лого Штуки-дрюки

Николай Евреинов - биография, новости, личная жизнь

Николай Евреинов

Возраст: 145 (со дня рождения)

Возраст смерти: 74 года

Николай Евреинов

Николай Николаевич Евреинов. Родился 13 (25) февраля 1879 года в Москве - умер 7 сентября 1953 года в Париже. Русский и французский режиссер, драматург, создатель оригинальной теории театра, историк театрального искусства, философ, актер, музыкант, художник, психолог.

Николай Евреинов родился 13 (25 по новому стилю) февраля 1879 года в Москве.

Отец - Николай Васильевич Евреинов, инженер путей сообщения.

Мать - Валентина Петровна, из старинного французского рода, представителем которого в России был один из двух сыновей маркиза де Грандмезона, бежавших во время Великой французской революции, Жан - русский офицер Иван Иванович Грандмезон, участник Отечественной войны 1812 года, Бородинской битвы, который в отставку вышел в чине полковника, был женат на Прасковье Николаевне Сафроновой.

Дед - Петр Иванович Грандмезон (1819-1872), потомственный дворянин, врач.

Детские годы провел в постоянных разъездах по России (Дерпт, Псков, Москва, Екатеринослав), причиной чему была служба отца. Много для приобщения к театральной жизни, как и его сверстнику-соратнику Борису Глаголину, в юности дал Псков, где семья Николая Васильевича Евреинова, возглавлявшего правление Псковско-Рыбинской железной дороги, обосновалась сравнительно надолго.

«Я всегда любил женщин: я люблю загадки. В 10 лет я уже был «caballero». Псковские барышни казались мне принцессами. Смотреть на них царственным оком - я не знал тогда лучшей забавы», - вспоминал Евреинов.

От матери Евреинов унаследовал любовь к музыке и страсть к театру. Свою первую пьесу написал в семь лет. Любые домашние торжества непременно сопровождались его постановками.

В 1887-1892 годах учился в гимназиях Пскова и Москвы.

В 1898 году окончил 4-ю Московскую гимназию и поступил в Императорское училище правоведения, где играл в любительском театральном кружке, для которого писал пьесы.

В 1893 году написал и поставил одноактную пьесу «Репетиция» (не опубликована) и оперу-буфф, арлекинаду «Сила чар» (утрачена; поставлена совместно с Н. В. Карминым, будущим вдохновителем постановки «Вампуки»). В кружке же он сыграл Франца Мора (в «Разбойниках» И. Шиллера), Глумова («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского), Сына (в комедии М. Н. Владыкина «Омут»).

В середине 1890-х его родители развелись. Он принял сторону матери, отношения с отцом практически не поддерживал.

В 1901 году окончил училище с серебряной медалью (выпускное сочинение - реферат «История телесных наказаний в России»). Далее поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургскую консерваторию, где его учителями были Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов. Под руководством А.И. Введенского начал изучать в университете философию.

Написал историческую драму из «петровской эпохи» «Болваны, кумирские боги» - прообраз его реконструктивных постановок «Старинного театра» (опубликована в его книге «Драматические сочинения»).

Начал службу в Министерстве юстиции, затем работал в Министерстве путей сообщения.

В 1902-м написал комедию в трех действиях «Фундамент счастья» (опубликована также в 1912 году под названием «Счастливый гробовщик»).

В 1905-м поставил свою одноактную комедию «Степик и Манюрочка» в Александринском театре (премьера - 22 декабря; Степик - П. М. Медведев, Манюрочка - В. В. Стрельская). В пьесе адюльтер представлен как выход из «серой паутины будней», конечно же, подразумевал, если и не скандал, то заметную реакцию - это первая пьеса Евреинова, в которой он манифестирует «трансформацию жизни», «театрализацию быта», здесь прослеживается и влияние Оскара Уайльда.

30 января 1905 состоялась премьера комедии «Фундамент счастья» в «Новом театре» (театр Л. Б. Яворской) (Анастасия - Л. Б. Яворская, Чернушкин - И. Ф. Шмидт).

16 декабря 1906 года в Театре Литературно-Художественного общества (Суворинском) вышла пьеса Евреинова «Красивый деспот. Последний акт драмы» (в 4-х действиях).

27 января 1907 года - премьера пьесы «Бабушка» (отрывок из жизни в одном действии Н. Н. Евреинова - к 50-летию актерской деятельности В. В. Стрельской, которая играла себя).

режиссер и драматург Николай Евреинов

В конце 1907 года стараниями Евреинова в Санкт-Петербурге возник Старинный театр. Из участников и руководителей этой недолговременной, но оставившей заметный след в культурной жизни того времени, затеи следует назвать завзятого театрала барона Н. В. Дризена (одного из основных субсидентов), издательницу Н. И. Бутковскую, а в числе теоретиков - Е. В. Аничкова и К. М. Миклашевского.

Задачам Старинного театра был посвящен доклад Евреинова, прочитанный 30 ноября 1907 года в Литературном кружке имени Я.П. Полонского. Евреинов выдвинул, в частности, принцип «изображать не изображаемых, а изображающих», «стремиться передать образ мистерии или моралите через черты того ученого аббата или почтенного горожанина, который являлся носителем драматического искусства в ту эпоху». Публика была заинтригована.

Евреинову удалось собрать вокруг своего предприятия лучшие молодые силы, и уже один перечень сотрудников театра не позволяет забыть о нем в анналах отечественной истории.

Первый сезон Старинного театра (1907-1908):


Второй сезон Старинного театра (1911-1912):


Николай Евреинов и Наталья Бутковская

Николай Евреинов и Наталья Бутковская

Весной 1908 года «Орлеанская дева» Ф. Шиллера в постановке Евреинова, с Б. С. Глаголиным в роли Иоанны, идет в Театре Литературно-художественного общества (товарищество суворинских артистов, возникшее на сезон 1908 года). Свое постановочное решение режиссер толковал в духе Старинного театра, как попытку восстановить характер спектаклей времен Ф. Шиллера.

2 сентября 1908 года поставлена пьеса «Такая женщина» («Катар души»). Драматический парадокс в одном действии Н. Н. Евреинова (постановка Б. Глаголина - Театр Литературно-художественного общества). По сюжету современная содержанка богатого аристократа погибает от скуки, а тот, потакая прихотям, окружает ее сказочной роскошью, дарит одетого в военную форму 5-килограммового карлика из паноптикума. Содержанка убивает Его Светлость. Спектакль, оформленный в стиле О. Бердслея, с актерами-декламаторами в костюмах XVIII века, провалился. Автор пьесы предоставил право принимать «поздравления» режиссеру-постановщику.

В перерыве между сезонами Старинного театра Евреинов работал как режиссер-постановщик Артистического кружка баронессы И. А. Будберг. Здесь он поставил «Кандида» Вольтера и «Снег» Пшибышевского.

Сотрудничество с Верой Комиссаржевской

В сезон 1908/1909 был приглашен в театр на Офицерской к В.Ф. Комиссаржевской на должность режиссера. Не следует переоценивать этого наибольшого периода ни для театра, ни для творческой биографии Н. Н. Евреинова, но сотрудничество это стало важным этапом в самосознании режиссера, с юных лет своих с пиететом относившегося к актрисе. Главным образом из-за «Игры о Робэне и Марион» очарованная пастурелью В. Ф. Комиссаржевская пригласила Евреинова в свой театр после отставки В.Э. Мейерхольда.

4 сентября 1908 года - премьера пьесы «Франческа да Римини» Г. Д’Аннунцио (перевод В. Брюсова и Вяч. Иванова, художник - М. В. Добужинский) в постановке Н. Н. Евреинова впервые показана во время московских гастролей Драматического театра. Главную роль исполняла В. Ф. Комиссаржевская. Спектакль вызвал полемику в критике. В спектакле «Франческа да Римини» Евреинов впервые применил в режиссерской работе «принцип монодрамы», показав события, словно проецируемые через сознание главной героини.

Теория монодрамы как драматического представления, которое преподносит окружающий мир таким, каким он воспринимается действующим лицом «в любой момент его сценического бытия», и заставляет каждого из зрителей стать в положение этого лица, «зажить его жизнью», оформилась у Евреинова к 1908 году. Монодрама как пьеса «от первого лица», как драма, утратившая свою «объективность» («только субъективное, искаженное» зрение представляет ценность для современного театра), впервые реализована в «Представлении любви».

28 октября 1908 года за несколько часов до спектакля было запрещено представление пьесы Оскара Уайльда «Саломея» (разрешенное драматической цензурой) на том основании, что сюжетом пьесы являются евангелические события. Не помогло и переименование пьесы в «Царевну».

