Возраст: 131 (со дня рождения)
Возраст смерти: 25 лет
Вера Васильевна Холодная (урождённая Левченко). Родилась 5 августа 1893 года в Полтаве — умерла 16 февраля 1919 года в Одессе. Российская актриса немого кино.
Вера Левченко, ставшая знаменитой как Вера Холодная, родилась 5 августа 1893 года в Полтаве в семье учителя.
Отец - Василий Андреевич Левченко, учитель словесности, преподавал в городской гимназии.
Мать - Екатерина Сергеевна (в девичестве Слепцова).
Имела двух сестер - Надежду и Софью.
Когда Вере было два года, семья перебралась в Москву. Там она поступила в частную гимназию Перепёлкиной, а ещё спустя год, отлично сдав экзамен и обойдя множество претендентов, была принята в балетное училище Большого театра. Проявила большие способности к балету и мечтала выступать на сцене. Однако в училище она пробыла недолго — бабушка девочки, выступавшая против её артистической карьеры, заставила Веру возвратиться в гимназию. И не помогли даже уговоры со стороны дальней родственницы девочки, известной театральной актрисы Елены Лешковской.
Позже она сильно жалела о том, что не окончила балетную школу.
В подростковом возрасте увлекалась коньками и теннисом. Хорошо пела и играла на фортепиано, читала стихи на гимназических вечерах и уже принимала участие в любительских спектаклях. Сыграла, в частности, роль Ларисы Огудаловой в постановке «Бесприданницы» А. Н. Островского.
Огромное впечатление на Веру производила игра знаменитой актрисы Веры Комиссаржевской.
В десятилетнем возрасте Вера потеряла отца — он умер, заразившись холерой. Мать тоже часто болела, и девочке с ранних лет приходилось заботиться о двух младших сёстрах. Ее сестра Софья вспоминала: «Так как я росла без отца, Вера Васильевна, будучи очень доброй, вполне заменила мне отца, она занялась моим воспитанием и, когда заметила, что я также люблю сцену, люблю балет, помогла мне поступить учиться в балетную школу».
В 1910 году Вера окончила гимназию. Посещала клуб «Алатр», где вокруг певца Леонида Собинова собиралась богемная артистическая публика, а также кружок молодых артистов Московского Художественного театра, — место, где часто бывали известные художники и литераторы, такие как Константин Бальмонт и Андрей Белый.
Рост Веры Холодной: 162 сантиметра.
Личная жизнь Веры Холодной:
Муж - Владимир Холодный. Познакомились в 1910 году, на выпускном балу в гимназии. Тогда он был молодым юристом. Также Владимир был азартным спортсменом, увлекался автомобильными гонками и участвовал в издании «Авто», первой — и долгое время единственной — в России газеты, освещавшей вопросы спорта.
Вскоре они поженились и она взяла его фамилию.
В браке родилась дочь Евгения. Ещё одну девочку, Нонну, супруги удочерили.
Вера Холодная с мужем Владимиром
Вера Холодная и дочь Евгения
Муж Веры принимал участие в Первой мировой войне, в 1915 году он был тяжело ранен в ногу под Варшавой и награждён за храбрость золотым оружием. Из-за ранения Владимир был вынужден вернуться в Москву. Известие о смерти жены он перенёс тяжело и пережил её ненадолго — вскоре после кончины супруги Владимира Холодного арестовали представители ГПУ. Их дочь Евгения рассказывала: «В нашей московской квартире чекисты штыками распороли подушки, вскрыли стены; затем всю обстановку и мебель увезли. Прабабушку и сестру не тронули. Они и носили передачи отцу в тюрьму, пока им не сказали, что больше в этом нет необходимости — моего отца расстреляли в конце 1919 года».
Родной брат Владимира, Николай Холодный, был учёным-ботаником, академиком АН УССР. Впоследствии его имя было присвоено Институту ботаники АН УССР (позднее — Украины).
Сестра актрисы Софья после смерти Веры так и осталась в Одессе, стала балериной Одесского театра оперы и балета, вышла замуж и родила двоих детей.
