Культовая советская и российская рок-группа «Кино» была создана в 1981 году. Группа стала одной из самых популярных на пространстве бывшего СССР на рубеже 1980-х - 1990-х годов. Огромное количество их композиций стали хитами - «Группа крови», «Видели ночь», «В наших глазах», «Война», «Звезда по имени Солнце», «Пачка сигарет», «Перемен!», «Песня без слов», «Невесёлая песня», «Печаль» и др...
Группа «Кино» возникла в результате объединения участников двух ленинградских бит-групп - «Палата № 6» и «Пилигрим». В «Палате № 6» на бас-гитаре играл Виктор Цой, а в «Пилигриме» находились гитарист Алексей Рыбин и барабанщик Олег Валинский. Цой также несколько раз выступал на концертах у «Автоматических удовлетворителей» Андрея Панова, а Рыбин некоторое время репетировал с «Абзацем».
Летом 1981 года трое друзей решили провести отпуск в Крыму. В селе Морское они пришли к решению создать свою собственную группу, названную «Гарин и гиперболоиды» - в честь фантастического романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина».
По словам Алексея Рыбина, название группы «Гарин и гиперболоиды» также было вдохновлено тем, что западные рок-группы, которые музыканты слушали в то время, часто имели в своих названиях два или три слова. Вернувшись в Ленинград, участники группы начали репетировать материал, написанный Цоем. Однако вскоре Валинский был призван в армию и покинул коллектив.
Осенью 1981 года музыканты вступили в «Ленинградский рок-клуб», где познакомились с влиятельным представителем рок-андерграунда Борисом Гребенщиковым. Ему настолько понравилось творчество группы, что он предложил им совместную работу в студии. В начале 1982 года название коллектива было изменено на «Кино».
Смысл названия группы «Кино» заключается в его краткости и ёмкости, а также в искусственности, что отражает современное восприятие. При выборе нового названия основными условиями были два слога, распространённость и лёгкость произношения, что стало ответом на длинное название «Гарин и гиперболоиды». Слово «кино» также понравилось Виктору Цою своей искусственностью, что напоминало о его песне «Алюминиевые огурцы», написанной под впечатлением от сельскохозяйственных работ.
Обсуждение названия проходило на квартире у Геннадия Зайцева с участием Бориса Гребенщикова и других музыкантов группы «Аквариум». Поскольку шла подготовка к записи первого альбома, требовалось простое название из одного слова, которое можно было бы разместить на обложке. На встрече было предложено множество вариантов, но окончательное решение не было найдено. На обратном пути, проходя мимо светящейся вывески кинотеатра «Космонавт», музыканты обратили внимание на слово «кино». Оно показалось им подходящим, хотя ранее это название также обсуждали и отложили. В итоге они решили остановиться на этом варианте, устав от поисков.
Дебютный альбом группы «Кино» записывался в Доме пионеров Красногвардейского района, который позже стал известен как студия «АнТроп». Студия была создана Андреем Тропилло из списанного оборудования различных организаций. Он уже имел возможность наблюдать за Цоем и Рыбиным на одном из квартирников, поэтому, следуя рекомендации Бориса Гребенщикова, пригласил их для работы над записью их материала после сведения альбома «Треугольник» группы «Аквариум».
На тот момент группа «Кино» состояла всего из двух человек, поэтому Гребенщиков привлек своих коллег по «Аквариуму»: Всеволода Гаккеля (виолончель), Андрея Романова (флейта) и Михаила Файнштейна-Васильева (бас-гитара). Поскольку барабанщика не было, музыканты решили использовать драм-машину, советский ритм-бокс «Электроника». В итоге получившийся магнитоальбом содержал тринадцать песен и был назван «45» по запланированной общей продолжительности.
Хотя альбом остался почти незамеченным в среде музыкальных критиков, он способствовал росту популярности группы, включая успех за пределами Ленинграда. Виктор Цой впоследствии отмечал, что запись вышла довольно сырой и, возможно, её не следовало выпускать.
Зимой 1983 года группа «Кино» выступила с несколькими концертами в Ленинграде и Москве, но уже в марте между Виктором Цоем и Алексеем Рыбиным произошел серьёзный конфликт. Разногласия, накапливавшиеся долгое время, привели к окончательному разрыву. Цоя раздражало то, что Рыбин исполнял его песни на стороне и не писал собственного материала. Рыбину, в свою очередь, не нравилось, что Цой единолично принимал все решения в группе. В итоге они перестали общаться и с тех пор больше не виделись.
