Возраст смерти: 88 лет
Тициан (Тициано) Вечеллио (Tiziano Vecellio). Родился ок. 1488/1490 годов в Пьеве-ди-Кадоре - умер 27 августа 1576 года в Венеции. Итальянский художник. Крупнейший представитель венецианской школы живописи эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Тициан Вечеллио родился около 1488/1490 годов в Пьеве-ди-Кадоре. Точная дата его рождения неизвестна. Большинство современных исследователей считают, что наиболее вероятной датой рождения Тициана является 1490 год.
Отец - Грегорио Вечеллио, государственный и военный деятель.
В раннем возрасте Тициан, проявивший способности к рисованию, для дальнейшего обучения живописи переехал в Венецию. Сначала его устроили учеником в мастерскую Себастьяно Цуккато, выполнявшего заказы для главной церкви города: собора Сан-Марко. Затем он перешел в мастерскую братьев Джентиле и Джованни Беллини. В это время он познакомился со многими художниками и учениками, проживавшими в Венеции и представлявшими различные школы живописи, среди них были и такие одаренные, как Лоренцо Лотто или Себастьяно дель Пьомбо. Тесные, и даже дружеские, отношения сложились у него с Джорджоне, тоже учившимся в мастерской Беллини.
По распоряжению Сената Венецианской республики в 1508 году Тициан вместе с Джорджоне создали наружные фрески здания «Немецкого подворья»: Фондако-деи-Тедески на Большом канале - уникальный опыт для Венеции, города с влажным климатом, противопоказанным для фресковых росписей.
К ранним работам Тициана относятся также «Портрет Джероламо Барбариго» (1509), впоследствии вдохновивший Рембрандта на «Автопортрет», и «Мадонна с Младенцем и святыми Антонием Падуанским и Рохом» (ок. 1511 г.). Святые Антоний и Рох, как полагали современники Тициана, защищали от чумы, свирепствовавшей в это время в Венеции и унесшей жизнь Джорджоне в 1510 году.
Ранний стиль Тициана складывался под воздействием Джорджоне. Тициан дописывал картины, которые остались незавершенными после смерти Джорджоне, например «Спящую Венеру» (1508-1510) или «Сельский концерт» (ок. 1509). Тициан многократно повторял композицию «лежащих Венер», но ни разу в последующем не смог достигнуть джорджониевской «кантабильности» линий и тончайшего лирического настроения. Например, «Венера Урбинская», при всем ее очaровании и совершенстве живописи, демонстрирует не «красоту Небесную» (Bellezza Coelestis), а «красоту земную» (Bellezza Vulgaris). Тициан вышел из тени Джорджоне только после смерти последнего в 1510 году.
В 1511 году Тициан уехал на несколько месяцев в Падую, где в Скуола дель Санто (помещение общины братства Святого Антония) писал фрески о чудесах святого Антония Падуанского. Тициан писал изображений Мадонн и женских портретов. Наиболее известными картинами этого периода являются «Цыганская мадонна» (ок. 1511 г.), а также «Любовь небесная и Любовь земная» (1514) - картина, написанная по заказу Никколо Аурелио, члена Совета десяти, и «Женщина с зеркалом» (ок. 1515 г.).
В 1516 году для Альфонсо д’Эсте он написал знаменитую картину «Динарий кесаря», в которой образ Христа достиг индивидуальной выразительности психологического портрета.
Тициан в молодости
После смерти Джорджоне и отъезда Себастьяно дель Пьомбо в Рим, в Венеции не осталось художников, способных соревноваться с Тицианом. После кончины Джованни Беллини, «патриарха венецианской живописи» (умер 26 ноября 1516 года), Тициану был присвоен титул первого художника Венецианской республики (с ходатайством об этой должности Тициан выступил еще в 1513 году). Это звание давало право на достойное жалование, но и обязывало писать портреты новоизбранных дожей за символическую плату. Художник сохранял эту почетную должность до самой смерти.
Изучая работы Рафаэля и Микеланджело, Тициан постепенно вырабатывал стиль. В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики. Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен.
