лого Штуки-дрюки

Михаил Жаров - биография, новости, личная жизнь

Михаил Жаров

Михаил Жаров

Михаил Иванович Жаров. Родился 15 (27) октября 1899 года в Москве - умер 15 декабря 1981 года в Москве. Советский актёр и режиссёр театра и кино. Народный артист СССР (1949).

Михаил Жаров родился 15 (27 по новому стилю) октября 1899 года в Москве.

По другим источникам датой рождения является 27 октября 1900 года.

Из рабочей семьи.

Отец - Иван Жаров, работал в типографии. Подкидыш, воспитывался в Николаевском приюте и свою фамилию получил от своей наставницы.

Мать - Анна Семёновна Жарова (в девичестве Дроздова), из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии.

С ранних лет Михаил начал работать. С 1913 года трудился у отца учеником наборщика в типографию.

В 1915 году устроился администратором и помощником режиссёра в труппу Оперного театра Зимина. Вскоре ему начали доверять роли статистов.

После революции в 1918 году поступил в студию при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций, педагоги - А. П. Зонов и В. М. Бебутов. В том же году дебютировал на сцене театра, сыграв Шута в комедии У. Шекспира «Виндзорские проказницы».

В 1920 году окончил студию и некоторое время служил в Опытно-героическом театре, среди его работ: «Гроза» А. Н. Островского - Кудряш и Тихон; «Копилка» Э. Лабиша - Шанбурси; «Женитьба» Н. В. Гоголя - Анучкин.

Далее был артистом в Первом передвижном фронтовом художественном театре классической комедии: «Буря» У. Шекспира - Тринкуло; «Каменный гость» А. С. Пушкина - Лепорелло; «Золотой петушок» по А. С. Пушкину - Звездочёт; «Капитан Брансбоунд» Б. Шоу - Дринкоутер.

В 1921 году выступал на сцене Рогожско-Симоновского театра имени А. К. Сафонова, но в том же году перешёл в Театр ГИТИСа (с 1923 - Театр им. Вс. Мейерхольда), где с успехом играл эпизодические острохарактерные роли: «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина - мадам Брандахлыстова; «Учитель Бубус» А. М. Файко - секретарь; «Мандат» Н. Р. Эрдмана - денщик.

Участвовал в театральном движении «Синяя блуза» - советский агитационный эстрадный театральный коллектив, отражавший самые различные темы, от общеполитических и международных до мелочей быта, новое революционное массовое искусство. Существовал с начала 1920-х до 1933 года. Название дала прозодежда - свободная синяя блуза и чёрные брюки (или юбка), в которой стали выступать артисты, что соответствовало традиционному облику рабочего на агитплакатах.

В 1926-1927 и в 1929 годах и играл на сцене Бакинского рабочего театра (ныне Азербайджанский государственный русский драматический театр имени Самеда Вургуна), в 1928 году - Казанского Большого драматического театра, в 1930 году - Реалистического театра.

Михаил Жаров в молодости

В 1931 году перешёл в Камерный театр, где служил до 1938 года, среди его работ: «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишевского - Алексей.

С 1938 года и до конца жизни - актёр Малого театра.

Работы Михаила Жарова в Малом театре:

1939 - «Волк» Л. М. Леонова - Кукуев;
1941 - «Волки и овцы» А. Н. Островского - Аполлон Викторович Мурзавецкий;
1945 - «Сотворение мира» Н. Ф. Погодина - Гололоб;
1946 - «Ревизор» Н. В. Гоголя - Городничий;
1947 - «За тех, кто в море» Б. А. Лавренёва - капитан 2 ранга Михаил Михайлович Харитонов;
1947 - «Русский вопрос» К. М. Симонова - Морфи;
1947 - «Великая сила» Б. С. Ромашова - Шибанов;
1948 - «Южный узел» А. А. Первенцева - Толбухин;
1949 - «Тайная война» В. С. Михайлова и Л. С. Самойлова - Лавров;
1949 - «Голос Америки» Б. А. Лавренева - капитан Вальтер Кидд;
1951 - «Семья Лутониных» Братьев Тур и И. А. Пырьева - Бобров;
1952 - «Васса Железнова» М. Горького - Прохор Борисович Храпов;
1953 - «Северные зори» Н. Н. Никитина - Фролов;
1954 - «Сердце не камень» А. Н. Островского - Иннокентий;
1955 - «Волки и овцы» А. Н. Островского - Лыняев;
1955 - «Деньги» А. В. Софронова - Андрей Николаевич Татарников;
1956 - «Власть тьмы» Л. Н. Толстого (режиссёр: Б. И. Равенских) - Митрич;
1959 - «Почему улыбались звёзды» А. Е. Корнейчука - Морж;
1960 - «Иванов» А. П. Чехова - Павел Кириллович Лебедев;
1961 - «Гроза» А. Н. Островского (режиссёры В. Н. Пашенная и М. Н. Гладков) - Савел Прокофьевич Дикой;
1961 - «Весенний гром» Д. И. Зорина - Маршалов;
1961 - «Браконьеры» Э. Н. Раннета - Ягуб;
1964 - «Луна зашла» Дж. Стейнбека - Мэр Оурден;
1965 - «Страница дневника» А. Е. Корнейчука - Гроза;
1968 - «Джон Рид» Е. Р. Симонова - Панчо Вилья;
1968 - «Мои друзья» А. Е. Корнейчука - Касьян;
1970 - «Золотое руно» А. Гуляшки - полковник Манов;
1970 - «Так и будет» К. М. Симонова - Воронцов;
1972 - «Самый последний день» Б. Л. Васильева - Ковалёв;
1974 - «Пучина» А. Н. Островского - Боровцов.