После этого Рыбин принял приглашение Сергея Рыженко и уехал в Москву, чтобы играть с панк-группой «Футбол». Цой остался в Ленинграде, но из-за отсутствия состава на время прекратил музыкальную деятельность, пропустив первый фестиваль Ленинградского рок-клуба.
В начале 1984 года Виктор Цой и Юрий Каспарян приступили к записи второго студийного альбома. Продюсером вновь стал Борис Гребенщиков, который привлёк к работе своих знакомых музыкантов: Александра Титова (бас-гитара), Сергея Курёхина (клавиши), Петра Трощенкова (ударные), Всеволода Гаккеля (виолончель), Игоря Бутмана (саксофон) и Андрея Радченко (ударные). Сам Гребенщиков также участвовал, играя на небольшом клавишном инструменте «Кассиотон».
Запись проводилась на студии Андрея Тропилло, и альбом получил название «Начальник Камчатки» - по имени котельной «Камчатка», где Цой позже работал кочегаром. На обложке альбома, помимо прочих участников, изображён Георгий «Густав» Гурьянов, который присоединился к группе в самом конце записи и успел поучаствовать только в одной композиции.
Главной чертой альбома стал минимализм, отражённый в лаконичных аранжировках и скромных технических возможностях. Звучание гитары Каспаряна, например, создавалось не с помощью овердрайва, а через советский магнитофон «Нота», который применяли для достижения эффекта фузза.
После завершения работы над альбомом «Начальник Камчатки» в составе «Кино» сформировалась новая «электрическая» команда, включавшая Виктора Цоя, Юрия Каспаряна (соло-гитара), Александра Титова (бас-гитара) и Георгия Гурьянова (ударные). С мая 1984 года музыканты начали интенсивные репетиции для создания новой концертной программы. В этом составе они выступили на II фестивале «Ленинградского рок-клуба» и произвели настоящий фурор, став лауреатами и завоевав статус самого яркого открытия мероприятия. Песня «Я объявляю свой дом» была признана лучшей на фестивале, что укрепило популярность группы.
После фестиваля «Кино» начало активно гастролировать по Советскому Союзу, собирая всё больше поклонников. Летом того же года группа выступила вместе с коллективами «Аквариум», «Звуки Му» и «Браво» в подмосковном посёлке Николина Гора. Концерт прошёл под пристальным контролем государственных органов, но несмотря на это, был отмечен как одно из успешных событий и укрепил позиции «Кино» в музыкальной среде.
В январе 1986 года Андрей Тропилло выпустил альбом «Ночь», записанный в его студии и ставший первым официальным релизом группы «Кино», который был издан московской фирмой «Мелодия». Пластинка достигла широкого успеха и, по некоторым данным, разошлась тиражом около двух миллионов экземпляров, что принесло группе славу за пределами рок-сообщества. Однако сами участники «Кино» остались недовольны этим выпуском, так как не получили никаких доходов с продаж. Альбом также подвергся критике в подпольной рок-прессе, где отмечались недостатки выпуска и его качество.
В конце февраля 1986 года группа «Кино» начала запись нового альбома в студии Алексея Вишни, сосредоточившись на песнях с романтической тематикой. Эти композиции, включая «Рядом со мной», «Братская любовь», «Ты обвела меня вокруг пальца» и другие, были созданы с более личным и лирическим настроем, из-за чего музыканты решили не исполнять их на концертах.
Летом музыканты «Кино» отправились в Киев для участия в съёмках фильма Сергея Лысенко «Конец каникул», где прозвучали четыре их песни, а также дали концерт в киевском Доме учёных. В июле того же года они выступили в московском ДК МИИТ совместно с «Аквариумом» и «Алисой». После этого концерта был выпущен общий сплит-сборник под названием «Red Wave» («Красная волна»), который, будучи вывезен из СССР контрабандой, распространился в Калифорнии тиражом десять тысяч экземпляров, став первым релизом советской рок-музыки за рубежом. В 1987 году группа «Кино» была признана лучшей группой года по версии журнала «РИО», а их песня «Следи за собой» названа песней года.
С 1986 по 1988 год Виктор Цой активно участвовал в кинопроектах, снявшись в фильме Сергея Соловьёва «Асса» и затем в «Игле» Рашида Нугманова, что надолго отвлекало его от музыкальной деятельности. В период съёмок он часто бывал в Казахстане, из-за чего группа вынуждена была делать паузы в работе. Юрий Каспарян, благодаря этому, смог посвятить время репетициям с Максимом Пашковым и участвовал в записи дебютного альбома группы «Петля Нестерова». Цой же, находясь вдали от группы, продолжал сочинять и к 1987 году выделил время для работы над альбомом «Группа крови», который критики часто называют зрелой и цельной работой коллектива. Запись проходила на квартире Георгия Гурьянова в Купчино, и благодаря качественному оборудованию, привезённому из-за границы женой Каспаряна Джоанной Стингрей, группа смогла достичь уровня, сопоставимого с мировыми стандартами. Среди используемой техники была драм-машина Yamaha RX-11, что позволяло разнообразить ритмику и контролировать тембры и громкость звука.
Группа «Кино» вышла на центральное телевидение с концертом в программе «Музыкальный ринг», после чего её популярность начала стремительно расти. В 1988 году на экраны вышел фильм «Асса», финальная сцена которого потрясла зрителей: группа исполняла песню «Хочу перемен!» перед огромной аудиторией. Это выступление вызвало настоящий культурный шок и стало одним из триггеров «киномании», охватившей страну. Романтичный образ героя, создаваемый песнями Цоя, оказался глубоко созвучен чувствам и настроениям молодого поколения 1980-х годов, нашедшего в его музыке голос своих стремлений и переживаний.
Кино - Перемен!
После того как «Кино» обрели известность, группа стала получать приглашения на выступления не только в социалистических республиках, но и за пределами СССР. Одним из значимых событий стал благотворительный концерт в Дании в рамках движения «Next Stop» - средства от него были направлены на помощь пострадавшим от землетрясения в Армении. Группа также выступила на крупном французском рок-фестивале в Бурже и приняла участие в советско-итальянском фестивале «Back in the USSR» в итальянском городе Мельпиньяно. В этот период у группы появился профессиональный менеджер Юрий Белишкин, который взял на себя организационные вопросы, ранее возлагавшиеся на жену Цоя, Марианну. В 1989 году музыканты отправились в Нью-Йорк, где прошла премьера фильма «Игла», сопровождавшаяся небольшим концертом.
Группа получила предложение выпустить сборник лучших песен с профессиональным сведением во Франции, музыканты собрались для записи в Москве на студии Валерия Леонтьева. Созданные записи были отправлены в Париж, где происходил процесс сведения альбома, получившего название «Последний герой». Этот сборник включал обновленные версии старых песен, записанных в более высоком качестве. Запись и выпуск пластинки поддержал французский дипломат Жоэль Бастенер, который был известен своей любовью к русской культуре и имел связи с московской богемой.
В 1989 году появился знаковый альбом «Звезда по имени Солнце». Черновые наброски к этому проекту начали формироваться еще весной 1988 года, когда группа активно работала над новыми композициями и искала свое звучание. Основная запись альбома была завершена в конце декабря 1988 года на московской студии, которая принадлежала известному исполнителю Валерию Леонтьеву.
Этот альбом стал настоящим событием в музыкальной культуре того времени. Группа также приняла участие в популярной телепрограмме «Взгляд», что помогло ей завоевать популярность и привлечь внимание широкой аудитории. В рамках продвижения альбома была предпринята попытка записи нескольких видеоклипов на такие знаковые песни, как «Видели ночь», «В наших глазах», «Группа крови», «Дальше действовать будем мы» и «Звезда по имени Солнце». Виктор Цой впоследствии жаловался на неприемлемые условия, в которых им приходилось сниматься; тем не менее, клипы получились довольно неплохими и попали в ротацию ведущих телеканалов страны.
Кино - Война
Музыка группы «Кино», в основном написанная Виктором Цоем, представляет собой яркий пример постпанка и новой волны, хотя сам Цой нередко отождествлял свое творчество с бит-музыкой и поп-музыкой. Это звучание было не просто модным - оно было результатом глубокого осмысления и внимательного изучения западной музыкальной сцены. Музыканты «Кино» с увлечением следили за новыми направлениями и экспериментами, стремясь адаптировать и интегрировать в свое творчество наиболее интересные элементы, которые они слышали.
Каждая песня группы отличается изобилием мелодических находок, что делает их звучание уникальным и запоминающимся. Тексты песен балансируют на грани романтики и героизма, сочетая патетические образы с реалистическими зарисовками повседневной жизни. В них легко прослеживается сдержанная ирония, а также характерный сардонический юмор, что позволяет находить в их строках глубинные смыслы и отражать сложные эмоции.
