«Шамара» (1994)

Содержание фильма «Шамара». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.

26 августа 1996 года состоялась премьера фильма «Шамара».

Драма от режиссера Наталии Андрейченко по мотивам одноименной повести Светланы Василенко.

Фильм рассказывает о Зине Шамарине (Шамаре), которая прячет романтические чувства к своему супругу, который женился на ней, чтобы избежать строгого наказания за ее изнасилование.

1973-1974 год. Холера. На этом фоне разыгрывается история любви Зины Шамариной, ставшей рабой своих чувств, бросающих ее из крайности в крайность - то побуждая к благородным поступкам, то толкая на безумные выходки...

Приз им. Ива Монтана актрисе Ирине Цымбал, диплом Ассоциации женщин-кинематографистов Украины на международном кинофестивале «Молодость» в Киеве (1994).

Приз «За поиск новых выразительных средств в кино» на III международном кинофестивале женского кино в Минске (1995).

Премия им. А. Довженко режиссеру фильма Н. Андрейченко (1996).

«Шамара» - один из самых интересных фильмов современного кино. И не просто постсоветского, украинского или среднеевропейского, а мирового кино последних сезонов», - писал культуролог Вадим Скуратовский.

Фильм молодого украинского режиссера Натальи Андрейченко (не путать с актрисой Натальей Андрейченко) странен и неожиданен во всем. Его необыкновенное цветовое и световое решение, изысканное музыкальное сопровождение, мягкое «барочное» изображение (используя специальную оптику и фильтры, оператор картины Владимир Басс как бы размывает края кадра, что создает необыкновенную атмосферу нежности и красоты) - все это направлено на то, чтобы рассказать зрителю страшную в своей жестокости историю человеческих отношений, где не останавливаются ни перед ложью, ни перед насилием, ни перед убийством.

Картина снята по повести известной московской писательницы, члена ПЭН-клуба, Светланы Василенко, хотя авторская концепция режиссера во многом изменила писательскую. В свое время картину хотел снимать Роллан Быков с Кристиной Орбакайте в главной роли, но почему-то отказался.

Предыстория - то, что не присутствует в фильме, но то, что мы из него узнаем: Зину Шамарину, по прозвищу «Шамара», изнасиловали восемь человек. Всех их сослали «на химию», за одного из них, Устина, Зина вышла замуж и поехала вслед за мужем; и тут их всех настигла холера. Холера, на фоне которой разворачивается история любви-«войны» (Шамариной) и любви-ненависти (Устина).

«...Для этой картины мне нужно было закрытое пространство, - говорит Наталья Андрейченко, - а холера в 70-е годы так и не была обозначена на юге зоной: куда никого не впускали и никого не выпускали. У меня холера - это как бы больше, чем сама болезнь, это эпидемия страсти, которой все заражаются. Эту страсть я не рассматриваю как любовь, она - болезненная страсть, цель которой - война. Отсюда и желтый цвет, ведь по цветовой концепции Гете он оказывает очень сильное отрицательное воздействие на человека - это опасность болезни, неприятные ощущения, накапливающиеся в подсознании и вызывающие отторжение. Цветовая концепция была призвана донести до зрителя отрицание подобной страсти как любви».

Кажется, что, после всего случившегося, Шамару можно пожалеть. Однако это только кажется: таких, как она, жалеть невозможно. Шамара из той породы людей, которые считают, что они на все имеют право, что они могут распоряжаться судьбами других людей, безжалостно судить, наказывать, манипулировать, и, при этом, все люди должны их понимать и соглашаться. Не правда ли странно, что и таких тоже насилуют?

«Для меня Шамара - зло, - говорит режиссер. - Я и создавала разрушителя. Максимализм - он хорош до определенной степени, а я считаю, что только Бог вправе распоряжаться жизнью человека и его судьбой. Шамара - личность очень цельная в своем творческом зле, а цельные личности (будь они со знаком плюс или со знаком минус) всегда притягивают окружающих, и потому им удается окружающими повелевать».

Для достижения своей цели героиня (ее роль исполняет непрофессиональная актриса Ирина Цымбал из г. Николаева, получившая на кинофестивале «Молодость-94» приз за лучшее исполнение главной женской роли) идет на все. Она умоляет и угрожает, соблазняет и убивает, колдует, жертвует другими, жертвует собой.

«Шамара» - это «попытка увидеть не столько социальную, сколько метафизическую основу в отношениях мужчины и женщины», - отмечал Вадим Скуратовский.

