ВИА «Пламя» - история, состав, песни

ВИА «Пламя»

Cоветский вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) «Пламя» был создан в 1975 году и просуществовал до 1990 года. Большим успехом пользовались песни коллектива «Снег кружится», «Идет солдат по городу», «Аты-баты», «На дальней станции сойду», «Это говорим мы», «До свиданья, Москва», «Когда мы любим», «Зацветает краснотал», «На два дня»...

ВИА Пламя

Вокально-инструментальный ансамбль «Пламя» был создан в октябре 1975 года, основу составили бывшие музыканты ВИА «Самоцветы».

Название новому ВИА придумал его музыкальный руководитель Сергей Березин, который до этого также работал в «Самоцветах».

Березин вспоминал: «Как-то так сложилось, что мы разошлись с Юрой Маликовым. Все думали работать так же, как и до этого. Мы не хотели менять вектор нашего развития. И в результате получилось, что образовалось два хороших коллектива. И «Самоцветы» работали, и «Пламя». Каких-то грандиозных планов, чтобы сменить стиль, начать петь рок или играть джаз-рок не было. Мы хотели лишь продолжать то, что делали в «Самоцветах».

В течение года проработал художественным руководителем ВИА «Пламя» Николай Михайлов, сделавший много для того, чтобы ВИА «Пламя» состоялся. Но потом он уехал в США. Сергей Березин признавался, что это была большая потеря: «Я жалею, что Коля уехал в Америку. Но так сложилась судьба. Они уехали вместе с Мишкой Шуфутинским за лучшей жизнью. Наверное, он сделал это ради сына. У него Сашка уже американец, ученый, в общем-то, талантливый человек. Коли сильно не хватает, потому что он был главным идеологом, исполнял чисто промоутерские функции. Я, как и при Маликове, писал оркестровки, репетировал. Поэтому на меня свалилось то, что делал Коля. Он был в этом плане очень талантливый человек, мне пришлось взять директора коллектива, как сейчас говорят продюсера, так как мы не справлялись в масштабе, вполне выполняемым до этого Колей. Мне пришлось на всех фронтах прорываться, и это не доставляло удовольствия. Я люблю писать музыку, репетировать, делать аранжировки. А вот это все - не мое».

Чтобы не «подставлять» коллег перед КГБ, оформлявший документы на ПМЖ в США Николай Михайлов в итоге покинул ВИА «Пламя», а место художественного руководителя вокально-инструментального ансамбля занял Сергей Березин.

В первый состав ВИА вошли бывшие участники «Самоцветов» Валентин Дьяконов, Анатолий Могилевский, Юрий Петерсон, Юрий Генбачев, Геннадий Жарков, Ирина Шачнева и Алексей Шачнев.

В начальный период своего творчества вокально-инструментальный ансамбль один год работал на ВДНХ.

Немаловажную роль в творческом становлении молодого коллектива и обретении официального статуса сыграли композитор Марк Фрадкин, из песен которого была составлена первая соло-программа коллектива, а также эстрадный певец Иосиф Кобзон.

Поскольку репертуар ВИА «Пламя» состоял из песен Фрадкина, он и пригласил молодой коллектив принять участие в своих творческих вечерах в Ленинграде. Вечера, на которых Марк Григорьевич со сцены рассказывал о себе и представлял зрителям вокально-инструментальный ансамбль «Пламя», стали дебютом для коллектива.

В течение первого года репертуар ВИА «Пламя» состоял в основном из старых песен «Самоцветов», но постепенно появлялись и новые песни. Уже в начале 1976 года вышла первая гибкая пластинка с новыми песнями: «До 16 лет» (С. Туликов - В. Харитонов), «Дорога дальняя» (А. Бабаджанян - В. Харитонов), «Здравствуй, мама» (Д. Тухманов - Р. Рождественский), «Сердце горячим останется» (В. Шаинский - М. Пляцковский).

В течение первых трех лет ВИА «Пламя» покинули больше половины музыкантов первого состава. Уехал за рубеж солист ансамбля Анатолий Могилевский, перешли в другие коллективы ударник Юрий Генбачев и трубач Геннадий Жарков, а после поездки на Международный фестиваль молодежи и студентов в Гаване в 1978 году из ансамбля ушел и ведущий солист Валентин Дьяконов.

В 1976 году в ансамбль пришли новые участники Станислав Черемухин, Юрий Редько, Игорь Никитин, Виктор Дегтярев и Сергей Киселев. Состав ВИА постоянно менялся, и за несколько десятилетий существования музыкального коллектива в его составе работали Вячеслав Малежик, Валерий Белянин, Виктор Аникиенко, Сергей Ухналев, Александр Колоколов, Валерий Шаповалов, Андрей Бурнашев, Иван Денежкин, Михаил Еремин (конферансье), Олег Курятников, Владимир Парамонов, Евгений Гордеев, Екатерина Воробьева, Андрей Гончаров, Валерий Белов, Борис Осокин, Александр Герасимов, Григорий Рубцов, Владислав Новиков (звукорежиссер).

ансамбль Пламя

Помимо песен Марка Григорьевича Фрадкина, музыканты ВИА «Пламя» исполняли песни классиков отечественной эстрады - таких, как Д. Тухманов, С. Островой, А. Бабаджанян, С. Туликов, В. Шаинский, М. Танич, В. Харитонов, Р. Рождественский, В. Семенов, Э. Ханок.

Интересна история песни «Не надо печалиться» - хит родился совершенно случайно: «Был такой композитор Алексей Гургенович Экимян. Вот он был членом Союза, а также генерал-лейтенантом милиции. Его приняли, и правильно сделали. Так как, чтобы писать песни, не надо консерваторий заканчивать. Марк Фрадкин тоже практически не учился. И много таких. Они не замахивались на симфонии. Их таланта хватало для создания потрясающих песен. Экимян - очень одаренный человек, но у него не было никакого музыкального образования. Я у него бывал. Он наигрывал потихонечку на рояле. Мне понравилась песня, которую он мне наиграл «Не надо печалиться». Мы ее спели, и она сразу получила резонанс», - вспоминал Березин.

В 1978 году Сергей Березин сочинил свой главный шедевр - песню на слова Лидии Козловой «Снег кружится». Березин рассказывал, что, придумав мелодию, отправился домой к поэту Михаилу Таничу. Но Михаил Исаевич был чем-то сильно занят, поэтому общаться с гостем пришлось его супруге Лидии Николаевне Козловой. Она взяла у Березина кассету с музыкальным материалом и пообещала музыканту, что Михаил Исаевич обязательно напишет текст песни. Однако до кассеты, принесенной руководителем «Пламени», у Танича руки так и не дошли, и тогда Лидия Николаевна, не желая нарушать данное ею обещание, сама написала стихи на принесенную мелодию.

Однако чтобы записать песню «Снег кружится» пришлось преодолеть ряд преград. Сергей Березин рассказывал: «Раньше имелась такая должность - музыкальный редактор. И на радио, и на «Мелодии». Прежде всего я должен с благодарностью вспомнить имя музыкального редактора фирмы «Мелодия» Владимира Дмитриевича Рыжикова. И не только я благодарен ему. Многим тогда молодым композиторам он помог. Допустим, не приняли у меня песню на радио. Я иду в «Мелодию», иду на телевидение. На телевидении не приняли в одной редакции, иду в другую... А «Снег кружится» на радио главному редактору музыкальных программ, музыкальной редакции приносили четыре раза разные редакторы, чтобы он разрешил. И четыре раза он ставил на коробке бекар. У них было так задумано. Бекар - это музыкальный знак, означающий отмену. Он поставил мне четыре бекара. Уже потом, когда песня закрутилась на фирме «Мелодия», где Владимир Дмитриевич Рыжиков «пробил» буквально эту песню, через год-два она зазвучала и по радио».

В 1980 году на стадионе им. В. И. Ленина в Москве, где проходило торжественное закрытие ХХII Олимпийских игр, прозвучала песня «До свиданья, Москва». Запись песни происходила в два этапа. В одном варианте ее исполняли Лев Лещенко, Татьяна Анциферова и ВИА «Пламя», а в другом - только «Пламя». Оба варианта были попеременно использованы во время торжественной церемонии закрытия Олимпиады в Москве.

Поворотным в творчестве ВИА «Пламя» стал 1980 год, когда в репертуаре ансамбля появилась программа «Кинематограф» - большинство песен из нее чуть позже были записаны на дисках-гигантах «Время Пик» и «Кинематограф». В новую программу вошли не только песни, написанные известными композиторами и участниками ансамбля, но и литературные монологи в исполнении конферансье ВИА Михаила Еремина.

Вокально-инструментальный ансамбль «Пламя» выпустил в Советском Союзе пять виниловых «гигантов» и одиннадцать виниловых «миньонов». Общий тираж винилов составил 25 миллионов копий. «Пламенные» песни неоднократно издавались в журнале «Кругозор».