Эта многослойность делает творчество «Кино» не только актуальным в свое время, но и продолжающим резонировать с новыми поколениями слушателей. Их музыка стала не просто символом целого поколения, но и важным культурным явлением, которое оставило заметный след в музыкальной истории, вдохновляя художников и музыкантов по всему миру.
Стиль группы «Кино» можно сравнить со зрелым «T. Rex», благодаря ритмическому однообразию и лаконизму инструментальных партий, а также запоминающейся и навязчивой мелодике. Эти элементы создают уникальное звучание, которое сразу же привлекает внимание и западает в душу слушателя.
Тематика текстов группы зачастую затрагивает внутренние переживания человека, который сталкивается с трудностями и противоречиями окружающего мира. Обозреватель журнала «Ровесник» выразил это сравнение как «злой вопль городского партизана», который ненавидит и осуждает испоганенный мир, в котором ему приходится существовать. Эта идея конфликтности и борьбы резонирует с многими слушателями, отражая их собственные переживания и чувства.
Тем не менее, все песни группы далеки от политических лозунгов и прямой агитации. На вопрос о причине отсутствия социально-политических тем в своих текстах Цой ответил, что воспринимает свои произведения как художественные работы и не стремится к публицистике. Его подход подчеркивает, что музыка «Кино» - это не только протест, но и глубокое личное выражение, исследующее эмоциональные и философские аспекты жизни, что делает ее значимой и многослойной.
Основу звучания группы «Кино» составили влияния таких коллективов, как The Cure, Duran Duran, R.E.M., The Smiths - особенно в период записи песни «Это не любовь», а также The Sisters of Mercy. Эти группы сформировали музыкальный контекст, в котором развивалась творчество Цоя, помогая ему создать уникальный стиль, впитавший элементы различных жанров.
Не менее важным было влияние знакомых Цоя, таких как музыканты из групп «Аквариум», «Зоопарк» и «Телевизор». Взаимодействие с коллективом «Алиса» также оставило заметный след в его музыке, подчеркивая важность коллегиальности и обмена идеями среди российских исполнителей того времени. Вокальная манера Цоя во многом напоминает стиль Иэна Кёртиса, вокалиста легендарной группы Joy Division, что добавляет дополнительную глубину его исполнению.
Пластика поведения на сцене также имеет свои корни: участники группы были вдохновлены фильмами с Брюсом Ли, которые они часто пересматривали в компаниях друзей. Это влияние проявлялось не только в энергетике выступлений, но и в уверенности, с которой Цой выходил на сцену, что создавало особую атмосферу взаимодействия с аудиторией. В результате, все эти элементы вместе сформировали неповторимый стиль «Кино», который продолжает вдохновлять поклонников и музыкантов до сих пор.
В декабре 1989 года продюсером группы «Кино» вместо Белишкина стал Юрий Айзеншпис, недавно освободившийся после отбывания наказания. Под его руководством группа продолжила развиваться, и весной 1990 года отправилась в Токио, где был заключён договор на раскрутку в Японии, что открывало новые горизонты для их музыки и имиджа на международной арене.
В начале июня 1990 года «Кино» приняла участие в фестивале «МузЭко-90» в Донецке, что стало важным событием для группы. Однако кульминацией этого периода стало выступление на Большой спортивной арене «Лужники» 24 июня 1990 года. Музыканты исполнили 45-минутный сет в завершение ежегодного праздника газеты «Московский Комсомолец». Это выступление стало последним появлением Виктора Цоя на сцене, что добавляет ему особую значимость в музыкальной истории.
Организаторы мероприятия устроили грандиозный салют, в рамках шоу зажгли Олимпийский огонь - событие, которое до этого происходило лишь четыре раза: на Олимпиаде в Москве в 1980 году, Всемирном фестивале молодёжи и студентов в 1985 году, Играх доброй воли в 1986 году и Московском международном фестивале мира в 1989 году. Это подчеркивало величие момента и значимость последнего выступления Цоя, который стал символом целого поколения и важной вехой в истории российской музыки.
В июне 1990 года, завершив тяжелый гастрольный сезон, музыканты группы «Кино» планировали начать работу над новым альбомом, сведение которого должно было проходить во Франции. Однако перед этим они решили взять небольшие каникулы, чтобы отдохнуть и восстановить силы. Эти планы не суждено было осуществиться: 15 августа, возвращаясь с рыбалки, Виктор Цой tragically погиб в автокатастрофе на 35-м километре старого шоссе «Слока-Талси», в нескольких десятках километрах от Риги.
