Российская система «Периметр» не способна гарантировать уничтожение США

В России предлагают усовершенствовать комплекс автоматического управления массированным ответным ядерным ударом «Периметр» для обеспечения гарантированного ответного и ответно-встречного удара по США.

система Периметр

Российский комплекс автоматического управления массированным ответным ядерным ударом «Периметр» не способен гарантированно обеспечить нанесение ответного и ответно-встречного обезоруживающего удара по американским позициям.

Об этом пишет в статье для «Военно-промышленного курьера» заместитель президента по информационной политике Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН) доктор военных наук Константин Сивков.

На Западе «Периметр» известен как Dead Hand - «Мертвая рука».

Константин Сивков отмечает, что «Периметр» способен довести команду лишь до наземных комплексов и самолетов стратегической авиации, тогда как ракетные подводные лодки стратегического назначения, находясь в подводном положении, не смогут принять команду на пуск своих баллистических ракет. Кроме того, пишет Сивков, ракеты «Периметра» расположены, вероятно, в шахтных пусковых установках, в связи с чем могут оказаться уничтоженными первым ударом.

«Так что и система управления не вполне гарантированно может обеспечить нанесение ответного, даже ответно-встречного. В этой связи возникает необходимость модернизации системы управления для повышения боевой устойчивости стратегических ядерных сил», - считает доктор военных наук.

Заместитель президента РАРАН предложил ряд мероприятий, которые могли бы обеспечить России гарантированное ядерное сдерживание США. Среди них называется создание мобильной компоненты «Периметра», отслеживание пусковых установок которой было бы затруднительно для вероятного противника.

В декабре 2018 года Сивков отмечал, что торпеды «Посейдон» и ракеты «Сармат» с моноблочной боевой частью способны гарантированно уничтожить США.

Ранее о необходимости создания Россией мобильной компоненты гарантированного ответного удара в стратегических ядерных силах эксперт писал в ноябре 2018 года. Тогда же бывший начальник (в 1994-1996 годы) Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) Виктор Есин заявил, что «Периметр» при необходимости задействует лишь ограниченное число ракет.

Система «Периметр»

Система «Периметр» (индекс УРВ РВСН - 15Э601, в Западной Европе и США известна как Dead Hand, буквально «Мёртвая рука») - комплекс автоматического управления массированным ответным ядерным ударом, созданный в СССР в разгар холодной войны и используемый Россией до сих пор. Предназначен для гарантированного доведения боевых приказов от высших звеньев управления (Генеральный штаб Вооружённых сил, Управление РВСН) до командных пунктов и отдельных пусковых установок стратегических ракет, стоящих на боевом дежурстве, в случае чрезвычайного положения, когда линии связи могут быть повреждены.

После приказа, полученного от высших звеньев управления РВСН на специальный командный пункт, происходит запуск командной ракеты 15П011 со специальной головной частью 15Б99, которая в полёте передаёт команды на пуск всем ПУ и командным пунктам РВСН, имеющим соответствующие приёмники.

В США существовал похожий по предназначению комплекс передачи приказа о запуске - Аварийная система ракетных коммуникаций (Emergency Rocket Communications System).

«Периметр» является альтернативной командной системой для всех родов войск, имеющих на вооружении ядерные заряды. Она была создана в качестве резервной системы связи, на случай, если ключевые узлы командной системы «Казбек» и линии связи РВСН будут уничтожены первым ударом в соответствии с разработанной в США концепцией Ограниченной ядерной войны.

Для обеспечения гарантированного выполнения своей роли система была изначально спроектирована как полностью автоматическая, и в случае массированной атаки способна принять решение об адекватном ответном ударе самостоятельно, без участия (или с минимальным участием) человека. Она является единственным фактором сдерживания, дающим реальные гарантии отказа потенциального противника от концепции сокрушительного превентивного удара.

По утверждению Владимира Ярынича, одного из разработчиков системы, система также служила страховкой от принятия высшим руководством страны поспешного решения на основе непроверенной информации. Получив сигнал от системы предупреждения о ракетном нападении, первые лица государства могли активировать систему «Периметр» и спокойно ожидать развития событий, находясь при этом в полной уверенности, что даже уничтожение всех, кто обладает полномочиями на отдачу команды об ответной атаке, не сможет предотвратить удар возмездия. Тем самым полностью исключалась возможность принятия решения об ответном ударе в случае ложной тревоги...

В ходе холодной войны обеими сторонами противостояния были созданы высокоэффективные средства радиоэлектронного подавления противником средств боевого управления РВСН, в результате чего стала крайне актуальной задача гарантированного доведения боевых приказов от высших звеньев управления (Генштаб ВС СССР, Управление РВСН) до командных пунктов и отдельных пусковых установок стратегических ракет, стоящих на боевом дежурстве, в случае полномасштабного конфликта. В процессе конструкторских изысканий появилась идея использовать в качестве резервного канала связи специальную командную ракету, оснащённую мощным радиопередающим устройством, запускаемую в случае гарантированного поражения высших командных звеньев РВСН и подающую команды на запуск всех ракет, находящихся на боевом дежурстве, по всей территории СССР. Работы над темой особой командной системы, получившей название «Периметр», были поручены КБ «Южное» (Днепропетровск), постановлением правительства СССР № 695-227 от 30 августа 1974 г.

Первоначально предполагалось использовать в качестве базовой ракету МР УР-100 (индекс 15А15), однако впоследствии разработчики остановили свой выбор на ракете МР УР-100УТТХ (индекс 15А16). Переработанная в части системы управления командная ракета получила индекс 15А11, и в декабре 1975 года был выполнен её эскизный проект. Вместо штатной боевой части на ракетах 15А11 устанавливалась особая головная часть (индекс 15Б99), включавшая в себя специально разработанную ОКБ ЛПИ для целей проекта радиотехническую систему. Для обеспечения необходимых условий работы радиоаппаратуры головная часть должна была во время полёта сохранять постоянную ориентацию в пространстве. Была спроектирована специальная система ориентации и стабилизации, использующая холодный сжатый газ, что существенно сократило её стоимость и сроки создания. Изготовление специальной головной части было организовано на НПО «Стрела» (Оренбург).

После наземной отработки технических решений ракетного комплекса в 1979 году начались лётно-конструкторские испытания командной ракеты. На испытательном полигоне для этого были сооружены две экспериментальные шахтные пусковые установки. Помимо этого был создан специальный командный пункт, оснащенный новой, уникальной аппаратурой боевого управления для обеспечения дистанционного контроля и пуска командной ракеты. Лётные испытания ракеты проводились под руководством Государственной комиссии во главе с генерал-лейтенантом В. В. Коробушиным, первым заместителем начальника Главного штаба РВСН.

Первый пуск ракеты с экспериментальной моделью передатчика был успешно проведён 26 декабря 1979 года. В процессе испытаний были опробованы разработанные сложные алгоритмы сопряжения всех систем, участвовавших в испытаниях, возможность обеспечения ракетой заданной траектории полёта и работа всех служебных систем ГЧ в штатном режиме, подтверждена правильность принятых технических решений.

Всего для лётных испытаний было изготовлено 10 ракет. В ходе испытаний системы были проведены реальные запуски МБР разных типов с боевых объектов по приказам, переданным командной ракетой 15А11 во время полета. Для этого на пусковых установках этих ракет были смонтированы дополнительные антенны и установлены приёмные устройства системы «Периметр».

