Возраст: 123 (со дня рождения)
Возраст смерти: 67 лет
Николай Павлович Акимов. Родился 3 (16) апреля 1901 года в Харькове - умер 6 сентября 1968 года в Москве. Советский театральный режиссер, сценограф, педагог, живописец, книжный график, театральный художник, сценарист, педагог, публицист. Народный артист СССР (1960). Его имя присвоено Санкт-Петербургскому театру комедии.
Николай Акимов родился 3 (16 по новому стилю) апреля 1901 года в Харькове.
Отец был железнодорожным служащим.
В 1910 году семья переехала сначала в Царское Село, затем в Санкт-Петербург, где отец работал в правлении Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
С 1914 года учился в Санкт-Петербурге изобразительному искусству в Вечерних рисовальных классах Общества поощрения художеств. В 1915 году брал уроки в частной студии С. М. Зайденберга, в 1916-1918 годах занимался в Новой художественной мастерской под руководством М. В. Добужинского, А. Е. Яковлева и В. И. Шухаева.
В 1918 году, прервав учёбу, поступил на работу в мастерскую плаката Пролеткульта в Петрограде, но вскоре из-за голода уехал в Харьков.
Весной 1919 года в Харькове он участвовал в Первой совместной выставке-продаже, на которой были представлены работы профессиональных художников (М. М. Синякова, В. Д. Ермилов, М. Кац, А. А. Кокель, А. М. Любимов, З. Е. Серебрякова, Л. Тракал и др.) и художников-самоучек.
С 1920 по 1922 год Акимов преподавал рисунок на Высших курсах политпросветработников в Харькове.
В 1921 году начал работать в качестве художника в Первом Государственном театре для детей (ныне Харьковский театр для детей и юношества). Первой его театральной работой стало оформление спектакля «Подвиги Геркулеса» А. Белецкого; он начал работу и над спектаклем «Али-Нур» (инсценировка В. Э. Мейерхольда и Ю. М. Бонди по сказке О. Уайльда «Звёздный мальчик»), но в разгар работы покинул Харьков, и оформление спектакля завершил Б. В. Косарев.
Николай Акимов в молодости
Осенью 1922 года Акимов вернулся в Петроград, поступил во ВХУТЕМАС и сблизился с драматургом, режиссёром и теоретиком Николаем Евреиновым. Евреинов познакомил Акимова с режиссёром Георгием Крыжицким. Ниспровергатель традиционного психологического театра почувствовал в молодом художнике родственную душу, и в сезоне 1923/1924 годов Акимов оформил поставленные Крыжицким в Современном синтетическом театре оперетты «Креолка» Ж. Оффенбаха и «Король комедиантов» Ж. Жильбера.
Евреинов представил Акимова и Николаю Петрову, в то время режиссёру «Вольной комедии». Оформление эксцентрического представления «Бунт времени» С. А. Тимошенко на сцене филиала «Вольной комедии» - ночного кабаре «Балаганчик» стало началом длительного сотрудничества Акимова с Петровым. Работа художника в этом представлении была особо отмечена петроградским еженедельником «Театр».
В качестве сценографа Акимов сотрудничал с театром «Кривое зеркало» и с кабаре «Карусель». В 1924-1925 годах на постоянной основе работал в Большом драматическом театре (ныне - имени Г. А. Товстоногова). Сотрудничество с театром продолжалось до конца 1930-х годов.
В то же время Евреинов представил Акимова директору издательства «Academia» А. А. Кроленко. По заказам этого издательства он создавал обложки и иллюстрации к произведениям Жюля Ромена, Анри де Ренье, Пьера Боста. В 1927 году в издательстве «Academia» вышел небольшой сборник, посвященный Акимову (художнику было всего 26 лет). Изданный в серии «Современные театральные художники» сборник составили статьи Н. В. Петрова, театрального критика А. И. Пиотровского и искусствоведа Б. П. Брюллова. В том же году состоялась первая персональная выставка Акимова. Его работы были представлены на проходившей в Академии художеств выставке театрально-декорационного искусства, наряду с работами ведущих ленинградских художников. Макет к спектаклю «Конец Криворыльска», поставленному в 1926 году в Театре драмы им. А. С. Пушкина, был послан в Милан на Международную выставку.
В 1926 году Николай Акимов участвовал в создании Ленинградского театра сатиры - театра эстрадных обозрений во главе с Д. Г. Гутманом.
С 1929 года он работал и как театральный режиссёр. Первой самостоятельной работой стал «Гамлет» У. Шекспира, поставленный в 1932 году в Московском Театре им. Вахтангова с музыкой Д. Д. Шостаковича, однако режиссёрская трактовка трагедии вызвала неодобрение.
С 1935 по 1949 год и с 1956 года был художественным руководителем Ленинградского Театра Комедии (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова). Здесь он оказался в своей стихии: тонкое остроумие, богатство режиссёрской фантазии в сочетании с блестящим оформлением спектаклей Акимова выдвинули его театр в число лучших в стране.
Во время войны вместе с театром эвакуировался в Сталинабад (ныне Душанбе).
Работы Николая Акимова как режиссёра и художника в Ленинградском театре Комедии:
В 1949 году в прессе появились разгромные статьи на его спектакли, Акимова открыто называли космополитом и формалистом. Травля Акимова во время борьбы с космополитизмом, развёрнутая в конце 1940-х, завершилась его вынужденным уходом из театра в августе 1949 года. Жил он на гонорары, которые платили его именитые друзья (Н. К. Черкасов, Б. М. Тенин, Н. П. Охлопков) за свои портреты.
