Международный трибунал по бывшей Югославии приговорил бывшего лидера боснийских сербов Радована Караджича к 40 годам тюрьмы.
Бывший лидер боснийских сербов Радован Караджич приговорен к 40 годам тюрьмы по обвинению в совершении военных преступлений и преступлений против человечности, совершенных во время боснийской войны 1992–1995 годов.
Приговор вынес Международный трибунал по бывшей Югославии.
Караджич, в частности, признан виновным в геноциде в Сребренице - небольшом боснийском городе, где в июле 1995 года были убиты от семи до восьми тысяч боснийских мусульман.
По итогам разбирательства суд возложил на Караджича ответственность за убийства, захват заложников и принудительное переселение жителей Боснии и Герцеговины. Его признали виновным по эпизоду с осадой города Сараево, за время которой погибли тысячи людей.
В общей сложности обвинительный приговор был вынесен по 10 эпизодам из 11. Караджича оправдали только по обвинению в геноциде жителей семи боснийских населенных пунктов в 1992 году.
Радован Караджич родился 19 июня 1945 года в небольшой горной деревне Петница, близ Шавника в Черногории.
Отец Вук Караджич в годы Второй мировой войны воевал на стороне четников, которые сражались против немецких войск и партизан Иосипа Броз Тито, был схвачен в 1944 году титовской ОЗНА и едва спасся при расстреле, притворившись убитым. Затем был осужден титовцами на 5 лет лишения свободы. Радован увидел отца только в 5 лет.
Мать будущего лидера боснийских сербов Йованка Караджич рассказывала, что её сын рос послушным мальчиком, который уважал старших, помогал ей и в поле, и по дому.
В 1960 году Караджичи переехали в Сараево, где Радован окончил среднюю медицинскую школу, а в 1971 году медицинский факультет Сараевского университета, получив специальность психиатра. Специализацией Караджича были неврозы и депрессии. Он работал в одной из больниц Сараево, а также состоял штатным психиатром в футбольной команде.
Во время студенческих демонстраций в июне 1968 года Радован стал одним из ярких сараевских ораторов - выступал на крыше здания философского факультета.
В 1983 году вместе с Момчилой Краишником был обвинен в уголовном преступлении - нецелевом использовании кредита. В 1984-1985 году его судили в Сараево.
Под влиянием идей видного югославского, а затем сербского политика, академика и правозащитника Добрицы Чосича Радован Караджич начал политическую карьеру.
До начала 90-х годов Караджич не был замечен в национализме и даже вслух высказывался, что национализм ещё большее зло, чем коммунизм.
С начала 90-х Радован стал выступать за объединение сербов в разных районах бывшей Югославии в рамках единого государства, оказывал военную, экономическую и моральную поддержку Республике Сербская Краина. Ему принадлежит высказывание: «Сербы в состоянии вообще ничего не есть, но без своего государства обойтись не могут».
В июле 1989 года Караджич стал основателем Сербской демократической партии (СДП), провозгласившей себя представительницей сербской общины и заявившей об отказе признать любые односторонние действия двух других этнических общин Боснии. После ноябрьских выборов 1990 года СДП приняла участие в формировании трёхстороннего боснийского правительства во главе с лидером боснийской общины Алией Изетбеговичем. Когда в следующем году распад Югославии стал реальным фактом, Караджич предупредил, что в случае объявления Боснией и Герцеговиной независимости боснийские сербы будут добиваться объединения с Сербией.
Караджич сыграл немалую роль в отношениях Сербии с другими православными государствами. Он неоднократно посещал с визитами Россию и Грецию.
В феврале 1994 Караджич предложил Греции создать некое подобие Сербско-Греческой конфедерации. Ранее эта идея выдвигалась Слободаном Милошевичем.
Как следствие развития внутриполитической ситуации на данном этапе, 7 апреля 1992 года боснийские сербы в пригороде Пале провозгласили создание Сербской республики Боснии-Герцеговины, более известной как Республика Сербская. Её первым президентом стал Радован Караджич.
Начиная с марта 1992 года в Боснии и Герцеговине уже полным ходом шла гражданская война. После первых межэтнических столкновений в стране Караджич отдал распоряжение о формировании местных сербских вооружённых сил, костяк которых составили военные бывшей Югославской Народной армии (ЮНА).
В своих выступлениях в Афинах и Вене в 1993 году Караджич заявлял о необходимости восстановления Югославии: «Мы никогда не жили в государстве Босния, мы жили в югославской республике Босния. Ощущаете разницу? И сегодня мы не желаем быть частью несуществующего государства Сербия, мы лишь хотим сохранить свою неразрывную связь с сербским народом... И это не фанатизм, хотя наша позиция и вызывает раздражение мирового сообщества, боснийской нации не существует. Босния - это общий дом для трёх братских народов. И мы знаем мусульман и хорватов чуточку лучше, чем злокозненные зарубежные журналисты, наезжающие в Боснию на пару деньков...