Метафизическая линия красной нитью проходит через всю картину, то откровенно громко заявляя о себе: некое волшебство отношений Шамары и гермафродита Леры (гермафродит в древнегреческой мифологии: сын Гермеса и Афродиты, соединенный богами с нимфой Салмакидой, так что их тела образовали одно двуполое существо, представляет саму любовь - образ любви), то проявляясь лишь намеком: мистическое число семь (семь собак, семь парней...) Война Шамары кончается крахом: ей не удается заполучить в безраздельное владение душу Устина. Понимая, что проиграла, изломав и искалечив все и всех вокруг себя, она покидает город. У нее хватает сил «поставить крест» на своей ужасной любви и уйти достойно - Шамара умеет проигрывать: качество, присущее далеко не каждому. Но ни что не падает в никуда, не исчезает бесследно: когда катер уносит Шамару вдаль, мы замечаем стоящего на причале Леру: Леру в платье Шамары, Леру, мимикрировавшего в Шамару, Леру - след зла, оставленного ею.

«Когда я начинала снимать «Шамару», мне говорили: этот низкий сброд, эту «чернуху», взаимоотношения подобных людей просто нельзя снимать, - рассказывает Андрейченко. - А меня именно это и привлекло - обнаженность, грубая сила чувств людей, далеких от, скажем, моего социального круга. Ведь многие люди вообще не способны на интенсивное чувство, пусть даже проявляющееся и в не совсем эстетически корректной форме. Сейчас наступило время, когда порог чувственности в мире стал гораздо выше. Человека очень трудно заставить волноваться (на экране да и в окружающей жизни он постоянно видит кровь, жестокость), трудно заставить любить. Человек - такое существо, у которого очень развит инстинкт самосохранения, он боится перенапрячься, причинить себе боль. Слишком высок порог, трудно до него добраться. А у людей, о которых идет речь в «Шамаре», этот порог очень близко. Они как бы менее цивилизованны и не боятся быть откровенными в проявлении своих чувств, они не защищаются от естественных вещей и, в этом смысле, в чем-то больше люди. Мне вообще кажется, что женское кино призвано этот порог чувственности переступить, и не жестокостью, а бесстыдством (я имею в виду ложный стыд по отношению к вещам и явлениям). Редкие представители мужского пола позволяют себе быть откровенными: бесстыдными и обнаженными. Мне кажется, что и моя картина, и картины других женщин-режиссеров, которые я видела в последнее время, позволяют сделать новый шаг в новую реальность чувств».

«С одной стороны, я пыталась жестокость сюжета как бы смазать изображением, - говорит режиссер. - С другой, хотела провести такую, может быть, кощунственную на первый взгляд мысль: красота не может спасти мир. Красота может очень жестоко обмануть: вспомните, какой красивой дорогой приходит Шамара в самой красивой сцене картины - сцене дождя в морг. Красота в ХХ веке приобрела зловещие черты. Зло воплощается в ее оболочку, зло прикрывается ею. Ведь красотой так легко ввести человека в заблуждение: под ее личиной творятся страшные преступления. К сожалению, мы воспринимаем красоту не рационально, а эмоционально. А ведь она только эстетическая единица. А эстетическое не может быть выше этических принципов взаимоотношений между людьми. Поэтому я считаю, что красота мир не спасет, более того, она порой опасна, за ней можно многое скрыть. Некоторые люди, выходя из зала, говорят: «Какое красивое кино». А речь не о том...».

кадры из фильма "Шамара"

постер фильм Шамара

кадр Шамара 2

кадр Шамара 3

кадр Шамара 4

кадр Шамара 5

кадр Шамара 6

кадр Шамара 7

кадр Шамара 8

кадр Шамара 9

кадр Шамара 10

кадр Шамара 11



Актеры и роли:

Ирина Цымбал - Зина Шамарина (Шамара) (озвучивание - Татьяна Шуран);
Денис Карасев;
Анжелика Неволина;
Петр Зайченко;
Владимир Николаец;
Тамара Плашенко;
Татьяна Юрош;
Евгений Морозов;
Сергей Улашев;
Татьяна Назарова

Режиссер: Наталия Андрейченко;
Сценарист: Светлана Василенко;
Оператор: Владимир Басс;
Композитор: Игорь Стецюк;
Художник: Александр Дидурик;
Страна: Украина;
Производство: К/ст им. Довженко;
Премьера: 26 августа 1996.






Главная Политика конфиденциальности 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.