В канун 9 мая в Ростове-на-Дону установлен памятник одному из участников водружения знамени Победы над рейхстагом Герою Украины Алексею Бересту. Дочь Береста категорически отказалась переносить прах отца на Украину и считает, что героизация Бандеры и Шухевича бросает пятно на звание Героя, присвоенное Алексею Бересту.
В Ростове-на-Дону в сквере 353-й стрелковой дивизии открыли памятник Алексею Бересту, герою Великой Отечественной войны, который возглавлял операцию по водружению Знамени Победы над Рейхстагом.
Автор памятника - Анатолий Скнарин, известный донской скульптор и заслуженный художник России.
Инициатива установки скульптуры принадлежала студентам и ректорату Ростовского института защиты предпринимателя. Активисты создали группу по сбору средств для установки памятника герою. Дочь Алексея Береста Ирина, которая многие годы занимается патриотическим воспитанием молодежи, оказала поддержку в развитии идеи. Это отметил глава Ростовской области Василий Голубев.
"Подвиг Алексея Береста ознаменовал Победу над фашизмом в его логове. С открытием памятника восторжествовала историческая справедливость", - отметил Василий Голубев. Он также напомнил о героическом поступке Береста, совершенном уже в мирное время: ценой собственной жизни он спас 5-летнюю девочку из-под колес поезда.
В открытии памятника участвовала дочь Героя Ирина Берест, которая родилась в 1948 году в Севастополе (ее отец после войны проходил службу на Черноморском флоте).
Ирина Алексеевна поделилась своим желанием открыть такой же памятник и в Донецке, так как дончане не дали в обиду её отца, когда украинские националисты хотели отобрать у Береста звание Героя Украины.
Она также рассказала, что руководство Украины упрашивало её согласиться на перенос праха отца (как уроженца Сумской области) в парк Вечной славы на Аллею Героев рядом с могилой Шолуденко. Но дочь не дала на это согласия, и тело Береста осталось покоиться на территории России в Ростове-на-Дону.
Имя Алексея Прокопьевича Береста, советского офицера, принимавшего непосредственное участие в штурме Рейхстага и водружении на него Знамени Победы, известно, наверное, каждому ростовчанину - правда, обычно с замечанием: подвиг его был недооценен.
Официально за установление красного стяга - штурмового флага 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта - над главным административным зданием Германии званием Героя Советского Союза награждены были двое: младший сержант Милитон Кантария и рядовой Михаил Егоров.
В донесении командующего 3-й ударной армией генерал-полковника Кузнецова начальнику главного политического управления Красной Армии «о бое за рейхстаг и водружении над ним знамени Победы» говорилось: «30 апреля 1945 года в 14:25 бойцы роты старшего сержанта Сьянова с боями прорвались по лестнице на крышу здания и достигли купола рейхстага. Отважные воины коммунист лейтенант Берест, комсомолец красноармеец Егоров и беспартийный младший сержант Кантария установили знамя, над зданием германского парламента взвился гордый флаг Советского Союза - символ нашей великой победы».
В ночь на 2 мая Берест совершил еще один подвиг: именно он, переодевшись в форму полковника, вел переговоры с гарнизоном Рейхстага о капитуляции - потому что, посовещавшись, командиры решили, что только человек такой богатырской стати способен олицетворять Победителей, а никого другого, старше его по званию, такого сложения в тот момент в части не было.
Алексей Берест
В августе 1946-го он был представлен к званию Героя Советского Союза, но - высшую награду страны ему не дали, ограничившись орденом Красного Знамени. В Указе о присвоении звания Героя «офицерскому и сержантскому составу Вооруженных сил СССР, водрузившему Знамя Победы над Рейхстагом», имени Береста не значилось. Говорят, его вычеркнул маршал Жуков, не любивший политруков.
Он женился в Ростове-на-Дону, где лежал в госпитале, на медседстре, с которой потом уехал служить в Севастополь.
Через три года, демобилизовавшись, вернулся обратно. Работал в ст. Неклиновской директором отдела кинофикации. А спустя некоторое время произошло непоправимое: кассирша кинотеатра расстратила полученные с продажи билетов деньги, а отвечать пришлось ее начальнику - Алексею Пропокьевичу Бересту.
Рассказывают, что во время ареста произошел такой инцидент: следователь, допрашивавший его, неожиданно заявил, мол, надо проверить, где ты на самом деле был во время войны - конец фразы он заканчивал уже в полете из окна второго этажа, куда могучий Берест отправил его вместе с креслом. В итоге, несмотря на показания свидетелей, он был осужден на десять лет.
По возвращении из колонии (срок ему скостили по амнистии) устроился сначала грузчиком, завальщиком, пескоструйщиком в сталелитейном цехе на «Ростсельмаше», шофером.
Бюст Алексея Береста на территории завода "Ростсельмаш"
Жизнь его оборвалась неожиданно - 3 ноября 1970 года, когда он вел внука из детсада домой, увидел на железнодорожном разъезде «Сельмаш», прямо на путях, маленькую девочку, на которую мчался поезд. Ни секунды на раздумья - Алексей Берест молнией бросился к ребенку и в последний момент вытолкнул ее из-под махины пассажирского состава «Москва-Баку», а сам - не успел выскочить.
Скорая приехала только через три часа, умер он уже в больнице.
тэги: День Победы
маразм крепчал: