Советская и российская поп-группа «Комбинация» была создана в 1988 году в Саратове Александром Шишининым и Виталием Окороковым и завоевала суперпопулярность на рубеже 1980-х - 1990-х годов. Хитами стали песни группы «Белый вечер» «Russian Girls», «American Boy», «Бухгалтер», «Два кусочека колбаски», «Вишнёвая девятка» и др...
Группа «Комбинация» появилась в 1988 году в Саратове и сразу завоевала популярность благодаря своему уникальному стилю и запоминающимся хитам. Основателями коллектива стали Александр Шишинин, бывший сотрудник ОБХСС, который взял на себя руководство проектом, и молодой композитор Виталий Окороков, ответственный за музыкальное направление. Вдохновение для создания группы они нашли после концерта популярного коллектива «Мираж». Они поняли, что на сцене недостаёт чего-то свежего и яркого, и решили создать коллектив, в котором звучание будет основано на сочетании разных музыкальных направлений.
Название группы - «Комбинация» - для того времени звучало провокационно и интригующе, что вызывало интерес у публики. В своих интервью Окороков подчёркивал, что оно символизирует сочетание различных стилей, а не намёк на женское белье. Вскоре группа «Комбинация» стала известной по всей стране, их песни стали узнаваемыми и любимыми, а выступления неизменно привлекали внимание.
Первые участницы группы «Комбинация» стали символом новой музыкальной эпохи, объединив талант и энтузиазм, а история их прихода в коллектив стала неотъемлемой частью успеха группы. Студентку консерватории Алёну Апину пригласил в группу композитор Виталий Окороков, увидев в ней не только талант, но и уникальное обаяние, которое могло завоевать сердца слушателей. Александр Шишинин, директор группы, случайно встретил на улице Саратова школьницу Татьяну Иванову и сразу понял, что она станет важной частью коллектива.
Со временем команда пополнилась новыми участницами: клавишницей Светланой Костыко, известной под псевдонимом Зося, и гитаристкой Татьяной Долгановой, которые обе пришли из Саратовского музыкального училища и внесли свой профессиональный вклад в звучание «Комбинации». Из соседнего Энгельса приезжала на репетиции бас-гитаристка Ольга Ахунова, а на барабанах играла Юлия Козюлькова, составившая вместе с остальными участницами мощную основу группы.
Этот коллектив, объединивший талантливых девушек из разных уголков Саратовской области, стремился к созданию уникального звучания. Их репетиции, наполненные энергией, стали стартовой площадкой для множества песен, которые вскоре стали хитами и сделали «Комбинацию» культовой группой.
Первый концерт группы «Комбинация» состоялся 7 сентября 1988 года и стал началом её стремительного пути к всероссийской популярности. Этот день официально считается днём рождения коллектива. В том же году музыканты самостоятельно выпустили дебютный альбом «Ход конём», записанный в необычных условиях - прямо в зале саратовского ресторана «Центральный». Эта запись сразу привлекла внимание слушателей благодаря искренности и простоте, а также лирике, близкой к народным мотивам.
В альбом вошли песни, ставшие визитными карточками коллектива: «Белый вечер», наполненная светлой ностальгией; «Чёрная нитка» - мелодичная и немного грустная; «Знаю, что не любишь», затрагивающая личные переживания, и зажигательная «Хэй, мама». Эти композиции моментально завоевали любовь публики, и группа вскоре отправилась в гастрольный тур по регионам, представляя своё творчество широкой аудитории.
Первые гастроли стали важным опытом для молодых участниц: концерты проходили на различных площадках, и они учились работать с разной аудиторией, завоёвывая сердца поклонников. «Комбинация» сумела создать вокруг себя атмосферу неподдельной искренности и близости к своим слушателям, благодаря чему уже вскоре начала приобретать популярность по всей стране.
В 1989 году судьбоносный хит «Russian Girls» принес группе «Комбинация» небывалую популярность, став первым всесоюзным хитом коллектива. Эта яркая, запоминающаяся композиция выделялась на фоне других песен того времени и сумела завоевать сердца слушателей по всему Советскому Союзу. Песня вошла в первый официальный миньон ансамбля, выпущенный фирмой «Мелодия», под названием «Шоу-группа „Комбинация“». Вслед за успехом «Russian Girls» ансамбль расширил репертуар композициями «Не забывай» и «Модница», которые также стали популярными.
Комбинация - Russian Girls
Этот период ознаменовался важным шагом - весь состав группы, а также её создатели, Александр Шишинин и Виталий Окороков, переехали в Москву. Этот переезд открыл перед «Комбинацией» новые возможности и дал старт их активной гастрольной деятельности. Выступления проходили с невероятной интенсивностью: группа давала около шестидесяти концертов в месяц, демонстрируя завидное трудолюбие и отдачу.
Шишинин, выступая не только как директор, но и строгий наставник, поддерживал железную дисциплину в коллективе. Участницам запрещалось выходить из гостиничных номеров, употреблять спиртное и курить. После каждого концерта он обеспечивал строгий контроль, оставляя девушек под замком, что позволяло сосредоточиться исключительно на творчестве и избегать влияния на качество их работы.
В 1990 году группа «Комбинация» достигла нового витка популярности с выходом пластинки «Русские девочки. Новая версия», записанной на студии «Гала» и выпущенной фирмой «Мелодия». Альбом представлял собой обновленную версию их дебютного хита, включая свежий вариант песни «Russian Girls», что укрепило популярность коллектива. Помимо работы над альбомом, девушки успели появиться на экране в фильме «Мордашка», где прозвучали их песни «Не забывай», «Байка» и «Мальчик мой, я не люблю металл». Участие в фильме дало «Комбинации» дополнительную узнаваемость, а песни группы стали ещё более популярными.
Вскоре состоялся релиз их третьего альбома - «Московская прописка». Пластинка произвела настоящий фурор, поднявшись на вершины хит-парадов. Композиции «American Boy» и «Бухгалтер» мгновенно полюбились слушателям и быстро стали народными хитами. Особое внимание привлекла песня «Бухгалтер», для которой режиссер Сергей Косач снял оригинальный клип, ставший популярным и выделивший группу среди других исполнителей.
Комбинация - American Boy
«Московская прописка» оказалась заключительным альбомом, записанным первым составом коллектива, в который входили Татьяна Иванова, Алёна Апина, Светлана Костыко, Ольга Ахунова и Елена Ковалёва.
В 1991 году в «Комбинации» произошли значительные перемены: один из основных голосов и лиц группы, Алёна Апина, покинула коллектив, чтобы начать сольную карьеру. Этот неожиданный уход сопровождался немалым напряжением, так как руководитель группы Александр Шишинин воспринял это решение как предательство. Тем не менее, Апина не только покинула группу, но и нашла поддержку в лице Александра Иратова, который стал ее продюсером и мужем, открыв для неё путь к новым успехам.
В сложившейся ситуации «Комбинация» была вынуждена в срочном порядке искать новую вокалистку. На эту роль пригласили Татьяну Охомуш из Иваново. Её пребывание в коллективе оказалось краткосрочным, и записей с её голосом почти не осталось. Лишь в песне «С высокого холма» сохранился её бэк-вокал, как небольшой штрих к истории группы. Параллельно с этим в «Комбинации» проходила кастинг Елизавета Мялик, однако ей не удалось стать частью коллектива. Впоследствии Мялик направила свои силы на проект «Девушки», где сотрудничала с композитором Виталием Окороковым, знакомым по работе с «Комбинацией».
Эти перемены привнесли в жизнь группы новый виток испытаний и поиска музыкальной идентичности.
В начале девяностых в «Комбинации» появился неожиданный участник - шестилетний вундеркинд Ваня Попов. С его приходом группа обратилась к более легкому и юмористическому репертуару, записав детские песни, такие как «Бура-Буратино», «Шапокляк» и «Песня про быка». Эти композиции стали своего рода экспериментом, привнеся в творчество коллектива необычные детские мотивы и яркие, запоминающиеся образы, что добавило разнообразия в репертуар. Однако Ваня Попов оставался в составе группы недолго: вскоре он покинул «Комбинацию», чтобы начать собственный путь в шоу-бизнесе. Его талант нашел новое направление, и уже через короткое время он стал ведущим популярной телепрограммы «Рок-урок», где его природное обаяние и музыкальный интерес помогли создать особую атмосферу для юных зрителей.
