23 июня в России отмечается День Балалайки.
23 июня в России и в ряде других стран отмечается День Балалайки или Международный день музыкантов-народников.
Этот праздник поклонников фольклорной музыки был учрежден в 2008 году по инициативе российского балалаечника-виртуоза Дмитрия Белинского. День для празднования выбран по первому упоминанию балалайки в историческом документе - «Память из стрелецкого приказа в малороссийский приказ» датируется 23 июня 1668 года.
Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом треугольной формы. Характерными приёмами звукоизвлечения являются бряцание и тремоло - удары указательным пальцем по всем струнам одновременно. Самый известный русский инструмент, ставший, наряду с гармонью, одним из символов музыкального творчества русского народа.
Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием словосочетаний передающее характер игры на нём. Существует несколько версий о происхождении названия.
По одной версии, слово имеет тюркские корни. Вполне вероятно, что оно происходит от слова «бала» (ребёнок, дитё). На тюркское происхождение указывает фонетическая примета тюркских заимствований: сингармонизм гласных, практически в русском языке она даёт повторение одной и той же гласной в слове - башмак, батрак, балда, таракан, баклажан, балаган, балагур, баламут, багатур.
Другая версия говорит о праславянском происхождении названия. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать’ (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения, сравните схожую ономатопею варвар). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.
Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).
Распространение балалайки по Руси не всегда было триумфальным - одно время музыкальный инструмент подвергался жестоким гонениям и уничтожению. Чрезвычайно набожный царь Алексей Михайлович причислил к разврату любые развлечения и забавы на ярмарках и считал, что музыка доставляет грешное удовольствие, а потому запретил сказки, загадки, игрища и игру на музыкальных инструментах. Скоморохи и гусляры подвергались преследованию и наказанию, а балалайки, гудки, волынки и гусли показательно сжигались. После смерти царя жестокие гонения прекратились, но до середины XIX века любимый в народе инструмент по-прежнему был не в чести у властей.
До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.
Введённый Андреевым строй (две струны в унисон - нота «ми», одна - на кварту выше - нота «ля» (и «ми», и «ля» первой октавы)) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй - первая струна Соль, вторая - Ми, третья - До (по мажорному трезвучию До). При этом строе проще берутся трезвучия, однако недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.