Смерть Цоя стала настоящим потрясением для всей советской общественности. Его фанаты были глубоко опечалены утратой, и среди них зафиксировали несколько случаев самоубийств, что подчеркивало, насколько сильно его творчество влияло на молодежь того времени. На Богословском кладбище, где был похоронен музыкант, образовался палаточный городок, который просуществовал несколько месяцев. Это место стало символом скорби и преданности поклонников, которые приходили отдать дань уважения своему кумиру. Цой остался в памяти многих как выдающийся музыкант и поэт, чья музыка продолжает жить и вдохновлять новые поколения.
К моменту трагической гибели Виктора Цоя была полностью готова только песня «Красно-жёлтые дни». Остальные композиции существовали лишь в черновых вариантах, записанных на акустическую гитару Цоя, и частично оформленных инструментальных партиях.
Осенью того же года в студии ВПТО «Видеофильм» участники группы - Каспарян, Тихомиров и Гурьянов - завершили работу над альбомом. Они дописали аранжировки для имеющихся четырёхканальных записей, завершив то, что задумывалось как новое творение «Кино». Альбом получил в народе название «Чёрный» из-за полностью черного цвета обложки, что символизировало не только печаль и утрату, но и глубокую эмоциональную нагрузку, которую несла музыка Цоя. Этот альбом стал важной вехой в истории группы и оставил неизгладимый след в сердцах поклонников, став наследием, которое продолжает жить спустя годы.
В декабре 1990 года в «Ленинградском рок-клубе» состоялось первое прослушивание нового материала группы «Кино», что стало значимой вехой в истории коллектива после трагической гибели Виктора Цоя. В январе 1991 года в Московском дворце молодёжи прошла презентация и пресс-конференция, организованная в честь выхода «Чёрного альбома». Мероприятие транслировалось по телевизионным каналам, включая «Первый канал» и телекомпанию «ВИD».
На пресс-конференции присутствовали участники группы, такие как Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов, Игорь Тихомиров, а также близкие к Виктору Цою люди: Рашид Нугманов, Марианна Цой, Артемий Троицкий и Сергей Бугаев. Музыканты отвечали на вопросы журналистов, делясь воспоминаниями о Цое и обсуждая дальнейшую судьбу группы.
Тем не менее, после этого группа «Кино» надолго прекратила своё существование. Отсутствие Виктора Цоя оставило пробел, который было трудно заполнить, и музыканты приняли решение не продолжать активную деятельность под именем «Кино». Этот период стал символом завершения одной эпохи и началом новой, в которой музыка Цоя продолжала жить в сердцах поклонников, оставаясь значимой частью культурного наследия.
Кино - Последний герой
Являясь одной из самых ярких и значимых советских групп второй половины 1980-х годов, «Кино» оказало глубокое влияние на становление множества молодых музыкальных коллективов, формируя их стиль и подход к творчеству. Музыка Виктора Цоя и его команды оставила неизгладимый след в истории русского рока и продолжает вдохновлять новых исполнителей даже спустя десятилетия.
Деятели музыки, которые знали Цоя лично или просто были его поклонниками, выражали своё уважение к его наследию не только в интервью, но и через собственные творения. Многие артисты включали отсылки к песням «Кино» в свои работы, создавая песни, которые отражали дух времени и романтику, присущую музыке Цоя. Эта связь между поколениями музыкантов подчеркивает значимость его творчества и продолжает поддерживать его влияние на современную музыкальную сцену. «Кино» стало не просто группой, а культурным явлением, отразившим целую эпоху, и её музыка продолжает жить, находя отклик в сердцах новых поклонников.
Песни группы «Кино» продолжают оставаться популярными среди любителей русского рока и по сей день. Смерть Виктора Цоя, как считается, сыграла значительную роль в популяризации группы, создав своего рода культ трагически погибшего героя. Эта трагедия произошла на пике популярности «Кино», что стало катализатором феномена «киномании», когда поклонники группы начали активно увековечивать её наследие.
В Кривоарбатском переулке в Москве появилась «стена Цоя», на которой фанаты оставляют надписи, провозглашающие такие фразы, как «Кино», «Цой жив», а также цитаты из песен и признания в любви к музыканту. Этот мемориал стал символом не только поклонения, но и ностальгии по ушедшей эпохе, где творчество Цоя стало голосом целого поколения.
