лагеря под городом Горький.
Павел Хомский в молодости
После демобилизации в 1945 году поступил в студию при Государственном оперно-драматическом театре им. К.С. Станиславского (Москва) на отделение режиссеров драмы. Окончил студию в 1947 году и с 1948 года работал актером в Рижском театре русской драмы.
С 1951 года - режиссер Рижского ТЮЗа (в 1956-1959 - главный режиссер). При Хомском в труппу Рижского ТЮЗа пришли талантливые выпускники Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина, театр приобрел известность. Умело подбирая репертуар, где соседствовали классика и современные произведения, Хомский ставил острые, яркие спектакли, отличавшиеся высокой постановочной культурой. Возглавляя театр, продолжал профессионально совершенствоваться - в 1953-1958 учился на театроведческом факультете ГИТИСа им. А.В. Луначарского.
В 1959 году был снова приглашен в Рижский русский театр, но уже в качестве главного режиссера. Здесь отточился взыскательный вкус режиссера, заставившего театральную общественность заговорить о Русском театре Латвии.
Постановки Павла Хомского в Рижском театре русской драмы:
Постановки Павла Хомского в Рижском ТЮЗе:
В 1961 году переехал в Ленинград, возглавил Государственный драматический театр им. Ленинского комсомола (ныне театр «Балтийский дом»), где проработал до 1965 года, пока не получил приглашение в Московский театр юного зрителя на должность главного режиссера.
Постановки Павла Хомского в Ленинградском театре имени Ленинского Комсомола:
В 1965-1973 годах работал в МТЮЗе и это время стало для Хомского звездным. МТЮЗ обрел сильную труппу всех возрастов, самобытный репертуар, постоянного зрителя. За эти годы им были поставлены 19 спектаклей.
Постановки Павла Хомского в Московском ТЮЗе:
В 1973 году поставил в Центральном детском театре (ныне РАМТ) спектакль «Молодая гвардия» по А. Фадееву и в том же году был приглашен режиссером в Театр им. Моссовета. В 1985 году стал главным режиссером этого театра, с 2000 года - его художественный руководитель.
На сцене Театра им. Моссовета он поставил уже более 30 спектаклей по мировой классике, музыкальные спектакли, например, «Иисус Христос - суперзвезда» по мотивам рок-оперы Э. Уэббера и Т. Райса.
Участник и лауреат многих театральных фестивалей, Павел Хомский осуществлял постановки не только в театрах России, но и за рубежом. Он с успехом в разные годы ставил спектакли в парижском театре «Люсернер» («Медведь» и «Предложение» А. Чехова, «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского), в Барселоне, в театре «Ромеа» - «Белая гвардия» М. Булгакова, а в Хартфорде (США) - «Чеховские рассказы».
Постановки Павла Хомского в Государственном Академическом театре им. Моссовета:
Сотрудничал с другими театрами.
Постановки Павла Хомского в Центральном детском театре: «Молодая гвардия» по А. Фадееву; «Альпийская баллада» В. Быкова.
Постановки Павла Хомского в Московском Литературно-драматическом театре ВТО: «Четыре капли» В.С. Розов (постановка П.О. Хомского, режиссер С.Г. Соколов).
Постановки Павла Хомского в театре имени Ермоловой: «Здравствуйте, дядюшка!» Г. Эфтимиу; «Эти странные новые люди» Ю. Яковлева.
Постановки Павла Хомского в Центральном академическом театре Советской Армии: «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского; «Моя профессия - синьор из общества» Скарначчи и Тарабузи.
Также поставил спектакли: «Крамнэгел» П. Устинова в Московском театре Сатиры; «Дядя Ваня» А.П. Чехова в Таганрогском драматическом театре; «Танго жизни» О. Левицкого в Еврейском камерном театре; «Женский стол в Охотничьем зале» В. Мережко в Государственном русском театре в городе Майкопе.Всего поставил более 140 спектаклей.
Преподавал с 1969 года, вел актерские курсы в Российской академии театрального искусства (ГИТИС имени Луначарского), был профессором по кафедре актерского мастерства. Им было выпущено несколько курсов, в том числе национальные студии: калмыцкая, марийская, балкарская. Среди его учеников такие известные и популярные актеры, как О. Остроумова, М. Филиппов, Ю. Еремин, А. Абдулов, С. Садальский, Д. Бозин, Е. Крюкова, Е. Редникова.
