Возраст: 63 (со дня рождения)
Возраст смерти: 52 года
Георгий Константинович Гурьянов. Родился 27 февраля 1961 года в Ленинграде - умер 20 июля 2013 года в Санкт-Петербурге. Советский и российский рок-музыкант, художник. Барабанщик, аранжировщик, автор басовых партий и бэк-вокалист рок-группы «Кино» (1984-1990).
Георгий Гурьянов родился 27 февраля 1961 года в Ленинграде.
Родители - Константин Фёдорович и Маргарита Викентьевна Гурьяновы, были геологами.
С раннего возраста Георгий Гурьянов увлекался музыкой и посещал музыкальный кружок при Доме культуры им. Козицкого, где осваивал сразу несколько инструментов, включая балалайку, домру, фортепиано и гитару. Именно там он начал развивать свои музыкальные способности и интерес к искусству, который впоследствии оказал влияние на его карьеру. В детстве Гурьянов открыл для себя мир рока, и особенное впечатление на него произвело творчество легендарной группы Led Zeppelin, что повлияло на его стиль и предпочтения.
С 1974 по 1976 год Георгий учился в средней школе № 363 в районе Купчино. В это же время, в 1975 году, он окончил городскую художественную школу № 1, где его интерес к искусству стал приобретать более профессиональные формы. В 1976 году он поступил в Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова, но спустя год решил покинуть учебное заведение, почувствовав стремление к новым формам творчества и свободе самовыражения.
В конце семидесятых - начале восьмидесятых годов Гурьянов на некоторое время переехал в Москву, где оказался в центре творческой богемы того времени. Он стал одним из основателей «Клуба друзей Маяковского» - неформального объединения, которое стало местом общения для многих молодых художников и музыкантов.
С конца восьмидесятых годов Георгий Гурьянов стал активно путешествовать, погружаясь в культурные и художественные миры разных стран. Он побывал в Копенгагене, Амстердаме, Париже, Риме, Будапеште, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, посетил Кадакес - город, связанный с творчеством Сальвадора Дали. Особое значение для него имели периоды, проведенные в Берлине, Лондоне и Испании. В 1993 году Гурьянов начал изучать испанский язык, стремясь глубже понять культуру, которой он искренне восхищался.
Среди всех городов Георгий особенно выделял Санкт-Петербург, Мадрид и Лондон, называя их своими любимыми. Именно в Санкт-Петербурге он провел большую часть жизни, занимался творчеством и активно участвовал в культурной жизни города. В последние годы Гурьянов жил и работал в Санкт-Петербурге, обосновавшись на Литейном проспекте, который стал его домом и источником вдохновения для дальнейших художественных проектов.
Георгий Гурьянов в молодости
В 1978-1979 годах Георгий Гурьянов играл на бас-гитаре в группе Сергея «Сэма» Семёнова, известной сейчас как «Дядя Сэм». Этот опыт стал для него одной из первых серьёзных ступеней на музыкальном пути. В 1983 году он присоединился к панк-группе «Автоматические удовлетворители» Андрея «Свина» Панова, где недолгое время играл, погружаясь в яркий и провокационный мир панк-рока. В 1985 году Гурьянов принимал участие в записи ударных для группы «Народное ополчение» в альбоме «Новогодие», помогая создать узнаваемое звучание этого проекта.
В середине восьмидесятых Гурьянов также на некоторое время стал барабанщиком группы «Игры», что позволило ему расширить свои музыкальные навыки и обрести собственный стиль, позже ставший его отличительной чертой. Эти ранние музыкальные эксперименты и сотрудничества с различными коллективами заложили основы его профессионального пути, обогатив его творческий багаж и открыв путь к новым возможностям.
В 1982 году Георгий Гурьянов познакомился с Виктором Цоем, и это знакомство стало судьбоносным в его карьере. С 1984 года он вошел в состав группы «Кино», заняв место барабанщика, а также став аранжировщиком и бэк-вокалистом (подробнее о группе «Кино» смотрите ЗДЕСЬ). Гурьянов внёс значительный вклад в узнаваемое звучание группы, придавая песням «Кино» ритмическую глубину и особый стиль. В этот период он также приобрел известность под псевдонимом «Густав», который стал его творческим альтер эго.
Гурьянов играл в составе «Кино» до трагической гибели Виктора Цоя в августе 1990 года, когда группа распалась. На момент гибели Цоя у группы были далеко идущие планы - они готовились к новому туру в Токио, где с ними должна была работать одна из ведущих японских продюсерских компаний, заинтересованная в глобальном продвижении «Кино» и их финансировании.