Другая сестра, Надежда, в 1919 году вышла замуж за грека и приняла греческое подданство. Взяв на воспитание обеих дочерей покойной сестры, в 1920-х годах она перебралась в Стамбул.
Интерес к кино Холодная проявляла ещё до того, как решила стать киноактрисой. Большое влияние на девушку оказывало творчество датской звезды немого кино Асты Нильсен.
Существует несколько версий прихода актрисы в кинематограф. Так, Александр Вертинский утверждал, что это произошло благодаря ему: «Как-то, повстречав её [Холодную] на Кузнецком, по которому она ежедневно фланировала, я предложил ей попробовать свои силы в кино. Она вначале отказывалась, потом заинтересовалась, и я привёз её на кинофабрику и показал дирекции».
На решение Холодной стать киноактрисой во многом повлияли материальные затруднения, возникшие в семье.
В 1914 году Холодная впервые приняла участие в кинопробах — на предприятии «В. Г. Талдыкин и Ко». Дебют Веры в кино, впрочем, состоялся на другом кинопредприятии — «Тиман и Рейнгард» («Эра»).
Режиссёр Владимир Гардин, к которому обратилась девушка, описывал ее так: «Стройная, гибкая, бывшая танцовщица, она сидела передо мной, опустив красивые ресницы на обвораживающие глаза, и говорила о том, что хочет попробовать свои силы на экране. Вера Холодная тогда умела лишь поворачивать свою красивую голову и вскидывать глаза налево и направо — вверх. Правда, выходило это у неё замечательно, но больше красавица Вера дать ничего не могла».
Гардина привлекла эффектная внешность девушки, и он дал ей эпизодическую роль в картине «Анна Каренина». Холодная появлялась в массовой сцене на балу в роли итальянки-кормилицы, приносящей Анне нелюбимую дочь.
Первый фильм в карьере Холодной был одним из лучших образцов киноискусства своего времени: основные роли исполняли опытные мхатовские актёры, съёмку осуществлял известнейший в те годы оператор Александр Левицкий.
После «Анны Карениной» пути Холодной и Гардина разошлись. Несмотря на это, он всё-таки спросил владельца фирмы, Тимана, не стоит ли зачислить девушку в их постоянную труппу. В ответ, по свидетельству Гардина, Тиман сказал, что ему нужны «не красавицы, а актрисы».
После этого на некоторое время девушка оставила мысли об актёрской карьере.
Но в следующем, 1915 году, карьера Холодной получила новый виток. Во время очередного посещения клуба «Алатр» она случайно познакомилась с представителем студии Александра Ханжонкова Никандром Туркиным и сотрудничавшим с этой студией режиссёром Евгением Бауэром. Последний сразу же предложил Холодной главную роль в фильме «Песнь торжествующей любви» по Тургеневу.
Лента снималась как раз в ателье Ханжонкова, которого Бауэр без труда убедил в необходимости пригласить на главную роль именно Холодную. «Песнь торжествующей любви» явила собой, по мнению Александра Вертинского, вершину успеха Холодной. Фильм произвёл сенсацию и принёс актрисе знаменитость и востребованность.
Ханжонков предвидел успех фильма ещё на стадии съёмок — посмотрев несколько черновых сцен, он принял решение заключить с Холодной контракт сроком на три года.
В том же 1915 году она снялась ещё в нескольких фильмах, как то: «Миражи», «Лунная красавица», «Дети века», «Пламя неба», «Пробуждение», «Дети Ванюшина», «В мире должна царить красота». В «Лунной красавице» — одной из самых слабых работ Бауэра — Холодная снималась в седом парике, который, по мнению Бауэра, был ей к лицу.
Вера Холодная в фильме "Миражи"
Вера Холодная в фильме "Дети века"
Вера Холодная в фильме "Лунная красавица"
Одобрительные отзывы современников получила лента «Дети века». Критики замечали, что актриса «очень верно» исполнила свою роль любящей жены и матери и в отдельных моментах выглядела «бесподобно правдиво».
Бауэр с большой точностью угадывал возможности актрисы, как принято считать, это он «открыл» Веру Холодную, впрочем, как и целый ряд других знаменитых актёров немого кино: Ивана Мозжухина, Витольда Полонского, Владимира Максимова. Именно Холодной он отводил особое место в своём творчестве.
