Возраст: 453 (со дня рождения)
Возраст смерти: 38 лет
Караваджо (Caravaggio). Полное имя - Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Родился 29 сентября 1571 года в Милане (Миланское герцогство) - умер 18 июля 1610 года в Порто-Эрколе (Италия). Итальянский художник. Основоположник реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» (резкое противопоставление света и тени), а также «тенеброcсо». Даже самые сложные композиции он сразу писал на холсте, не пользуясь эскизами.
Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 года в Милане.
Отец - Фермо Меризи, архитектор, служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо.
Мать - Лючия Аратори, дочь землевладельца из городка Караваджо близ Милана.
В 1576 году во время эпидемии чумы умерли его отец и дед. После этого мать с детьми переехала в Караваджо.
С ранних лет обнаружил талант к живописи. Его первыми покровителями были герцог и герцогиня Колонна.
В 1584 году в Милане Микеланджело Меризи приходит в мастерскую Петерцано, считавшегося учеником Тициана. В то время в художественном мире Италии господствовал маньеризм, но в Милане были сильны позиции ломбардского реализма. Первые работы художника, написанные в Милане - жанровые сцены и портреты - до наших дней не дошли.
К концу 1580-х годов жизнь вспыльчивого по характеру Меризи омрачается скандалами, драками и тюремными заключениями, которые будут сопровождать его всю жизнь. В 1589 году художник приезжает домой продать свой земельный надел из-за нужды в деньгах. Последний раз он посещает дом после смерти матери в 1590 году.
Осенью 1591 года он вынужден бежать из Милана после ссоры за карточной игрой, завершившейся убийством. Заехав сначала в Венецию, он направляется в Рим.
В Риме его заметил Пандольфо Пуччи, пригласил его в свой дом, обеспечил существование, поручив выполнять копии с церковных картин. Современник описывал его как «человека неотесанного, с грубыми манерами, вечно облаченного в рубище и обитающего где придется. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком».
В Риме по обычаю итальянских художников того времени он получает прозвище, связанное с местом рождения - так Микеланджело Меризи стал Караваджо.
Караваджо - автопортрет
В 1593 году Караваджо поступает в мастерскую Чезари д’Арпино, который поручает Караваджо писать на фресках цветы и листья. В мастерской д’Арпино он познакомился с меценатами и художниками, в частности, Яном Брейгелем Старшим.
Ранние работы Караваджо написаны под влиянием Леонардо да Винчи (с «Мадонной в скалах» и «Тайной вечерей» он познакомился еще в Милане), Джорджоне, Тициана, Джованни Беллини, Мантеньи.
Его первая, дошедшая до нас картина, - «Мальчик, чистящий фрукт» (датирована 1593 годом).
После драки Караваджо попадает в тюрьму Тор ди Нона, где происходит его встреча с Джордано Бруно.
Бездомного Караваджо пригласил к себе Антиведуто Грамматика.
В 1593 заболел римской лихорадкой (одно из названий малярии), шесть месяцев он находился в госпитале на грани жизни и смерти. Возможно, под впечатлением от болезни создает картину «Больной Вакх» (1593) - первый свой автопортрет.
Первые многофигурные картины созданы в 1594 году - это «Шулеры» и «Гадалка» (Капитолийские музеи). Жорж де Латур впоследствии напишет свою «Гадалку» с идентичной композицией. В этих работах он выступает как смелый новатор, бросивший вызов главным художественным направлениям той эпохи - маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Герой Караваджо - человек из уличной толпы, - римский мальчишка или юноша, наделенный грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щеголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога. Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.
Осенью 1594 Караваджо начинает работать на кардинала Франческо дель Монте, перебирается в его виллу Мадама, где он встречается с Галилеем, Кампанеллой, Делла Порта, поэтами Марино и Милези.
Период жизни, проведенный на вилле Мадама, оказался для Караваджо весьма плодотворным, кроме того, картины, созданные в это время почти все сохранились до наших дней.
На картине «Музыканты» (1595) в центре изображен Марио Миннити, а рядом художник разместил себя с рожком. Развернутую к зрителю партитуру прочитать невозможно. В образе Амура с виноградом некоторые исследователи усматривают эротический намек на отношения с Миннити. Миннити изображен и на картине «Мальчик, укушенный ящерицей» (1596, Лондон), проданной торговцу предметами искусства Валентино.