Несмотря на неоднократные попытки представителей властей и различных неформальных организаций закрасить стену, она до сих пор остается местом паломничества для поклонников со всей России и ближнего зарубежья. Люди продолжают приносить цветы, вешать плакаты и добавлять новые надписи, подтверждая тем самым, что музыка Цоя и его наследие по-прежнему живут в сердцах поклонников, вдохновляя их и служа символом надежды и памяти о великом музыканте.
31 декабря 1999 года «Наше радио» опубликовало список «100 лучших песен русского рока XX века», составленный на основе голосования радиослушателей. Группа «Кино» заняла в этом списке особое место, представив десять своих песен, что является наибольшим количеством среди всех исполнителей. В этот список вошли такие культовые композиции, как «Группа крови», «Звезда по имени Солнце», «В наших глазах», «Последний герой», «Хочу перемен!», «Пачка сигарет», «Спокойная ночь», «Восьмиклассница», «Война» и «Закрой за мной дверь».
Эти песни не только отражают дух времени, но и продолжают находить отклик у новых поколений слушателей, подтверждая тем самым непреходящую значимость и влияние «Кино» на российскую музыкальную сцену. Их творчество стало символом целого движения, а мелодии и тексты песен до сих пор звучат в сердцах многих, оставаясь актуальными и по сей день.
Котельная «Камчатка», расположенная по адресу улица Блохина, 15, где Виктор Цой работал кочегаром более года (с осени 1986 до января 1988), стала важным объектом паломничества поклонников его творчества. Это место стало символом не только его трудовой биографии, но и самой музыки, которая продолжает вдохновлять множество людей. В 2001 году здание было выкуплено коммерческой компанией, и возникла угроза его разрушения, так как планировалось уничтожить легендарный подвал. Однако Валентина Матвиенко, посетив это место, распорядилось сохранить котельную и инициировать создание музея Виктора Цоя, который будет финансироваться из городского бюджета.
Помимо котельной, в Киеве на озере Тельбин находится еще одно культовое место для поклонников Цоя. Здесь снимался короткометражный фильм «Конец каникул», и по сей день в этом месте растут старые ивы, которые можно увидеть в кадрах фильма. Это пространство стало важным культурным символом, и многие украинские фанаты посещают его, чтобы почтить память великого музыканта и соприкоснуться с его наследием. Таким образом, как котельная «Камчатка», так и озеро Тельбин олицетворяют связь Цоя с его поклонниками, создавая особые культурные памятники, которые хранят его память и продолжают вдохновлять новые поколения.
Летом 2011 года, в честь тридцатилетия рок-группы «Кино», в посёлке Морское, Крым, был установлен памятный знак, который стал символом уважения и признания наследия Виктора Цоя и его музыки. Этот знак представляет собой гитару с мемориальной доской, установленную на месте, где в 1981 году располагалась палатка будущих музыкантов, собранных судакским рок-клубом.
Это событие стало важной вехой в истории группы и её поклонников, предоставляя возможность вспомнить о тех истоках, из которых возникло знаменитое музыкальное движение. Памятный знак стал не только точкой притяжения для поклонников творчества Цоя, но и местом, где новое поколение музыкантов и любителей рок-музыки может оценить вклад группы в развитие отечественной музыки. Установка памятника в таком значимом месте подчёркивает важность истории и культурной идентичности, связанной с «Кино», а также продолжает вдохновлять людей на протяжении десятилетий.
В 1988 году Виктор Цой написал стихотворение «Дети минут», которое он передал своему другу Александру Липницкому. Липницкий вспоминал, что Цой решил не выпускать эту песню из-за своих опасений обидеть товарищей-музыкантов, так как стихи содержали множество отсылок, что могло быть воспринято неоднозначно.
Только 20 июня 1992 года «Дети минут» была впервые исполнена Алексеем Рыбиным, одним из основателей «Кино», вместе с группой «Атас» на концерте, посвящённом памяти Виктора Цоя. Однако песня не получила широкой известности в тот момент.
К двадцатилетию со дня смерти Цоя режиссёр Рашид Нугманов задумал сделать «ремикс» своего фильма «Игла», в котором Цой исполнил главную роль. Узнав об этом, Липницкий передал Нугманову текст песни. В результате Нугманов обратился к Вячеславу Бутусову, основателю групп «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер», который написал музыку к песне. Гитарные партии исполнил Юрий Каспарян, гитарист «Кино» и «Ю-Питера».
Клип на песню «Дети минут» был впервые показан на фестивале «Рок над Волгой» 12 июня 2010 года, что стало важным событием для поклонников Цоя и продолжением его музыкального наследия. Этот проект помог вновь актуализировать творчество Виктора Цоя, подарив новой аудитории возможность прикоснуться к его искусству.
В 2010 году в рамках концерта «20 лет без Кино» впервые прозвучали симфонические инструментальные версии песен группы, созданные композитором Игорем Вдовином. Работы над полноценной концертной программой продолжались два года, в ходе которых к проекту присоединился гитарист «Кино» Георгий Каспарян, а продюсером выступил сын Виктора Цоя - Александр Цой. Барабанщиком проекта стал Олег Шунцов, который в 2020 году вошёл в состав группы как сессионный музыкант.
Проект «Симфоническое Кино» был представлен 21 июня 2012 года в честь 50-летия со дня рождения Виктора Цоя. В 2017 году вышел дебютный концертный альбом «СимфониК», представляющий собой запись выступления 2015 года в БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге. Дизайн обложки альбома был создан Андреем Крисановым, сессионным гитаристом «Кино» из второй половины 1980-х, который, к сожалению, умер в 2018 году от онкологического заболевания.
18 декабря 2020 года состоялась премьера фильма-концерта «Симфонического Кино» в рамках проекта «Музыкальная гостиная» Газпромбанка. Этот проект стал значимым шагом в сохранении и популяризации наследия Виктора Цоя, позволяя новой аудитории вновь открыть для себя его музыку в новом, симфоническом звучании.
В 2019 году сооснователь и гитарист группы в 1981-1983 годах Алексей Рыбин, использовав изначальное название «Кино», собрал новый коллектив «Гарин и Гиперболоиды». Основу репертуара группы составляют кавер-версии песен Виктора Цоя и Майка Науменко. Рыбин выбирает только те композиции «Кино», к которым у него есть историческое отношение.
В 2021 году «Гарин и Гиперболоиды» выпустили дебютный альбом «Экстрада», в который вошло пять кавер-версий песен «Кино»: «Бездельник», «Битник», «Генерал», «Мне не нравится город Москва» и «Просто хочешь ты знать». Этот проект стал продолжением традиции музыки Цоя, позволяя новым поколениям знакомиться с его наследием в свежем звучании.
В 2019 году сын Виктора Цоя, Александр Цой, предложил проводить концерты группы, на которых использовался бы вокал Виктора из старых записей, при этом исполнялась бы живая музыка бывших участников «Кино» с созданием специального видеоряда. Предполагалось, что на сцену выйдут музыканты группы - Игорь Тихомиров, Андрей Титов и Юрий Каспарян. Барабанные партии должен был исполнить Олег Шунцов, участник проекта «Симфоническое Кино», а акустическую гитару играл бы Дмитрий Кежватов из группы «Тараканы!».
Концерты были запланированы на 31 октября в Санкт-Петербурге и 21 ноября в Москве в 2020 году. Однако из-за ограничений, связанных с пандемией COVID-19, мероприятия были перенесены на 2021 год, что позволило организаторам доработать проект и привлечь еще больше поклонников творчества Виктора Цоя.
Первого июля 2020 года Юрий Каспарян представил свой инструментальный проект «YK», в который также вошёл сессионный барабанщик группы «Кино» Олег Шунцов. В начале осени вышел первый сингл проекта, а 22 декабря того же года состоялся первый онлайн-концерт «YK».
Программа концерта включала две пьесы барабанщика «Кино» Георгия Гурьянова - «Доктор Мабузе» (из альбома «Start» 1987 года группы «Новые композиторы») и «Рига», тему из фильма «Игла» (1988). Также в программу вошли новые композиции Каспаряна, демонстрируя его творческое развитие и стремление к экспериментам в музыке.
В ноябре 2022 года группа «Кино» объявила о выходе альбома, который включает все студийные записи с обновленным звучанием за прошедшие десять лет. Альбом получил название «12 22» и был выпущен 22 декабря.
Несмотря на то что релиз позиционировался как студийный альбом, критик Алексей Мажаев в своей рецензии отметил, что это, по сути, сборник, сформировавшийся естественным образом за последнее десятилетие. Он подчеркнул, что на этом сборнике «Кино» звучит так, как должно звучать в 2023 году. В рецензии газеты «Московский комсомолец» также отмечалось, что трек-лист альбома не включает такие знаковые песни, как «Группа крови», «Звезда по имени Солнце» и «Пачка сигарет», что делает его не совсем похожим на традиционный сборник лучших хитов.
Перед выходом альбома-сборника «12 22» 20 октября 2022 года был представлен клип на песню «Закрой за мной дверь». В видео, как и в клипе на песню «Попробуй спеть вместе со мной», вышедшем в 2020 году, использованы кадры из фильма «Конец каникул». Эти визуальные элементы подчеркивают связь с творчеством Виктора Цоя и создают ностальгическую атмосферу, отражая дух его музыки и времени.
В марте 2024 года группа представила заново перезаписанную версию альбома «Это не любовь», выпущенного в 1985 году. Продюсер Александр Цой отметил, что качество оригинальной записи, сделанной в начале восьмидесятых, не позволяло в полной мере оценить песни: хотя все инструменты были слышны, цельная картина звучания отсутствовала. Спустя сорок лет музыка получила тот звук, которого она заслуживает, что стало важным шагом в её восстановлении и переосмыслении для нового поколения слушателей.
После трагической гибели Виктора Цоя возникли значительные разногласия относительно авторских прав на творчество группы «Кино». Александра Липницкий утверждал, что права третьих лиц нарушались со стороны вдовы Цоя и звукозаписывающей компании «Moroz Records», применявших различные хитрые схемы. В результате музыканты группы и другие заинтересованные лица фактически утратили свои права на творчество, в то время как Марьяна Цой выплачивала им деньги в течение нескольких лет, однако это не считалось полноценной компенсацией. Липницкий решил рассказать об этой стороне истории, чтобы восстановить историческую справедливость и привлечь внимание к проблемам, с которыми столкнулись участники группы и их наследие.
Впервые музыканты «Кино» высказали свои требования на аудиозаписи группы в две тысячи первом году. С 1990 года все авторские гонорары от использования творческого наследия «Кино» получала вдова Виктора Цоя, Марианна Цой, которая передала свои авторские права компании «Moroz Records». В 2001 году Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов и Игорь Тихомиров решили, что это ущемляет их права как исполнителей, и подали иск к родителям Виктора Цоя и Марианне в один из районных судов Санкт-Петербурга. Они требовали признать себя соавторами аранжировок песен и выплатить причитающиеся им авторские гонорары. Однако добиться успеха в этом деле музыкантам не удалось.
Вторую попытку решить вопросы с авторскими правами музыканты «Кино» предприняли в Москве в две тысячи третьем году, обратившись в юридическую компанию «Городисский и партнёры». В апреле 2018 года отец Виктора Цоя, Роберт Цой, выиграл суд против компании «Moroz Records», в результате чего права на песни его сына были изъяты у этой компании. В 2021 году «Moroz Records» потребовала у Александра Цоя, сына Виктора Цоя, 13,4 миллиона рублей за авторские права на песни его отца.
Виктор Цой;
Алексей Рыбин;
Олег Валинский;
Юрий Каспарян;
Александр Титов;
Игорь Тихомиров;
Георгий Гурьянов
1982 - «45»;
1983 - «46»;
1984 - «Начальник Камчатки»;
1985 - «Это не любовь»;
1986 - «Ночь»;
1988 - «Группа крови»;
1989 - «Звезда по имени Солнце»;
1991 - «Чёрный альбом»
1987 - «Из альбома Начальник Камчатки»;
1988 - «Из альбома Ночь»;
1989 - «Франция Maman»;
2018 - «Атаман»;
2019 - «Перемен»;
2019 - «Вопрос/Место Для Шага Вперёд»;
2020 - «Следи за собой»;
2021 - «Нам с тобой/Кукушка» (премикс);
2022 - «Любовь к оружию» (с Женей Фёдоровым);
2022 - «Проснись, Это Любовь/Город»
1985 - «Фильмы»;
1985 - «Видели ночь»;
1985 - «Фильмы»;
1986 - Feeling (с участием группы «Кино»);
1987 - «В наших глазах»;
1987 - «Война»;
1989 - «Звезда по имени Солнце»;
1989 - «Пачка сигарет»;
1989 - «Стук»;
1989 - «Песня без слов»;
1989 - «Невесёлая песня»;
1989 - «Печаль»;
2012 - «Атаман» (неизвестная запись Виктора Цоя, после чего участники группы собрались вместе и записали композицию);
2020 - «Попробуй спеть вместе со мной»;
2022 - «Закрой за мной дверь» (версия из альбома-сборника «12 22»)
последнее обновление информации: 05.11.2024