Несмотря на то, что в годы работы на студии Ханжонкова актриса снималась и у других режиссёров, этот период её карьеры принято считать «бауэровским».
Если обычно название и содержание фильмов держались в секрете, чтобы идея не была перехвачена конкурентами, то картины с участием Веры Холодной рекламировались ещё до начала съёмок — в этом не было риска, поскольку главная ценность ленты заключалась в участии конкретной актрисы, и перехват сюжета не представлял никакой опасности.
К 1916 году Холодная приблизилась к статусу звезды первой величины. Это положение закрепилось за ней окончательно после фильма «Жизнь за жизнь» — сеансы этой картины привлекали такое количество желающих, что на них велась предварительная запись.
«Жизнь за жизнь» была одной из лучших постановок того времени, а её особой интригой стало актёрское соперничество Холодной и актрисы МХТ Лидии Кореневой — в фильме они играли сестёр-соперниц, чья драма заключалась в браке без любви. Критикам предоставилась возможность сравнить две манеры актёрской игры.
Проработав год у Ханжонкова и снявшись за это время в тринадцати фильмах (последний — «Жизнь за жизнь»), Вера Холодная покинула его и перешла в киноателье Дмитрия Харитонова. Сестра актрисы Софья считала, что Холодная ушла от Ханжонкова из-за нежелания играть в пошлых и бессмысленных фильмах. По словам же самого Ханжонкова, причиной стал высокий гонорар, предложенный Харитоновым, — вдвое больше, чем в предыдущем ателье.
Уход Холодной, а также Витольда Полонского стал для Ханжонкова тяжёлым ударом. Вследствие ухода Холодной и Полонского Ханжонков, по его собственному признанию, потерял «ровно столько же, сколько приобрёл Харитонов».
Среди тех кинематографистов, кто перешёл от Ханжонкова к Харитонову, был и режиссёр Пётр Чардынин. С этого момента Холодная снималась только у него и лишь в порядке исключения давала согласие другим режиссёрам.
Ни условия работы, ни характер ролей актрисы с переходом в новое киноателье не поменялись. Подметив то, что зрители отождествляют актёра с созданным им экранным образом, Чардынин и Ханжонков ввели в русский дореволюционный кинематограф «систему звёзд». Они предложили публике смотреть в одном фильме сразу и Витольда Полонского, и Владимира Максимова, и Веру Холодную, закрепив за каждым из них постоянный экранный образ.
Места действия, сюжеты и среда менялись, но Полонский и Максимов, по выражению искусствоведа Семёна Гинзбурга, неизменно «представали как элегантные герои-любовники или развращённые фаты, а Холодная — как безвольная и скорбная жертва собственных и чужих страстей».
Первой совместной лентой трёх популярных артистов стал фильм «У камина», действие которого строилось на любовном треугольнике. По сюжету, Вера Ланина (Холодная), супруга важного чиновника (Полонский), под влиянием минутной слабости отдаётся влюблённому в неё князю Печерскому (Максимов). По возвращении мужа она признаётся ему во всём, и тот, желая Вере счастья, даёт жене развод и возможность соединиться с Печерским. Но Вера, не в силах простить себе измены любимому супругу, уходит из жизни. Фильм заканчивается тем, что у гроба умершей встречаются полные скорби муж и любовник.
Коммерческий успех этой и последующих картин стал рекордным для русской дореволюционной кинематографии.
В Одессе лента «У камина» непрерывно демонстрировалась на протяжении 90 дней, в Харькове — 72 дня, при этом крупнейший харьковский театр «Ампир» четырежды возобновлял постановку картины, и каждый раз показ собирал огромные очереди. Холодная была более востребована зрителями, нежели её коллеги Полонский и Максимов — герои последних были лишены всякого характера, тогда как Холодная изображала человеческий характер, близкий публике.
Успех фильма «У камина» побудил Чардынина выпустить продолжение ленты — «Позабудь про камин, в нём погасли огни...». Фильм имел ещё больший успех, чем «У камина», хотя вышел на экраны в начале ноября 1917 года, в дни Октябрьской революции.
