Содержание фильма «Титаник». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Фильм-катастрофа от режиссера Джеймса Кэмерона.
Герои фильма, будучи представителями различных социальных слоев, влюбились друг в друга на борту лайнера, совершавшего свой первый и последний рейс через Атлантический океан в 1912 году.
История одной из крупнейших морских катастроф в истории человечества. Апрель 1912 года. Из портового города Саутхэмптон (Англия) отправляется в свое первое плавание самый большой в то время корабль - Титаник. Он направляется в Америку, везя с собой на борту тысячи людских надежд и судеб, среди которых 17-летняя Роза Дьюитт Букэйтер, красивая и богатая девушка, задыхающаяся в лицемерном буржуазном мире своих родителей и бедный художник-самоучка Джек.
Создатели Титаника уверены в непотопляемости судна, однако злой рок посылает навстречу ему громадный айсберг. И романтическое приключение Розы и Джека перерастает в борьбу со стихией на выживание...
Предпремьерный показ фильма состоялся 1 ноября 1997 года на Международном кинофестивале в Токио. Также закрытые показы прошли в Лондоне (18 ноября) и в Лос-Анджелесе (14 декабря). В широкий прокат фильм вышел в основном 18, 19 и 20 декабря 1997 года (в США - 19 декабря). 17 ноября в Калининграде в кинотеатре «Заря» состоялся премьерный показ для членов экипажа научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» и их родственников. Кэмерон лично провел презентацию, также присутствовал создатель глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» Анатолий Сагалевич. В России премьера состоялась на два месяца позже - 20 февраля 1998 года.
В 1996 году охотник за сокровищами Брок Лаветт и его команда на научно-исследовательском судне «Академик Мстислав Келдыш» на глубоководных батискафах «Мир-1» и «Мир-2» погружаются на дно Атлантического океана, где покоятся останки лайнера «Титаник», затонувшего 15 апреля 1912 года. Они обнаруживают сейф, в котором, по предположению Лаветта, должно находиться ожерелье с голубым бриллиантом, известное как «Сердце океана».
В начале XX века один питтсбургский Ротшильд Натан Хокли приобрел его для своего сына-промышленника Каледона, который подарил ожерелье в качестве свадебного подарка своей невесте - англичанке Роуз Дьюитт Бьюкейтер, вместе с которой он плыл на «Титанике» в США, где они должны были пожениться. Каледон спасся во время катастрофы, Роуз погибла, а ожерелье было утеряно и, предположительно, ушло на дно вместе с кораблем. Но, к разочарованию исследователей, в сейфе оказываются только размокшие бумаги, среди которых хорошо сохранившийся портрет, датированный 14 апреля 1912 года.
На портрете, подписанном инициалами «J. D.», изображена обнаженная девушка с похожим ожерельем. Тем временем бывшая актриса Роуз Келверт, женщина в возрасте неполного 101 года, смотрит по телевизору репортаж телеканала CNN об этой экспедиции и видит портрет обнаженной женщины. Она звонит Броку Лаветту и сообщает ему, что знает о бриллианте «Сердце океана» и о том, что девушка на портрете - это она сама. Роуз, сопровождаемая своей внучкой Лиззи, вылетает на вертолете на «Академик Мстислав Келдыш».
Хотя Лаветту говорят, что женщина вполне может оказаться авантюристкой, он соглашается ее выслушать, надеясь, что она расскажет ему о том, куда делось «Сердце океана». Представ перед Лаветтом и его командой и подтвердив, что она действительно Роуз Дьюитт Бьюкейтер, Роуз начинает свою историю.
10 апреля 1912 года 17-летняя Роуз, ее мать Руфь и Каледон Хокли поднимаются в Саутгемптоне на борт «Титаника» в качестве пассажиров 1-го класса. Будущее замужество Роуз и Каледона целиком строится на расчете - Руфь хочет выдать дочь за богача, чтобы поправить свое пошатнувшееся после смерти мужа финансовое положение. Тем временем молодой американский бродяга и художник из Висконсина Джек Доусон, пытавший счастья в Европе, и его приятель Фабрицио, наоборот, мечтающий уехать в Америку, выигрывают в покер билеты на лайнер в третий класс и в самый последний момент успевают попасть на борт.
Роуз - свободолюбивая девушка, ей чужда мораль высшего общества. Вечером, когда лайнер уже в пути, она в порыве отчаяния хочет покончить с собой, спрыгнув с судна, но Джек ее останавливает, хотя в последний момент Роуз чуть было не падает за борт. Вскоре их обнаруживают три члена команды «Титаника», которые, неправильно поняв ситуацию, сначала скручивают Джека, думая, что он хотел изнасиловать девушку, но Роуз за него заступается. Каледон весьма туманно благодарит Джека и столь же неохотно приглашает его пообедать с ними следующим вечером в обеденном зале первого класса.
С этого момента между Джеком и Роуз завязывается дружба. Он показывает ей свой альбом с художественными работами. Их отношения становятся более глубокими, когда они оставляют пассажиров 1-го класса во время обеда и сбегают в каюты 3-го класса, где в самом разгаре праздник, который приходится Роуз по душе. Однако Каледон и Руфь узнают, где та была, и поручают охране кают первого класса не впускать к ним Джека.
14 апреля при помощи Фабрицио и их друга Томми Райана Джеку удается прокрасться на верхнюю палубу и украсть пальто и шляпу, что позволит ему находиться на палубе, не внушая подозрений. Он втаскивает Роуз, которую знакомил с «Титаником» Томас Эндрюс, в спортивный зал и пытается убедить ее, что она должна оставить светскую жизнь для ее же счастья, и фактически признается ей в любви.
Разговор ни к чему не приводит, но позже Роуз, задумавшись над словами Джека, находит его на носу лайнера. Они, обнявшись, смотрят на закат солнца, последний для большинства на лайнере. Немного позже Роуз просит, чтобы он нарисовал ее портрет - она хочет позировать обнаженной только с кулоном «Сердце океана» на шее. Девушка прячет рисунок вместе с бриллиантом в сейф, написав язвительную записку Каледону. Между тем, камердинер и ищейка Каледона Лавджой обнаруживает Джека и Роуз вместе и начинает преследовать их по всему лайнеру, но теряет их след у входа в котельную. В грузовом отсеке, в автомобиле «Renault», между молодыми людьми начинаются интимные отношения. Тем временем капитан Смит игнорирует предупреждения о многочисленных айсбергах, находящихся на пути судна, и «Титаник» продолжает идти ночью с большой скоростью по настоянию исполняющего директора «White Star Line» Джозефа Брюса Исмея. После того как впередсмотрящие Фредерик Флит и Реджинальд Ли отвлеклись на Роуз и Джека, целующихся на носовой палубе, они вдруг видят айсберг прямо перед «Титаником».
Несмотря на усилия вахтенного офицера, первого помощника капитана Уильяма Мэрдока и инженеров в котельной и в машинном отделении, избежать столкновения не удается(скорость была увеличена и из-за задержки скорость быстро не снизилась и так как Титаник шел быстрым течением, мгновенная маневренность не произошла. От чего повреждение достигала предела водно-непроницаемых перегородок).
В 23:40 лайнер со всей силой ударяется правым бортом по айсбергу и вода начинает проникать в носовые отсеки лайнера. Айсберг видели только люди, находившиеся на верхних палубах, в том числе Джек и Роуз. Пассажиры, находившиеся в салонах и каютах судна, ничего не знают о случившемся столкновении.
Каледон находит рисунок и бриллиант в своем сейфе и догадывается об отношениях Джека и Роуз. Как только они прибегают к Каледону, чтобы сообщить о столкновении, он обвиняет Джека в краже бриллианта (до этого по его приказу Лавджой подбросил бриллиант в карман пальто Джека) и приказывает одному из полицейских надеть на него наручники и запереть в одной из кают. Между тем капитану Смиту докладывают, что судно обречено и затонет в ближайшие два часа, а ближайшее судно «Карпатия» сможет прийти на помощь только через 5 часов. Смит приказывает начать эвакуацию на посадку в шлюпки первыми женщин и детей. В разговоре с Каледоном Роуз чувствует, что Джек невиновен, и понимает сама, что весь спектакль с кражей разыграли сами Каледон и Лавджой.
Несмотря на шанс спастись с тонущего лайнера вместе со своей матерью в спасательной шлюпке, Роуз убегает, хотя Каледон ее останавливает и пытается переубедить. Роуз узнает от Томаса Эндрюса, как добраться до комнаты, где находится Джек, и которая сейчас медленно заполняется водой. Пройдя череду испытаний, Роуз удается освободить Джека, а затем они выбираются из затопленной области на верхнюю палубу, где Каледон ищет невесту. На палубе офицеры «Титаника» не позволяют мужчинам садиться в спасательные шлюпки, и Каледон, улучив момент, пытается подкупить первого помощника Уильяма Мэрдока, чтобы тот пропустил его в шлюпку при посадке.
Роуз отказывается уплывать без Джека, и тогда ему и Каледону приходится временно объединиться, чтобы убедить ее сесть в шлюпку. При посадке Каледон отдает ей свое пальто, забыв при этом, что он положил в его карман бриллиант. Как только спасательная шлюпка начинает спускаться на воду, Роуз понимает, что не может оставить Джека, и выскакивает из шлюпки на одну из нижних палуб.
Роуз и Джек встречаются на большой лестнице, и пришедший в бешенство Каледон выхватывает пистолет у Лавджоя и преследует влюбленных, стреляя в них. У Каледона заканчиваются патроны, когда Джек и Роуз оказываются в столовой 1 класса, в которую стремительно прибывает вода. Он перестает преследовать их, когда видит, что помещение почти затоплено. Джек и Роуз снова проделывают путь на верхнюю палубу и в конечном итоге выбираются, но к тому моменту на палубе только две спасательные шлюпки.
Между тем вода начинает очень быстро затоплять нижние палубы, приближаясь к шлюпочной. Среди пассажиров начинается паника. Томми и Фабрицио пытаются незаметно пробраться в первую шлюпку самостоятельно, чтобы спастись. Уильям Мэрдок, отвечающий за спуск шлюпки, угрожает пристрелить любого, который попробует пробраться в шлюпку, а в ответ на попытку Каледона напомнить об «уговоре» бросает полученные ранее деньги ему в лицо. Между тем кто-то из пассажиров пытается пробраться к шлюпке по надстройкам верхней палубы, и Мэрдок убивает его, а затем стреляет в Томми, которого толпа случайно подталкивает к лежащей шлюпке.
Томми умирает на руках у Фабрицио. Осознав, что он сделал, Мэрдок отдает честь обреченному судну и совершает самоубийство. Каледон все-таки садится в спасательную шлюпку, прикинувшись отцом постороннего потерявшегося ребенка. В это время вода уже достигает носовой части шлюпочной палубы и начинает затапливать офицерские каюты, капитанский мостик, и оркестр «Титаника» играет заключительную песню «Nearer, My God, to Thee». Многие люди теряют надежду на спасение и ждут своей смерти: капитан Эдвард Смит запирается на капитанском мостике; конструктор Томас Эндрюс, остался ждать свою смерть в курительной комнате 1 класса, где поправляет время на каминных часах, сверив их со своими карманными; некоторые семьи остаются в каютах, чтобы там вместе встретить свою смерть. Офицеры пытаются спустить на воду самую последнюю шлюпку на лайнере, когда вода достигает парадной лестницы. Капитана показывают в последний раз в тот момент, когда вода, разбив остекление, затопляет рулевую рубку.
Каледон, видя, что шлюпка уже полна и больше никого не выдержит, начинает отбиваться от находящихся в воде людей веслом. При попытке пробраться на шлюпку Фабрицио случайно погибает, когда на него и на других оказавшихся в воде пассажиров со всей силой обрушивается первая дымовая труба, так как лайнер начал очень сильно крениться на нос. Джек и Роуз направляются к самому концу кормовой части лайнера, которая поднимается все выше. Скоро на лайнере гаснет свет и сразу же после этого под собственным весом лайнер разламывается на две части в районе третьей дымовой трубы, кормовая часть на несколько секунд становится на воду горизонтально, но две половины лайнера все еще соединены друг с другом двойным килем, поэтому кормовая часть начинает очень резко крениться вверх, а затем постепенно уходит под воду вертикально, почти под прямым углом.
Под водой Джеку и Роуз удается выбраться из тянущей их на дно воронки, сформировавшейся от тонущего судна. Они еле-еле находят друг друга среди множества тонущих людей, и Джеку удается затащить Роуз на плавающий кусок деревянной обшивки, но из-за его узкости Джек не может на него залезть. Он просит любимую поклясться, что она сделает все, чтобы выжить.
Спустя еще некоторое время наступает полная тишина, и Роуз ложится на спину, начиная хриплым голосом напевать песню, которую ей пел Джек: «Летит Джозефина в крылатой машине. Все выше и выше, и выше летит...». Одну из спасательных шлюпок, под командой 5 помощника Гарольда Лоу решают вернуть на место крушения, чтобы попытаться найти кого-нибудь из выживших. Роуз слышит отдаленные крики и поворачивается к Джеку, пробуя разбудить его, но обнаруживает, что он умер от гипотермии. Она пытается кричать, чтобы привлечь внимание лодки, но ее голос от переохлаждения уже осип.
Пообещав Джеку, что она сдержит свое обещание, Роуз отпускает его тело и, воспользовавшись свистком уже мертвого старшего помощника Генри Уайлда, привлекает внимание шлюпки. Позже на палубе «Карпатии» Роуз в последний раз видит Каледона, который ищет ее, но она старается остаться незамеченной им, и тот уходит ни с чем (за кадром она сообщает, что Каледон в дальнейшем женился и унаследовал отцовские деньги, но во время краха 1929 года потерял их все и в итоге покончил с собой). Позже, во время переписи спасшихся, она называет себя Роуз Доусон, тем самым окончательно порывая со своей прошлой жизнью.
Пожилая Роуз, закончив свой рассказ, позже, ночью, никем не замеченная, идет на корму «Академика Мстислава Келдыша», и выясняется, что она все это время хранила «Сердце океана» при себе (по прибытии в Нью-Йорк Роуз, глядя на Статую Свободы, обнаруживает его в кармане пальто жениха). Поднявшись на поручень, Роуз бросает ожерелье в воду, где покоится затонувший «Титаник».
Затем камера переносится в каюту женщины, где на расставленных на тумбочке фотографиях на одном из снимков девушка запечатлена сидящей на лошади на пристани в Санта-Монике (они с Джеком мечтали побывать там вместе). Затем камера показывает спящую Роуз, чье сознание вдруг переносится на дно Атлантики, где перед зрителем предстает носовая часть затонувшего «Титаника», которая затем преображается до своего изначального состояния во время своего первого и последнего путешествия. Далее камера залетает на парадную лестницу, где помолодевшая Роуз в окружении всех, кто погиб в ту ночь, видит на верхнем пролете лестницы Джека (в этот момент видно, что часы показывают 2 часа 20 минут, то есть момент окончательного погружения лайнера) и они воссоединяются под аплодисменты присутствующих.
Заключительные титры идут в сопровождении песни Селин Дион «My Heart Will Go On».
кадры из фильма "Титаник"
Актеры и роли:
Леонардо ДиКаприо - Джек Доусон;
Кейт Уинслет - Роза Дьюитт Бьюкейтер;
Билли Зейн - Кэл Хокли;
Кэти Бэйтс - Молли Браун;
Фрэнсис Фишер - Рут, мать Роуз;
Глория Стюарт - Роза, в старости;
Билл Пэкстон - Брок Ловетт;
Бернард Хилл - Эдвард Смит, капитан судна;
Дэвид Уорнер - Спайсер;
Виктор Гарбер - Томас Эндрюс;
Джонатан Хайд - Брюс Исмей, владелец "Титаника";
Сьюзи Эмис - Лиззи, внучка Роуз;
Льюис Эбернэти - Льюис;
Николас Каскон - Бобби;
Анатолий Сагалевич - Анатолий;
Дэнни Нуччи - Фабрицио;
Джейсон Барри - Томми Райан;
Эван Стюарт - Уильям МакМастер Мэрдок, первый помощник;
Йоан Гриффит - Харольд Годфри Лоу, пятый помощник;
Джонатан Филлипс - Чарльз Герберт Латойер, второй помощник;
Марк Линдсей Чапман - офицер;
Ричард Грэм - Роу, старшина-рулевой;
Пол Брайтуэлл - Хитченс, старшина-рулевой;
Рон Донахи - главный старшина корабельной полиции;
Эрик Брэден - Джон Якоб Астор;
Шарлотт Чэттон - Мадлен Астор;
Бернард Фокс - Арчибальд Грейс, полковник;
Майкл Инсайн - Бенджамин;
Фанни Бретт - мадам Оберт;
Скотт Андерсон - Фредерик Флит;
Крэйг Келли - Гарольд Брайд;
Камилла Овербай Рус - Хельга;
Рокки Тейлор - Берт;
Розалинд Эйрес - леди Люсиль Даф-Гордон;
Джонатан Эванс-Джонс - Уоллес;
Мартин Джарвис - сэр Космо Дафф Гордон;
Рошель Роуз - графиня Розес;
Саймон Крейн - четвёртый офицер;
Грег Эллис - стюард с «Карпатии»;
Джинетт Голдстайн - ирландская мамочка;
Линда Кернс - пассажирка 3-го класса;
Эми Гэйпа - Труди Болт;
Брайан Уолш - ирландец;
Мартин Ист - Ли;
Дайэна Морган - репортёр;
Лайам Тухи - эпизод;
Джеймс Ланкастер - эпизод;
Эльза Рэйвен - эпизод;
Лью Полтер - эпизод;
Эмбер Уэдделл - эпизод;
Элисон Уэдделл - эпизод;
Марк Рафаэль Труитт - эпизод;
Джон Уолкатт - эпизод;
Терри Форестэл - эпизод;
Дерек Ли - эпизод;
Шон Непита - эпизод;
Брендан Конноли - эпизод;
Дэвид Кронелли - эпизод;
Гарт Уилтон - эпизод;
Мартин Лэйнг - эпизод;
Ник Мини - эпизод;
Кевин Оуэрс - эпизод;
Марк Капри - эпизод;
Марк Кэсс - эпизод;
Эмметт Джеймс - эпизод;
Оливер Пэйдж - эпизод;
Эрик Холланд - эпизод;
Мартин Хуб - эпизод;
Сет Эдкинс - эпизод;
Барри Деннен - эпизод;
Верн Урих - эпизод;
Ребекка Клинглер - эпизод;
Тришиа О'Нил - эпизод;
Кэтлин С. Данн - эпизод;
Мандана Марино - эпизод;
Ван Линг - эпизод;
Бьорн Олсен - эпизод;
Дэн Петтерссон - эпизод;
Шэй Даффин - эпизод;
Крис Андерссон - эпизод;
Бобби Бейтс - эпизод;
Аарон Джеймс Кэш - эпизод;
Энн Флетчер - танцовщица;
Скотт Хислоп - эпизод;
Стэн Мазин - эпизод;
Лиза Рацин - эпизод;
Джулин Рене - танцовщица;
Майк Баттерс - эпизод;
Эдвард Флетчер - шестой офицер;
Вернер Гайгер - оркестрант;
Лоренц Хэслер - оркестрант;
Джеймс Кэмерон - эпизод;
Александра Бойд - эпизод (нет в титрах);
Бруно Камполо - эпизод (нет в титрах);
Кевин Де Ла Ной - эпизод (нет в титрах);
Шон Хауз - эпизод (нет в титрах);
Руди Джоффрой - эпизод (нет в титрах);
Шон Лоулор - эпизод (нет в титрах);
Джонни Мартин - эпизод (нет в титрах);
Барбарелла Пардо - эпизод (нет в титрах);
Джуди Престининци - эпизод (нет в титрах);
Стивен Куэйл - эпизод (нет в титрах);
Стефен Вульф Смит - эпизод (нет в титрах);
Р. Герн Троубридж - эпизод (нет в титрах)
Режиссер: Джеймс Кэмерон;
Сценарист: Джеймс Кэмерон;
Оператор: Рассел Карпентер;
Композитор: Джеймс Хорнер;
Продюсеры: Джон Ландау, Рэй Санчини, Джеймс Кэмерон;
Страна: США;
Производство: Twentieth Century-Fox Film Corporation;
Год: 1997;
Премьера: 1 ноября 1997 (Япония, Международный кинофестиваль), 20 февраля 1998 (Россия).
Впервые Джеймс Кэмерон задумался о возможной кинопостановке в 1987 году, когда на телеканале «National Geographic Channel» посмотрел документальный фильм о «Титанике». Но всерьез заниматься подготовкой сценария для будущего фильма Кэмерон начал тогда, когда его друг Льюис Эбернети в день рождения режиссера подарил ему свой труд о «Титанике». К 1994 году Кэмерон написал сценарий, а в начале 1995 года предложил кинокомпании «20th Century Fox», которая выделила на стартовые расходы 3 млн долларов. До начала съемок на студии «Digital Domain», принадлежащей Джеймсу Кэмерону, была создана компьютерная анимация процесса крушения лайнера, которая впоследствии была использована в фильме.
Чтобы поближе познакомиться с главным объектом своего будущего фильма, Кэмерон в сентябре 1995 года лично совершил двенадцать погружений к «Титанику» на батискафах «Мир-1» и «Мир-2» с борта российского научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», позднее также задействованного в фильме. Брат режиссера Майкл Кэмерон, будучи инженером по профессии, разработал систему подводных камер для съемок экстерьера и интерьера затонувшего лайнера. Во время каждого погружения Кэмерон мог снимать только 15 минут из-за ограниченного количества пленки, которую могла хранить камера.
Решив, что самой главной сценой, из-за которой зрители пойдут на фильм, будет крушение лайнера, Джеймс Кэмерон пригласил для создания спецэффектов 17 студий. Ведущей среди них стала «Digital Domain», где под руководством будущего лауреата премии «Оскар» Роберта Легато создавались визуальные эффекты к фильму.
Съемки фильма начались 16 сентября 1996 года, начальный бюджет тогда составлял 110 млн долларов.
После того как я увидел обломки настоящего «Титаника», мне стало ясно, что я не имею права ни в чем схалтурить. Когда мы с русскими закончили подводные съемки, я попросил всех собраться на палубе. Перед этим мы снимали всю ночь и весь день, больше 17 часов. Люди были предельно измотаны, но все собрались на носу лайнера, и мы спустили на воду венок, на котором написали: «Памяти пассажиров и экипажа "Титаника"».
Для съемок фильма была построена новая студия на побережье Росарито в Мексике, в 40 километрах к югу от государственной границы с США. В водах огромного бассейна был сооружен макет лайнера почти в натуральную величину. Финальная модель созданного лайнера достигала 231 метра в длину, тогда как настоящий лайнер был на 38 метров длиннее (269 метров). Но, несмотря на грандиозный размах декораций, количество повторяющихся компонентов лайнера (таких как иллюминаторы) было уменьшено, а некоторые детали были смоделированы всего на 90 %. Также в ходе съемочного процесса вместо вертолетов было решено задействовать 50-метровый кран, помещенный на рельсы. Все это было сделано в целях уменьшения накладных расходов.
Во время съемок массовых сцен актеры были одеты в костюмы, обвешанные датчиками для «захвата движения». При этом создатели воспользовались услугами всего 40 человек. При съемке падающих при крушении лайнера людей была использована смоделированная на компьютере вода. Это позволило сделать столкновение с ней более драматичным и натуральным. Для съемки сцены, где дельфины плывут перед килем судна, были использованы как дрессированные млекопитающие, так и их компьютерные модели, которые были созданы и наложены на основной видеоряд студией «Hammerhead Productions». Айсберг, с которым столкнулся «Титаник», был сделан из пенообразователя, покрытого стекловолокном и воском.
Съемки этой эпической картины, продлившись около 7 месяцев, закончились 23 марта 1997 года. Тем не менее, к намеченному на июль того же года сроку выхода на экраны фильм подготовить не удалось. В Голливуде начали распространяться слухи о том, что с «Титаником» может повториться та же ситуация, что и с фильмом «Врата рая», продолжительность которого в свое время пришлось сократить. Окончательный бюджет «Титаника» возрос до 200 млн долларов, что сделало его самым дорогостоящим фильмом всех времен (к середине 1997 года). Выпускающая кинокомпания «20th Century Fox» для уменьшения огромных расходов была вынуждена пригласить к сотрудничеству другую кинокомпанию - своего конкурента «Paramount Pictures». Таким образом кинопрокат «Титаника» был разделен на две части: в Северной Америке дистрибьютором выступила кинокомпания «Paramount Pictures», а во всем остальном мире - «20th Century Fox».
Кейт Уинслет заработала пневмонию, когда участвовала в съемках сцен гибели «Титаника».
Персонаж Роуз частично основан на калифорнийской актрисе Беатрис Вуд, которая умерла в 1998 году в возрасте 105 лет. Единственную женщину, извлеченную из воды после гибели Титаника, также звали Роуз (Роуз Абботт). Биография этой женщины не имела ничего общего с историей экранной Роуз, но она также спаслась благодаря тому, что зацепилась за дрейфующий обломок.
Когда Джеймс Кэмерон писал сценарий к фильму, он считал, что главные герои Джек Доусон и Роуз ДеВитт Бьюкейтер должны быть вымышленными персонажами. Только после того как работа над сценарием была завершена, режиссер узнал, что в экипаже «Титаника» был кочегар Дж. Доусон. Джозеф Доусон родился в 1888 году в Дублине. Его тело, как и останки многих других погибших, было захоронено в Галифаксе (Новая Шотландия, Канада).
В фильме Джек Доусон знакомится с пассажиром 3-го класса Томасом Райаном, который позже был застрелен офицером Уильямом Мердоком. В свою очередь на реальном «Титанике» одного из стюардов 3-го класса звали Том Райан. Ему было 27 лет и он родился на Джерси (при поступлении на «Титаник» в качестве домашнего адреса указал Саутгемптон, Альберт-Роуд, 87). Райан тоже погиб, но его тело если и было найдено, то оказалось в числе неопознанных.
В качестве кандидатур на роль Джека рассматривались Мэттью Макконахи, Том Круз и Джаред Лето. Однако Макконахи показался Кэмерону слишком старым, Том Круз запросил слишком высокий гонорар, а Джаред Лето проигнорировал пробы. Роль Роуз в старости исполнила звезда Голливуда 1930-х - 1940-х годов Глория Стюарт. На момент съемок ей было 87 лет, и она стала старейшим номинантом в истории «Оскара». Глория Стюарт умерла в 2010 году, дожив до 100 лет, как и ее героиня в «Титанике».
Фильм «Титаник» стоил больше, чем сам лайнер «Титаник». Строительство лайнера «Титаник» обошлось в 4 млн фунтов, что в современных деньгах составляет 100 млн фунтов, а стоимость фильма Джеймса Кэмерона - 125 млн фунтов.
Большинство декораций на лайнере - от ковров до люстр - было реконструировано или находилось под присмотром компаний, которые когда-то оснащали настоящий «Титаник». При реконструировании декораций за образец брались декоративные элементы с «Олимпика» - брата-близнеца «Титаника», списанного в 1935 году. После списания многие элементы отделки «Олимпика» нашли вторую жизнь в создании интерьеров отеля «Белый лебедь» в Англии. Владельцы отеля любезно предоставили кинематографистам возможность измерять и фотографировать эти раритеты. Также при воссоздании интерьеров «Титаника» были использованы архивные фотографии интерьеров «Олимпика».
Съемки общих планов «Титаника» в открытом океане производились с помощью 45-футовой (примерно 13,7 метров) модели «Титаника», которую снимали маленькой цифровой камерой. Затем в студии Digital Domain на компьютере добавляли дым из труб и воду. Чтобы добиться правдоподобности, был использован алгоритм обнаружения со спутника кораблей и подводных лодок по водным колебаниям. Этот алгоритм учитывал поведение водной поверхности океана в спокойном состоянии и во время движения посторонних объектов. И, наконец, мастера компьютерной графики «Digital Domain» заселяли «Титаник» персонажами, созданными на компьютере. На одном из планов можно видеть даже компьютерного капитана Смита, поправляющего фуражку. Джеймс Кэмерон, давая указания работникам «Digital Domain» сказал: «Представьте, что мы снимаем рекламный клип для компании "White Star Line"».
Перед тем как приступить к рисованию Роуз в своем альбоме, Джек говорит ей: «Вон туда, на кровать, ммм… на диван». На самом же деле здесь должна была быть фраза «Ложись на диван». Это случилось тогда, когда на съемках Леонардо Ди Каприо слегка напутал текст сценария. Но Кэмерону понравилась эта оговорка, и именно этот дубль вошел в итоговый вариант фильма.
Сцена рисования портрета Роуз снималась в первый съемочный день Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо. После съемок Ди Каприо спросил у Кэмерона: «Ну, как у меня получилось?». На что режиссер серьезно ответил: «Ну, сам знаешь, сегодня твой первый съемочный день, так что тебя еще вполне можно и заменить».
Портрет Роуз рисовал сам Джеймс Кэмерон - именно его руки сняты крупным планом в момент рисования.
Съемки отплытия «Титаника» в Саутгемптонском порту производились «в зеркальном отражении»: из-за экономии модель «Титаника» в натуральную величину покрыли металлом только с правого борта (прогноз погоды предсказывал северный ветер, поэтому было решено поставить модель носом к северу, чтобы ветер относил дым из труб к корме, и это создавало бы дополнительную иллюзию движения судна). Однако в Саутгемптоне настоящий «Титаник» был пришвартован левым бортом, и, чтобы не погрешить против истории, Джеймс Кэмерон решил снимать «наоборот». Для этого часть оборудования, реквизита, костюмов заказали «перевернутыми». Позже, при монтаже отснятого материала, изображение «перевернули» так, что все стало правильно. Кейт Уинслет в одном из интервью призналась, что во время съемок посадки на лайнер не могла удержаться от смеха, когда читала «∃ИIL ЯATƧ ∃TIHW» на бескозырках матросов.
У модели «Титаника» в натуральную величину отсутствовал нос. Его каждый раз добавляли на компьютере. Когда Джеймс Кэмерон увидел, в какую сумму обошлись эти спецэффекты, он воскликнул: «Лучше бы мы его построили!».
Поскольку макет «Титаника» почти в натуральную величину был детализирован только на 90 %, о чем было сказано в начале статьи, а модель лайнера, используемая для спецэффектов, была детализирована на 100 %, то в фильме эти две заметно отличающиеся версии «Титаника» сменяют друг друга несколько раз.
Чтобы снять сцену погружения передней части лайнера, пришлось разобрать построенную модель в натуральную величину и поместить ее переднюю часть в резервуар глубиной 40 футов. Декорацию поднимали и опускали в воду 8 гидравлических подъемников. Съемки эпизода проводились без репетиции.
Во время съемок сцены столкновения «Титаника» с айсбергом позади палубы, на которой находились Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет, поставили зеленый экран, который потом во время монтажа заменили на компьютерное изображение (модель) айсберга. Но чтобы сцена выглядела реалистичнее, на палубу сверху сыпали куски настоящего льда. Таким образом, куски отколовшегося от айсберга льда, которые упали за бортом, - компьютерные, а которые попали на борт, - настоящие.
Эффект намерзшего льда на одежде и волосах пассажиров «Титаника», оказавшихся в воде, достигался тем, что их волосы и одежда покрывались воском, а также специальным порошком, который от соприкосновения с водой превращался в кристаллы. А пар изо рта добавлялся на компьютере.
Джеймс Кэмерон сознательно пошел на допущение исторической неточности при съемках эпизодов в спасательных шлюпках. Ночь на 15 апреля 1912 года была безлунной, звезды давали слишком мало света, а режиссеру надо было хоть как-нибудь осветить декорации. Поэтому Кэмерон дал в руки некоторых офицеров электрические фонарики, которых не было у офицеров в 1912 году.
При постановке спецэффектов Роберт Скотак использовал технические приемы, придуманные советским кинорежиссером Павлом Клушанцевым. В 1997 году фильм был удостоен премии «Оскар» за лучшие спецэффекты.
Музыкальное сопровождение к кинофильму «Титаник» было полностью создано американским композитором Джеймсом Хорнером. Для исполнения вокализа была выбрана норвежское сопрано Сиссель Ширшебо, хотя изначально в данной партитуре планировалось использовать исключительно струнные. Режиссер фильма Джеймс Кэмерон настаивал на отсутствии в нем какой-либо песни, однако изменил свое мнение после прослушивания демонстрационной версии «My Heart Will Go On» с голосом канадской певицы Селин Дион.
Диск с саундтреком к «Титанику», выпущенный компанией Sony Classical 18 ноября 1997 года, разошелся по всему миру тиражом в 30 миллионов копий. В 1998 за работу над фильмом Джеймс Хорнер получил премию «Оскар» в двух номинациях: «Лучшая музыка к драматическому фильму» и «Лучшая песня к фильму» совместно с Уиллом Дженнингсом, написавшим текст композиции «My Heart Will Go On».
24 ноября 2017 года американская звукозаписывающая компания La-La Land Records выпустила расширенную версию саундтрека «Титаника»: на четырех дисках размещены оригинальные и альтернативные мелодии из фильма, включающие прежде официально не издававшийся материал. Релиз лимитирован пятью тысячами копий и приурочен к двадцатилетию картины.
Премия "Оскар" (1997):
Лучший фильм (продюсеры Джеймс Камерон, Джон Ландау)
Лучший режиссер (Джеймс Камерон)
Лучший оператор (Рассел Карпентер)
Лучший художник (Питер Лэмонт, Майкл Форд)
Лучший художник по костюмам (Дебора Л.Скотт)
Лучший композитор, драма (Джеймс Хорнер)
Лучшая песня (Джеймс Хорнер, Уилл Дженнингс)
Лучший звук (Гэри Саммерс, Гэри Райдстрем, Том Джонсон и Марк Юлэно)
Лучшие визуальные эффекты (Роберт Легато, Марк Лесофф, Томас Л.Фишер и Майкл Кенфер)
Лучший монтаж звуковых эффектов (Том Белфорт и Кристофер Бойес)
Лучший монтаж (Конрад Бафф, Джеймс Кэмерон и Ричард А.Харрис)
Номинация на "Оскар" (1997):
Лучшая актриса (Кейт Уинслет)
Лучшая актриса второго плана (Глория Стюарт)
Лучший грим
Премия "Золотой Глобус" (1997):
Лучший фильм, драма
Лучший режиссер (Джеймс Кэмерон)
Лучшая музыка (Дж.Хорнер)
Лучшая песня (Дж.Хорнер, слова У.Дженнингс)
Номинация на "Золотой глобус" (1997):
Лучший актер, драма (Леонардо ДиКаприо)
Лучшая актриса, драма (Кейт Уинслет)
Лучшая актриса второго плана (Глория Стюарт)
Лучший сценарий
Номинация на "BAFTA" (1997):
Лучший фильм
Лучший оператор
Лучшие костюмы
Лучший звук
Лучший монтаж
Лучшие визуальные эффекты
Лучший грим/прически
Лучший художник
Премия имени Дэвида Лина за достижения в режиссуре
Премия имени Энтони Эскуита за достижения в создании музыки к фильму
Премия "Сатурн" (1997):
Лучшая актриса второго плана (Глория Стюарт)
Номинация на "Сатурн" (1997):
Лучший приключенческий фильм, боевик или триллер
Премия Гильдии киноактеров (1997):
Лучшая актриса второго плана (Глория Стюарт)
Номинация на премию Гильдии киноактеров (1997):
Лучший актерский состав
Лучшая актриса (Кейт Уинслет)
Премия "Спутник" (1997):
Лучший режиссер (Джеймс Камерон)
Лучший фильм, драма
Номинация на премию "Спутник" (1997):
Лучшая актриса, драма (Кейт Уинслет)
Лучший актер, драма (Леонардо ДиКаприо)
Лучший оператор (Рассел Карпентер)
Премия канала "MTV" (1998):
Лучший фильм
Лучший актер (Леонардо ДиКаприо)
Номинация на премию канала "MTV" (1998):
Лучшая актриса (Кейт Уинслет)
Лучший злодей (Билли Зейн)
Лучшая песня - "My Heart Will Go On"
Лучший экранный дуэт (Леонардо ДиКаприо, Кейт Уинслет)
Лучшая экшн-сцена
Лучший поцелуй (Леонардо ДиКаприо, Кейт Уинслет)
Европейская киноакадемия (1998):
Приз зрительских симпатий за лучшую женскую роль (Кейт Уинслет)
Номинация на "Сезар" (1998):
Лучший фильм на иностранном языке