Поэтому-то мы и вправе задать мусульманам и хорватам несколько вопросов: разве мы, сербы, не имеем права не доверять вам, учитывая ваш послужной список во время второй мировой войны? Неужели вы думаете, что мы, сербы, смиримся с расчленением Югославии и с насильственным разделом сербской нации?..
Мусульмане Боснии - наши славянские братья. Они страдают от своей доверчивости. Их лидеры обманули мусульман, пообещав им райские кущи за пределами Югославии. Босния может быть восстановлена только как федеративное государство, которое на определённом этапе присоединится к обновлённой Югославии. Наше общее будущее не может быть навязано извне, тем паче силой оружия. Только нам - сербам, мусульманам, хорватам - по плечу в ходе мирных переговоров, забыв распри, определить наше общее будущее».
Радован Караджич и Ратко Младич
Караджич обвинялся в организации массового убийства боснийцев (боснийских мусульман) в г. Сребреница в 1995 году. Поимка Караджича и передача его МТБЮ было одним из условий ускорения переговорного процесса по вступлению Сербии в ЕС. За информацию о нём и Ратко Младиче была объявлена награда в 5 миллионов долларов США.
25 июля 1995 году Международный трибунал по бывшей Югославии, созданный ООН двумя годами раньше, обвинил Караджича и генерала Ратко Младича в военных преступлениях, в геноциде мусульманского и хорватского населения Боснии и выдал в следующем году ордер на их арест.
В феврале 1996 года Радован Караджич в интервью газете «Таймс» заявил по этому поводу: «Если бы в Гааге работал настоящий судебный орган, я был бы готов поехать туда или дать показания по телевидению. Но трибунал в Гааге - политический институт, организованный для того, чтобы свалить всю вину на сербов».
В том же году Радован Караджич под давлением мирового сообщества и требований белградских властей сложил с себя полномочия президента Республики Сербская. Последний раз его видели и сфотографировали в Хан-Пиеске в июле того же года.
С тех пор Караджич исчез с политической сцены, а за ним началась настоящая охота. Для успешных поисков каждому военнослужащему из состава миротворческих сил в Боснии предоставили фотографии скрывающегося лидера боснийских сербов.
За информацию о местонахождении Караджича Международный трибунал по бывшей Югославии назначил вознаграждение в размере 5 млн $.
Преемник Караджича на посту президента Республики Сербской Биляна Плавшич, которая предстала перед Гаагским трибуналом, сказала: «Караджич невиновен в том, что ему приписывают. Он был лишь рабом своих белградских хозяев».
В 2005 году по телевидению супруга Радована Караджича призвала его сдаться, а вслед за ней с просьбой явиться с повинной обратился митрополит православной церкви в Черногории Амфилохий.
Радован Караджич с женой Лиляной Зелен-Караджич
На протяжении 13 лет Караджичу удавалось успешно скрываться от международного трибунала.
Вечером 21 июля 2008 года (по утверждению адвоката Светозара Вуячича, арест его подзащитного произошёл вечером в пятницу, 18 июля) он был арестован в белградском автобусе и доставлен в отделение суда по военным преступлениям в Белграде. Вуячич также сообщил подробности о задержании бывшего президента: Радован Караджич сел в автобус, идущий из Белграда в пригород сербской столицы городок Батайница. Прямо в автобусе неизвестные люди схватили его, надели ему на глаза повязку. Они привезли Караджича в «какую-то комнату», где продержали его до 21 июля.
Арест экс-лидера боснийских сербов стал результатом тщательно спланированной операции. Сотрудники сербской службы безопасности получили анонимный звонок от некоего человека, который посоветовал обратить внимание на седого старика, голос которого напоминал ему Караджича. В течение двух месяцев Караджич находился под наблюдением сербских спецслужб, которые внедрили двух своих агентов под видом пациентов к нему на приём. Им удалось незаметно взять несколько волос с головы доктора, и установить с помощью анализа ДНК, что это Радован Караджич.
Все эти годы Радован Караджич проживал в Белграде в двухкомнатной квартире, которую он снимал на улице Юрия Гагарина в районе Новый Белград, и работал в частной клинике в Новом Белграде, занимаясь лечением депрессий посредством альтернативной медицины.
Он имел фальшивые документы на имя Драгана Давида Дабича, не являющегося гражданином Сербии, и свободно передвигался по городу, посещал семинары, читал лекции и много писал в журналы на медицинскую тему. Посетители и сотрудники одного из белградских баров рассказали, что когда Дабич посещал бар The Madhouse, то он предпочитал садиться за столик, над которым висел портрет Радована Караджича и слушать песни о нём и о Ратко Младиче.
