Возраст: 99 (со дня рождения)
Возраст смерти: 55 лет
Юрий Валентинович Трифонов. Родился 28 августа 1925 года в Москве - умер 28 марта 1981 года в Москве. Русский советский писатель, поэт, редактор.
Юрий Трифонов родился 28 августа 1925 года в Москве.
Отец - Валентин Андреевич Трифонов, революционер, председатель Военной коллегии Верховного суда СССР. Был осужден 15 марта 1938 года и расстрелян.
Мать - Евгения Абрамовна Лурье (1904-1975; литературный псевдоним - Е. Таюрина), зоотехник, затем инженер-экономист и детская писательница.
Сестра - Татьяна Трифонова.
Дед - Абрам Лурье (1875-1924), меньшевик-подпольщик. Его брат - Арон Лурия, публицист, один из организаторов социал-демократического «Рабочего знамени»; его двоюродный брат - советский политический деятель Арон Сольц.
Бабушка - Татьяна Александровна Лурье (урожденная Словатинская, 1879-1957), в молодости была профессиональной революционеркой, участницей Гражданской войны.
Дядя - Евгений Трифонов (псевдоним - Е. Бражнов; 1885-1937); его сын (двоюродный брат Юрия Трифонова) - писатель-невозвращенец Михаил Демин (настоящее имя - Георгий Евгеньевич Трифонов; 1926-1984), автор нескольких поэтических сборников и автобиографической прозы.
Родители Юрия Трифонова были репрессированы. Вместе с сестрой воспитывался бабушкой Татьяной Лурье. В годы Великой Отечественной войны вместе с бабушкой и сестрой жил в эвакуации в Ташкенте.
Еще в школе заинтересовался литературой, был редактором классных газет, сочинял стихи и рассказы.
В 1942-1945 годах работал на авиационном заводе сначала слесарем, затем диспетчером цеха. Там же вступил в ВЛКСМ. Весной-осенью 1945 года редактировал заводскую газету.
В 1944 поступил на заочное отделение Литературного института имени А. М. Горького. Подал заявление на отделение поэзии (в архиве Трифонова сохранилось более 100 не публиковавшихся стихотворений), но был принят на отделение прозы. В 1945 перевелся на очное отделение, которое закончил в 1949 году.
Юрий Трифонов в молодости
Все годы учебы посещал семинары заметившего его Константина Федина, печатал рассказы в газете «Московский комсомолец».
В 1948 году были напечатаны два рассказа молодого писателя - «Знакомые места» (в журнале «Молодой колхозник») и «В степи» (в альманахе «Молодая гвардия», № 2).
Дипломная работа Юрия Трифонова - написанная в манере традиционного соцреализма повесть «Студенты», опубликованная в ведущем литературном журнале СССР «Новый мир», удостоенная Сталинской премии третьей степени и сразу принесшая автору широкую известность - была посвящена молодому послевоенному поколению. Однако буквально через полгода после успеха дебюта Трифонов был едва не отчислен из института (точнее, едва не исключен из Комсомола, так как институт к тому времени он уже закончил; в результате он отделался лишь выговором - Ю. В. Трифонов, «Записки соседа», 1972) за то, что не указал в анкете факт ареста отца. В дальнейшем сам автор отзывался о своей первой книге холодно, хотя и не отказывался от нее.
После успеха дебютной книги Трифонов начал было собирать материалы для ее продолжения, однако радушный прием, который поначалу ему оказал в своем журнале Александр Твардовский, сменился холодностью: Твардовский посоветовал Трифонову заняться написанием рассказов.
Вторая половина 1950-х - начало 1960-х годов стали смутным временем в творческой биографии писателя. В 1959 году вышел цикл рассказов и очерков «Под солнцем», а в 1963 году, после поездки в Туркмению, Трифонов опубликовал четырежды переделанный по требованию редакции роман «Утоление жажды», который, несмотря на то, что был выдвинут на Ленинскую премию, большим достижением писателя не стал.
В то время Трифонов публикует многочисленные рассказы на спортивные темы; в 1966-1969 годах - рассказы «Вера и Зойка», «В грибную осень» и др., повесть «Отблеск костра». В «Отблеске костра» Трифонов впервые затронул тему, затем ставшую одной из главных в его творчестве: осмысления революции и ее последствий для страны и народа, хотя магистральным мотивом книги стало оправдание реабилитированного отца писателя.
В 1969 году выходит повесть «Обмен», затем «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной». Неофициально они были объединены в цикл «Московские повести». Действие «Обмена» и «Предварительных итогов» происходит в конце 1960-х годов, «Долгого прощания» - в начале 1950-х годов, в «Другой жизни» и «Доме на набережной» оно протянуто из 1930-х в 1970-е годы. Повести фактически представили читателю нового Трифонова: мудрого, грустного, зорко видящего в обыденности и мелочах быта подлинные человеческие драмы, умеющего тонко передать дух и веяния времени.
Наибольшую славу писателю принес именно «Дом на набережной» - повесть описывала быт и нравы жителей правительственного дома 1930-х годов, многие из которых, вселившись в комфортабельные квартиры (в то время почти все москвичи жили в коммуналках без удобств, часто даже без канализации, пользовались деревянным туалетом во дворе), прямо оттуда попадали в сталинские лагеря и были расстреляны. Семья писателя тоже проживала в этом же доме. Но в точных датах проживания есть разночтения (в 1932 семья переехала в знаменитый Дом Правительства, который через сорок с лишним лет стал известен всему миру как «Дом на набережной» по названию повести Трифонова; в дневниковых записях Юрий Трифонов неоднократно упоминает своего друга детства Леву Федотова, жившего также в этом знаменитом доме). В 2003 году на доме была установлена мемориальная доска: «Выдающийся писатель Юрий Валентинович Трифонов жил в этом доме с 1931 по 1939 год и написал о нем роман "Дом на набережной"».
Проза Трифонова зачастую автобиографична. Главная ее тема - судьба интеллигенции в годы правления Сталина, осмысление последствий этих лет для нравственности нации. Повести Трифонова, почти ничего не говоря напрямую, открытым текстом, тем не менее с редкой точностью и мастерством отразили мир советского горожанина конца 1960-х - середины 1970-х годов.
Книги писателя, издававшиеся небольшими по меркам 1970-х годов тиражами (30-50 тысяч экземпляров), пользовались ажиотажным спросом, на журналы с публикациями его повестей читатели записывались в очередь в библиотеках. Многие книги Трифонова фотокопировались и распространялись в самиздате. Практически каждое произведение Трифонова подвергалось пристальной цензуре и с трудом разрешалось к публикации.
В то же время Трифонов, считаясь крайне левым флангом советской литературы, внешне оставался вполне преуспевающим официально признанным литератором. В своем творчестве он никоим образом не покушался на устои советской власти.
Манера письма Трифонова - неторопливая, рефлектирующая, он часто пользуется ретроспективой и сменой перспективы; основной упор писатель делает на человеке с его недостатками и сомнениями, отказываясь от какой бы то ни было четко выраженной общественно-политической оценки.
В 1973 году вышел роман о народовольцах «Нетерпение», в 1978 году - роман «Старик». Их можно объединить в условную трилогию, начало которой положил «Отблеск костра». «Старик», герой которого, старый участник Гражданской войны, заново переосмысливает молодость и подводит итоги жизни, стал одним из наиболее значительных художественных произведений советской литературы о первых послереволюционных годах. Как всегда у Трифонова, история в «Старике» тысячами незримых нитей связана с современностью, повествование незаметно и свободно «соскальзывает» в разные временные пласты.
Ко времени выхода из-под его пера в 1970-е годы главных работ связывают и появление «трифоновской школы». Он опекал литературную молодежь.
Дочь писателя Ольга вспоминала: «Трифонов очень серьезно относился к исторической теме, много работал в архивах. Хотя в серии «Пламенные революционеры» о современности писать не полагалось, авторы исхитрялись иносказательно затронуть наболевшие темы. Уже начало романа Трифонова Нетерпение - «К концу семидесятых годов современникам казалось вполне очевидным, что Россия больна. Спорили только о том: какова болезнь и чем ее лечить?..» - будоражило умы. Хотя речь шла о XIX веке, никто ни минуты не сомневался в том, что его слова относились к брежневской застойной эпохе. Трифонов был одним из первых советских литераторов, кто в положительном свете представил Императора Александра II-Царя-Освободителя. Он сочувственно описал пострадавшего государя, отдав должное его заслугам перед народом. Мне даже кажется, что именно царю он приписал некоторые свои особенности - нерешительность в принятии решений, переменчивость настроений, запутанные отношения с женщинами, фатализм. Позже Трифонов сожалел, что не сумел глубже прописать его характер».
В 1981 году Трифонов закончил сложный, многоплановый роман «Время и место», структура которого была подробно проработана писателем еще в 1974 году. Эта книга, одна из наиболее автобиографичных у прозаика, получила прохладные оценки критики тех лет: автора обвиняли в «недостаточной художественности», повторении пройденного. В то же время «Время и место» по праву может быть назван итоговым романом Трифонова, подводящим итоги его творчества, прощанием с юностью, трезвым взглядом в лицо собственным иллюзиям и надеждам, жестким, порой даже жестоким самоанализом. Действие романа происходит на протяжении четырех десятилетий - 1930-е, 1940-е, 1950-е и 1970-е годы.
Юрий Трифонов умер 28 марта 1981 года от тромбоэмболии легочной артерии. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
В 1987 году был посмертно издан роман «Исчезновение».
На закате советской эпохи он был очень популярным писателем. Затем на какое-то время его подзабыли. Интерес к книгам Трифонова вернулся после экранизации его повести «Долгое прощание» режиссером Сергеем Урсуляком.
Личная жизнь Юрия Трифонова:
Первая жена - Нина Нелина (настоящее имя - Нинель Алексеевна Нюренберг; 1923-1966), дочь художника Амшея Нюренберга, племянница художника Давида Девинова (настоящее имя - Давид Маркович Нюренберг), оперная певица (колоратурное сопрано), солистка Большого театра.
Были женаты с 1949 года.
В 1951 году у Юрия Трифонова и Нины Нелиной родилась дочь Ольга (в замужестве Ольга Юрьевна Тангян), кандидат филологических наук, ныне живет в Дюссельдорфе.
26 августа 1966 года Нина Нелина скоропостижно скончалась (предположительно от инфаркта) на литовском курорте Друскининкай. Похоронена на Ваганьковском кладбище (12 уч.).
Нина Нелина
Когда неожиданно умерла его первая жена Трифонов долгое время не мог работать. Но пришлось собраться с мыслями, взять себя в руки и снова взяться за перо, к тому же, нужны были деньги на жизнь. Трифонову посоветовали обратился в только что созданную редакцию «Пламенные революционеры» Политиздата. Там он встретил свою вторую жену.
Вторая жена - Алла Павловна Пастухова (1936–2014), редактор серии «Пламенные революционеры» Издательства политической литературы ЦК КПСС. Были женаты с 1968 года.
Алла Пастухова внесла большой вклад в успех писательской карьеры Юрия Трифонова.
Дочь Ольга рассказывала: «Главную же роль в работе Трифонова сыграла его вторая жена, редактор Алла Павловна Пастухова, работавшая вместе с ним над романами «Нетерпение» и «Старик», а также над всеми «московскими повестями», в том числе «Домом на набережной», принесшему ему мировую славу. Когда за повестью «Обмен» в журнале «Новый мир» последовали другие - «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», все заговорили о появлении «нового» Трифонова. Многие отмечали, что писатель переродился. Но мало кто упоминал, какая большая заслуга в этом принадлежала его жене-редактору Алле Пастуховой. Она правила стиль, убирала все лишнее, следила за балансом формы, чтобы не отодвинуть на второй план главные мысли. Например, для укрупнения темы конформизма в Доме на набережной она, несмотря на сопротивление Трифонова, настояла на сокращении повести в три (!) раза, сняв материал, посмертно изданный как незавершенный роман «Исчезновение». Пастухова говорила: «Каждую фразу я пропускала через себя». Роман «Нетерпение», вышедший в Политиздате с редактурой Пастуховой, был признан лучшим в серии «Пламенные революционеры» и переведен на многие иностранные языки. Особенную актуальность роман приобрел в Западной Германии, где в 70-е годы появилась леворадикальная террористическая организация «Красные бригады», совершавшая кровавые акции. Именно этот роман, пятый в списке немецких бестселлеров того времени, заинтересовал Генриха Белля. Под влиянием Аллы Пастуховой возникло часто упоминаемое «густое письмо» Трифонова. Сам Трифонов прекрасно сознавал, как велик был вклад Пастуховой в его работу. Часто повторял, что своим успехом был обязан ей. Не случайно Трифонов называл Пастухову своим любимым, «пожизненным» редактором».
Юрий Трифонов и Алла Пастухова
Третья жена (фактический брак) - Ольга Романовна Мирошниченко (1938 г.р.), прозаик, член СП СССР. Ее первый муж - переводчик с эстонского Геннадий Муравин, второй муж - писатель Георгий Березко. В 1980-е годы взяла фамилию Трифонова.
Ольга была моложе на 13 лет. Они были вместе с 1975 года. Оба на момент знакомства состояли в браке. Они скрывали свои отношения семь лет, потому что не могли уйти из своих семей. А когда решились быть вместе, их все осудили. «Только утро встает над столицей, сладко спит молодая жена», - любил напевать Юрий Трифонов.
Чтобы не попадаться на глаза знакомым, они ходили в ресторан гостиницы «Советская» не вечером, а в полдень. Однажды их там встретил Юлиан Семенов, но он никому ничего не сказал. Потом писатель Леонид Лиходеев – и тоже не проболтался. «Если бы они кому-нибудь об этом рассказали, у нас, наверное, все бы рухнуло», - вспоминала Ольга.
Они долго не могли решиться и начать жить вместе. То Ольга не могла уйти от мужа, то Юрий не был готов. Трифонов ушел из семьи первым. Однажды, когда жена позвонила ему с обычным вопросом «Когда ты придешь?», спокойно ответил: «А я не приду». Ольга еще долго приходила к нему, а потом уходила домой, ей было страшно жалко мужа. Но у Трифонова однажды была тяжелая ночь: решалась судьба его романа, который завис у цензора. В тот вечер Ольга решила остаться у него навсегда.
В 1979 году у них родился сын Валентин Юрьевич Трифонов.