Михаил Жаров в спектакле "Иванов"

Михаил Жаров в спектакле Иванов

Выступал и как режиссёр театральных спектаклей, среди его режиссёрских работ в театре: «Очная ставка» Л. Р. Шейнина и братьев Тур (Камерный театр); «Голос Америки» Б. А. Лавренева (Малый театр, совм. с В. Ф. Дудиным); «Браконьеры» Э. Н. Раннета (Малый театр).

В кино дебютировал в 1915 году с небольшой роли опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный». А первую большую роль - красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой - сыграл в 1925 году в фильме «Дорога к счастью».

В те годы Жаров показал себя как мастером эпизода - «Его призыв», «Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орёл», «Живой труп», «Окраина», «Марионетки».

Михаил Жаров в фильме "Его призыв"

Михаил Жаров Его призыв

Актер отличался умением найти для своих персонажей выразительные характерные детали, наделяя своих героев общим качеством: все они обаятельны, уверенно и по-хозяйски чувствуют себя в жизни. Его герои умеют получать удовольствие от еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьёзный сюжет.

Широкую известность получил в 1930-е годы. Его приглашали самые известные советские режиссёры. У Н. В. Экка, в первом советском художественном звуковом фильме «Путёвка в жизнь» он сыграл одну из самых известных своих ролей - бандита Жигана, у Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга - самодовольного конторщика Дымбу («Возвращение Максима», 1937 и «Выборгская сторона», 1938), у В. М. Петрова - весёлого озорника Кудряша («Гроза», 1934) и добродушного, неунывающего царедворца Меншикова («Пётр Первый», 1937-1938).

Михаил Жаров в фильме "Пётр Первый"

Михаил Жаров Пётр Первый

В фильме режиссера И. М. Анненского исполнил громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова («Медведь»), сыграл жизнерадостного учителя Коваленко («Человек в футляре», 1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова («Анна на шее»), 1954), у братьев Васильевых - удалого казака Перчихина («Оборона Царицына»), у С. М. Эйзенштейна - Малюту Скуратова, хитрого, жестокого, «себе на уме» выходца из среды провинциального дворянства, сумевшего стать правой рукой царя («Иван Грозный»).

Михаил Жаров в фильме "Медведь"

Михаил Жаров Медведь

Михаил Жаров в фильме "Анна на шее"

Михаил Жаров Анна на шее

Во время войны заметными работами стали главные роли в фильмах «Воздушный извозчик» (Иван Кузьмич Баранов), «Во имя Родины» (военфельдшер Иван Иванович Глоба).

Михаил Жаров в фильме "Воздушный извозчик"

Михаил Жаров Воздушный извозчик

В активе актера яркая главная роль в комедии Константина Юдина «Близнецы», в которой он сыграл Вадима Спиридоновича Еропкина, начальника базы Горторга.

Широко популярными в народе стали фразы его героя: "Еропкин сказал, значит - ВСЁ!"; "Я подымусь на дно морское, я опущусь под облака!"; "Еропкин на проводе! Милиция? По розыску меня? За что? Персональный привет!"; "Взять быка за рога! Помочь Вам воспитать Ваших дармоедиков!"; "Доклад сделать не могу, но выступить экспромтом, зажечь, так сказать, аудиторию, очертить перспективу - это мы сделать сможем!"; "Мне стыдно, что мы живем под одной крышей с гражданкой Брошкиной, что мы дышим одним воздухом с гражданкой Брошкиной и мне хочется открыть пасть и выкрикнуть - ПОЗОР! - говорю по буквам - Пётр, Ольга, Захар, омлет, рафинад! Позор!!!"; "Вы опроцедурили меня всего на 50 процентов!".