Радован Караджич во время ареста
За эти 13 лет он сильно изменился: перед телеэкранами предстал пожилой мужчина в очках с густой седой бородой и заплетенными в косичку волосами, который некогда был известным сербским политиком. После ареста Караджич по собственному желанию постригся и побрился.
Караджич был экстрадирован в Гаагу.
На первом слушании Караджичу были предъявлены обвинения по 11 пунктам:
Геноцид;
Соучастие в геноциде;
Истребление людей как преступление против человечности;
Убийства как преступления против человечности;
Убийства как нарушение законов или обычаев войны;
Преднамеренные убийства как нарушение Женевских конвенций;
Преследование по политическим, расовым и религиозным мотивам;
Депортации как преступление против человечности;
Другие негуманные действия;
Терроризирование гражданского населения;
Взятие заложников.
В обвинительном заключении говорилось: «В период между 1 июля 1991 года и 30 ноября 1995 года Радован Караджич, действуя индивидуально и во взаимодействии с другими, включая Момчило Крайишника и Биляну Плавшич, участвовал в совершении преступлений с целью добиться контроля над районами Боснии и Герцеговины, которые были провозглашены частью Сербской Республики… Для достижения этой цели руководство боснийских сербов, включая Радована Караджича, Момчило Крайишника, Биляну Плавшич и других, инициировало и осуществляло действия, включающие создание невыносимых условий жизни, преследования и террористическую тактику, которая должна была заставить несербов покинуть эти районы; депортацию тех, кто не хотел этого делать; ликвидацию остальных».
На суде Радован Караджич прочитал своё четырёхстраничное заявление, в котором заявил: «Я боялся, что буду физически ликвидирован из-за соглашения с бывшим спецпредставителем США Ричардом Холбруком. Я не ставлю под вопрос правомочия суда, а лишь хочу объяснить, почему я здесь не появился в 1996, 1997 или в 1998 году, когда я собирался добровольно сдаться властям. Всё это время за мной охотились для того, чтобы ликвидировать, а не арестовать. Всё это тянется с 1996 г., когда мои представители получили от Холбрука предложения администрации США».
Представ перед Гаагским трибуналом, Караджич озвучил условия сделки между ним и главным переговорщиком ООН по Боснии Ричардом Холбруком:
Обязательства.
1. РК [Радован Караджич] обязуется уйти в отставку со всех государственных и партийных должностей. Решение вступает в силу в течение 90-дневного срока, который нужен для обсуждения необходимых деталей с остальным руководством. Отставка должна быть бесповоротной. Караджич должен оказать давление на управляющих и партии, чтобы облегчить отставку и перемены в иерархии...
3. Радован Караджич уходит из общественной жизни. Это подразумевает отказ от интервью, заявлений (личных или через посредника)...
Обязательства 2.
1. Правительство США обязуется не оказывать давления, прямого или косвенного, на руководство СДС (Сербской демократической партии БиГ) в смысле расформирования этой партии.
2. Правительство США предоставляет в распоряжение РК сумму в $600 000 в местной валюте. Сумма предназначена для сохранения нынешнего образа жизни РК и на текущие расходы в течение 6 лет.
3. Правительство США предоставляет в распоряжение РК объект-резиденцию в месте, которое согласовано в ходе предыдущих устных переговоров.
4. Правительство США предоставляет для обеспечения физической безопасности РК не менее 6 человек.
5. Правительство США должно оповещать Караджича о любой возможной угрозе его безопасности.
Бывший боснийский министр иностранных дел М. Сакирбей заявил газете «Dnevni», что он узнал о сделке от главы миссии ОБСЕ, дипломата Р. Фроуика, летом 1996 года.
Суд над Караджичем начался в ноябре 2009 года, но слушания несколько раз переносились по просьбе обвиняемого. Бывший лидер сербов требовал предоставить ему больше времени на ознакомление с материалами дела. Одновременно он обвинял суд в некомпетентности. Процесс возобновился 13 апреля 2010 года, после того, как бывшему президенту Республики Сербской было отказано в очередной отсрочке.
28 июня 2012 года трибунал снял с Радована Караджича одно из обвинений в геноциде. Прокуратура не представила достаточных доказательств того, что действия сербских формирований в боснийских городах в 1992-1995 годах являлись геноцидом. Однако Караджич всё ещё обвиняется в геноциде в Сребренице, в преступлениях против человечности и в нарушении законов и обычаев войны.
24 марта 2016 года Международный трибунал по бывшей Югославии приговорил Радована Караджича к 40 годам тюрьмы за военные преступления и геноцид, совершенные во время боснийской войны 1992-1995 годов.
В частности, суд признал Караджича ответственным за организацию массового убийства мусульман в Сребренице в 1995 году. Караджич также признан виновным в организации нападений на мирных жителей и в убийствах в ходе осады города Сараево. При этом суд решил снять с экс-лидера боснийских сербов одно из двух предъявленных ему обвинений в геноциде.
маразм крепчал: