«Остров» (2006)

Содержание фильма «Остров». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.

22 ноября 2006 года состоялась премьера фильма «Остров».

Драма от режиссера Павла Лунгина.

Во время Великой Отечественной войны в 1942 году где-то на Севере корабль Кригсмарине захватывает советскую баржу, перевозящую уголь. На борту баржи находятся шкипер Тихон и кочегар. Оба попытались спрятаться в угле, но фашисты находят кочегара. После побоев кочегар выдает Тихона.

Фашисты ставят своих жертв у борта с намерением расстрелять. Кочегар, рыдая, умоляет сохранить ему жизнь, Тихон же держится спокойно и демонстративно закуривает. Тогда немецкий офицер предлагает кочегару спасти свою жизнь, застрелив своего друга, и дает ему пистолет с одним патроном.

Кочегар бьется в истерике, но все же стреляет в Тихона, и тот падает за борт. Фашисты оставляют кочегара в живых, минируют баржу и покидают ее. Кочегар остается на заминированном судне, которое вскоре взрывается. Монахи подбирают на берегу почти безжизненное тело.

Действие переносится в 1976 год. Кочегар значительно постарел. Он принял монашество и теперь носит имя Анатолий. Его основное послушание - трудиться в монастыре истопником. К нему, как к старцу, с разными нуждами и болезнями приезжают люди, так как он обладает даром прозорливости и способностью исцелять при помощи молитвы. К нему приходят самые разные люди: девушка, забеременевшая вне брака, женщина отчаявшаяся найти своего пропавшего на войне мужа , мать мальчика-инвалида. Для каждого отец Анатолий находит правильное, хотя не всегда благостное слово.

Отец Анатолий не похож на смиренного монаха: он отступает от устава, живет в котельной, где спит на угле, редко приходит на молитву в храм, предпочитая молиться у себя в келье, позволяет резкие слова и оскорбительные поступки по отношению к настоятелю и братии, а когда его хотят наказать за нарушение дисциплины хоть и кается, но делает это демонстративно, употребляя заученные библейские цитаты на церковнославянском языке, давая понять что уставная монастырская жизнь полна формальностей.

Иногда он ведет себя как юродивый: мажет сажей ручки дверей, пускает игрушечные кораблики, бьет без нужды в колокола, ни с того ни с сего громко запевает песни. Странностей старца Анатолия многие монахи не понимают, особенно отец Иов - казначей монастыря, жалующийся об этом настоятелю отцу Филарету: что Анатолий молится отдельно от всех, не моет лица и рук, на высокоторжественные праздники опаздывает на службу, поет «гнусным голосом». Отец Филарет, который раньше тоже был в конфликте с отцом Анатолием, уже втайне простил его, поэтому на жалобы отца Иова он смотрит сквозь пальцы.

Анатолий отказывается от предложения отца Филарета, озабоченного состоянием здоровья кочегара, переехать в его покои. Отца Иова, который принес ему это предложение и отругал кочегара за отказ, Анатолий просит растолковать прописную истину: за что Каин убил Авеля? Тем самым намекает на зависть отца Иова. Позднее Иов сам признается, что завидует Анатолию за его дар, и они мирятся.

В келье настоятеля случается пожар. Отец Анатолий знал о предстоящем пожаре, но никому об этом не сказал, а только накануне бросил головню под ноги Филарета. Тот ничего не понял и посчитал это очередной выходкой кочегара. Приютив владыку после пожара, Анатолий удивляется красоте и добротности сапог архиерея, но среди ночи бросает в их печь, назвав их «Книгой грехов человеческих»: «А ты разве не знал, что на голенищах архиерейских сапог больше всего грехов записано?».

После чего начинает изгонять бесов и чуть не губит настоятеля: закрыв дверь на замок, напускает в кочегарку дыма из печей, а когда ему становится плохо, открывает дверь и схватив принесенное Филаретом одеяло, борется с последним затаившимся под одеялом бесом - топчет его и потом бросает в воду.

После случившегося Филарет не сердится и не ругает, а напротив, благодарит Анатолия за избавление от лишних, хоть и ценных вещей и за проверку готовности принять смерть. Отец Анатолий же сам не рад своему «дару» - говорит, что все его добродетели «смердят».

Несмотря на причуды и нарушения устава, старцу не дает покоя совершенное им во время войны преступление. Он каждый день садится в лодку и уплывает на уединенный остров, где усердно молится и кается в совершенном грехе. Однажды в монастырь приезжает видный адмирал со своей одержимой дочерью.

В адмирале Анатолий узнает шкипера Тихона, в которого во время войны стрелял, Тихон не узнает бывшего товарища и просит отца Анатолия помочь его дочери: никакие врачи не помогают, он почти отчаялся. Анатолий везет девушку на свой остров и отчаянной молитвой изгоняет из нее беса.

После адмирал приходит благодарить отца Анатолия, но тот сам в иносказательной форме рассказывает, кто он и как виноват перед Тихоном. Ошарашенный адмирал так же иносказательно успокаивает бывшего кочегара: выстрел ранил его в руку, он сумел продержаться на воде, выплыть и спастись. Тихон говорит, что давно простил своего неудавшегося убийцу.