Михаил Жаров в фильме "Близнецы"

Михаил Жаров Близнецы

Последний его звездный киногерой - сельский милиционер Анискин: «Деревенский детектив», «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин». Его Анискин - деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, утверждающий веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно. Анискин стал своего рода образцом советского участкового.

Михаил Жаров в роли Анискина

Михаил Жаров в роли Анискина

Михаил Жаров в роли Анискина 2

Член КПСС c 1950 года.

Резко негативно относился к советским диссидентам, в частности, к А.И. Солженицыну. Известно его высказывание в адрес Солженицына: «Этому сукиному сыну нет места среди нас».

Много лет был общественным директором Центрального Дома актёра им. А. А. Яблочкиной. Был членом президиума Всероссийского театрального общества и членом правления Союза кинематографистов СССР.

Написал книгу «Жизнь, театр, кино».

Михаил Жаров умер 15 декабря 1981 года в Москве. На бумагах в его кабинете осталась записка: «Скоро вернусь. Ничего не трогать!». Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9).

В Москве, на доме, где жил актёр, установлена мемориальная доска.

Михаил Жаров (документальный фильм)



Личная жизнь Михаила Жарова:

Четыре раза был женат.

Первая жена - Надежда Гузовская (он называл ее Дина), заслуженная учительница, преподавательница русского языка. Состояли в браке с 1919-го по 1928-й. У пары родился сын Евгений (1921-1995), актёр театра в Ленинграде (жена Яня, дочь Лена). Известно, что Надежда Гузовская жила в Москве на улице Новопесчанной, а в последние годы с матерью и сестрой Лидией в Минске.

Дина Гузовская - первая жена Михаила Жарова

Дина Гузовская первая жена Михаила Жарова

Евгений Жаров - сын Михаила Жарова

Евгений Жаров сын Михаила Жарова

Вторая жена - Людмила Полянская. Брак продлился в период 1928-1942 годов. У пары родилось двое сыновей, умершие во младенчестве. Расставаясь с Людмилой Полянской, Жаров оставил ей большую квартиру на Тверской, не взяв оттуда ничего, даже свои любимые книги.

Третья жена - Людмила Васильевна Целиковская, известная советская актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР. Брак продлился пять лет - в 1943-1948 годы. Расстались, когда у Целиковской начался роман с К. Алабяном, жившим с ними в одном дворе. Некоторое время Людмила пыталась скрывать свой роман, но Жаров в итоге все узнал, разрыв закончился для него бессонницей, сердечными спазмами и микроинфарктом. Позже Целиковская говорила: "О чем я жалею, так это о том, что рассталась с Мишей Жаровым. Он был в моей жизни самым настоящим".

Михаил Жаров и Людмила Целиковская

Михаил Жаров и Людмила Целиковская

Четвёртая жена - Майя Гельштейн-Жарова (1930-1991), дочь известного врача-кардиолога Э. М. Гельштейна. Он познакомился с ней, отдыхая в Истринском санатории. Она была на тридцать лет моложе его. Поженились в 1949 году. У пары родились две дочери - Анна (1951 г.р.), актриса Малого театра и Елизавета (1953 г.р.), работала художником-постановщиком на киностудии «Союзмультфильм».

Михаил Жаров и жена Майя

Михаил Жаров и жена Майя

Михаил Жаров и жена Майя 2

Михаил Жаров коллекционировал почтовые марки темам «Искусство» и «Портреты на почтовых марках». Отрицательно относился к коммерциализации филателии, видел в марке нравственное и воспитательное начало.

