Содержание фильма «Калина красная». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Драма от режиссера Василия Шукшина.
Вор-рецидивист Егор Прокудин по кличке «Горе» выходит на свободу, отсидев срок. После колонии он решает податься в деревню Ясное, где живет Люба Байкалова, с которой он переписывался. Сначала в областном центре он встречается со своими бывшими сообщниками: Губошлепом, Бульдей, Люсьен. Его зовут на новое дело, но Егор хочет отдохнуть. Их сборище окружили сотрудники милиции, и Егору едва удается скрыться.
Егор отправляется к Любе. Она знакомит его со своими родителями, встреча выходит сложной, разговор не складывается. После возникло недоразумение с братом Любы Петром, которого Егор случайно ошпарил в бане. Вся деревня обсуждает нового знакомого Любы, которая к тому же окончательно не разорвала отношения с бывшим мужем Николаем, дебоширом и алкоголиком.
Егор покидает Любу, предупредив, что может не вернуться. В городе он получает от сообщников переводом крупную сумму денег и первым делом направляется в ресторан. Егор договаривается с официантом и устраивает на съемной квартире банкет, отпраздновать освобождение, на который приглашает незнакомых людей. Егор некоторое время гуляет, сорит деньгами, но «разврат» не доставляет ему удовольствия. Он возвращается в Ясное, встречается с Любой, мирится с Петром. После Егор устраивается водителем в колхоз, он хочет навсегда осесть в деревне.
Егор отпрашивается на работе и вместе с Любой навещает живущую на отшибе старушку Куделиху. После разговора Егор в слезах признается Любе, что она его мать, которая не видела его с юности. Он не решается вернуться и признаться ей. Позже у Егора происходит сложный разговор с бывшим мужем Любы Николаем. Тот пришел с друзьями, перепалка едва не перешла в драку. Спустя некоторое время дома у Егора и родителей Любы появляется член его бывшей шайки.
Егор отказывается возвращаться к криминалу и просит передать решение остальным. Егор пересаживается на трактор и в тот день готовится к посевной. На краю поля он замечает «Волгу» и возле нее своих знакомых - Губошлепа и компанию. Люба, услышав о появлении рецидивистов около деревни, просит помочь брата Петра. Подъехав к полю, они находят Егора с огнестрельным ранением в живот.
Преступники собираются покинуть деревню и ждут парома на пирсе. Подъехавший на грузовике Петр таранит их машину и отправляет преступников (кроме Люсьен) в воду...
кадры из фильма "Калина красная"
Актеры и роли:
Лидия Федосеева-Шукшина - Любовь (Люба) Федоровна Байкалова;
Василий Шукшин - Егор Прокудин;
Иван Рыжов - Федор Байкалов, отец Любы;
Мария Скворцова - мать Любы;
Алексей Ванин - Петр Байкалов, брат Любы;
Мария Виноградова - Зоя, жена Петра;
Ефимия Быстрова - Куделиха, мать Егора Прокудина;
Жанна Прохоренко - Лидия, работник прокураторы;
Лев Дуров - Сергей Михайлович, официант;
Александр Горбенко - Коля, бывший муж Любы;
Николай Граббе - начальник колонии;
Николай Погодин - директор совхоза;
Георгий Бурков - Губошлеп, главарь воровской «малины»;
Татьяна Гаврилова - Люсьен, член воровской «малины»;
Артур Макаров - Бульдя, член воровской «малины»;
Олег Корчиков - Шурка, член воровской «малины»;
Наталья Гвоздикова - телефонистка;
Татьяна Ухарова - лучшая подруга Любы Байкаловой;
Ия Арепина - сестра Егора Прокудина;
Александр Саранцев - Саша, гость у Байкаловых;
Алла Мещерякова - гостья на «празднике жизни»;
Наталья Крачковская - гостья на «празднике жизни»;
Борис Битюков - гость на «празднике жизни»;
Маргарита Жарова - официантка;
Режиссер: Василий Шукшин;
Сценарист: Василий Шукшин;
Оператор: Анатолий Заболоцкий;
Композитор: Павел Чекалов;
Художник: Ипполит Новодережкин;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1973;
Премьера: 25 марта 1974
Изначально Василий Шукшин планировал снять художественный фильм о крестьянском восстании под предводительством Степана Разина по своему роману «Я пришел дать вам волю», но худсовет киностудии сценарий не пропустил, поставив автору условие снять сначала киноленту о советской современности. Вследствие нервного напряжения у Шукшина обострилась язва желудка и он попал в больницу, где за короткий срок написал повесть без названия о своих современниках. Рукопись повести первой прочитала его супруга Лидия Федосеева-Шукшина, после чего предложила назвать ее «Калина красная».