В начале девяностых «Комбинация» активно расширяет гастрольную деятельность и выезжает за границу: сначала в Германию, а вскоре планируется турне в США. Эти поездки открывают новые перспективы и делают коллектив еще более популярным. На фоне подготовки к выпуску четвертого альбома группе удается поддерживать интерес к своему творчеству и за пределами страны.
После ухода Алёны Апиной запись сингла «I Don’t Believe in Love» пришлось адаптировать к новому составу, и теперь вокальная партия полностью исполняется Татьяной Ивановой. Песня становится ключевым элементом для западной аудитории, и для ее продвижения снимается клип, режиссером которого выступает Михаил Макаренков. Видеоролик был выпущен под маркой «Russian Girls» - под этим брендом планировалась раскрутка группы на международной сцене.
После ухода Татьяны Охомуш в коллектив пришла новая вокалистка Светлана Кашина, родом из Нижнего Тагила. Её заметили во время финала популярного конкурса «Утренняя звезда», и вскоре Светлана влилась в состав группы. С её участием «Комбинация» выпустила альбом «Два кусочека колбаски», который оказался успешным и полюбился слушателям. Помимо заглавной композиции, альбом включал песни «Серёга», «Берег красный, берег белый», «Луис Альберто», «Вишнёвая "девятка"» и особое попурри, созданное на основе старых хитов.
В марте девяносто третьего года трагически погиб Александр Шишинин, что стало тяжелым ударом для коллектива. Виталий Окороков постепенно отошел от работы с «Комбинацией», и на его место пришёл новый продюсер - Александр Толмацкий. С его поддержкой в сотрудничестве с Игорем Сарухановым был записан альбом «Самая-самая», однако он не смог повторить успех предыдущих работ группы. Тем не менее, некоторые песни, такие как «Какие люди в Голливуде», «Встреча на Манежной» и «А я люблю военных», стали настоящими хитами.
В девяносто четвёртом году Светлана Кашина покинула группу, что ещё больше отразилось на её популярности. Несмотря на стремительное падение интереса к «Комбинации», группа, под руководством Татьяны Ивановой, продолжала выступать в различных теле- и радиопрограммах, стараясь сохранить свою аудиторию и вернуть утраченные позиции.
Последним диском группы стал выпущенный в 1998 году лирический альбом «Давай поболтаем», но широкой известности эти песни так и не получили.
Группу «Комбинация» на протяжении всей её истории сопровождали криминальные ситуации, которые иногда затмевали творческие достижения коллектива. Одним из наиболее резонансных случаев стал инцидент весной девяностого года в Москве, когда была убита «лимитчица» Лариса Каменкова, внешне схожая с одной из солисток Татьяной Ивановой. Согласно материалам следствия, девушка была удушена гитарной струной после того, как отказалась участвовать в мошенничестве. Ей предложили стать частью поддельной группы «Комбинация» с целью завоевать доверие подпольного миллионера Бориса Шайко, который был большим поклонником популярного коллектива. Этот случай привлёк внимание СМИ и стал одной из мрачных страниц в истории группы, подчеркивая, как близко творческий мир пересекается с криминальными реалиями.
Пятое марта 1993 года ознаменовалось трагической страницей в истории группы «Комбинация»: в этот день был убит её продюсер Александр Шишинин. Убийство произошло в подъезде дома на улице Металлургов, где он жил. В соседней квартире проживала участница группы Светлана Кашина вместе с мужем, звукорежиссёром Виктором Рукавишниковым, а в одной квартире с Шишининым находилась его девушка, гитаристка группы Елена Молчанова.
Неизвестный напал на Шишинина, нанеся удар заточкой в живот. Светлана Кашина и её муж, а также Елена Молчанова, выйдя в подъезд, обнаружили ещё живого Шишинина, лежащего на лестничной площадке между вторым и третьим этажами. Они быстро внесли его в квартиру, однако не сразу заметили рану. Скорая помощь и милиция прибыли лишь через полчаса, и драгоценное время было упущено - Александр скончался от внутреннего кровотечения.
Всего за несколько часов до своей гибели Шишинин сообщил в правоохранительные органы о получаемых им угрозах. Анонимный абонент угрожал физической расправой и настоятельно предлагал подписать контракт с фирмой «ЛИС`С», однако Шишинин предпочёл работать самостоятельно. После его смерти продюсером группы стал Александр Толмацкий, который работал на Сергея Лисовского. Толмацкий предоставил документы, подтверждающие, что группа принадлежит «ЛИС`С», и угрожал участницам, что если они откажутся с ним работать, то он наберёт новых участников. Более того, он заставлял группу выступать для криминальных структур, что ещё больше усугубило напряжённую атмосферу вокруг коллектива.
В 1994 году произошла ещё одна трагедия, затронувшая группу «Комбинация». Убийство бывшей клавишницы коллектива Анжелы Бродовой стало шокирующим событием. Анжела, родившаяся в 1974 году и проработавшая в группе с девяностого по девяносто второй год, была жестоко ограблена и изнасилована в Норильске в ноябре того же года.
Её убили из-за норковой шубы, что добавило мрачной окраски к этому преступлению. Анжела была найдена в неотапливаемом помещении, где, по всей видимости, находилась под действием клофелина. Умерла она от переохлаждения, что ещё больше усугубило ужасное положение, в котором оказалась девушка. Дело было квалифицировано как убийство, и это событие вновь напомнило о криминальных реалиях, которые сопровождали группу на протяжении её истории.
Трагедия Анжелы Бродовой оставила глубокий след не только в сердцах её близких, но и в истории коллектива, напомнив о том, как опасности и жестокость могут пересекаться с миром музыки и творчества.
В 2006 году Саратов столкнулся с очередной трагедией, связанной с миром музыки. Убит поэт Юрий Дружков, который официально считался автором некоторых текстов песен группы «Комбинация», а по его собственным утверждениям, - большинства их хитов. Его жизнь завершилась насильственным образом, когда он был убит ножом, что вновь привнесло тёмные оттенки в историю коллектива.
Официальная версия предполагает, что причиной убийства стало стремление одного из поэтов склонить Дружкова к гомосексуальным отношениям. Это лишь подчеркивает сложные и часто опасные связи, которые существовали в творческой среде того времени. За несколько лет до трагедии Дружков неоднократно подвергался насилию и ограблениям, а в конце своей жизни страдал от алкоголизма. Его трудности лишь усугублялись тем, что киоск, в котором он работал, был подожжён, уничтожив вместе с ним не только его доход, но и множество текстов песен, а также неоконченное произведение о шоу-бизнесе и группе «Комбинация».
Смерть Юрия Дружкова стала печальным финалом не только для его жизни, но и для всей музыкальной сцены, затронувшей множество жизней и создавшей культурное наследие, которое, к сожалению, было утрачено. Эта история служит напоминанием о том, что за яркими огнями сцены скрываются сложности и опасности, которые могут неожиданно обрушиться на тех, кто стоит в её центре.
Группа «Комбинация» неоднократно становилась объектом споров и скандалов, связанных с авторскими правами. В частности, в начале своей карьеры автором текстов на многих ранних альбомах указывался продюсер Александр Шишинин. Однако поэт Юрий Дружков утверждал, что именно он является фактическим автором ряда популярных песен, таких как «American Boy» и «Russian Girls». Несмотря на его претензии, он не получал никаких финансовых вознаграждений за свои тексты, и при этом отсутствуют какие-либо юридические подтверждения его прав на эти произведения.
Тем не менее, Дружков внесен в реестр Российского авторского общества как автор текстов песен, таких как «Берег красный, берег белый», «Вишнёвая „девятка“», «Любовь уходит не спеша», «Милый мой, родной», «Пойдём со мной», «Серёга» и «Хватит, довольно», а также «Попурри». В переизданиях альбомов «Комбинации», выпущенных в две тысячи четвёртом году, автором текстов для некоторых песен, таких как «Не грусти», «Модница» и «Пойдём со мной», вместо Шишинина был указан Дружков.