В 1982 году Георгий Гурьянов вместе с Виктором Цоем присоединился к авангардному объединению «Новые художники», которое стремилось переосмыслить искусство, отвергая общепринятые культурные каноны. Вдохновленные идеями «ноль-культуры», художники группы искали истину за пределами обыденного и понятного, а также опирались на философию «всечества», предложенную Михаилом Ларионовым и Ильёй Зданевичем. Эти концепции призывали к разрушению границ между разными формами искусства, что стало основой их творчества.
12 октября 1982 года прошла первая акция группы «Ноль объект», ставшая манифестацией их уникального взгляда на культуру. С 1985 года Гурьянов и Цой вместе с «Новыми художниками» начали создавать работы для ленинградского рок-клуба, объединяя в них элементы музыки, живописи и перформанса.
В восьмидесятые годы Георгий Гурьянов активно экспериментировал с музыкой и нашел вдохновение в новаторских направлениях, начав сотрудничество с дуэтом «Новые композиторы» - пионерами электронной музыки в СССР. Их сотрудничество привело к созданию совместного проекта «Start», где участники «Кино» и «Новых композиторов» искали свежие музыкальные решения, объединяя элементы рока и электронной музыки.
В 1984 году Гурьянов также принял участие в оригинальном проекте «Балет трёх неразлучников» по произведениям Даниила Хармса. Вместе с Тимуром Новиковым и Игорем Веричевым он исполнил одну из ключевых партий на музыку, написанную Игорем Веричевым и Виктором Алаховым из «Новых композиторов». Это выступление стало примером синтеза театра и музыки, отражая стремление Гурьянова к экспериментам и междисциплинарным проектам.
С 1985 года Георгий Гурьянов стал участником легендарного индустриального оркестра Сергея Курёхина «Поп-механика», который объединял талантливых музыкантов, художников и актеров в авангардных перформансах. Гурьянов выступал в составе этого проекта в роли барабанщика и вокалиста, погружаясь в мир экспериментального искусства, где классическая музыка, рок, джаз и перформанс сливались в единое целое.
В 1987 году, когда Виктор Цой отправился на съемки культового фильма «Игла», Гурьянов вместе с Юрием Каспаряном и Андреем Крисановым, а также дуэтом «Новые композиторы», создали необычный инструментальный проект, записав альбом под названием Start. Этот альбом, вобравший в себя атмосферу индустриального и электронного звучания, оставался неизданным до 2015 года, когда наконец увидел свет и стал открытием для поклонников творчества «Кино» и авангардной сцены того времени.
Георгий Гурьянов выделялся своим уникальным стилем игры на барабанах, предпочитая выступать стоя, что придавало его игре динамичность и визуальную выразительность. Эта манера была вдохновлена западной сценой, в частности группами «новых романтиков», такими как Duran Duran, и помогала создать яркий и запоминающийся образ на сцене.
В конце восьмидесятых годов Гурьянов начал интересоваться техно- и хаус-музыкой, а также формирующимся клубным движением, что стало началом нового этапа в его карьере. Он сыграл ключевую роль в организации первых рейвов в Санкт-Петербурге, внедряя в Россию этот инновационный музыкальный формат. В начале девяностых годов он стал одним из вдохновителей первых российских рейвов, таких как «Гагарин-party 1» и «Гагарин-party 2» на ВДНХ, а также «Мобиле-party» на стадионе в Крылатском в Москве. Помимо участия в организации, Гурьянов занимался дизайном и символикой афиш для этих событий, что подчеркнуло его стремление привнести в рейв-культуру визуальный стиль и самобытность.
С 1986 года Георгий Гурьянов стал активно сниматься в клипах группы «Кино» и в культовых фильмах, таких как «Йя-Хха», «Конец каникул», «Рок», «Асса» и других, где он играл самого себя, что укрепило его статус как важной фигуры в культурной жизни того времени. В 1989 году благодаря усилиям Юриса Лесника, Владислава Мамышева-Монро и Тимура Новикова была создана первая независимая телекомпания в Советском Союзе - «Пиратское телевидение». Гурьянов стал регулярным участником съёмок этого проекта, а также вёл программу о спорте под названием «Спартакус», которая пользовалась популярностью среди зрителей.
По словам режиссёра Рашида Нугманова, Гурьянов мог сняться в фильме «Игла»: «Была идея в эпизодической роли человека на дрезине, собирателя анаши, снять Георгия Гурьянова. Но тот отказался».
