Группа «Сектор Газа» - история, состав, песни

Советская и российская панк-рок-группа «Сектор Газа» была создана 5 декабря 1987 года в Воронеже. Коллектив стал широко популярным в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Хитами стали их песни «Пора домой», «Туман», «Демобилизация», «Колхозный панк» и др...

Группа Сектор Газа

Группа «Сектор Газа» была основана 5 декабря 1987 года в Воронеже Юрием Клинских, который более известен под псевдонимом Юрий Хой. В этот день Юрий Клинских впервые выступил в Воронежском рок-клубе, исполнив репертуар, который в будущем станет неотъемлемой частью «Сектора Газа». Этот момент можно считать отправной точкой творческого пути группы, которая вскоре оставит значительный след в истории российской рок-музыки. Он стал не только лидером коллектива, но и автором большинства песен, ставших культовыми в российской рок-музыке. Юрий Хой был единственным бессменным участником группы на протяжении всей её истории.

История создания

Во второй половине восьмидесятых Юрий Клинских познакомился с Александром Кочергой, известным в музыкальных кругах под псевдонимом Ухват. Александр был одним из основателей рок-клуба в Воронеже, который был создан по аналогии с ленинградским клубом и стал важной площадкой для местных музыкантов. Сначала Клинских занимался организационными вопросами клуба, работая в ГАИ, но вскоре по совету Ухвата, который был впечатлён исполнением Юрием песен как Виктора Цоя, так и собственных, Юрий решает начать собственный музыкальный проект. Клинских начинает активно писать свои песни, пробуя себя в сочинении музыки и текста. Ближе к зиме у него уже сформировался репертуар, который стал основой для будущего «Сектора Газа». Это время стало важным этапом в становлении его творческого пути, и именно тогда зародилась идея о создании группы, которая вскоре станет знаковой в истории российской рок-музыки.

«Сектор Газа» стал известен благодаря своему провокационному и яркому стилю, который сочетал элементы панк-рока, тяжелого металла и рока, а также лирические, часто циничные и жесткие тексты, которые затрагивали темы повседневной жизни, социальной несправедливости, а также провокационные и сатирические мотивы. Группа приобрела культовый статус в конце 1980-х и 1990-х годах, оставаясь любимой у определенной аудитории за счет неповторимого звучания и специфического подхода к текстам.

9 июня 1988 года группа впервые выступила в «электрическом» составе в Дворце культуры имени Карла Маркса, что стало важным этапом в её истории. Именно на этом концерте коллектив получил приз зрительских симпатий, что стало свидетельством растущей популярности и признания в музыкальном сообществе. Это событие символизировало начало новой эры для группы, которая вскоре завоевала сердца поклонников.

Название группы возникло от наименования индустриальной части Левобережного района Воронежа, где располагался местный рок-клуб. Этот район, в котором царила густая дымка от работающих заводов, получил неофициальное название «Сектор газа». Его так называли в шутку, ссылаясь на задымлённость и часто упоминавшиеся в советских СМИ события, связанные с ближневосточным Сектором Газа.

Юрий Хой сам рассказывал о происхождении названия: «Это было чисто местное название в Воронеже. Рок-клуб, к которому мы принадлежали, располагался в этом задымлённом районе, и я его так прозвал - «Сектор газа». Мы там постоянно играли, а так как я жил неподалёку, то и группу назвал так же. Тогда я не думал, что это так выстрелит. Я ведь был уверен, что мы поиграем немного и на этом всё закончится, как и с большинством коллективов, открывшихся в середине восьмидесятых, когда в стране появилось много интересных команд».

Псевдоним Юрия - Хой (или просто Хой) появился совершенно случайно. Часто бывая на сцене рок-клуба или просто в его зале как зритель, Юрий, следуя панковской традиции, кричал популярный среди молодежи клич. Постепенно, когда популярность «Сектора Газа» росла, люди начали звонить Юрию домой, интересуясь, где можно найти «Хоя». Это имя стало ассоциироваться с группой, и так оно закрепилось за Юрием Клинских в музыкальной среде.