ВИА «Пламя» - лауреат Всесоюзного конкурса за лучшее исполнение советской песни, лауреат телепроекта «Песня года» в 1978 и 1987 годах, лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов проходившего в столице Кубы городе Гаване в 1978 году.

В 1990 году ВИА прекратил свое существование. Но в 1996 и 1999 годах были перезаписаны песни ВИА «Пламя» на четырех компакт-дисках.

ВИА "Пламя" - лучшие песни

Относительно того, почему ВИА «Пламя» было распущено, Сергей Березин пояснял: «Все почувствовали тогда, что мы нежеланные гости на радио, на ТВ и даже для концертных организаций. Все, что было хорошо в советское время, стало плохим. Это естественная реакция всегда при социальных катаклизмах. Я создал группу «Нескучный сад» из нескольких артистов ансамбля «Пламя». Потому что перекрыли кислород. Мы работали так лет пять. А потом волна отхлынула, и все, что мы делали, вновь стало «продаваемым». Народ потребовал, чтобы мы пели свои песни».

Участники ВИА «Пламя»

Аникиенко Виктор (вокал, гитара);
Белов Валерий (вокал, бас-гитара);
Белянин Валерий (вокал, гитара);
Березин Сергей (худ. рук. в 1978-1990);
Бурнашев Андрей (гитара);
Воробьева Екатерина (вокал, клавишные);
Генбачев Юрий (ударные);
Герасимов Александр (ударные);
Гончаров Андрей (клавишные);
Гордеев Евгений (вокал, клавишные);
Дегтярев Виктор (ударные);
Денежкин Иван (клавишные);
Дьяконов Валентин (вокал, гитара);
Еремин Михаил (конферанс);
Жарков Геннадий (труба);
Колоколов Александр (труба);
Кондаков Алексей (вокал, клавишные);
Куклин Владимир (вокал, клавишные, саксофон);
Курятников Олег (вокал, клавишные);
Малежик Вячеслав (вокал, гитара);
Михайлов Николай (худ. рук. в 1975-1978);
Могилевский Анатолий (вокал);
Никитин Игорь (саксофон, кларнет);
Осокин Борис (вокал);
Парамонов Владимир (вокал, гитара);
Петерсон Юрий (вокал);
Редько Юрий (гитара, вокал);
Рубцов Григорий (вокал);
Серегин Геннадий (гитара);
Ухналев Сергей (саксофон, кларнет);
Черемухин Станислав (вокал, гитара, скрипка, флейта);
Шаповалов Валерий (вокал, гитара);
Шачнев Алексей (бас-гитара);
Шачнева Ирина (вокал)

Дискография

Альбомы

Альбом «Время Пик» (1982);
Альбом «Кинематограф» (1984);
«На два дня» (1987);
«У Серебряного бора» (1989)

Мини-альбомы

«Дорога дальняя» (1976);
«Идет солдат» (1977);
«Песни Марка Фрадкина поет ВИА "Пламя"» (1977);
«Оксана» (1978);
«За поворотом» (1979);
«Простой мотив» (1980);
«Под музыку Вивальди» (1981);
«Мармеладная сказка» (1981);
«Рассвет-чародей» (1982);
«Гороскоп» (1982);
«Кругозор» (1986)

Сборники

«Снег кружится» (1996);
«Не надо печалиться» (1996);
«Не повторяется такое никогда» (1996);
«Grand Collection. Пламя» (1999)

Известные песни

Не повторяется такое никогда (С. Туликов - М. Пляцковский);
Не надо печалиться (А. Экимян - Р. Рождественский);
Строим БАМ (З. Бинкин - В. Петров);
У деревни Крюково (М. Фрадкин - С. Островой);
Это говорим мы (Г. Мовсесян - Л. Ошанин);
На дальней станции сойду (В. Шаинский - М. Танич);
Идет солдат по городу (В. Шаинский - М. Танич);
Аты-баты (В. Мигуля - М. Танич);
За поворотом (Г. Мовсесян - А. Поперечный);
До свиданья, Москва (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
Под музыку Вивальди (В. Берковский , С. Никитин - А. Величанский);
Снег кружится (С. Березин - Л. Козлова);
Когда мы любим (В. Мигуля - М. Танич);
Двести лет (В. Малежик - П. Хмара);
Гороскоп (С. Березин - М. Танич);
Краснотал (О. Иванов - А. Поперечный);
На два дня (С. Березин - Л. Рубальская);
Цирк шапито (Е. Птичкин - М. Пляцковский)

последнее обновление информации: 10.04.2023





Главная Политика конфиденциальности 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.