Фильмы на тему цирковой жизни с участием Холодной — «Позабудь про камин, в нём погасли огни...» и «Молчи, грусть... молчи...» — имели рекордные сборы за весь период существования русской дореволюционной кинематографии.
За три года — с 1916 по 1919 год — было поставлено более 30 картин с Холодной. Как правило, одновременно шло по несколько фильмов с её участием. Даже тогда, когда дела киностудии пошли на убыль, — в апреле-мае 1918 года, — было выпущено 6 лент с Верой Холодной.
Актёрская карьера Веры Холодной продолжалась на протяжении Первой мировой войны. Актриса принимала участие в благотворительных концертах, в продажах подарков в фонд воинов и их семей. Военные боготворили Холодную, называя её «своей Верочкой», и скупали билеты на все её сеансы. По воспоминаниям дочери артистки, Евгении, в перерывах между киносъёмками Холодная приезжала на фронт и к мужу, который был призван в армию после начала военных действий.
Октябрьская революция застала актрису за работой над картиной «Княжна Тараканова», съёмки которой предполагалось провести в Одессе. Советская власть шла навстречу Холодной: сестра Софья писала, что в условиях экономии электроэнергии новые власти, «зная, что снимается Вера Васильевна Холодная, отпускали электроэнергию и плёнку по возможности бесперебойно».
После выхода на экран фильма «Живой труп» на актрису обратил внимание сам Константин Станиславский. Он предложил ей вступить в труппу МХТ и пообещал роль Катерины в «Грозе», но предупредил, что над ролью придётся долго и много работать — может быть, год или больше. Работа в театре была невозможна при интенсивном съёмочном графике Холодной — переход в МХТ означал прекращение непрерывной работы в кино. Спустя несколько дней колебаний актриса отправила Станиславскому письмо с отказом.
Весной 1918 года Холодная переехала в Одессу с киноэкспедицией Харитонова, куда входили также Чардынин, Максимов, Рунич и члены их семей. Актрису сопровождали сестра Софья и дочь Женя. Вторая сестра, Надя, муж Владимир и приёмная дочь Нонна остались в Москве. Существует предположение, что не последнюю роль в отъезде сыграли события в личной жизни актрисы — одновременный разрыв с мужем и Владимиром Максимовым.
По дороге в Одессу актёры давали концерты в крупных городах, включая Киев и Харьков. Впоследствии Евгения уточняла, что в ожидании того, когда в Одессе будет оборудована киностудия, Вера Холодная успела принять участие в съёмках ряда картин в Ялте и несколько раз выступить в благотворительных концертах в пользу Добровольческой армии.
В Одессе внимание поклонников стало для Холодной, по словам её сестры, «настоящей катастрофой». Иногда участники киноэкспедиции были заняты целые сутки: съёмки проходили в ателье, которое Харитонов выстроил на Французском бульваре, на специально приобретённом участке земли.
18 декабря 1918 года Одессу заняли французские войска и части Добровольческой армии. Холодная стала получать приглашения сниматься за рубежом от иностранных компаний. Но Вера опубликовала заявление в печати, в котором публично заявила, что ни за что не покинет свою Родину в тяжёлое для неё время, и призывала других артистов тоже последовать этому решению: «Теперь расстаться с Россией, пусть измученной и истерзанной, больно и преступно, и я этого не сделаю».
Всего с участием Холодной было снято четыре фильма — «Последнее танго», «Женщина, которая изобрела любовь», «Азра» и «Княжна Тараканова».
Вера Холодная в фильме "Последнее танго"
Во время показов этих лент на Дерибасовской улице, перед синематографом «Кино-Уточкино», выстраивались огромные очереди.
В свободное от съёмок время актриса также выступала на коммерческих концертах и благотворительных вечерах, сбор от которых шёл в пользу неимущих работников сцены или Красного Креста.
Вера Холодная. "Последнее танго" (1918)
Круг одесских знакомств Холодной был разнообразен: она могла появляться в обществе французских военных деятелей и белых офицеров, что давало поводы для многочисленных слухов. Кинозвезде приписывали романы с военным губернатором Одессы Алексеем Гришиным-Алмазовым, французским генералом Анри Фрейденбергом и французским консулом Эмилем Энно.
В окружение актрисы входили и такие лица, как Георгий (Жорж) Лафар и Пётр Инсаров, тайные агенты большевиков. Оба они пытались выведать через Холодную какие-либо тайны, а возможно, и осуществить подкуп генерала Фрейденберга. В своём донесении в Москву Лафар писал о своей встрече с Холодной: «Она там [в отдельном кабинете "дома кружка актёров"] ужинает, иногда обедает с друзьями, оттаивает от одесского холода и неустройства. Я имел с ней беседу ("Апостол" представил меня). Дама несколько инфантильна, но отзывчива и мила, по нашему мнению, обязательна. Что удивительно, слава ей не вскружила голову. Она ею тяготится. Фрейденберг души в ней не чает, льнёт к ней, хотя держит себя в рамках приличий. Дама эта наша. У неё брали интервью: "Почему бы вам не поехать в Европу, пока в России междоусобица?" Она ответила: "Я Россию никогда не брошу". О даме буду писать отдельно. Влияние её на Фрейденберга безмерно. "Апостол" предлагает форсировать это дело в том направлении, в котором был заговор. Я — за!..».
Вера Холодная незадолго до смерти
В феврале 1919 года Вера Холодная простудилась и заболела тяжёлой формой гриппа с лёгочными осложнениями, более известной как «испанка».
Ее сестра Софья вспоминала: «В Одессе была настоящая эпидемия, и болезнь протекала очень тяжело, а у Веры как-то особенно тяжко. Профессора Коровицкий и Усков говорили, что "испанка" протекает у неё как лёгочная чума... Всё было сделано для её спасения. Как ей хотелось жить!».
По свидетельству импресарио актрисы, болезнь настигла её внезапно: зимой, после спектакля в театре литературно-артистического общества на Греческой улице, по дороге в гостиницу «Бристоль» артистка упала в снег с перевернувшихся саней. На следующий день у неё поднялась температура, и врачи поставили диагноз — грипп. Не желая оставаться в гостинице, Холодная переехала к матери, в дом Папудова на Соборной площади.
По воспоминаниям сестры, перед домом Папудова постоянно стояла толпа молодёжи, а Харитонов и Чардынин, сидя на кухне, плакали. Проболев всего несколько дней, актриса умерла 16 февраля 1919 года в половине восьмого вечера.
Вскрывать тело, вопреки обычной практике, не стали — вместо этого сразу же произвели бальзамирование, для чего к постели умершей был срочно вызван лучший одесский патологоанатом профессор Тизенгаузен. Вынос тела в Спасо-Преображенский кафедральный собор для отпевания состоялся не днём, как обычно, а ночью — тем не менее, при большом скоплении народа. Эти странные обстоятельства впоследствии легли в основу многочисленных конспирологических версий относительно смерти Веры Холодной.
В день смерти Холодной во многих театрах были отменены спектакли. В Москве, в Художественном театре, прошла панихида памяти актрисы. Отпевание проходило в Спасо-Преображенском кафедральном соборе при большом стечении народа.
Забальзамированное тело было похоронено в часовне на Первом христианском кладбище Одессы, с тем чтобы в последующем перевезти его в Москву.
С умершей пришла проститься буквально вся Одесса. Покойная актриса была наряжена в один из лучших своих туалетов и тщательно загримирована. Картина «Похороны Веры Холодной», ставшая, фактически, последней в репертуаре актрисы, имела огромные сборы.
Могила Веры Холодной не сохранилась до наших дней, поскольку кладбище, на котором захоронили её тело, в 1932 году было уничтожено. В процессе разрушения кладбища тело актрисы пропало. Существует могила Веры Холодной в Сан-Франциско на Сербском кладбище.
похороны Веры Холодной
Внезапная смерть популярной артистки повлекла за собой целую череду слухов и домыслов. По официальной версии, причиной ухода Холодной из жизни действительно стала «испанка».