Первоначально «Сектор Газа» фактически представлял собой сольный проект Юрия Клинских, который выступал с гитарой, иногда с гитаристами, а также один раз с бас-гитаристом Михаилом Финком из другой группы. Однако первый постоянный состав группы сформировался не 27 декабря 1989 года, как часто указывается в различных источниках, а ещё в июне 1988 года. Именно тогда к Юрию присоединились барабанщик Олег Крючков и бас-гитарист Семён Титиевский. Кроме того, в группе появился гитарист по имени Макс, который отыграл 5-7 концертов, а затем исчез. Его место вскоре занял Сергей Тупикин.

С таким составом «Сектор Газа» стал активно выступать в местном рок-клубе, быстро завоевав популярность и становясь его настоящей звездой. Эти первые шаги группы были важными в её становлении, и благодаря этому составу началась её успешная музыкальная карьера, которая вскоре приведёт к признанию в широких кругах поклонников.

Стиль группы «Сектор Газа»

Юрий Клинских, лидер группы «Сектор Газа», вырос в рабочих кварталах провинциального российского города в эпоху перестройки. Эти условия жизни, с присущими им социальной неразвитием и насилием, оставили глубокий след в его творчестве. Он умело переносил реалии своей среды в песни, используя иронично-пародийную форму для отображения жестокости и абсурда окружающей действительности.

В своих текстах Клинских часто акцентировал внимание на событиях общественной и личной жизни, на поступках людей и повседневных бытовых ситуациях, которые, несмотря на свою обыденность, часто становились источниками глубоких размышлений о жизни и обществе. Его подход к созданию песен был не только отражением социального контекста, но и попыткой понять и осмыслить окружающий мир, при этом оставаясь верным жесткому, а местами провокационному стилю.

Неизбежно, в ряде композиций «Сектора Газа» использовалась обсценная лексика. Это не было простым выбором языка, а скорее осознанным приемом для передачи грубой реальности того времени, что, в свою очередь, усиливало эффект от его текстов и делало их доступными для широкого круга слушателей, чувствующих сходство с описываемыми ситуациями.

Большой пласт творчества Юрия Клинских посвящён остросоциальным проблемам эпохи перестройки и «лихих 1990-х». В своих песнях он остро и часто с иронией затрагивает темы, связанные с изменениями в обществе, ростом насилия, социальной нестабильностью и кризисом. В его текстах часто звучат образы людей, оказавшихся на обочине жизни, сталкивающихся с трудностями и переживаниями в условиях развала старой системы и становления новой, неопределённой реальности.

Клинских также часто обращался к темам загробной жизни и мистики, что также характерно для многих песен группы «Сектор Газа». Мистические элементы в его творчестве не ограничивались только загробным миром, но также включали образы потусторонних сил и сверхъестественных явлений, что придавало его музыке атмосферу парадоксального сочетания реальности и вымысла.

Сюжеты этих песен зачастую развиваются в контексте сельской местности или провинциального городка, что также придаёт им характерное для «Сектора Газа» ощущение замкнутости и ограниченности, но в то же время - комического абсурда. В этом контексте Клинских использует элементы карикатуры, что превращает его произведения в некую форму русского лубка - яркую, яростную, порой гротескную, но всегда живую и актуальную для его времени.

Официально музыка группы «Сектор Газа» считалась панк-роком, однако на самом деле её звучание имело более сложную и многогранную природу. Хотя группа использовала элементы панк-рока, её музыкальный стиль был гораздо шире и включал в себя различные музыкальные направления. Юрий Клинских, лидер группы, был глубоко увлечён разнообразными музыкальными течениями, что отражалось в творчестве коллектива. В его песнях можно услышать влияние панка, хард-рока, рэпа, а также элементов славянского фолка.

Некоторые композиции группы выполнены в форме мелодекламации или речитатива, которые часто сопровождались искажённым звуком электрогитар, использующими эффекты овердрайва, дисторшна или фузза. Эти элементы создавали характерный грубый и агрессивный звук, который стал неотъемлемой частью музыкального стиля группы.

Однако музыка «Сектора Газа» не ограничивалась только рок-направлением. В её звучании можно также услышать влияние русской народной музыки, включая частушки, авторскую песню и элементы народных песен. Все эти элементы были органично переплетены с западными музыкальными традициями - от поп-музыки до рок-культуры, что придавало звучанию группы уникальную смесь. «Сектор Газа» также часто делал каверы на известные западные песни, что добавляло в их музыку элементы западной музыкальной эстрады.

Сам Юрий Хой называл стиль своей группы «фьюжн», что означает сплав разных музыкальных традиций и стилей. Такой подход позволил «Сектору Газа» создать неповторимое и многослойное звучание, которое остаётся актуальным и по сей день.

панк-рок-группа Сектор Газа

С 1988 по 1990 год «Сектор Газа» активно выступал на одной сцене с другими известными группами, которые приезжали в Воронеж. Среди них были такие коллективы, как «Постоянство памяти», «Звуки Му», «Гражданская оборона», «Дети» и многие другие. Эти совместные выступления помогли группе заявить о себе и найти первых поклонников за пределами родного города.

В апреле 1989 года «Сектор Газа» получил приглашение принять участие в третьем фестивале рок-клуба в Череповце. Концерт состоялся в Дворце культуры «Строитель» на второй день фестиваля и прошёл довольно успешно. Это выступление стало важным шагом в карьере группы, открыв ей путь к более широкой аудитории и к первым поклонникам за пределами Воронежа. В результате группа получила возможность расширить своё влияние на рок-сцену и начала набирать популярность в других городах.

После того как воронежская рок-группа «Фаэтон» прекратила своё существование, на её репетиционной базе осталось некоторое оборудование для звукозаписи. Это позволило экс-участнику группы Андрею Дельцову, который в «Фаэтоне» был гитаристом и отвечал за звук, заняться звукорежиссурой. Вскоре он стал востребованным среди местных рок-коллективов, и большинство воронежских музыкантов начали записываться у него.

Пик популярности

Летом 1989 года «Сектор Газа» записал в студии Дельцова, расположенной при ДК имени 50-летия Октября, два магнитоальбома - «Плуги-вуги» и «Колхозный панк». В этот период в группу пришёл новый клавишник, Алексей Ушаков, который также был экс-участником «Фаэтона». На фоне записи произошла ещё одна перемена: Сергея Тупикина на гитаре заменил Игорь Кущев. Однако из-за низкого качества записи эти альбомы так и не получили широкой популярности.

Позже, для исполнения женских вокальных партий в новых песнях, Юрий Клинских начал искать вокалистку. По рекомендации Игоря Кущева в группу была приглашена Татьяна Фатеева, которая привнесла в звучание коллектива новый оттенок.

российская панк-рок-группа Сектор Газа

Весной 1990 года «Сектор Газа» записал два значимых альбома - «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь» - на профессиональной воронежской студии «Black Box» под руководством Андрея Дельцова. Для того чтобы арендовать студию, Юрию Клинских пришлось продать свой мотоцикл «Ява». Эти альбомы стали важным этапом в творчестве группы, но они также подчеркнули финансовые трудности, с которыми столкнулись музыканты. После записи последовали концерты, и Татьяна Фатеева, исполнившая женские вокальные партии, фактически вошла в состав группы, продолжив выступать с «Сектором Газа» в течение следующих трёх лет.

Песни Юрия Хоя, в которых он стилизованно описывал жизнь как социальных низов, так и провинциального рабочего класса, стали популярны благодаря своей откровенности и использованию разговорной и ненормативной лексики. Эти тексты находили отклик у многих слушателей, особенно среди молодежи, чья жизнь была наполнена трудностями и реальностью, отражённой в песнях. Однако несмотря на растущее количество поклонников, группа долгое время не имела возможности выехать за пределы Воронежа, так как её участники оставались в основном малоизвестными за пределами родного города.

Широкую известность «Сектор Газа» получил в 1990 году с выходом альбомов «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь», которые Юрий Клинских отправил в Москву через своего знакомого, занимавшегося распространением аудиопродукции. Эти записи привлекли внимание московского бизнесмена Фиделя Симонова. Услышав материалы группы, Симонов приехал в Воронеж, чтобы познакомиться с участниками, и вскоре предложил им сотрудничество. Он пригласил группу для записи следующего альбома, а также организовал концерты, что стало важным шагом в развитии «Сектора Газа». Этот момент стал поворотным в карьере группы, открыв ей путь к более широкой аудитории и возможности выступать за пределами Воронежа.

Сектор Газа - Колхозный панк

К началу 1991 года «Сектор Газа» получил возможность записать альбом «Ночь перед Рождеством» на московской студии «Мир». Незадолго до этого состав группы претерпел изменения: Олег Крючков, барабанщик, покинул коллектив, и его место занял Александр Якушев, который до этого подменял Крючкова на концертах. После записи альбома, состав снова претерпел изменения - из группы был уволен бас-гитарист Семён Титиевский. Затем, из-за творческих разногласий, коллектив покинул Игорь Кущев, решивший полностью сосредоточиться на своём собственном проекте «Школа».

Вскоре Андрей Дельцов, который занимался звукорежиссурой, стал официальным звукорежиссёром группы. Вместо него в концертный состав был приглашён московский гитарист Владимир Лобанов, ранее игравший в группе «Легион». Эти изменения в составе, несмотря на расставания с некоторыми участниками, не остановили развитие коллектива, а, наоборот, открыли новые горизонты для дальнейшего творчества и выступлений.

Фидель Симонов, продюсер группы, предложил идею, согласно которой по стране должны были гастролировать несколько составов «Сектора». Однако в то время по СССР уже активно разъезжали многочисленные двойники групп, которые давали концерты под фонограмму. «Сектор Газа» отказался от этой идеи, что, в конечном итоге, стало одной из причин прекращения их сотрудничества с Симоновым.

После этого группу пригласил для сотрудничества московский продюсер Сергей Савин. С его помощью были организованы активные гастроли по стране. В том же году, в рамках сотрудничества с «Gala Records» - первой независимой звукозаписывающей компанией в Советском Союзе, группа записала альбом «Колхозный панк». Этот альбом был записан на основе материала магнитоальбомов 1989 года и изначально выпущен на виниле тиражом 100 000 экземпляров, при этом запись осуществлялась на студии «Gala Records». Интересно, что к работе над альбомом впервые был привлечён сессионный гитарист Игорь Жирнов, который в дальнейшем стал постоянным участником группы и принимал участие в записи всех последующих альбомов.

Видеоклип на заглавную песню с альбома «Колхозный панк», который был снят вскоре после релиза, сыграл ключевую роль в популяризации группы. Он был показан по Центральному телевидению в программе «50×50» и других телепередачах, что сделало «Сектор Газа» широко известным по всей стране. В ноябре того же года коллектив принял участие в съёмках программы «А», которая проходила в телецентре Останкино, ещё больше укрепив свой статус на российской сцене.

Сектор Газа - Туман

Сектор Газа - Демобилизация

В результате опроса продавцов музыкальных киосков Москвы, проведённого воронежскими корреспондентами, стало известно, что звукозаписи группы занимали лидирующие позиции по продажам. В июле 1991 года «Сектор Газа» впервые вошёл в хит-парады, заняв 18-е место в рейтинге «Комсомольской правды», а к концу года группа поднялась на первое место. Журнал «Пульс» признал коллектив лучшей рок-группой 1991 года, что стало ярким подтверждением их популярности и влияния на музыкальную сцену страны.

В 1992 году группа выпустила свой шестой альбом, «Гуляй, мужик!», который стал одним из ярких этапов в её карьере. Параллельно с выходом альбома состоялся масштабный гастрольный тур, в рамках которого «Сектор Газа» отыграл более 150 концертов за год. Это был настоящий год интенсивной работы и признания, когда коллектив ещё больше укрепил свою популярность среди поклонников.

В 1993 году выходит седьмой альбом группы - «Нажми на газ», а также альбом «Сектор Газа», записанный на основе материалов магнитоальбомов 1989 года, который был официально издан только спустя несколько лет. В это же время в концертном составе происходят значительные изменения: сначала группу покидает гитарист Владимир Лобанов, а вскоре, по семейным обстоятельствам, из состава уходит и Сергей Тупикин. На его место приходит новый гитарист Вадим Глухов.

После этого несколько концертов на бас-гитаре отыгрывает Виталий Сукочев (экс-«Школа»), но вскоре и он покидает группу. В условиях постоянных изменений в составе, а также по техническим причинам, партия бас-гитары в дальнейшем записывается с помощью синтезатора в секвенсоре, так как на её место не был найден постоянный музыкант. В конце года, по состоянию здоровья, из состава группы выходит вокалистка Татьяна Фатеева, что стало очередным значимым изменением для «Сектора Газа».

В 1994 году «Сектор Газа» выпустил два значимых альбома. Первый - восьмой по счёту - «Танцы после порева» продолжил традицию группы, сочетая остроумные тексты и узнаваемую музыкальную манеру. Одновременно был издан альбом «Кащей Бессмертный», панк-опера, вольная интерпретация русской народной сказки о Иване Царевиче и Василисе Прекрасной. В этом проекте звучали не только песни, но и арии, исполненные персонажами. Музыка для вокальных партий была заимствована у западных рок-групп, что добавило альбому интересный стилистический оттенок.

Для записи этих альбомов к группе присоединилась молодая певица Ирина Пухонина, ставшая важным элементом звучания. Однако планировавшийся видеоклип на «Кащей Бессмертный» не был завершён из-за нехватки финансов, и идея видеоверсии сказки так и осталась нереализованной. Летом 2000 года были предприняты попытки завершить съёмки, но они также не увенчались успехом. Тем не менее, этот проект стал ярким моментом в карьере группы, продемонстрировав её стремление экспериментировать и внедрять новые формы в своё творчество.

В 1994 году все альбомы «Сектора Газа», выпущенные на тот момент (за исключением магнитоальбомов и альбома «Сектор Газа» 1993 года), были переизданы на компакт-дисках компанией «Gala Records». Печать дисков производилась в Австрии, что позволило группе значительно расширить аудиторию за пределами России и бывших союзных республик.

В первой половине 1995 года состав группы пополнился вторым гитаристом Василием Черных (экс-«Школа»). Его участие в группе привнесло в звучание «Сектора» более плотный и насыщенный звук, что стало заметным улучшением в музыкальном плане. Летом того же года группа отправилась в концертный тур по Германии, который стал важным этапом в международной карьере коллектива. После этого «Сектор Газа» принял участие в седьмом по счёту фестивале «Rock Summer» в Таллине, где представил своё творчество на международной арене, что значительно повысило популярность группы среди рок-слушателей за рубежом.

В конце 1995 года, по обоюдному согласию с Юрием Клинских, коллектив покидает клавишник Алексей Ушаков. Его заменяет Игорь Аникеев, который становится частью нового состава. Однако Ушаков, несмотря на уход, время от времени подменял Аникеева на концертах, что свидетельствует о поддержании связи между музыкантами. В это же время на должность концертного директора группы был назначен Константин Ляхов, который взял на себя организацию выступлений и развитие концертной деятельности «Сектора Газа».

В 1996 году Юрий Клинских решил немного изменить стиль «Сектора Газа», придавая музыке более философскую и лиричную направленность. Тексты стали более глубокими и менее агрессивными, а нецензурные выражения практически исчезли. Результатом этих экспериментов стал альбом «Газовая атака», который стал первым коммерчески успешным альбомом группы. Этот диск стал важным этапом в карьере «Сектора Газа», поскольку он пробудил вторую волну интереса к коллективу. Песни «30 лет», «Life», «Твой звонок», «Туман» быстро завоевали популярность, а видеоклип на песню «Туман» был активно крутится на российских телеканалах, что также способствовало росту популярности группы.

По состоянию на 1996 год тиражи кассет с записями «Сектора Газа» достигали астрономических чисел, однако практически все доходы от продаж оседали вне коллектива. Это происходило из-за того, что большинство медиапродукции, выпущенной в постсоветской России, представляло собой пиратские записи. Экономический кризис начала 1990-х годов усугубил ситуацию, поскольку производство и распространение пиратских копий стало массовым явлением, и группа не получала прибыли от своего труда.

В 1997 году группа выпустила альбом «Наркологический университет миллионов», в котором слегка вернулась к стёбу и бытовым темам, но использование нецензурных выражений стало гораздо реже. В этом альбоме Юрий Хой экспериментировал с рэпом, а также вновь привлёк бас-гитариста Эльбруса Черкезова для записи, что стало важным изменением в звучании. Кроме того, на альбоме активно использовался секвенсорный бас, а для записи барабанных партий был приглашён сессионный барабанщик «Gala Records». Главным хитом альбома стала песня «Пора домой».

Также, в честь десятилетия группы, компания «Gala Records» выпустила серию «Коллекция», которая включала переиздания ранее выпущенных альбомов с новым оформлением, а также танцевальные версии хитов разных лет и ремейк альбома «Сектор Газа» (1993).

В конце 1997 года у Юрия возникла идея создать полностью мистический альбом в стиле тяжёлого рэпа, но этим планам не суждено было сбыться в ближайшем будущем. Из-за творческого кризиса Юрий практически не работал над новыми песнями, а сосредоточился на гастрольной деятельности. Вторая половина 1998 года принесла изменения в состав группы - к коллективу присоединился бас-гитарист Валерий Подзоров, который играл только на концертах. Его в группу привёл Александр Якушев, а Хой взял его для эксперимента. Однако, летом того же года Подзорова уволили из-за неумения играть на басу.

В июне 1998 года выходит сборник лирических композиций под названием «Баллады». Однако кризис августа 1998 года оказал серьёзное влияние на коллектив. Вскоре Юрий сокращает состав группы до гитариста и клавишника, а «Gala Records», специализирующаяся на локализации западной поп-музыки, закрывает все русские проекты и приостанавливает сотрудничество с «Сектором Газа». Несмотря на эти трудности, проект продолжает существовать, и Юрий не останавливается на достигнутом, снова экспериментируя с музыкальными тенденциями.

Так, в составе «Сектора Газа» Юрий Клинских начинает работать с воронежским диджеем Алексеем Брянцевым над техно-ремиксами своих песен, лично отобрав для них хиты. Однако из-за кризиса, который охватил Россию, сборник ремиксов «Extasy», записанный летом 1998 года, был издан только в ноябре 1999 года, вместе с «Extasy 2». Релиз последнего был обусловлен тем, что в продажу поступил пиратский компакт-диск с ремиксами из серии «Коллекция».

В 1999 году группа столкнулась с очередными трудностями, которые усложнили полноценную работу над новым альбомом. Творческий кризис вновь охватил коллектив, усугубленный давлением со стороны лейбла, финансовыми трудностями и личными проблемами участников. Эти факторы не позволили сосредоточиться на создании нового материала, однако группа не останавливалась и продолжала гастролировать. В тот период «Сектор Газа» совершает второй визит в Германию, где дает несколько успешных концертов, что поддерживало интерес к их музыке за рубежом.

Несмотря на все эти проблемы, в конце года состоялся важный релиз - переиздание серии «Коллекция». Она включала одиннадцать альбомов группы, которые были выпущены в специальной коробке. Дополнением к коллекции стал комикс, нарисованный Дмитрием Самборским, известным художником и дизайнером обложек для «Сектора Газа». Самборский ранее сотрудничал с такими группами, как «Коррозия металла», и его работы давно стали частью визуальной идентичности тяжелой музыки в России. Этот сборник стал не только коллекционным изданием, но и напоминанием о многолетней истории группы, охватывающей несколько творческих этапов.

Юрий Клинских и группа Сектор Газа

Последний альбом

Последний альбом группы «Сектор Газа» под названием «Восставший из Ада» был записан в 2000 году, но выпущен уже после трагической смерти Юрия Клинских, которая произошла 4 июля 2000 года. Этот альбом стал не только последним аккордом в творчестве легендарной группы, но и истинным символом её тяжёлого и мистического звучания. «Восставший из Ада» отличался более мрачной атмосферой, насыщенной философскими и даже религиозными темами, что сделало его самым мистическим и тяжёлым релизом в дискографии коллектива. Глубокие тексты и темное музыкальное оформление, наполненное драматизмом, отразили всё состояние группы в момент записи - как личное переживание утраты, так и творческое осмысление жизни и смерти. Этот альбом стал кульминацией творчества Клинских и своего рода прощанием с фанатами, так как вскоре после выхода релиза группа потеряла своего лидера, а её дальнейшая судьба стала неопределённой.

Юрий Клинских говорил: «Я всё время стремился к тяжёлому звуку, просто технология не позволяла реализовать мои задумки, и я не въезжал, что и как нужно сводить, и оператор не въезжал. Все же на попсе были воспитаны. И качество дальнейших альбомов зависело от того, насколько удачно я въезжал в технологию записывания музыки, и чем больше я набирался опыта, тем лучше выходили альбомы. И сейчас могу сказать, что весь этот «спектральный анализ» я изучил и теперь знаю, как надо делать тяжёлую музыку. Для этого я переслушал море альбомов, у меня одной тяжёлой музыки восемьсот дисков (а всего - тысяча двести)! И последний альбом - это тяжеляк, клёвый! Специально применяли суперметаллические примочки, накладывали гитары, всё делали «по фирме», во всяком случае, по сведению альбом вышел близким к «фирме». На настоящий момент такого звука я в бывшем Союзе ещё не слышал, по тяжести. Я хотел этого добиться и добился… Потому что всегда стремился вперёд».

25 июня 2000 года Юрий Клинских, лидер группы «Сектор Газа», в последний раз выходит на сцену. Это событие произошло в Москве на малой спортивной арене «Лужники» в рамках концерта «Звуковая дорожка», организованного в честь праздника газеты «Московский комсомолец». В тот день Клинских появляется на сцене один, как и в начале своей карьеры, и начинает исполнять песню «Демобилизация». Однако, несмотря на все усилия, техника подводит: после первого куплета минусовка обрывается. Попытка повторить песню также не увенчалась успехом, и минусовка снова не сработала. Юрий, почувствовав, что не может продолжить, вынужден был покинуть сцену, так и не завершив своё выступление. Это выступление стало своего рода прощанием со сценой - финальной точкой долгого творческого пути.

Спустя десять дней, 4 июля 2000 года, Юрий Клинских скончался. С его уходом завершилась и история группы «Сектор Газа», оставившая неизгладимый след в истории российской рок-музыки.

«Сектора Газа» после смерти Юрия Клинских

После смерти Юрия Клинских вокруг его имени и наследия возникло несколько проектов, стремящихся продолжить дело «Сектора Газа». Среди них были группы «Ex-Сектор Газа», «Сектор Газовой Атаки» и «С. Г.», в которых участвовали бывшие музыканты легендарной группы. Несмотря на попытки возродить успех «Сектора», ни один из этих проектов не смог добиться того же масштаба популярности, что и оригинальная группа. Однако в 2008 году группа Игоря Кущева «Ex-Сектор Газа» неожиданно получила внимание, когда её песня «Допился» была включена в саундтрек к фильму Гая Ричи «Рок-н-рольщик». Это стало неожиданным успехом, вновь привлекшим внимание к наследию «Сектора Газа».

В 2001 году группа была выдвинута на премию российской индустрии звукозаписи «Рекордъ-2001» в номинации «Исполнитель года». В числе претендентов на звание «Исполнитель года» значились такие известные артисты, как Земфира, Алсу и «Би-2». Этот момент стал символом признания не только Юрия Клинских, но и самого феномена «Сектора Газа» в российской музыкальной индустрии, несмотря на его трагический уход.

После десятилетнего перерыва с отсутствием новых релизов, в 2015 году компания «Warner Music Russia» анонсировала выпуск альбома неизданных песен Юрия Клинских, а также сборника лучших песен группы в новом звучании. Уже 13 ноября того же года был официально выпущен сборник «Вой на Луну», который позже был переиздан на виниле в 2016 году с изменённым трек-листом. Этот релиз стал важным событием для поклонников «Сектора Газа» и вновь оживил интерес к творчеству группы и её бессмертному наследию.

1 октября 2020 года был анонсирован проект «Сектор Газа: Послесловие», который стал знаковым для поклонников группы. Этот проект представлял собой два концерта в московском клубе Adrenaline Stadium, в ходе которых использовалась голографическая проекция Юрия Клинских (Хоя), а также на сцену выходили музыканты, игравшие в различных составах «Сектора Газа» на протяжении его истории. Первый концерт в рамках проекта состоялся 8 октября 2022 года и стал важным событием для всех поклонников группы, а также для тех, кто был знаком с творчеством Юрия, но не успел увидеть его на сцене при жизни.

Кроме того, в декабре 2020 года был выпущен официальный трибьют, в который вошли песни Юрия Хоя, исполненные современными музыкантами. Этот релиз позволил новым поколениям поклонников оценить наследие «Сектора Газа» через призму актуальных музыкальных стилей и интерпретаций, при этом сохраняя дух оригинальных композиций.

В 2022 году группа была официально воссоединена. Это возвращение на сцену стало значимым событием для фанатов, так как композиции «Сектора Газа» начали исполняться в новых форматах. В том же году произведения группы не только вновь звучали на концертах, но и были исполнены симфоническими оркестрами, включая Донецкий, Воронежский, Калининградский оркестры, а также военный оркестр ВУНЦ ВМФ. Эти исполнения символизировали признание значимости и уникальности творчества «Сектора Газа» в музыкальной культуре России, а также привлекли внимание к группе новым поколениям поклонников.