В 2010 году Гурьянов снялся в небольшом эпизоде фильма «Игла Remix» в качестве диджея.
В 1979 году Георгий Гурьянов познакомился с художником Тимуром Новиковым, что стало началом его пути в изобразительном искусстве. В 1982 году Гурьянов вошел в группу «Новые художники», которую возглавлял Новиков, и с этого момента стал активно участвовать в художественной жизни, регулярно выставляя свои работы. Он также принимал участие в знаковых проектах группы, таких как «0-революция» и «0-объект», где художники экспериментировали с идеями авангарда и «ноль-культуры», стремясь достичь новых уровней смыслового выражения.
В декабре 1989 года Гурьянов присоединился к кругу художников нового академизма, который провозгласил Новиков. Став частью этого направления, Гурьянов активно участвовал в выставках неокадемического искусства как в России, так и за рубежом. Новое академическое искусство стремилось к переосмыслению классических форм и к поиску вневременных ценностей, что идеально сочеталось с его творческими поисками.
Критики отмечали, что изобразительное искусство второй половины восьмидесятых годов было представлено двумя основными направлениями. Официальным являлся соцреализм, строго придерживавшийся идеологических канонов. Ему противопоставлялся нонконформизм, охватывавший множество разноплановых течений. Однако творчество Георгия Гурьянова не вписывалось в рамки ни одного из этих направлений, выделяясь особым стилем и неповторимой художественной идентичностью. Его работы остаются уникальными в истории искусства последней четверти двадцатого века, выражая неподражаемый взгляд на мир, объединяющий в себе элементы музыки, культуры и философии.
В июне 1990 года Георгий Гурьянов принял участие в Первой выставке на пролёте Дворцового моста, организованной художником Иваном Мовсесяном. Это событие стало символом стремления ленинградских художников к новым формам публичного искусства, выходящим за пределы традиционных галерейных пространств. Участники выставки создавали произведения специально для экспозиции, ориентируясь на уникальное городское пространство Дворцового моста. Экспонированные работы стали частью коллекции Музея «Дворцовый мост», закрепив их значимость в художественном наследии города.
В том же году Гурьянов также участвовал в проекте «Молодость и красота в искусстве», состоящем из конференции и выставки, организованных Тимуром Новиковым и Дуней Смирновой в Доме Учёных в Ленинграде. Этот проект стал площадкой для обсуждения и демонстрации новых эстетических идеалов, поддерживающих молодость и красоту как ключевые принципы в искусстве, что отражало и художественные ценности самого Гурьянова.
В 1991 году Георгий Гурьянов принял участие в знаковой выставке «Академизм и Неокадемизм», которая состоялась в Мраморном дворце (Музей В. И. Ленина). Вместе с такими известными представителями неокадемизма, как Тимур Новиков, Дмитрий Егельский и молодой кутюрье Константин Гончаров, Гурьянов стал частью культурного движения, которое противопоставлялось традиционному соцреализму и искало новые пути в искусстве, сочетая академические основы с современными течениями.
Гурьянов также стал одним из первых моделей Гончарова, принимавшего участие в создании Модного дома «Строгий юноша». Он носил одежду, созданную дизайнером, включая пальто, жилеты и рубашки, что еще больше укрепило его репутацию как человека, сочетающего эстетику и стиль. За это время среди его друзей и знакомых закрепился неофициальный титул «совесть петербургского стиля», подчеркивающий его особую роль в культурной жизни города.
Гурьянов был признан одним из самых ярких представителей петербургских денди конца XX - начала XXI века, обладавших утонченным вкусом и способных влиять на стиль и моду города.
В июне 1991 года Георгий Гурьянов принял участие во Второй выставке на пролёте Дворцового моста, где представил монументальное живописное панно «Борцы». В числе других участников выставки были такие известные художники, как Тимур Новиков, Иван Мовсесян, Дмитрий Егельский, Владимир Тузов и другие. Это событие продолжило традицию публичных акций, ставших важной частью культурной жизни Ленинграда (Санкт-Петербурга) в тот период.
10 апреля 1991 года Гурьянов стал победителем телевизионного конкурса «Новое имя России и стран содружества», что стало значительным этапом в его творческой карьере и принесло дополнительное признание.
В июле 1992 года он принял участие в Третьей выставке на пролёте Дворцового моста, названной «Феерия и Аллегория Леонардо», а также в выставке «Тайный культ» в Мраморном дворце. На этих выставках, помимо работ Гурьянова, были представлены произведения таких известных художников, как Вильгельм фон Глёден и французский дуэт Пьер и Жиль, что подчеркивало широкий международный контекст выставок, в которых он участвовал.