Фильмография Михаила Жарова:

1915 - Царь Иван Васильевич Грозный - опричник
1916 - Тот, кто получает пощёчины - берейтор
1924 - Аэлита - мужик
1924 - Папиросница от Моссельпрома - служащий и носильщик
1925 - Дорога к счастью - Егор Миронов
1925 - Его призыв - рабочий
1925 - Шахматная горячка (короткометражный) - маляр
1926 - Мисс Менд - унылый половой
1926 - Последний выстрел - приказчик Журкин
1926 - Случай на мельнице - Ефим, сын Герасима
1927 - Тайна Ани Гай - Ждан
1927 - Дон Диего и Пелагея - Михаил Иванович, член «Общества изучения деревни»
1927 - Кто ты такой? - студент
1927 - Человек из ресторана - официант
1928 - Без ключа (короткометражный) - студент Коля
1928 - Белый орёл - чиновник
1929 - Два-Бульди-два - председатель ревкома
1929 - «Живой труп» - свидетель
1931 - Манометр - 2
1931 - Никита Иванович и социализм (короткометражный)
1931 - Путёвка в жизнь - Фомка "Жиган"
1932 - Двадцать шесть бакинских комиссаров - меньшевик
1932 - Мёртвый дом - офицер
1933 - Окраина - студент Краевич
1933 - Гроза - Ваня Кудряш
1933 - Марионетки - начальник пограничного поста
1934 - Мечтатели - Хайлов
1935 - Любовь и ненависть - Куква
1935 - По следам героя - милиционер
1935 - Три товарища - Зайцев
1937 - Возвращение Максима - Платон Васильевич Дымба
1937 - Пётр Первый - А. Д. Меншиков
1938 - Выборгская сторона - Платон Васильевич Дымба, анархист
1938 - Медведь (короткометражный) - Григорий Степанович Смирнов
1939 - Ошибка инженера Кочина - следователь Ларцев
1939 - Степан Разин - Лазунка
1939 - Человек в футляре - Коваленко
1941 - Богдан Хмельницкий - дьяк Гаврила
1942 - Боевой киносборник № 12 (новелла «Ванька») - дед
1942 - Оборона Царицына - казак Перчихин
1942 - Секретарь райкома - партизан Гаврила Русов
1943 - Актриса - артист Жаров (камео)
1943 - Во имя Родины («Русские люди») - военфельдшер Иван Иванович Глоба
1943 - Воздушный извозчик - лётчик Иван Кузьмич Баранов
1943 - Юный Фриц (короткометражный) - Фриц
1944 - Иван Грозный (1-я серия) - Малюта Скуратов
1945 - Близнецы - Вадим Спиридонович Еропкин + вокал
1945 - Иван Грозный (2-я серия, сказ второй - «Боярский заговор») - Малюта Скуратов
1946 - Беспокойное хозяйство - старшина Семибаб + вокал
1947 - За тех, кто в море - Михаил Михайлович Харитонов
1948 - Мичурин - Семён Семёнович Хренов
1949 - Счастливый рейс - шофёр Зачёсов
1953 - Васса Железнова (телеспектакль) - Прохор Борисович Храпов
1954 - Анна на шее - Артынов
1954 - Родимые пятна (киноальманах) (новелла «Ревизоры поневоле») - Лаптев
1957 - Сапоги (короткометражный) - Павел Александрович Блистанов
1958 - Девушка с гитарой - Аркадий Иванович Свиристинский, директор музыкального магазина
1958 - Красные листья - Казимир Шипшинский
1959 - Млечный путь - Михаил Силович
1961 - Чужой бумажник (короткометражный) - Николай Никанорович Старосельцев
1963 - Внимание! В городе волшебник! - повар
1963 - Каин XVIII - военный министр
1966 - Старшая сестра - дядя Митя Ухов
1966 - Театральные встречи БДТ в Москве (телеспектакль)
1968 - Деревенский детектив - Фёдор Иванович Анискин
1970 - Жаров рассказывает (документальный)
1972 - Горизонт №8 (научно-популярный) - ведущий
1972 - Развод по-нарымски (телеспектакль) - Ф. Анискин
1973 - Самый последний день (телеспектакль) - Семён Митрофанович Ковалёв
1973 - Так и будет (телеспектакль) - Воронцов
1973 - Анискин и Фантомас - Ф. Анискин
1973 - Наш друг Максим (документальный)
1974 - Дом Островского (телеспектакль) - Лыняев
1974 - Сэр Джон Фальстаф (телеспектакль) - Фальстаф
1977 - По страницам «Голубой книги» (телеспектакль) - рассказчик
1977 - И снова Анискин - Ф. Анискин
1978 - Власть тьмы (телеспектакль) - Митрич

Озвучивание Михаила Жарова:

1943 - Сказка о царе Салтане (анимационный) - Царь Салтан

Режиссерские работы Михаила Жарова:

1946 - Беспокойное хозяйство
1973 - Анискин и Фантомас (совместно с В. Н. Ивановым и В. А. Рапопортом)
1977 - И снова Анискин (совместно с В. Н. Ивановым)

последнее обновление информации: 14.03.2021






Главная Контакты 2014-2021 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.