Эти разногласия подчеркивают сложные отношения в мире музыки и авторского права, где многие артисты сталкиваются с проблемами в защите своих прав и интересов. Скандалы подобного рода часто вызывают резонанс и привлекают внимание как поклонников, так и профессионалов индустрии.
По словам Алёны Апиной, тексты Юрия Дружкова часто были низкого качества, что вынуждало членов группы, включая её и Татьяну Иванову, переделывать их. При этом автором текстов указывался Александр Шишинин, что также было частью творческого процесса. Апина предположила, что такая схема работы была заранее согласована между Дружковым и Шишининым, и вряд ли происходила без ведома поэта.
Композитор группы Виталий Окороков также высказал мнение о сотрудничестве Дружкова с «Комбинацией». Он отметил, что поэт любил «травить байки» о своём участии в создании хитов, однако на самом деле из популярных песен группы он написал только текст к «Вишнёвой девятке». Окороков добавил, что, к примеру, тексты «American Boy» и «Russian Girls» были созданы коллективно самими участниками группы, включая Апину и Иванову.
С момента переезда в Москву в 1989 году «Комбинация» активно участвует в сборных ретро-концертах и корпоративных мероприятиях, а также выступает в качестве приглашённых звёзд на различных профессиональных праздниках и Днях города. Основное внимание на концертах уделяется песням, созданным в период с 1989 по 1991 год, что позволяет ностальгирующим поклонникам вновь пережить атмосферу тех лет.
Иногда к Татьяне Ивановой присоединяется её бывшая коллега по группе Алёна Апина. В июне 2018 года они объединились и сняли клип на новую совместную песню «Последняя поэма», что стало значимым событием для их поклонников. В октябре того же года стартовал юбилейный тур «А нам 30!», в рамках которого «Комбинация» выступила в первоначальном составе, проведя более тридцати концертов по России и Германии. Этот тур стал данью уважения к богатой истории группы и её значению в музыкальной культуре.
Татьяна Иванова - вокал (с 1988);
Наталья Пушкарёва - клавишные, бэк-вокал (1994-1997, 2001-2006, с 2014);
Екатерина Болотова - гитара, бэк-вокал (1995-2000, 2002-2013, c 2015);
Алёна Антонова - клавишные, бэк-вокал (с 2008);
Лилия Терещенко - ударные (с 2018);
Алёна Апина - вокал (1988-1991);
Татьяна Охомуш - вокал (1991);
Светлана Кашина - вокал (1991-1994);
Ольга Ахунова - бас-гитара (1988-1992, 1994-1995, 2001-2007, 2008-2010);
Галина Лезина - бас-гитара (1992-1993);
Елена Червякова - бас-гитара, бэк-вокал (2007-2008, 2010-2014);
Юлия Козюлькова - ударные (1988, 1992);
Татьяна Костыко - ударные (1988);
Инесса Топиани - ударные (1989-1990), гитара (1994-1995);
Анна Ковалева - ударные (1990-1992, 1994-1996, 1996-1998);
Светлана Молчанова - ударные (1992-1994, 1996);
Татьяна Долганова - гитара (1988);
Марина Балакина - гитара (1988);
Татьяна Снопова - гитара, бэк-вокал (1989-1991);
Елена Молчанова - гитара (1992-1994, 1995, 1997-1998, 2003);
Светлана (Зося) Костыко - клавишные (1988-1992);
Вероника Маслова - клавишные (1989);
Анжелика Варум - клавишные, бэк-вокал (1990);
Анжела Бродова - клавишные (1990-1992);
Эльвира Белова (Шарафутдинова) - клавишные (1992-1993);
Наталия Кудрявцева - бас (1995-1997), клавишные (1997-1998);
Анжелика Менахина (Крупник) - клавишные (2006-2007);
София Чернощекова - клавишные (2007-2008)
1988 - «Ход конём» (самиздат)
1989 - «Шоу-группа "Комбинация"» (мини-альбом)
1990 - «Русские девочки. Новая версия»
1991 - «Московская прописка»
1993 - «Два кусочека колбаски»
1994 - «Самая, самая»
1998 - «Давай поболтаем»
последнее обновление информации: 27.10.2024