4 декабря православные празднуют Третью Пречистую - Введение во храм Пресвятой Богородицы. Что можно, а что нельзя делать в этот день? Какие приметы и поверья помогут спрогнозировать будущее?
В пятницу, 4 декабря, Православная Церковь отмечает один из великих двунадесятых праздников - Введение во храм Пресвятой Богородицы. В этот день верующие вспоминают торжественное введение трехлетней Марии (будущей Матери Господа Иисуса Христа) в храм Иерусалима, что символизировало собой посвящение Ее Богу и приуготовление к будущему рождению от Нее Спасителя.
В календарном цикле русского народа этот праздник замыкает осенний сезон и начинает зимний.
На Руси простой народ тесно связывал христианский праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы с чисто бытовыми, повседневными печалями и радостями. Это была пора, когда зима вступала в свои права. Приход зимы в деревнях отмечали зимними играми на свежем воздухе. Например, катались на санях.
День Введения во храм Пресвятой Богородицы называли также Ворота зимы, Праздник молодой семьи, Ввезение.
Начало нового хозяйственного года в старинных Введенских поверьях выступает ясно: до Введение можно копать землю, от Введение в Благовещение нельзя. Женщины запасаются глиной до праздника Введение. От Введение к девятому четверга не годится бить белье на воде вальками, ибо это может привести бурю. По этим же мотивам надо и конопли потереть до Введения.
На Введение нельзя стирать и копать, заниматься работой, связанной с битьем и трением.
Праздник приходится на Рождественский пост (он же Филиппов пост). В этот день разрешается есть рыбу.
Кто первый придет на Введение в дом, тот первым «полазником», то есть тем, что приносит добро или какое бедствие.
Когда войдет (первым) молодой, красивый, здоровый человек, а к тому с деньгами, то это хорошая ворожба: весь год в доме будут все здоровы и будут деньги вестись.
Когда же войдет старый, больной, особенно старая баба, или когда кто-то придет чего желать, - это злой знак.
Сколько на Введение воды - столько на Юрия травы (как на Ввдення вода - то в лете молоко).
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Патриарх Кирилл возглавляет литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
Во время богослужения собравшиеся вспоминают одно из важных событий в христианской истории - введение в Иерусалимский храм Марии ее родителями праведными Иоакимом и Анной. Они дали обет посвятить своего ребенка служению Богу, и когда Марии исполнилось три года, они одели девочку в лучшие одежды и привели ее в Иерусалимский храм.
Согласно Преданию Церкви, во время пребывания Девы Марии в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, изучала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась Богу. Пречистая Дева прожила так в храме до 12 лет.
После окончания воспитания в храме Марии необходимо было вступать в брак. Однако Она сказала священникам, что будет хранить девство перед Богом. Тогда было принято решение о том, что у Марии будет покровитель, так как родители Ее к тому времени уже скончались.
В итоге (в результате особого жребия) Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, который должен был Ее охранять, заботиться о Ней.
Считается, что появление праздника связано с правлением византийского императора Юстиниана I. В 543 году по его повелению на остатках разрушенного Иерусалимского храма была выстроена большая церковь в честь Пресвятой Богородицы. Этим строительством было отмечено событие Введения во храм Божией Матери.
Начиная с VIII века, праздник Введения кратко упоминается в некоторых месяцесловах, также о нем пишет две гомилии (беседы) патриарх Константинопольский Герман I.
Святитель Григорий Нисский упоминает об этом в IV веке, а в VIII веке проповеди в день Введения во храм произносили Константинопольские патриархи Герман и Тарасий.
Начиная с IX века, праздник приобретает широкую известность по всему христианскому Ближнему Востоку. Окончательно в число великих двунадесятых праздников он вошел уже после XIV века.
Собор Успения Пресвятой Богородицы, в котором совершит литургию патриарх Кирилл, заложили в 1326 году великий князь Иван Калита и святитель Петр. Собор стал первым каменным храмом в Москве. С 1326 по 1700 год он служил усыпальницей предстоятелей Русской церкви - митрополитов и патриархов.
После Октябрьской революции Успенский собор был превращен в музей. Богослужения в нем были возобновлены в 1990 году.