В 1595 году несмотря на рекомендации, данные Джентилески, Грамматикой, Просперо Орси, Караваджо было отказано в приеме в Академию Святого Луки. Главным противником приема Караваджо в Академию был ее президент - Федерико Цуккаро. Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители.
В 1596 году Караваджо создает первый натюрморт в истории итальянской живописи - «Корзина с фруктами».
В «Лютнисте» (1596, хранится в Эрмитаже) партитуру прочитать оказалось несложно, это мадригал Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас» (кому адресовано это послание - неизвестно).
В 1597 году от кардинала дель Монте, главного покровителя и защитника художника, поступил заказ на роспись плафонна в комнате, посвященной алхимии в Казино Людовизи, в то время принадлежавшем кардиналу. Роспись выполнена маслом по штукатурке (единственный случай в карьере художника): «Юпитер, Нептун и Плутон» (1597). С помощью образов, заимствованных из классической мифологии, она отражает одно из увлечений кардинала: алхимию, а именно алхимическую триаду Парацельса.
Картины Караваджо становятся популярны, он пишет повторения: «Лютнист» (Метрополитен), «Гадалка» (Лувр).
Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты - новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). Главное достоинство картины - мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с ее тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба.
Караваджо - Отдых на пути в Египет
Также им написаны «Экстаз св. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598) и др.
Первый женский образ в творчестве Караваджо - «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), показывает способность художника на глубокую и поэтически прочувствованную трактовку образа. Картина была продана банкиру и покровителю искусств Винченцо Джустиньяни. За ней последовали «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598). «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1598) демонстрирует, что Караваджо в своем реализме не чуждается нарочито натуралистических эффектов.
В «Иоанне Крестителе» (1598) заметно влияние Микеланджело.
Караваджо стал широко знаменит. Он покидает виллу Мадама и перебирается в дом банкира и коллекционера Чириако Маттеи, купившего «Гадалку». Марио Миннити после ссоры с Караваджо женился и уехал на Сицилию.
25 июня 1599 года с Караваджо был заключен контракт на украшение церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези сценами из жизни св. Матфея за 400 скудо.
Первым произведением цикла было «Призвание апостола Матфея» (1600). Караваджо изобразил жанровую сцену с участием мытаря Левия, старика и трех охранников, продемонстрировав свое искусство в применении кьяроскуро. Художник выстроил эмоционально сильную драматургию великого события - вторжения света Истины в самые низы жизни. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, желтый плащ св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Христос призывает Левия жестом, похожим на жест Саваофа на «Сотворении Адама» Микеланджело. Рентгенограмма показала, что художник много раз переделывал картину, первоначально Христос находился в центре.
Картину «Мученичество апостола Матфея» он написал в 1600 году. С помощью кьяроскуро художник концентрирует взгляд зрителя на фигуре убийцы и распростертом на полу апостоле. На заднем плане среди свидетелей Караваджо изобразил себя.
Эти произведения Караваджо увидел весь Рим. К художнику пришла слава. Заказчики остались довольны и Караваджо было поручено выполнить центральный образ для алтаря. Караваджо написал картину «Святой Матфей и ангел» (1602), которая не устроила заказчиков, так как Св. Матфей был написан в образе простого крестьянина. Второй вариант «Святого Матфея и ангела» (1602), как и две другие картины цикла и сейчас находятся в Сан-Луиджи-деи-Франчези.
Похожие истории вышли и с другими заказами церквей. 24 сентября 1600 был оформлен заказ церкви Санта-Мария дель Пополо на «Распятие Святого Петра» (1601) и «Обращение Савла» (1601). Духовенство отклонило первые варианты картин и приняло только вторые.
Особенно примечательна картина «Обращение Савла». Она стала величайшей вехой современного искусства того времени и не столько в силу своего мощного реализма, а скорее благодаря новому революционному языку и стилю. Караваджо действительно оказался первым, кто взглянул на жизнь открытыми глазами, свободными от шор любой светской культурной и интеллектуальной традиции, от которой до конца не отрешился даже Тициан. Эта его лошадь впервые увидена художническим глазом импрессиониста XIX столетия.
14 июня 1602 года поступил заказ на «Успение Богоматери» для Санта Мария делла Скала ин Трастевере. Монахи картину не приняли. Художник-реалист написал картину в стиле, далеком от церковных канонов. Кроме того, в качестве модели была приглашена куртизанка Элен. Покупателя на картину долго не находилось, пока Рубенс не посоветовал приобрести ее мантуанскому герцогу Винченцо I Гонзага.