Вскоре появился ряд других версий: по одной из них, её расстреляли революционные матросы как белую шпионку; по другой — актриса задохнулась от запаха отравленных белых лилий, присланных консулом Энно; третья версия гласила, что Холодную задушил на почве ревности её любовник, генерал Гришин-Алмазов.
В дальнейшем, в эмиграции, обвинения в причастности к смерти артистки высказывались и в адрес её последнего партнёра Осипа Рунича.
Но большинство людей, знавших актрису, придерживались официальной точки зрения на этот счёт — например, дочь и сёстры Холодной, её импресарио (вспоминавший, что ни сама актриса, ни члены её семьи «не высказывали никаких сомнений относительно причины её заболевания»), а также Александр Вертинский.
Последовавшие за уходом Холодной из жизни слухи усилились после ареста и расстрела в Москве её мужа Владимира. С крайне резкой критикой слухов об убийстве актрисы выступал Алексей Каплер, автор посвящённого Холодной биографического очерка.
В 1975 году в СССР вышел фильм Никиты Михалкова «Раба любви». В основу сюжета легли эпизоды из жизни Веры Холодной. Актрису Ольгу Вознесенскую, прототипом которой была Холодная, сыграла Елена Соловей.
Александр Вертинский, друг семьи Веры Холодной, ещё при жизни актрисы посвятил ей целый ряд песен, в числе которых — «Маленький креольчик» и «Ваши пальцы пахнут ладаном», а композитор Борис Прозоровский — романс «Жасмин», который актриса иногда исполняла дома.
На Втором христианском кладбище Одессы, в ограде могилы Петра Чардынина, умершего в 1934 году, был установлен кенотаф Веры Холодной.
В 2003 году в Одессе, на Преображенской улице, напротив дома, в котором умерла Холодная, был установлен бронзовый памятник актрисе работы скульптора Александра Токарева. В Одессе также есть площадь Веры Холодной.
Фильмография Веры Холодной:
1914 - Анна Каренина - кормилица сына Анны Карениной
1915 - Пробуждение
1915 - Пламя неба - Таня
1915 - Песнь торжествующей любви - Елена
1915 - Миражи - Марианна
1915 - Дети века - Мария Николаевна
1916 - Шахматы жизни - дама полусвета
1916 - Ради счастья
1916 - Одна из многих - Наташа Барышева, курсистка
1916 - Лунная красавица - Аня, дочь Строева
1916 - Жизнь за жизнь - Ната, приемная дочь Хромовой
1916 - В мире должна царить красота - Лия Ванда, артистка
1917 - Человек-зверь - Северина
1917 - У камина
1917 - Столичный яд - Вера Даровская
1917 - Пытка молчания
1917 - Почему я безумно люблю
1917 - Позабудь про камин, в нем погасли огни - Мара Зет, цирковая актриса
1917 - На алтарь красоты
1917 - Кира Зубова - Кира Зубова
1917 - Как они лгут - Ганка, танцовщица
1917 - Истерзанные души - Графиня Руцкая
1917 - Женщина, которая изобрела любовь - Антонелла
1917 - В золотой клетке
1917 - Блуждающие огни
1918 - Тернистый путь славы - Вера Северная - королева экрана
1918 - Последнее танго - Кло
1918 - Молчи, грусть... молчи... - Пола, партнерша Лорио
1918 - Сказка любви дорогой - Пола
1918 - Мещанская трагедия
1918 - Красная заря - мисс Кэтти
1918 - Живой труп - Маша
1919 - Азра - Азра, цыганка
Существуют разные сведения по поводу того, в скольких фильмах на самом деле снялась Вера Холодная. Речь идет о 35-50 лентах. До наших дней сохранилось — частично или полностью — только восемь картин с участием Веры Холодной.
Сохранившиеся фильмы Веры Холодной:
1914 - Анна Каренина - кормилица сына Анны Карениной
1915 - Дети века - Мария Николаевна Торопова
1916 - Миражи - Марианна
1916 - Жизнь за жизнь - Ната
1917 - Истерзанные души - Графиня Руцкая
1918 - Молчи, грусть... молчи... - Пола
1918 - Сказка любви дорогой - Пола
1918 - Последнее танго - Кло
последнее обновление информации: 04.08.2023
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.