Активно занимался общественной деятельностью в качестве председателя Московской секции режиссеров драматических театров Союза театральных деятелей РФ, члена Экспертного совета Комитета по культуре в Правительстве Москвы по реализации инновационных проектов в области театрального искусства «Открытая сцена».
Публиковал статьи, посвященные различным аспектам театрального искусства, в отечественной периодической печати, в том числе в газетах «Правда», «Советская культура», «Советская Россия», «Вечерняя Москва», журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Искусство кино», «Молодежная эстрада» и других изданиях.
Умер 6 сентября 2016 года в Москве. Церемония прощания и похороны прошли 9 сентября 2016 года. Похоронен на Введенском кладбище в могиле родителей (7 уч.).
Личная жизнь Павла Хомского:
Жена - Наталия Арсеньевна Киндинова (род. 16 января 1939), советская и российская актриса театра и кино, педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1980).
Наталия окончила Щепкинское училище, затем уехала из Москвы в Рижский театр драмы по приглашению Павла Хомского. В Риге между ними начался роман, закончившийся свадьбой.
В браке родились три дочери: Наталья (1959 г.р.), Екатерина (1966 г.р.) и Любовь (1975 г.р.).
Имел четырех внуков - Анну, Варвару, Михаила и Эстер.
Павел Хомский и Наталия Киндинова
Фильмография Павла Хомского:
2003 - Чтобы помнили. Борис Иванов (документальный)
2002 - Чтобы помнили. Ростислав Плятт (документальный)
2006 - Михаил Таль. Жертва королевы (документальный)
2007 - Ольга Остроумова. Очень личное (документальный)
2007 - Ростислав Плятт. Что сказали звезды? (документальный)
2011 - Михаил Козаков. Не дай мне Бог сойти с ума (документальный)
2012 - Ольга Остроумова. Любовь земная (документальный)
2012 - Николай Парфенов. Его знали только в лицо... (документальный)
Режиссерские работы Павла Хомского:
1964 - Проводы белых ночей (фильм-спектакль)
1966 - Декабрь, 1941 (фильм-спектакль)
1969 - Баллада о Сирано (фильм-спектакль) - режиссер спектакля
1971 - Сестра музыканта
1972 - Том Кенти (фильм-спектакль) - руководитель постановки
1973 - Дорогой мальчик (фильм-спектакль) - постановка
1976 - Бернард Шоу (фильм-спектакль)
1978 - На полпути к вершине (фильм-спектакль)
1978 - День приезда – день отъезда (фильм-спектакль)
1981 - Безобразная Эльза (фильм-спектакль)
1984 - Крамнэгел (фильм-спектакль)
1986 - Суд над судьями (фильм-спектакль)
1988 - Цитата (фильм-спектакль)
1999 - Фома Опискин (фильм-спектакль)
2005 - Иисус Христос-суперзвезда (фильм-спектакль)
2006 - Сирано де Бержерак (фильм-спектакль) - постановка спектакля
2006 - Король Лир (фильм-спектакль)
2013 - Свадьба Кречинского (фильм-спектакль)
Сценарии Павла Хомского:
1986 - Суд над судьями (фильм-спектакль)
Награды и звания Павла Хомского:
- Заслуженный артист Латвийской ССР (1958 год);
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (31 июля 1970 года);
- Народный артист РСФСР (16 октября 1980 года);
- Орден Дружбы народов;
- Орден Почета (15 августа 1998 года) - за многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (19 июля 2004 года) - за большой вклад в развитие театрального искусства;
- Знак отличия «За безупречную службу городу Москве» XXX лет (16 марта 2005 года) - за многолетнюю плодотворную деятельность на благо столицы и ее жителей;
- Почетная грамота Президента Российской Федерации (18 ноября 2010 года) - за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу;
- Благодарность Президента Российской Федерации (1 апреля 2005 года) - за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
- Почетная грамота Правительства Москвы;
- Высшая российская общественная награда - знак ордена Св. Александра Невского «За труды и Отечество»;
- Почетный гражданин Республики Калмыкия (30 марта 2005 года).
последнее обновление информации: 18.05.2023
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.