В 1601 году Караваджо снял собственную мастерскую, появились и ученики: Бартоломео Манфреди, Марио де Фьори, Спада.
В это время Караваджо создает много картин на религиозные темы: «Иоанн Креститель» (1600), «Ужин в Эммаусе» (1602), «Неверие апостола Фомы» (1602), «Иоанн Креститель» (1602, Капитолийские музеи), «Иоанн Креститель» (1602, Галерея Дориа-Памфили), «Взятие Христа под стражу» (1602), «Жертвоприношение Исаака» (1602), «Святое семейство с Иоанном Крестителем» (1603), «Коронование терновым венцом» (1603), «Иоанн Креститель» (1604, Канзас), «Иоанн Креститель» (1604, Рим), «Призвание святых Петра и Андрея» (1604), «Христос на Масличной Горе» (1605), «Се Человек» (1605), «Св. Иероним в размышлении» (1605), «Пишущий св. Иероним» (1605).
Для церкви Кьеза Нуово Караваджо создал шедевр «Положение во гроб» (1603), который будут копировать многие художники от Рубенса до Сезанна. В образе фарисея Никодима изображен, как полагают некоторые исследователи, Микеланджело. Картина была отвергнута церковниками.
В 1604 Караваджо пишет алтарный образ для семейной часовни Кавалетти римской церкви Сант-Агостино «Мадонна ди Лорето». Картина вызвала скандал, церковникам не понравилось декольте мадонны и то, что позировала художнику куртизанка.
В 1605 папа Павел V заказал художнику образ Девы Марии для собора святого Петра. Несмотря на предупреждения друзей, Караваджо опять пригласил позировать Элен. «Мадонна со змеей» провисела в соборе только два дня.
Многие картины, отвергнутые заказчиками, были куплены Джустиньяни, опись его коллекции, проведенная в 1630 году, содержала 15 наименований произведений Караваджо.
Среди картин нерелигиозной тематики повтор «Мальчик, укушенный ящерицей» (1600, Флоренция) и картина «Амур-победитель» (1602), написанная не по заказу.
Создание шедевров у Караваджо сопровождалось разгульной жизнью, стычками и драками, штрафами и заключениями. Он обвинялся в том, что ранил шпагой человека, плохо отозвавшегося о его картинах, в том, что написал оскорбительные стихи о живописце Бальоне, в избиении нотариуса Пасквалоне, в потасовке в таверне. Каждый раз из тюрьмы его спасали кардиналы и Джустиньяни.
29 мая 1606 года спор на площадке для игры в мяч перерос в драку, в ходе которой был убит Рануччо Томассони. В убийстве был обвинен Караваджо. Павел V объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение.
Несколько месяцев Караваджо скрывался в имении семейства Колонна. Там он написал несколько картин, но стиль его стал мрачным: «Святой Франциск в раздумье» (1606), «Ужин в Эммаусе» (1606). Фигура Христа напоминает фреску Леонардо «Тайная вечеря».
Караваджо переезжает в Неаполь, где им было написано более десяти картин, хотя сохранились не все: «Экстаз Магдалины» (1606), «Распятие апостола Андрея» (1607), «Давид с головой Голиафа» (1607), «Мадонна Розария (Мадонна с четками)» (1607), «Коронование терновым венцом» (1607), «Бичевание Христа» (1607), «Христос у колонны» (1607), «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1607).
На картине «Давид с головой Голиафа» в образе Голиафа художник изобразил себя. Такую символичную картину он возил с собой в изгнании и постоянно подправлял.
Караваджо - Давид с головой Голиафа
По заказу церкви Пио Монте делла Мизерикордия он написал с огромной живописной энергией картину «Семь дел милосердия» (1607), которая до сих пор находится в этой церкви.
В июле 1607 года Караваджо направляется в столицу Мальты - Ла-Валлетту. «Святой Иероним» (1608), написанный им по заказу приора мальтийского ордена в Неаполе Ипполито Маласпина, понравился великому магистру ордена Алофу де Виньякуру. Караваджо пишет портреты Алофа де Виньякура, позже высоко оцененный Делакруа, и соратника магистра Антонио Мартелли. 14 июля 1608 года Караваджо становится кавалером мальтийского ордена без права ношения мальтийского креста, так как он не был дворянином.