8 января 1909 года - премьера пьесы «Ванька-ключник и паж Жеан», драма в двенадцать двойных карт Федора Сологуба. Режиссер - Н. Н. Евреинов. Художник - К. И. Евсеев. Впоследствии переботанная Ф. К. Сологубом пьеса будет поставлена Н. Н. Евреиновым в «Кривом зеркале».

В 1909 году театр В.Ф. Комиссаржевской уехал на гастроли. В Петербурге остались Ф.Ф. Комиссаржевский, Н.Н. Евреинов и часть труппы. В их распоряжении оказалась прекрасно оборудованная сцена и масса свободного времени. Было решено создать театр-кабаре, который получил название «Веселый театр для пожилых детей». Он просуществовал недолго - до конца осени того же года. Кроме актеров театра В. Ф. Комиссаржевской, труппу кабаре составили некоторые «кривозеркальцы». К началу сезона все они разошлись по своим театрам. Через год «Веселый театр» попытались было открыть снова и даже в Театральном клубе дали несколько представлений. Однако из возобновления ничего не вышло. И дело скоро развалилось. Кабаре осилило всего две программы.

В начале сентября 1910 года Евреинов был приглашен на должность главного режиссера театра-кабаре «Кривое зеркало». Первая программа «Кривого зеркала» была связана с именем Евреинова - в нее включили пародию на фрагмент только что запрещенной «Царевны». Евреинов любил озорство, розыгрыши, ценил анекдоты, уважал людей умеющих их рассказывать. Это сближало его, например, с А. Глазуновым, К. Миклашевским. Отдельные письма последнего не содержат ничего, кроме свежего анекдота, Евреинов отвечал ему тем же. Названный фрагмент, «Танец семи покрывал» («Саломея» - в «Кривом зеркале») в исполнении Т. Пуни, заканчивался несением гробовидного сундука с табличкой: «Осторожно, Оскар Уайльд!».

С 1910-го по 1916-й год он - драматург, режиссер, художественный руководитель, композитор и художник «Кривого зеркала», где поставил за этот период около ста спектаклей.

В 1919 году, спасаясь от ужасов Гражданской войны, Евреинов и художники С. А. Сорин и С. Ю. Судейкин приехали в Баку. Решено было открыть в городе ночной театр-кабаре «Веселый Арлекин». Панно для заведения выполнил Сергей Судейкин. Гимн кабаре написал поэт Сергей Городецкий. Николай Евреинов писал для артистов миниатюры, которые пользовались у публики успехом. Весной 1920 года началась массовая эмиграция, театр-кабаре закрылся и Евреинов вернулся в Россию.

Общественная деятельность

Принимал участие в общественной деятельности. В 1911 году - один из членов-учредителей Общества единого искусства. Своей целью общество ставило «объединение всех форм искусства, искание и последовательное проведение в жизнь начал красоты»; предполагались «чтения, беседы, публичные лекции, спектакли, музыкальные, литературные и художественные вечера, концерты, балы, курсы, конкурсы, музеи, выставки, специальные библиотеки, оркестры, хоры, группы оперных драматических, оперных и балетных артистов, студии»; предполагалось «также устраивать свои помещения, буфеты, столовые, клубы и т. д.».

В 1914 году вошел в бюро Общества деятелей периодической печати и литературы, существовавшего с 1907 по 1917 год, и объединявшего около 700 членов, которое было по сути профессиональным союзом творческих деятелей Москвы, Санкт-Петербурга и губерний России.

В 1915-1917 годах - член Общества возрождения художественной Руси. Общество имело широчайшую просветительскую и исследовательскую программу.

С 1914 по 1916 он живет в Финляндии у Ю.П. Анненкова (ныне - Репино , Санкт-Петербург). Активно участитвовал в общественной театрально-народной жизни поселка. Сотрудничал с Чуковским в его рукописном альманахе «Чукоккала».

Поздней осенью 1917 года уехал из Петрограда.

В театре Вольной комедии поставил пьесу Л. Никулина и М. Рейснера «Небесная механика». Автор музыки к спектаклю Л. Никулина «Тут и там» (1920).

«Штурм Зимнего»

Одним из ярчайших и, несомненно, самым массовым и масштабным опытом в творческой биографии Николая Евреинова стало руководство постановкой «Взятия Зимнего дворца» - кульминационного эпизода Октябрьской революции, в третью ее годовщину (7 ноября 1920 года). Самое подробное описание истории постановки и этого представления дал другой их участник - Юрий Анненков (многие годы - друг и сотрудник драматурга) во втором томе «Дневников».

Одним из инициаторов этого грандиозного спектакля был пианист и композитор, служащий Политуправления Петроградского военного округа Дмитрий Темкин (впоследствии известный американский кинокомпозитор, лауреат четырех Оскаров).

Размеры «сценической площадки», которой явилась вся Дворцовая площадь (в то время уже носившая имя Урицкого - до 1944 года), обуславливали коллективность режиссуры: главный режиссер - Николай Евреинов, его помощники-постановщики - А. Кугель, А. Петров, Г. Державин и Ю. Анненков (помимо того - автор декораций), вспомогательные функции (сценарные, костюмерные и т. д.) выполняли многие другие. Зрелище упоминается во многих изданиях, посвященных истории современного театра. Число участников представления в разных источниках указывается разное, по словам Ю. Анненкова, «действующих лиц было около 8000... (оркестр в 500 человек)».

Представление это знаменовало собой вершину (в смысле размеров и количества привлеченных исполнителей) и начало заката карьеры Евреинова в России.

Кадры, на которых запечатлены эпизоды этого спектакля, стали образным базисом понимания Октябрьской революции, на протяжении десятилетий использовавшимся идеологами.

«Самое главное»

20 февраля 1921 года в Петрограде, в театре «Вольная комедия» премьера пьесы «Самое главное». В ней реализована значительная часть теоретических положений Евреинова, откристаллизовавшихся за 15 лет, фрагментарно воплощенных в опытах, начиная с «Красивого деспота» 1905 года. Вобрав основные программные принципы «Театра для себя» и «Театра как такового», эта пьеса - своеобразный итог и испытание их целесообразности и жизнеспособности.

На фоне массового коллективного монументального зрелищного творчества в духе героико-эпического «вагнерианства», которое декларировал театр «победившей революции», и дань которому режиссером была отдана постановкой массового действа на Дворцовой, формально основные задачи Н. Н. Евреинова предстают камерными экспериментами индивидуальной проекции. Однако к решению их он двигался прагматично и успешно приспосабливал к требованиям времени. Идеи свои Евреинов без напряжения адаптирует к «утилитарным» потребностям «общей пользы» посредством включения приемов параллельно с написанием пьесы разработанной им методики театротерапии, призванной сценическими средствами врачевать зрителей.

Этой пьесе суждено было стать главной в жизни Николая Евреинова. Под названиями «Маскарад жизни», «Доктор Фреголи», и, наконец, «Комедия счастья» она переведена почти на все европейские языки, шла и периодически возобновляется в постановках практически всех стран Европы, в США, Латинской Америки, Японии. Ставили ее Театр Польски (Варшава, 1922), Национальный театр (Белград, 1924), Гилд Театр (Нью-Йорк, конец марта - апрель 1926 - 40 спектаклей), театры Луиджи Пиранделло и «Ателье» Шарля Дюллена (1926, здесь, в Париже, эта пьеса шла около 250 раз), Бургтеатр (Вена, 1927), Королевский Фламандский театр (Антверпен, 1930) и многие другие.

Николай Евреинов - портрет Ильи Репина

Николай Евреинов портрет Ильи Репина

Эмиграция

30 января 1925 года он покинул Ленинград, отправившись в эмиграцию. Жил в Париже. Затем побывал в США. Вернулся во Францию в 1927 году.

Во Франции продолжал свою творческую деятельность. В свободное время он занимался поиском документов о происхождении рода Гранд Мезон. Однако не преуспел в этом. Возможно, даже хорошо то, что в историю Франции он вошел не как потомок маркиза, а под своим собственным именем Николая Евреинова - создателя Русского театра, Объединения русских артистов в Париже, преподавателя Сорбонны.

«Потому что все, что радовало раньше в нашем новом театре и заражало своими замыслами передовые театры Европы и Америки, стало в СССР гонимым, как нечто чуждое - по мнению «начальства» и искажающее революционную действительность, а также непонятное своими «упадочными течениями», - говорил Николай Евреинов о причинах эмиграции.

Искусствоведы считают, что именно к теоретическим исследованиям и творческим экспериментам Евреинова восходит вся идеология нового театра. Идеи режиссера предвосхитили теорию и практику европейского театра XX века, оказали большое воздействие на творчество Луиджи Пиранделло и Бертольда Брехта.

В 1940-е годы в Русском драматическом театре Парижа поставил пьесы «Женитьба Белугина» А. Н. Островского и свою «Самое главное».

Написал много работ по истории и теории театра. Также автор множества работ философского толка. Образ мыслей Евреинова, самобытные воззрения и достаточно спорная, не всегда аксиоматичная система взглядов этого режиссера, позволяют, тем не менее, причислить его к тем, чьей волею в XX веке преобразился мировой театр.

Имя Евреинова стоит в одном ряду с именами Мейерхольда, Комиссаржевского, Таирова и Вахтангова. Но идеи Евреинова расширяли понятие о театральности и об искусстве актера, вынося их даже за пределы театрального помещения. «То, что считалось до сих пор театром, не более как одна из многочисленных вульгарных форм удовлетворения чувства театральности, - лишь незначительный в конечном результате эпизод из истории соборной театральной культуры, а главное (что чрезвычайно примечательно) - не всегда театр в полном смысле этого слова», - считал он. Евреинов не ждал от такого театра дальнейшего развития: «Опыт двух тысяч с лишком лет не дает оснований предполагать в будущем нечто высшее в этом отношении, чем сценическая быль времен Софокла и Аристофана».

Идя дальше, Евреинов утверждал, что «прекрасно искусство, создающее новые ценности; увлекательно искусство, не желающее ничего брать напрокат, как бы дешево это ни стоило, и дерзновенно творящее даже собственное небо, в котором подчас больше небесного, чем в настоящем небосклоне».

Искусство, стремящееся подражать действительности, воспроизводить действительность, покорять зрителя такого рода иллюзиями, Евреинов не считал искусством, так как основное качество подлинного искусства, говорил он, это его искусственность: «Близкое будущее явит нам всеобщее признание смысла художественного произведения исключительно в его форме: ее будут чтить как истинное содержание искусства, а все остальное - лишь балластом».

Творческое наследие Евреинова очень велико, а сфера его деятельности очень широка. Евреинов отличился как художник, путешественник, музыкант.

Николай Евреинов и масоны

Существует истолковние «театрализации по Н. Н. Евреинову» как системы «условных ролей» применителько к повседневной жизни, то есть включение и преобразование всех проявлений бытия, в том числе и расставания с ним, в тот или иной сценарный круг. Есть лишь две версии метода корректной реализации настоящего плана: трансляция через внешний опыт («дать говорить "Другому"») или воспроизводящая персонификация его («если "Другой" мертв») в сочетании с позитивной рекомендацией и врачующим воздействием отстраненного восприятия социального стресса.

Подразумевает настоящая трактовка - увлечение масонством позднего Евреинова (второй половины эмигрантского периода творчества режиссера); его активное участие в работе ряда русских и французских лож, в первую очередь - «Юпитер» Великой ложи Франции, где им было сделано несколько докладов, касающихся вопросов культурологической направленности, затрагивающих проблемы этики и философии.

Русское масонство Франции 1930-х - 1950-х годов, несмотря на довольно представительный состав и сложную структуру, было политически не очень влиятельным. В значительной степени для отдельных культурных групп русской эмиграции оно было связующим инструментом, способствовавшим самоидентификации и адаптации в условиях нарастающего разобщения и подозрительности, как следствия постоянных идеологических и мировоззренческих разногласий, национальной беспочвенности, причастности (сознательной и не вполне) определенной части в разное время покинувших Россию - к деятельности советских спецслужб. В этом отношении корпоративность такого рода давала хотя и не очень действенный, но все-таки путь преодоления депрессии в условиях деформации и разрушения принятого там в то время понимания русской самобытности.

В этой обстановке, а также по ряду причин личного характера масонство представлялось единственной возможностью для «преображений» евреиновской театрализации. Именно в этом плане он интересовался масонскими ритуалами и символами как альтернативными способами субъективации и социализации, с условной, театральной долей субординации, которая предполагается в системе масонских градусов, мастеров, гроссмейстеров и т. д., и тотальном идеологическом символизме.

Сохранились документы, свидетельствующие о масонской «карьере» Евреинова.