Теперь душа Анатолия спокойна и он может спокойно умереть. Он сообщает Иову, что в ближайшую среду будут его похороны. Тот пытается проявить заботу и предлагает заказать дубовый гроб. Анатолий указывает, что сгодится и простой ящик, который стоит у кочегарки.

Монахи опять ругаются: Иов обвиняет Анатолия в гордыне - «даже умереть без выкрутасов не можешь!» А Анатолий отвечает: «Ты ведь меня любишь, отец Иов!». Тем не менее, Иов исполняет просьбу - в кочегарку приносят тот самый ящик, ошкуренный и покрытый лаком, с крестом на крышке.

Иов хвалится, что гроб получился на славу, «хоть вместо буфета в дом ставь». Отец Анатолий шутя ругает отца Иова: «Я гроб просил, а ты мне принес буфет». Отец Иов пытается загладить свою вину и трет гроб углем. Отец Анатолий тем временем переодевается в чистую белую одежду, ложится в гроб и просит отца Иова пойти и сказать братии, что он скончался. Отец Иов бежит к колокольне и бьет в колокола, оповещая о смерти старца.

Гроб с телом монаха везут в лодке на его остров...

Место для съемок «Острова» киногруппа подбирала долго. Было четыре экспедиции: съемочная команда проехала по Мурманской области, побывала на Ладоге, Онежском озере, в Кижах, на Псковских озерах. Ни один из действовавших в тех местах монастырей не подошел режиссеру, так как ему требовался «маленький, заброшенный скит, а все современные монастыри - это огромные, обнесенные высокими стенами города».

Протоиерей Георгий Митрофанов отметил, что фильм у него оставил «глубокое, но в то же время очень двойственное впечатление»: «Главный герой постоянно эпатирует официальную Церковь, но у меня возникает вопрос: а что может предложить он сам?

Иными словами, этот фильм очень легко может вызвать у зрителя ощущение, что некое индивидуальное, харизматическое христианство намного выше традиционной церковности. Безусловно, такой путь свойственен некоторым святым в разные времена, но предлагать его через кинематограф как единственный образец, достойный подражания - значит покушаться на устои. И я считаю, что это - очень опасный и искусительный ход режиссера».

Протоиерей Александр Степанов, главный редактор радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» отметил: «Что ожидают сейчас от Церкви люди, которые еще не пришли в нее и не живут церковной жизнью? Они ожидают ярких чудес, изгнания бесов и других знамений, целый набор которых мы и видим в фильме. Христос здесь как-то не подразумевается. Не Его ищут в монастыре те, кто туда приезжает, и не Его открывает им старец Анатолий.

Так же можно было бы приезжать к экстрасенсу. Меня как священника настораживает такой православный монастырь. В то же время мне показался интересным образ старца Анатолия. Он показан не благостным светящимся преподобным (пусть даже и юродствующим), а очень реальным, в чем-то страстным, внутренне не успокоенным, колючим человеком. И в то же время творит чудеса. Возможно ли такое?».

кадры из фильма "Остров"

постер фильм Остров

кадр Остров 2

кадр Остров 3

кадр Остров 4

кадр Остров 5

кадр Остров 6

кадр Остров 7

кадр Остров 8

кадр Остров 9

кадр Остров 10

кадр Остров 11



Актеры и роли:

Петр Мамонов - отец Анатолий, отшельник;
Виктор Сухоруков - отец Филарет, настоятель монастыря;
Дмитрий Дюжев - отец Иов, священослужитель;
Юрий Кузнецов - Тихон Петрович, адмирал;
Виктория Исакова - Настя, бесноватая;
Нина Усатова - вдова;
Яна Есипович - девушка;
Ольга Демидова - женщина с мальчиком-инвалидом;
Тимофей Трибунцев - Анатолий в молодости;
Алексей Зеленский - Тихон в молодости;
Гриша Степунов - Ванечка, мальчик-инвалид;
Сергей Бурунов - адъютант;
Б. Александров - немец;
Борис Пантюхин - немец;
С. Горожанин - немец;
Е. Севрук - немец;
А. Хабедия - немец;
А. Закусило - немец;
В. Зиненков - монах;
Д. Козлов - монах;
Виктор Николашин - монах;
С. Самохин - монах;
Федор Старых - монах;
Сергей Шарапов - монах;
Андрей Яковлев - монах;
Вадим Корюзлов - монах;
Л. Старцева - мирянка;
З. Алексеева - мирянка

Режиссер: Павел Лунгин;
Сценарист: Дмитрий Соболев;
Оператор: Андрей Жегалов;
Композитор: Владимир Мартынов;
Художники: Игорь Коцарев, Александр Толкачев;
Продюсеры: Сергей Шумаков, Павел Лунгин, Ольга Васильева;
Кастинг-директор: Татьяна Максакова;
Производство: Студия Павла Лунгина;
Год: 2006;
Премьера: 22 ноября 2006






Главная Политика конфиденциальности 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.