По заказу магистра Виньякура Караваджо написал «Усекновение главы Иоанна Крестителя» - единственная картина, подписанная художником, причем подписана она F (fra - брат), что свидетельствовало о его принадлежности братству Мальтийского ордена. На Мальте были написаны также «Спящий Амур» (1608), «Иоанн Креститель» (1608) и «Благовещение» (1608).
Однако очередной инцидент привел Караваджо в мальтийскую тюрьму, он был посажен в каменный мешок. Каким-то образом он сумел оттуда сбежать и в октябре 1608 года приплыл на Сицилию в город Сиракузы, где содействие ему оказал Марио Миннити.
Для церкви святой Лючии Караваджо написал «Погребение св. Лючии» (1608).
В январе 1609 года он переезжает в Мессину, где создает «Воскрешение Лазаря» и «Поклонение пастухов». В них доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». По свидетельствам очевидцев, в отведенное под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.
Затем он пишет такие полотна как «Вакх» (1596), «Голова Медузы» (1597), «Куртизанка Филлида» (1597), «Портрет Маффео Барберини» (1598), «Нарцисс» (1599).
В конце 1609 года он направляется в Палермо, где пишет «Рождество Христа с Лаврентием и Франциском» - картину, украденную в 1969 году.
Из Палермо Караваджо возвращается в Неаполь, где на него было совершено покушение. В Неаполе созданы «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1609), «Отречение св. Петра» (1610), «Иоанн Креститель» (1610).
Для Маркантонио Дориа Караваджо написал «Мученичество святой Урсулы». Дориа получил последнюю работу живописца 18 июня.
В июле кардинал Гонзага начал вести с папой Павлом V переговоры о помиловании Караваджо. Узнав об этом, художник решил перебраться поближе к Риму и ждать официального помилования. Он нанял фелюгу и отплыл из Неаполя. Дальнейшие события покрыты тайной. По сведениям из переписки папского нунция Джентиле с кардиналом Боргезе, которым не все исследователи доверяют, Караваджо был задержан в крепости Пало, фелюга уплыла, и он отправился пешком в Порто-Эрколе, где и умер 18 июля.
31 июля в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо, и опубликовано сообщение о его смерти.
Была версия, что Караваджо умер от сифилиса, но последние исследования ученых, проделавшие радиоуглеродный анализ скелета, говорят, что причиной смерти художника был стафилококк.
Творчество Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века - Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Таким образом в западноевропейском искусстве XVII-XVIII веков сложилось художественное течение караваджизма в определенной мере, противостоявшее как доминирующему в эту эпоху искусству барокко, так и интернациональному маньеризму.
Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты - Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы. Среди итальянских караваджистов наиболее известны: Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески, Бартоломео Манфреди, Карло Сарачени, Антиведуто Грамматика, Паоло Гуидотти. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи, художники объединения «Бент» и «малые караваджисты»: бамбоччанти.
Личная жизнь Караваджо:
Женат не был. Он часто рисовал обнаженных юношей. Так, в Риме в мастерской д’Арпино Караваджо знакомится с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых является «Юноша с корзиной фруктов» (1593-1594). Из-за этого некоторые историки причисляют его к представителям нетрадиционной ориентации. Но официальных доказательств этому нет. В фильме «Караваджо» 1986 года художник изображен как лицо с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Известно о его отношениях с проститутками. Одна из них - Элен, именно с нее он писал образы Мадонны. На его картинах Мадонна - обычная женщина, а не нечто возвышенное, как до этого было принято писать. За это художник подвергался критике: «вынесите девку из церкви» - требовали недовольные. Сама Элен подвергалась преследованию. Будучи беременной, она была жестоко избита, после чего потеряла ребенка.
Караваджо - Мадонна со змеей
Образ Караваджо в кино:
1986 - Караваджо - в роли Караваджо актер Найджел Терри;
Найджел Терри в роли Караваджо
2007 - Караваджо - в роли Караваджо актер Алессио Бони;
Алессио Бони в роли Караваджо
2008 - Кровавая графиня - Батори - в роли Караваджо актер Ханс Мэтисон;
2013 - Правдивая история о Караваджо - в роли Караваджо актер Дэвис Тальяферро;
2018 - Караваджо: Душа и кровь - в роли Караваджо актер Мануэль Аньелли;
2022 - Тень Караваджо - в роли Караваджо актер Риккардо Скамарчо
Риккардо Скамарчо в роли Караваджо
последнее обновление информации: 21.01.2023
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.