Так называлась популярная песня советского композитора-песенника Яна Френкеля (стихи народные), которую она спела Шукшину во время их знакомства. Такое же название получил и будущий фильм, но сама песня в нем не прозвучала из-за невозможности купить права у композитора, так как бюджет фильма был крайне низким. Было решено заменить песню «Калина красная» на «Вечерний звон» (стихи Ивана Козлова, музыка Александра Алябьева).
Приказ о запуске производства фильма вышел 1 марта 1973 года. Он был снят в кратчайшие сроки: между началом съемок картины и выходом фильма на экран прошло меньше года. Для производства картины о бывшем советском уголовнике режиссеру была выделена устаревшая кинотехника и малопрофессиональная команда. «Госкино» выделило на картину всего 3 600 метров дефицитной тогда пленки «Кодак», а нужно было в шесть раз больше
Часть съемок проходила в деревне Садовая Белозерского района Вологодской области. Из десяти домов деревни половина была задействована в съемках. Сцены приезда Егора к Любе и их первого разговора в чайной сняты в деревне Тимонино. Здание чайной было переоборудовано специально для съемок из столовой. К ней была пристроена веранда, на которой они сидели. Специально построили автобусную остановку.
Исправительная колония, из которой в начале фильма выходит на свободу заключенный Егор Прокудин, - это ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области, расположенная на острове Огненном (озеро Новозеро, Вологодская область) и больше известная как «Огненный остров» или «Вологодский пятак».
На роль Куделихи, матери Егора, была утверждена народная артистка СССР Вера Марецкая, но в самом начале съемок она отказалась сниматься, так как не захотела предстать в образе дряхлой старухи. Тогда Шукшин уговорил исполнить эту роль жительницу деревни Мериново, ныне Садовая, пожилую крестьянку Овфимию (Евфимию) Быстрову (1892-1976), чья история жизни совпадала со сценарием: «Вы про жизнь свою рассказывайте, а на камеру не смотрите».
Старушка, потерявшая во время Великой Отечественной войны трех сыновей и не видевшая еще одного сына двадцать лет, просто рассказывала о них Лидии Федосеевой-Шукшиной. После премьеры Офимья Ефимовна Быстрова стала всесоюзной знаменитостью. Скончалась в 1976 году в одиночестве - замерзла на печке в своем деревенском домике. В 2003 году односельчане поставили на ее могиле памятник, фотография для которого была взята из кадра фильма.
После просмотра готового фильма в декабре 1973 года комиссия «Госкино» потребовала произвести многочисленные исправления. Язвенная болезнь Шукшина снова обострилась и он был госпитализирован. Доверить монтаж своей картины кому-нибудь другому режиссер не мог. Пролежав некоторое время в больнице на Погодинской улице, он сбежал, чтобы лично заняться правками. По указанию комиссии Шукшин вырезал из текста слова матери Егора о пенсии «Поживи-ка ты сам на 17 рублях пенсии!», реплику Егора «Живем, как пауки в банке.
Вы же знаете, как легко помирают», произвел ряд сокращений в рассказе матери и в сцене разврата, а также убрал отдельные эпизоды и планы, заостряющие предметный мир фильма: обнимающуюся пару в малине, поломанные доски карусели, женщину у телеги с собакой, толстую женщину в сцене в чайной, весь эпизод около бильярда и заключительный план матери Егора в окне. Вследствие выполненных исправлений фильм стал короче на восемьдесят метров. Результат по-прежнему не удовлетворил руководство, однако картина была выпущена, потому что комиссия опасалась смерти режиссера, узнав обстоятельства его болезни. Кроме того, это совпало по времени с приближающимся 50-летием киностудии «Мосфильм», во время празднования которого член Политбюро ЦК КПСС Николай Подгорный произнес речь о поддержке реализма в советском киноискусстве
После премьеры режиссер получил несколько писем от воров в законе, которые критиковали его за недостоверность. В этих письмах опровергалось мнение о том, что отошедших от воровской жизни убивают бывшие «коллеги».
Журнал «Советский экран» в рамках «Круглого стола» привел разноречивые мнения зрителей о фильме и оценки критиков. В частности, критик Вера Шитова утверждала, что «„Калина красная“ - фильм очень важный со всех точек зрения» и «это фильм, который берет за живое».
Кинокритик Инна Левшина написала: «Откуда это чувство светлой печали - от признанного теорией катарсиса - очищения трагедией, или от благодарности за полтора часа, проведенных в сострадании, или - просто - от всегда неожиданного удивления, рождаемого встречей с человеческой Талантливостью».