Позже подобным доработкам подверглись все пусковые установки и командные пункты РВСН. Всего в ходе лётно-конструкторских испытаний шесть пусков были признаны успешными, и один - частично успешным. В связи с успешным ходом испытаний и выполнением поставленных задач Госкомиссия сочла возможным удовлетвориться семью пусками вместо запланированных десяти. Одновременно с лётными испытаниями ракеты производились наземные испытания работоспособности всего комплекса в условиях воздействия поражающих факторов ядерного взрыва. Испытания проводились на полигоне Харьковского физико-технического института, в лабораториях ВНИИЭФ (г. Арзамас-16), а также на ядерном испытательном полигоне Новая Земля. Проведенные проверки подтвердили работоспособность аппаратуры при уровнях воздействия поражающих факторов ядерного взрыва, превышающих заданные техзаданием Министерства обороны СССР.

Кроме того, в ходе испытаний постановлением правительства была поставлена задача расширить функции комплекса, с доведением боевых приказов не только до объектов РВСН, но и для РПКСН, самолётов дальней и морской ракетоносной авиации на аэродромах и в воздухе, и пунктов управления РВСН, ВВС и ВМФ.

Лётно-конструкторские испытания командной ракеты были завершены в марте 1982 г, и в январе 1985 года комплекс «Периметр» был поставлен на боевое дежурство.

В создании комплекса принимали участие многие предприятия и организации различных министерств и ведомств. Основные из них: Опытно-конструкторское бюро при ЛПИ имени Калинина (ОКБ «Импульс», В. И. Мельник), НПО АП (Н. А. Пилюгин), КБСМ (А. Ф. Уткин), ЦКБЭМ (Б. Р. Аксютин), МНИИРС (А. П. Биленко), ВНИИС (Б. Я. Осипов), Центральное конструкторское бюро «Геофизика» (Г. Ф. Игнатьев), НИИ-4 МО (Е. Б. Волков).

После постановки на боевое дежурство комплекс работал и периодически использовался в ходе командно-штабных учений. Командный ракетный комплекс 15П011 с ракетой 15А11 (на базе МР УР-100) стоял на боевом дежурстве вплоть до июня 1995 года, когда в рамках соглашения СНВ-1 комплекс был снят с боевого дежурства. По другим данным, это произошло 1 сентября 1995 года, когда в 7-й ракетной дивизии (пгт. Выползово) был снят с дежурства и расформирован 510-й ракетный полк, вооружённый командными ракетами. Это событие совпало по времени с завершением вывода из боевого состава РВСН ракет МР УР-100 и начавшимся в декабре 1994 года процессом перевооружения 7-й ракетной дивизии на подвижный грунтовый ракетный комплекс «Тополь».

В декабре 1990 года в 8-й ракетной дивизии (пгт. Юрья) на боевое дежурство заступил полк (командир - полковник С. И. Арзамасцев) с модернизированным командным ракетным комплексом, получившим название «Периметр-РЦ», в состав которого входит командная ракета, созданная на базе МБР РТ-2ПМ «Тополь».

Также имеются данные, что ранее в состав системы «Периметр» наряду с ракетами 15А11 входили командные ракеты на базе БРСД «Пионер». Такой подвижный комплекс с «пионеровскими» командными ракетами носил наименование «Горн». Индекс комплекса - 15П656, ракеты - 15Ж56. Известно, по крайней мере, об одном подразделении Ракетных войск стратегического назначения, на вооружении которого стоял комплекс «Горн» - 249-й ракетный полк, дислоцировавшийся в городе Полоцк Витебской области 32-й ракетной дивизии (г. Поставы), с марта-апреля 1986 года по 1988 год стоял на боевом дежурстве с подвижным комплексом командных ракет.

По утверждению журнала Wired в 2009 году, система «Периметр» функционирует и готова нанести ответный удар.

В декабре 2011 года командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев заявил, что система «Периметр» существует и находится на боевом дежурстве.

В 2018 году бывший начальник Главного штаба РВСН Виктор Есин заявил, что система «Периметр» окажется малоэффективной в случае возможного выхода США из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности.







Главная Политика конфиденциальности 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.