В ложе «Юпитер»: посвящен 15 мая 1930 года; возведен во 2-ю степень 21 мая 1931 года; в 3-ю степень - 18 февраля 1932 года; помощник обрядоначальника в 1931 году; второй страж - 1932, 1933; первый страж - 1934; архивариус - 1938; возобновил членство 10 марта 1945 года; после войны - 1-й страж и обрядоначальник; член ложи до кончины.

С 1934 года - член парижской масонской ложи «Гамаюн», которая работала по Древнему и принятому шотландскому уставу под эгидой Великой ложи Франции под № 624. Член Верховного совета Франции.

В ложе совершенствования (4-14) «Друзья любомудрия» возведен в 4-ю степень 10 января 1934; в 9-ю - 8 мая 1935; в 13-ю - 13 мая 1936; в 14-ю степень - 23 декабря 1936. Обрядоначальник - с 1939 года. Возведен в Капитуле «Астрея» (15-18) в 18° 20 (18) ноября 1937. Обрядоначальник капитула после войны.

«Когда я надеваю кожаный передник вольного каменщика, я проникаюсь его явным и сокровенным смыслом - перестаю наконец чувствовать себя как мирской человек, занятый исключительно своими личными делами и делишками! - Я преображаюсь постепенно в строителя жизни и вижу себя вместе с тем одним из инструментов ее творческого созидания! - Я поворачиваюсь тогда мысленно к Востоку и, в чаяньи света духовного, говорю себе, сдерживая свои страсти, - «к порядку», - говорил Евреинов.

Умер 7 сентября 1953 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.



Личная жизнь Николая Евреинова:

Жена - Анна Александровна Кашина (18.05.1898 - 05.08.1981), русская актриса, писательница, переводчица. В 1920-х годах - актриса Александринского театра. Став женой Николая Евреинова, была его доверенным лицом и переводчиком. 30 января 1925 года вместе с мужем уехала на гастроли, которые на самом деле знаменовали их окончательное расставание с Россией. В 1926 году последовала за мужем в гастрольную поездку по Соединенным Штатам, и в разных городах Америки выступала с лекциями, в основе которых лежала ее книга о Достоевском.

Анна Кашина

Анна Александровна Кашина

В октябре - ноябре 1927 года журнал «Revue de France» опубликовал первый роман Анны Кашиной «Красная юность Инны». В 1933 году Анна Кашина организовала в Париже труппу «Веселая сцена» и стала ее администратором.

После смерти мужа написала книгу «Н. Н. Евреинов в мировом театре XX века». Скончалась в Париже 5 aвгуста 1981 года и была похоронена рядом с мужем на православном кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Николай Евреинов и жена Анна Кашина

Николай Евреинов и жена Анна Кашина

Режиссерские работы Николая Евреинова:

1920 - Взятие Зимнего дворца (короткометражный)
1929 - Плодородие (Fecundity / Fécondité)

Театральные постановки Николая Евреинова:

1941 - «Женитьба Белугина» А. Н. Островского (Русский драматический театр, Париж);
1944 - «Самое главное» Н. Н. Евреинова (Русский драматический театр, Париж)

Пьесы Николая Евреинова:

«Болваны, кумирские боги», историческая пьеса в 4 д. и 7 карт. (1900; опубл. 1908);
«Степик и Манюрочка», комедия в 1 д. (напис. 1905; пост. Александринский театр, 1905; опубл. 1907);
«Красивый деспот» (опубл. 1907);
«Красивый деспот. Последний акт драмы Н. Евреинова» (пост. Малый театр (СПб.), 1906; опубл. 1907);
«Ярмарка на индикт св. Дениса» (пост. Уличный театр, 1907; опубл. 1914);
«Три волхва» (пост. Старинный театр, 1907; опубл. 1914);
«Война», драма в 3 д. (опубл. 1907);
«Такая женщина» (пост. Малый театр (СПб.), 1908; опубл. 1908);
«Фундамент счастья», комедия в 3 д. (опубл. 1908);
«Представление любви» (напис. 1909?, опубл. 1910);
«Всегдашни шашни» (опубл. 1912);
«Веселая смерть», арлекинада в 1 д. с небольшим, но крайне занятным прологом и несколькими заключительными словами от имени автора (пост. Веселый театр, 1909; опубл. 1909);
«Плутос», комедия Аристофана, приспособ. к соврем. театру в 1 д. и 2 карт. (опубл. 1912);
«Счастливый гробовщик», пьеса в 1 д. (опубл. 1912). Первоначально называлась «Фундамент счастья» (1902; пост. Новый театр, 1905);
«Бабушка» (опубл. 1914);
«Неизменная измена» (опубл. 1914);
«О щести красавицах, не похожих друг на друга», инсценировка сказки Магоммада-Эль-Бассари (опубл. 1911);
«Представление любви», монодрама в 3 д. (опубл. 1916);
«Самое главное», для кого комедия, а для кого и драма в 4 д. (пост. Вольная комедия, 1921; опубл. 1921). Первая часть трилогии «Двойной театр»;
«Ревизор», режиссерская буффонада в пяти «построениях» одного отрывка (опубл. 1923);
«В кулисах души», монодрама в 1 д. с прологом (опубл. 1923);
«Четвертая стена», буффонада в 2 ч. (опубл. 1923);
«Школа этуалей. Эпизод из жизни Аннушки горничной», пародия-гротеск в 1 д. (пост. Кривое зеркало; опубл. 1911);
«Кухня смеха (Мировой конкурс остроумия)», пародия 4 шаржах (опубл. 1923);
«Корабль праведных» (напис. 1924; опубл. фрагмент под назв. «Коммуна праведных» 1924, полностью 1938; пост. Teater Polski (Варшава), 1925). Вторая часть трилогии «Двойной театр»;
«Театр вечной войны», пьеса в 3 д. и 4 карт. (пост. Художественный театр (Рига) под назв. «Маскарад жизни», 1929; опубл. 1928). Третья часть трилогии «Двойной театр»;
«Шаги Немезиды» («Я другой такой страны не знаю»), драм. хроника в 6 карт. из партийной жизни в СССР (1936-1938) (опубл. 1956);
«Чему нет имени, или Бедной девочке снилось», пьеса в 3 д., 8 карт. с эпилогом (опубл. 1963)

Сочинения Николая Евреинова:

Старинный театр. Об актере средних веков (1907);
Режиссер и декоратор (1909);
Испанский актер XVI-XVII вв. (1909);
Грядущий лицедей (1909);
Введение в монодраму (1909);
Сценическая ценность наготы (1911);
Язык тела (1911);
Ропс (1910);
Художники театра В. Ф. Комиссаржевской (1911);
Испанский театр (1911);
Крепостные актеры (1911);
Бердслей (1912);
Театр как таковой (Обоснование театральности в смысле положительного начала сценического искусства и жизни) (1912);
История телесных наказаний в России (Реферат выпускного сочинения) (1913);
К постановке «Хильперика» (1913);
Далькроз и его школа (1912);
К вопросу о пределах театральной иллюзии. Беседа (1912);
О «Веселой смерти» (1917);
«Сцена театра и сцена жизни». «Жизнь искусства», № 640-642;
«Нас было четверо (о театре под советской ферулой)» (1952, «Возрождение», Париж, №№ 21-23);
«Pro scena sua. Режиссура. Лицедеи. Последние проблемы театра» (1915);
«Театр для себя», ч. 1: теоретическая (1915);
«Театр для себя», ч. 2, 3 (1916);
«Происхождение драмы. Первобытная трагедия и роль козла в истории ее возникновения: Фольклористический очерк» (1921);
Нестеров (1922);
Первобытная драма германцев. Из истории германо-скандинавских народов (1922);
Оригинал о портретистах (К проблеме субъективизма в искусстве) (1922);
О новой маске (авто-био-реконструктивной) (1923);
Театр у животных (О смысле театральности с биологической точки зрения) (1924);
Азазел и Дионис. О происхождении сцены в связи с зачатками драмы у семитов (1924);
Тайна Распутина (1924);
«Что такое театр». Книжка для детей. «Светозар». Петербург (1924);
The theatre in life. New York; London (1927);
Le theatre en Russie Sovietique (1946);
Histoire du theatre russe (1947);
История русского театра (1953);
«Памятник мимолетному. (Из истории эмигрантского театра в Париже)». Париж (1953);
Режиссер-автор. Беседа с Н. Н. Евреиновым. - Раннее утро, 1913, 3. III;
Об отрицании театра. Полемика сердца. «Стрелец», вып. 1,1915, СПб;
Н. Евреинов - вступительная статья в кн.: Степанов В. Я. Опыт словаря декораторов; Опись памятников русского театра из собрания Л. И. Жевержеева, Пг. (1915);
«Две категории»

последнее обновление информации: 28.07.2022





Главная 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.