В 1951-1956 годах - главный режиссёр и художник Ленинградского Нового театра (с 1953 года - Театр имени Ленсовета).
Работы Николая Акимова как режиссёра и художника в театре им. Ленсовета:
В 1956-1968 годах вновь руководил Ленинградским театром Комедии.
Режиссерские работы Николая Акимова в Ленинградском театре Комедии:
Работы Николая Акимова в Ленинградском театре Комедии как художника:
С 1954 года преподавал в Ленинградском театральном институте им. А. Н. Островского (ныне Российский государственный институт сценических искусств), с 1960 года - профессор. Основатель художественно-постановочного отделения института.
В 1956 году в Москве прошла выставка театральных плакатов Акимова в ЦДРИ. В 1957 году на 1-м Всесоюзном съезде художников (Москва) выступил с докладом Художник советского театра. На Всемирной выставке в Брюсселе (1958) был удостоен серебряной медали.
В 1963 году состоялась его персональная выставка в Ленинграде, в 1965 году - в Москве.
Учениками Николая Акимова были художники: Михаил Кулаков, Олег Целков, Евгений Михнов-Войтенко, Юрий Дышленко, Алек Рапопорт, Татьяна Кернер, Виталий Анатольевич Кубасов, Владимир Михайлов, Александр Славин, Игорь Тюльпанов.
В 1966 году выпустил «Свадьбу Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина на сцене «Комеди Франсез» в Париже.
В 1967 году Ленинградскому театру комедии было присвоено звание Академического.
С 1945 по 1967 годах жил в Ленинграде в доме № 4 по улице Гоголя (ныне Малая Морская).
Николай Акимов умер 6 сентября 1968 года во время гастролей театра в Москве от инфаркта. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища (Центральная площадка театральных деятелей). Надгробие создано в 1974 году (скульптор Г. В. Хонин, архитектор В. М. Черкасский).
После его смерти осталось огромное художественное наследие: портреты, книжная графика, станковая и театральная графика, эскизы декораций и костюмов.
Личная жизнь Николая Акимова:
Дважды был женат.
Первая жена - Надежда Николаевна Кошеверова (1902-1989), советский кинорежиссёр-сказочник. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966). Расстались в 1934 году.
Надежда Кошеверова - первая жена Николая Акимова
Вторая жена - Елена Владимировна Юнгер (1910-1999), советская актриса. Народная артистка РСФСР (1957). Одна из ведущих актрис Театра Комедии (1936-1999).
В браке в 1934 году родилась дочь Анна Николаевна Акимова.
Николай Акимов и Елена Юнгер
В 1945 году известный театральный критик и сценарист Лидия Вильвовская родила Акимову дочь Нину Николаевну Акимову, она была актрисой Российского академического молодёжного театра.
Режиссерские работы Николая Акимова:
1953 - Тени (фильм-спектакль)
1953 - Весна в Москве (фильм-спектакль)
1955 - Дело (фильм-спектакль)
1961 - Пёстрые рассказы (фильм-спектакль)
1964 - Рассказ одной девушки (фильм-спектакль)
1969 - Свадьба Кречинского (фильм-спектакль)
1970 - Двенадцатая ночь (фильм-спектакль)
1972 - Милый обманщик (фильм-спектакль)
Сценарии Николая Акимова:
1956 - Софья Ковалевская
Работы Николая Акимова как художника:
1925 - Радиодетектив (короткометражный)
1928 - Третья молодость
1929 - Больные нервы
1944 - Кащей Бессмертный
1947 - Золушка
1952 - Школа злословия (фильм-спектакль)
1953 - Тени (фильм-спектакль)
1953 - Весна в Москве (фильм-спектакль)
1955 - Дело (фильм-спектакль)
1964 - Рассказ одной девушки (фильм-спектакль)
1970 - Двенадцатая ночь (фильм-спектакль)
1971 - Искусство комедии (фильм-спектакль)
Награды и звания Николая Акимова:
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1939);
- Народный артист Таджикской ССР (1944);
- Народный артист РСФСР (1945);
- Народный артист СССР (1960);
- Два ордена Трудового Красного Знамени (1939, 1961);
- Медаль «За оборону Ленинграда»;
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
Публицистика Николая Акимова:
1928 - Художник в театре;
1928 - Ответ молодому фронту;
1929 - Оформление спектакля: О спектакле «Жена»;
1929 - К постановке «Врагов»;
1929 - 20 строк, которые потрясли Радлова;
1929 - К постановке «Тартюфа»;
1931 - Сегодня «Робеспьер»;
1931 - Внешность спектакля;
1932 - «Гамлет». К постановке в Театре им. Евг. Вахтангова;
1932 - Как Театр им. Евг. Вахтангова ставит «Гамлета»;
1932 - О «Гамлете»;
1935 - О себе;
1939 - По поводу «Снежной королевы»;
1939 - Время и классики;
1943 - Трансформирующий павильон;
1955 - Нелегкий, но плодотворный труд;
1956 - О сатире: Литературные заметки;
1957 - Художники театра;
1957 - Художники советского театра;
1957 - Новый сезон в Театре комедии;
1958 - Памяти Евгения Шварца;
1959 - Современность в содержании и форме;
1959 - Это возможно!;
1960 - Реплика: По поводу статьи А. В. Солодовникова
последнее обновление информации: 04.06.2020
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.