Участники группы «Сектор Газа»

Юрий Николаевич Клинских (Хой) - лидер группы;
Максим (Макс) Гловацкий - лидер-гитара (1988);
Игорь Геннадьевич Кущев (Кущ) - лидер-гитара в студии и на концертах (1989-1991);
Игорь Михайлович Жирнов (Егор) - лидер-гитара в студии (1991-2000);
Владимир Михайлович Лобанов - лидер-гитара на концертах (1991-1993);
Вадим Алексеевич Глухов - лидер-гитара на концертах (1993-2000), частично в студии (1996);
Василий Иванович Черных (Самоделкин) - ритм-гитара и бэк-вокал на концертах (1995-1998);
Михаил Финк - бас-гитара на концерте (1987);
Семён Всеволодович Титиевский - бас-гитара в студии и на концертах (1988-1991);
Сергей Иванович Тупикин - лидер-гитара в студии и на концертах (1988-1989), бас-гитара в студии и на концертах (1989-1993);
Виталий Васильевич Сукочев (Питон) - бас-гитара на концертах (1993);
Эльбрус Джахангирович Черкезов (Брюс) - бас-гитара в студии (1997);
Валерий Викторович Подзоров (род. 23 августа 1964) - бас-гитара на концертах (1997-1998);
Василий Дронов - бас-гитара в студии (2000);
Алексей Алексеевич Ушаков - клавишные, секвенсорная ритм-секция в студии и на концертах (1989-1995), сессионно: 1998), декламация в студии (1991, 1994), бэк-вокал на концертах;
Игорь Алексеевич Аникеев (Кот) - клавишные, секвенсорная ритм-секция в студии и на концертах (1996-2000), бэк-вокал на концертах;
Олег Юрьевич Крючков (Крюк) - барабаны в студии и на концертах (1988-1990);
Александр Васильевич Якушев (род. 21 июня 1965) - барабаны в студии и на концертах (1989-1998, сессионно: 1999);
Татьяна Евгеньевна Фатеева - вокал в студии и на концертах (1990-1993);
Ирина Викторовна Пухонина (Бухарина) - вокал в студии (1994-1996);
Вероника Всеволодовна Никифорова (род. 9 августа 1976) - вокал в студии (1998);
Андрей Кимович Дельцов - звукорежиссёр в студии и на концертах (1989-2000), соло-гитара на концертах (1991), клавишные в студии (1991), декламация в студии (1991, 1993-1994);
Игорь Князев - звукорежиссёр на концертах (1991);
Алексей Кривенко - звукорежиссёр в студии и на концертах (1991-1992, 1994-1995);
Андрей Колтаков (Бонифаций) - звукорежиссёр в студии (1996);
Валерий Таманов - звукорежиссёр в студии (1996, 2000);
Александр Иванович Кочерга («Ухват») - один из основателей и руководителей воронежского рок-клуба (1987-1990), организатор концертов (1989-1990);
Альберт Витальевич Попов («Красный огурец») - воронежский стёб-рок-бард, выступавший на разогреве у группы (1991-1992);
Сергей Савин - концертный директор (1991-1994);
Константин Ляхов - концертный директор (1995-2000);
Алексей Владимирович Привалов - тур-менеджер (1995-2000);
Алексей Иванович Брянцев (DJ Kpoт) - продюсер ремиксов (1997-1999)

Дискография

1989 - Плуги-вуги (магнитоальбом);
1989 - Колхозный панк (магнитоальбом);
1989 - Зловещие мертвецы;
1990 - Ядрёна вошь;
1990 - Ночь перед Рождеством;
1991 - Колхозный панк;
1991 - Гуляй, мужик!;
1992 - Нажми на газ;
1993 - Сектор Газа;
1993 - Танцы после порева;
1994 - Кащей Бессмертный;
1994 - Газовая атака;
1996 - Наркологический университет миллионов;
1997 - Сектор Газа (ремейк);
2000 - Восставший из ада

Видеоклипы

1992 - «Колхозный панк»;
1993 - «Лирика»;
1996 - «Туман»;
1996 - «Ария Ивана и Лягушки» (официально не издавалась);
1996 - «Вторая ария Ивана» (официально не издавалась);
1996 - «Третья ария Ивана» (официально не издавалась);
1998 - «Пора домой»;
2000 - «Ночь страха»

последнее обновление информации: 08.11.2024





Главная Политика конфиденциальности 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.