В 1993 году круг неокадемистов, к которому принадлежал Георгий Гурьянов, трансформировался в институт под названием «Новая академия изящных искусств». Это преобразование стало важным событием в культурной жизни России, рассматривавшимся как своего рода «игра в новый официоз». Новая академия стала своего рода символом альтернативной художественной среды, противопоставленной официальному социалистическому реализму и советской культурной политике.
Члены этого движения - такие художники, как Тимур Новиков, Георгий Гурьянов, Владимир Тузов, Дмитрий Егельский и Александр Медведев - были удостоены звания почётных профессоров Новой Академии. Это признание закрепило их статус в российском искусстве и подчеркнуло важность их вклада в развитие новой художественной парадигмы.
12 мая 1993 года в Государственном Русском музее (Мраморный дворец) открылась первая персональная выставка Георгия Гурьянова. Это событие стало важным моментом в его карьере и в истории неокадемического искусства, подчеркивая его признание в российской художественной среде.
С того времени его творчество стало активно представлено на международных выставках. С 9 по 12 декабря 1993 года он участвовал в выставке «Идея тела в современном русском искусстве» в Гамбурге, в Выставочном зале Гамбург-мессе. В июне 1994 года его работы были представлены на выставке «Ренессанс и резистанс» в Мраморном дворце Государственного Русского музея.
4 ноября 1994 года в московской галерее «Риджина» прошла его персональная выставка «Сила воли», куратором которой стал Тимур Новиков. В сентябре 1995 года Гурьянов принял участие в выставке «О красоте» в той же галерее, куратором которой был Дэн Камерон.
Одним из ярких событий в его международной карьере стало участие в выставке «Новый русский классицизм», которая проходила с февраля по апрель 1997 года в Стеделийк музее в Амстердаме, где он также показал свои работы.
Гурьянов продолжал активно участвовать в значимых культурных проектах, подтверждая своё место в ряду ведущих художников и культурных деятелей России конца XX века.
В 1998 году работа Георгия Гурьянова «Гребцы» была выбрана в качестве плаката для Олимпийских гей-игр в Амстердаме, что стало важным международным признанием его искусства. С 1999 года Гурьянов активно принимал участие в движении «Новые серьёзные», организованном Тимуром Новиковым, что также стало важным этапом в его творческом пути.
В сентябре 2001 года, марте 2003 года и в 2004 году состоялись персональные выставки художника в петербургской галерее Д-137, которая также представляла его работы на проекте «Арт-Москва». В 2004 году работы Гурьянова были выставлены в парижской галерее Orel Art, что также укрепило его репутацию на международной арт-сцене.
С 2011 по 2012 год художник принял участие в выставке «Новая академия. Санкт-Петербург» в фонде культуры «Екатерина» в Москве. Работы Гурьянова составили основной блок выставки, куратором которой был Аркадий Ипполитов, что снова подтвердило его ключевую роль в неокадемическом искусстве.
С 1991 года и до конца своей жизни Гурьянов сосредоточился на динамичных спортивных сюжетах, которые стали основными темами его работ. Художник воссоздавал мотивы спортивной фотографии 1930-х годов, а также черпал вдохновение из фильмов на спортивные темы, таких как «Олимпия» и «Строгий юноша». В своих работах Гурьянов демонстрировал, что «тоталитарное искусство было само по себе разным и не исчерпывалось плоской идеологией социального или расового насилия».
Образы спортсменов и моряков, использованные Гурьяновым, становились почти автопортретными, что позволяло ему «стирание отпечатка „классовой массы“» и замены коллективной пассионарности на личный нарциссизм. Эти изображения освободились от всякой идеологии, кроме эстетической власти. В работах художника образы таких великих мастеров, как Родченко, Рифеншталь и Роома, были реинтерпретированы и показаны через призму личной эстетики, трансформируя их из объектов массовой идеологии в символы личного искусства и самовыражения.
По итогам аналитического обзора российского рынка современного искусства в 2016 году Георгий Гурьянов был признан самым дорогим художником России последних десяти лет среди тех, кто достиг карьерного пика после 1991 года и выставлялся на аукционах в это время. Одним из ярких примеров его успеха стал аукционный лот - «Автопортрет», который был продан на летних русских торгах Sotheby’s в 2016 году за 143 тысячи фунтов стерлингов.