Юрий Трифонов и Ольга Мирошниченко
Фильмография Юрия Трифонова:
1994 - Таганское танго (документальный)
Сценарии Юрия Трифонова:
1964 - Хоккеисты
1966 - Утоление жажды
1975 - О чем не узнают трибуны
Библиография Юрия Трифонова:
«Собрание сочинений в четырех томах». - М.: «Художественная литература», 1985-1987;
«Избранные произведения в двух томах». - М.: «Художественная литература», 1978;
«Студенты». - М.: «СП», 1951; Магадан, 1952; Курск, 1952; «СП» и «МГ», 1953; Омск, 1954; М., 1956; М., 1960;
«Под солнцем». Рассказы. - М.: «Советский писатель», 1959;
«В конце сезона». Рассказы. - М.: «Физкультура и спорт», 1961;
«Утоление жажды». - М.: «Художественная литература», 1963; 1964; 1965; 1967; 1970; «Профиздат», 1979;
«Костры и дождь». Рассказы. - М.: «Советская Россия», 1964;
«Факелы на Фламинио». Рассказы и очерки. - М., 1965;
«Отблеск костра». Документальный очерк. - М.: «Советский писатель», 1966;
«Кепка с большим козырьком». Рассказы. - М.: «Советская Россия», 1969;
«Игры в сумерках». Рассказы и очерки. - М.: «Физкультура и спорт», 1970;
«Рассказы и повести». - М.: «Художественная литература», 1971;
«Долгое прощание». Повести и рассказы. - М.: «Советская Россия», 1973;
«Нетерпение». - М.: « Политиздат», 1973; 3-е изд. - 1974; 4-е изд. «Советский писатель», 1988;
«Продолжительные уроки». - М.: «Советская Россия», 1975;
«Другая жизнь». - М.: «Советский писатель», 1976;
«Обмен». Повесть. - М., 1977;
«Повести». - М.: «Советская Россия», 1978;
«Другая жизнь». Повести и рассказы. - М.: «Известия», 1979;
«Старик». - М.: «Советский писатель», 1979;
«Старик. Другая жизнь». - М.: «Советский писатель», 1980;
«Нетерпение. Старик». - М.: «Известия», 1983;
«Другая жизнь. Отблеск костра». - М.: «Советский писатель», 1983;
«Как слово наше отзовется». Публицистика. - М.: «Советская Россия», 1985;
«Вечные темы». Романы, повести и рассказы. - М.: «Советский писатель», 1985;
«Время и место». Романы и повесть. - М.: «Известия», 1988;
«Исчезновение. Старик. Отблеск костра». - М, : «Московский рабочий», 1988;
«Отблеск костра. Исчезновение». - М.: «Советский писатель», 1988;
«Московские повести». - М.: «Советская Россия», 1988;
«Бесконечные игры». Киноповесть, рассказы, очерки, статьи. - М.: «Физкультура и спорт», 1989;
«Отблеск костра. Старик». - М.: «Известия», 1989;
«Исчезновение. Время и место. Старик». Романы. - М.: «Современник», 1989.
Экранизации произведений Юрия Трифонова:
1966 - Утоление жажды (Туркменфильм; реж. Булат Мансуров) - одноименный роман;
1977 - О чем не узнают трибуны (альманах короткометражных киноновелл: «Алешино знакомство», «Телеграмма», «Победа присуждается...»; Киностудия им. М. Горького; реж. Яков Базелян) - по мотивам рассказов;
1977 - Обмен (Литовская киностудия; реж. Раймондас Вабалас) - одноименная повесть;
1982 - Прозрачное солнце осени (Ленфильм; реж. Виктор Бутурлин) - одноименный рассказ;
1985 - Вера и Зойка (Свердловская киностудия, ВКСР; реж. Александр Наговицын) - одноименный рассказ;
1989 - Свой крест (Киностудия «Глобус»; реж. Валерий Лонской) - повесть «Другая жизнь»;
2004 - Долгое прощание (кинокомпания «Фильм-про», режиссер Сергей Урсуляк);
2007 - Дом на набережной
Награды Юрия Трифонова:
- Сталинская премия третьей степени (1951) - за повесть «Студенты» (1950);
- орден «Знак Почета» (1975);
- медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Писатель Александр Проханов рассказывал:
- Юрий Трифонов заинтересовался моими публикациями и предложил встретиться в Доме литераторов. А у меня не было билета, я не был вхож. Он говорит: «Ничего, я скажу, чтобы вас пропустили. Как я вас узнаю?». А я только что вернулся из поездки по деревням, где накупил всяких коняшек, расписных яиц, поэтому сказал: «Юрий Валентинович, я буду с расписным яйцом». В вестибюле он меня узнал - я стоял как канделябр и держал это яйцо. Трифонов провел меня в зал, посадил за столик, что около резного готического окна, и мы поужинали. Он расспрашивал меня о моих намерениях, о жизни. Он тогда формировал себя вокруг сонм учеников, молодую среду, занимался такой социальной педагогикой. Трифонов попросил, чтобы я собрал все свои рассказы и принес ему. Я передал ему эту кипу, а Юрий Валентинович отнес ее в издательство, и скоро вышла моя первая книга «Иду в путь мой». Трифонов написал предисловие, давая ей старт. Поначалу он хотел назвать предисловие именно «Человек с яйцом». Я умолял не делать этого, потому что сразу бы прослыл как «человек с яйцом». Когда-то Николай Воронов, а он был маленький, толстенький, написал трогательный роман, который назывался «Лягушонок на асфальте». И с тех пор его все так и звали – лягушонок на асфальте. Юрий Валентинович сжалился и дал выспренное название - «Страсть постижения Родины». Одним словом, первая моя книга претворялась предисловием Трифонова, который был совершенно противоположен мне по стремлениям, по задачам, но тогда он этого еще не понимал. Я сам тогда ничего не понимал в своей будущей судьбе.
Когда Трифонов умер, гроб с телом выставили в дубовом зале ЦДЛ, что бывало чрезвычайно редко. Обычно прощания проходили в соседней малой зале. Трифонов лежал в вытянутом гробу, усыпанном цветами, и его большая голова, с такими негроидными губами, находилась как раз на том месте, где была когда-то его живая голова, когда мы с ним первый раз ужинали. И было так странно, что одно и то же пространство (во Вселенной, а не в Доме литераторов) занимает сначала голова живого, говорящего, с блестящими глазами человека, а потом его же мертвая голова.
Еще с Трифоновым вспоминается такая история. Помню, как однажды за наш столик подсела Ольга Мирошниченко. Крепкая, сочная баба, с большим, тяжелым, но очень эффектным лицом, которая была женой писателя Георгия Березко. Это был уже очень старый, лысый, со склеротическими венами на лице, с горбатым носом, писатель, написавший военный роман «Ночь полководца». И он взял в жены кубанскую казачку Ольгу, чтобы насладиться на старости лет женской плотью. Он ее выводил и страшно гордился тем, что появляется в Доме литераторов с такой сильной женщиной, дабы все думали, что он еще действительно полководец. Потом он ее отправил в Испанию в туристическую поездку. И в туристической группе оказался Трифонов. Они там познакомились, и знакомство кончилось тем, что Ольга бросила своего старого и уже никому ненужного мужа и вышла замуж за Юрия Валентиновича. И стала сразу светской либеральной дамой, а до этого, естественно, была патриотической, кубанской, «антисемитской». Это был, конечно, удар для Березко. Он исчез из ЦДЛ, говорили что он болен, что умирает, и постепенно забыли про него.
В одно прекрасное утро я проснулся от телефонного звонка. Мне сообщили, что умер Трифонов. Вечером, как всегда после работы дома, я отправился в Дом литераторов, чтобы поужинать с кем-то, выпить вина. При входе в вестибюле стоял штатив и на нем некролог: умер Трифонов, лицо в черной траурной рамке. И когда я вошел в зал, где находился бар, то увидел Березко. Он был молод и весел, у него сверкали глаза, он улыбался. Он подзывал к себе посетителей, поил всех за свой счет. Это был триумф старого самца, который обыграл своего соперника, сопроводив его в мир иной. Может быть, это был последний выход в свет этого писателя. Потом он снова исчез и очень скоро умер. Но в ЦДЛ был победитель. В этом было что-то удивительно биологическое, животное. А Оля стала ключницей. Переехала в Дом на набережной, сейчас это такой музей репрессированных. Кстати, отец Трифонова был очень крупным партийцем еще ленинской волны, который был расстрелян. После чего Сталин дал сыну расстрелянного соперника Сталинскую премию за повесть «Студенты». И Трифонов взял эту премию, в чем было много инфернального, шекспировского.
последнее обновление информации: 19.08.2022
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.