Возраст: 141 (со дня рождения)
Возраст смерти: 39 лет
Евгений Богратионович (урожденный Багратионович) Вахтангов. Родился 1 (13) февраля 1883 года во Владикавказе - умер 29 мая 1922 года в Москве. Русский и советский театральный режиссер, актер, педагог. Основатель и руководитель Студенческой драматической студии (1913-1922), с 1921 года известной как Третья Студия МХТ, а с 1926 года как Театр имени Евгения Вахтангова.
Евгений Вахтангов родился 1 (13 по новому стилю) февраля 1883 года во Владикавказе Терской области (ныне Северная Осетия).
Отец - Багратион Сергеевич Вахтангов (умер в 1921 году), армянин, армяно-григорианского вероисповедания. Купец 2-й гильдии, табачный фабрикант. Начинал с самых низов, сумев добиться коммерческого благосостояния. Был близким другом отца Рубена Симонова. По словам Симонова, был известен во Владикавказе своей скупостью; по свидетельству самого Евгения Вахтангова и его жены, был домашним тираном, держал в страхе всю семью, в театр не ходил и увлечений сына не поощрял. Конфликт Вахтангова с отцом зашёл так далеко, что он перестал навещать родительский дом, а знакомых просил называть его Евгением Александровичем.
Мать - Ольга Васильевна Вахтангова (в девичестве Лебедева), русская, православная. Происходила также из купеческого сословия, была дочерью владельца табачной фабрики Лебедева в Тифлисе.
Сестра - Софья Богратионовна Козловская-Вахтангова (умерла в 1923 году), учительница, революционерка, жена Мечислава Юльевича Козловского. Была сотрудницей Полевого штаба Реввоенсовета Республики, затем служила в Московской чрезвычайной комиссии, в ВЧК и ГПУ.
Сестра - Нина Богратионовна Вахтангова (1887-1967).
Семья Вахтангова была богатой, они проживали во Владикавказе в доме на Армянской улице напротив Церкви Святого Григория Просветителя. Евгений был крещен как «Евгений, сын Багратиона», но после переезда в Москву его отчество стало писаться как Богратионович.
Учился во Владикавказской гимназии, увлекался танцами, игрой на мандолине, печатал статьи и рассказы в гимназической газете «Нус». С 1901 года участвовал в любительских драмкружках в качестве актёра и постановщика спектаклей. Особенно любил острохарактерные роли, в том числе женские. В эти же годы выступал с рассказами и статьями о театре во владикавказской газете «Терек».
В 1903 году по окончании гимназии отец направил его для поступления в Рижский политехнический институт, где учился его двоюродный брат. Вахтангов тут же устроился актёром в местный драмкружок и в итоге провалил вступительные экзамены. После чего уехал к дяде Петру Васильевичу в Москву и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета на естественный факультет, затем в 1904-м перевёлся на юридический.
Параллельно с учёбой продолжал играть в самодеятельности, в том числе в популярном у московской интеллигенции Михайловском драмкружке, организованном матерью Юрия Завадского. Периодически ездил во Владикавказ, где ставил спектакли.
Во время событий 1905-1907 годов участвовал в студенческом революционном движении, состоял в ЦУО (Центральный университетский орган, организованный студентами-революционерами), выступал как агитатор на фабриках и заводах, распространял революционную литературу. Примыкал к фракции эсеров.
Евгений Вахтангов в молодости
В 1909 году Вахтангов поступил в московскую театральную школу Александра Адашева. Его учителями были Леопольд Сулержицкий, Василий Лужский, Леонид Леонидов, Василий Качалов. Учился вместе с Серафимой Бирман, которая позже вспоминала: «Питались те, у кого не было семьи и денег, чёрным хлебом и консервами из мелочной лавки, помещавшейся наискосок от школы. Мне кажется, что болезнь, сведшая Вахтангова впоследствии в могилу, началась именно от этих самых «консервов». Лавка была плохая, коробки проржавленные, содержимое - на уксусной эссенции. Перекисшее... Не считаю, что новичок был красивым или эффектным, но внутренняя сила делала его примечательным. Черты лица Вахтангова были как бы до отказа пропитаны волевой энергией и какой-то стремительной мечтательностью. Он казался человеком, который настоит на своём».
Принимал участие в программах «Кабаре», организованных студентами школы с целью заработка: вначале в качестве актёра и пародиста, затем - автора, режиссёра и музыканта.
Зимой 1910-1911 годов был в Париже в качестве помощника Леопольда Сулержицкого, которого пригласили ставить «Синюю птицу» в театре Режан.
Весной 1911 года окончил школу и был принят в труппу МХТ. Как актёр был занят мало, взяв на себя обязанности проводника идей и разработки знаменитой системы Константина Станиславского.
Принимал участие как режиссёр и педагог в работе 1-й Студии МХТ и других театров - «Летучая мышь», «Бродячая собака», театр в Териоках. Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа, отчётливо проявились как в сыгранных ролях (Текльтон в «Сверчке на печи» Диккенса, 1914; Шут в «Двенадцатой ночи» Шекспира, 1919), так и в спектаклях, поставленных им в 1-й Студии МХТ: «Праздник мира» Гауптмана (1913) и «Потоп» Бергера (1919), где он играл роль Фрезера.
В 1913 году вместе с группой студентов основал и возглавил Студенческую студию, позже преобразованную в 3-ю студию МХТ. Руководство МХТ не разрешало Вахтангову работать на стороне, и первое время студия существовала «подпольно»: ставили спектакли на съёмных квартирах, декорации изготавливали из мешковины. Только в 1917 году театр публично заявил о себе как Московская драматическая студия Вахтангова.
Работы Евгения Вахтангова в театре как актера:
После революции с необычайной активностью развернулась режиссёрская и преподавательская деятельность Вахтангова.
В 1919 году по предложению Ольги Каменевой он возглавил Режиссёрскую секцию при Театральном отделе (ТЕО) Наркомпроса. Помимо работы в мхатовских и родственных им студиях (Оперная, Шаляпинская, Армянская студии, «Габима»), сотрудничал с Пролеткультом, Пролетарской студией, Пречистенскими рабочими курсами, Народным театром. Намеченная ещё в «Потопе» тема античеловечности буржуазно-мещанского общества получила развитие в сатирических образах «Свадьбы» Чехова (1920) и «Чуда святого Антония» Метерлинка (2-я сценическая редакция, 1921), поставленных в его Студии.
Мотив гротескного изобличения мира власть имущих, противопоставленного жизнеутверждающему народному началу, своеобразно преломлялся в трагедийных постановках - «Эрик XIV» Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921), «Гадибук» Ан-ского (еврейская студия «Габима», 1922).
Стремление Вахтангова к поискам «современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально» нашло воплощение в его последней постановке «Принцесса Турандот» (3-я Студия МХТ, 1922), пронизанной духом светлого жизнеутверждения. Она была воспринята Станиславским, Владимиром Немировичем-Данченко и другими театральными деятелями как крупнейшая творческая победа, обогащающая искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре.
Режиссерские работы Евгения Вахтангова в театре:
Евгений Вахтангов – не просто выдающийся режиссер-реформатор. Ему принадлежит уникальное достижение в истории театра. Вахтангов поставил два спектакля, которые не только пережили их создателя, но побили все возможные рекорды театральных постановок-долгожителей. «Гадибук» в театре «Габима» шёл более 40 лет, вплоть до середины 1960-х годов. «Принцесса Турандот» в театре имени Вахтангова – ещё дольше.
Основополагающими для режиссёрского творчества Вахтангова были идеи неразрывного единства этического и эстетического назначения театра, единства художника и народа, острое чувство современности, определяющее неповторимую сценическую форму, отвечающее содержанию драматического произведения, его художественным особенностям. Эти принципы нашли своё продолжение и развитие у последователей и учеников Вахтангова - Рубена Симонова, Бориса Захавы, актёров Бориса Щукина, Иосифа Толчанова, Михаила Чехова и других.
С середины 1910-х годов Вахтангов страдал от болей в желудке. Осенью 1918 года он лёг на обследование в больницу Игнатьевой с подозрением на язву. В январе 1919 года врачи обнаружили у режиссёра рак желудка, но скрыли от него. Тогда же Вахтангову провели операцию - как ему сообщили, успешную. В дальнейшем болезнь обострилась, и в 1922 году он уже не поднимался с постели. За несколько недель до премьеры спектакля «Принцесса Турандот» его навестил Станиславский.
Вахтангов умер 29 мая 1922 года. 31 мая 1922 года был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
В 1926 году 3-я студия МХТ была переименована в Государственный академический театр имени Евгения Багратионовича Вахтангова. А в 1931 году при театре был создан музей, основой которого стали материалы, собранные женой.
В 1996 году Русскому театру во Владикавказе было присовено имя Евгения Вахтангова.
В доме, где жил Вахтангов в 1918-1922 годах (Денежный переулок, 12), в 1923 году была открыта мемориальная квартира, на доме была установлена памятная доска.
В 1924-1993 годах имя Вахтангова носил Большой Николопесковский переулок в районе Арбата.
Во Владикавказе есть переулок Вахтангова. На доме по улице Армянской во Владикавказе, где родился и вырос Вахтангов, установлена мемориальная доска. В июне 2013 года был открыт памятник Вахтангову во Владикавказе.
13 октября 2014 года во дворе Щукинского училища был установлен памятник, приуроченный к столетию основания Студенческой драматической студии.
В 2020 году в Москве на Арбате перед зданием Вахтанговского театра открыт памятник Евгению Вахтангову.
Личная жизнь Евгения Вахтангова:
Жена - Надежда Михайловна Вахтангова (в девичестве Байцурова; 30 ноября 1885 - 8 марта 1968).
Они познакомились в 1901 году во Владикавказе. Обвенчались осенью 1905 года в Москве в церкви Бориса и Глеба на Арбатской площади. Надежда участвовала во многих спектаклях мужа, была заведующей литературной частью 3-й Студии МХТ. После смерти Вахтангова организовала музей-квартиру. Автор воспоминаний о муже.
Сын - Сергей Евгеньевич Вахтангов (1907-1987), архитектор.
Внук - Евгений Сергеевич Вахтангов (1942-2018), живописец и сценограф.
Евгений Вахтангов и жена Надежда Байцурова
Фильмография Евгения Вахтангова:
1914 - Когда звучат струны сердца - Жан Мартин
1915 - Великий Магараз
1916 - Сверчок на печи
1918 - Хлеб (короткометражный)
последнее обновление информации: 31.01.2021
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.