В контексте неокадемизма Гурьянов занимает особое место. Его работы отличаются тем, что он первым среди художников неокадемического движения приближается к табуированной тоталитарной иконографии и делает это с полной серьёзностью, без защитной маски соц-артовской концептуальной иронии. Это придает его творчеству уникальную значимость в истории современного российского искусства.
Среди наиболее значимых работ художника: «Боксёры», «Керель», «Даёшь гол!» (1991), «Девушка с копьём» (1994), «Строгий юноша» Триптих (1994), «Гребцы» (1998-2000), «Красный октябрь» (1998), «Кронштадт» (1998-2003), «Авиатор» (1999), «Трактористка» (2002), «Гимнаст» (2003), «Трамплин» (2006).
Работы находятся в собраниях: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Новый музей (Санкт-Петербург), Собрание галереи «Триумф» (Москва), Частное собрание Ринада Ахметчина, Частное собрание Шалвы Бреуса, Частное собрание Пьера Кристиана Броше, Частное собрание Виктории Маркиной, Частное собрание Регины и Владимира Овчаренко (Москва), Частное собрание Екатерины и Владимира Семинихиных (Москва).
Последние годы жизни Георгий Гурьянов тяжело болел. У него был диагностирован гепатит C, который осложнился онкологическими заболеваниями печени и поджелудочной железы. 21 июня 2013 года его выписали из больницы имени Боткина, после чего он продолжил курс химиотерапии в Германии. Последний месяц своей жизни Гурьянов провёл дома в тяжёлом состоянии.
Он скончался 20 июля 2013 года в своей квартире на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге. Отпевание прошло 25 июля в Николо-Богоявленском морском соборе, он был похоронен на Смоленском кладбище.
27 февраля 2014 года, в день рождения Георгия Гурьянова, в арт-центре «Пушкинская, 10» в Музее Новой Академии Изящных Искусств открылась первая выставка, посвящённая художнику и музыканту, под названием «Мое произведение искусства - я сам». На экспозиции были представлены работы его друзей и современников, среди которых Тимур Новиков, Наталья Жерновская, Андрей Крисанов, Ирена Куксенайте, Евгений Козлов, Владислав Мамышев-Монро, Денис Егельский, Едыге Ниязов, Метсур Вольде, Марина Фёдорова, Андрей Хлобыстин и другие. К открытию выставки был подготовлен каталог, ставший первым изданием, посвящённым Гурьянову.
В августе 2017 года издательство «АСТ» выпустило книгу «Георгий Гурьянов: Я и есть искусство», автором-составителем которой стал Метсур Вольде. Книга стала важным вкладом в сохранение наследия художника и музыканта.
1 июля 2020 года Юрий Каспарян презентовал свой инструментальный проект YK, а 22 декабря того же года состоялся первый онлайн-концерт YK. В основу программы легли две пьесы Георгия Гурьянова: «Доктор Мабузе» (Dr. Mabuze из альбома Start 1987 года группы «Новые композиторы») и «Рига», тема из фильма «Игла» (1988), а также новые композиции Каспаряна.
Рост Георгия Гурьянова: 181 сантиметр
Личная жизнь Георгия Гурьянова:
Женат не был, детей не имел. Гурьянов не скрывал свою нетрадиционную ориентацию.
Фильмография Георгия Гурьянова:
1985 - Противостояние
1985 - Товарищи: Все это джаз (Comrades: All that jazz)
1986 - Йя-Хха
1986 - Конец каникул
1987 - Рок
1987 - Асса
1988 - Трагедия в стиле рок
1989 - Рок в СССР (Rockin' Soviet)
1990 - Секс и перестройка (Sex et perestroïka»
1992 - Последний герой (документальный)
1992 - Прощайте, товарищи (Goodbye Comrades) (документальный)
1996 - Музыка волн, музыка ветра (документальный)
1996 - Солнечные дни (документальный)
1998 - Любовная история Мэрилин Монро и Владимира Маяковского - Маяковский
2005 - Жизнь как кино (документальный)
2006 - Просто хочешь ты знать (документальный)
2008 - Еловая субмарина: Виктор Цой. Дети минут (документальный)
2009 - Последний герой: Двадцать лет спустя (документальный)
2010 - Игла Remix - диджей
2010 - Легенды времени: Тимур Новиков (документальный)
2012 - Цой - Кино (документальный)
Музыка Георгия Гурьянова в кино:
1986 - Конец каникул - драм-машина
1987 - Счастливо оставаться! - драм-машина «Yamaha RX-11»
1987 - Асса - ударные
1988 - Игла - драм-машина
2010 - Игла Remix - драм-машина
последнее обновление информации: 09.11.2024
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.