В этот период художник создал выдающиеся произведения на религиозные и мифологические темы: «Вознесение Мадонны, или Ассунта» (в церкви Санта-Мария-Глорьоза-дей-Фрари в Венеции. 1516-1518); «Мадонна с Младенцем со святыми Франциском, Людовиком Тулузским и донатором Луиджи Гоцци» (в Анконе. 1520); «Вакх и Ариадна» (1520-1523. Национальная галерея, Лондон); «Андреане» (1523-1524).
Наиболее характерное свойство зрелого творческого метода и манеры Тициана - т.н. «всепроникающая живописность».
Якопо Пальма Младший - ученик и помощник Тициана - подробно описал способ работы мастера: «Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей ложем или фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. Я сам видел такие энергично сделанные подмалевки, исполненные густо насыщенной кистью, в чистом красном тоне, который призван был наметить полутон, либо белилами. Той же кистью, окуная ее то в красную, то в черную, то в желтую краску, он вырабатывал рельеф освещенных частей. С этим же великим умением, при помощи всего лишь четырех мазков, вызывал он из небытия обещание прекрасной фигуры. Подобного рода наброски настолько пленяли наиболее строгих ценителей, что многие стремились их приобрести, желая проникнуть в тайны живописи. Заложив эти драгоценные основы, он поворачивал свои картины лицом к стене и порой оставлял их в таком положении месяцами, не удостоив их даже взглядом; когда он брал их снова в работу, он разглядывал их с суровым вниманием, точно это были его злейшие враги, дабы увидеть в них какие-либо недостатки. И по мере того, как он открывал черты, не соответствовавшие его тонкому замыслу, он принимался действовать, подобно доброму хирургу, без всякой жалости удаляющему опухoли, вырезающему мясо, вправляющему руки и ноги. Работая таким образом, он корректировал фигуры, доводя их до той высшей гармонии, которая способна была выразить красоту природы и искусства. Чтобы дать возможность высохнуть картине, он быстро переходил к следующей, производя над ней аналогичную операцию. Выбрав надлежащий момент, он покрывал затем эти остовы, представлявшие своеобразный экстракт из всего наиболее существенного, живым телом, дорабатывая его посредством ряда повторных мазков до такого состояния, что ему, казалось, недоставало только дыхания. Никогда он не писал фигур alla prima, имея обыкновение утверждать, что импровизатор не может сочинить ни умного, ни правильно сложенного стиха. Последние ретуши он наводил ударчиками пальцев, сглаживая переходы от ярчайших бликов к полутонам и втирая один тон в другой. Иногда тем же пальцем он наносил густую тень в какой-либо угол, чтобы усилить это место, либо же лессировал красным тоном, точно каплями крови, в целях оживления живописной поверхности. Именно так доводил он до полного совершенства свои фигуры... и к концу он поистине писал более пальцами, нежели кистью».
Тициан в качестве придворного живописца пользовался покровительством Федерико Гонзага, герцога Мантуи. Благодаря ему в 1529 году, в Парме, Тициан получил аудиенцию главы Священной Римской империи, императора Карла V, также пообещавшего ему свое покровительство. Во время их второй встречи, произошедшей в Болонье в 1533 году, император возвел Тициана в графское достоинство с титулом графа Палатинского и рыцаря Золотой шпоры.
В зрелый период творчества Тициан разработал оригинальную манеру и технику живописи. Яркость и чистота цвета красок уже не удовлетворяли его. Он первый открыл, что красота живописи не заключается только в чистоте цвета красок, но в их гармонии. «Загрязни тона своих красок», - говорил он своим ученикам.
Конец 1530-х-1540-е годов - время расцвета портретного искусства Тициана. С тонким психологизмом художник изображал своих современников, запечатлевая самые разные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие. Наряду с одиночными он создавал групповые портреты, подчас вскрывая сложные взаимоотношения портретируемых или драматизм жизненной ситуации. Тициан находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. В каждой картине Тициан находил оригинальное колористическое решение. Этот развитый хроматизм Тициан в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчетом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.
К лучшим портретам этого периода относятся: «Портрет Федерико Гонзага» (1529); «Портрет Карла V с собакой» (1533); «Портрет графа Антонио ди Порчиа» (1535); «Портрет архитектора Джулио Романо» (около 1536); «Красавица» (1536-1537); «Кларисса Строцци» (около 1542); «Рануччио Фарнезе» (1542); «Портрет Пьетро Аретино» (1545).
Тициану присуща особая манера корпусной живописи, которую он назвал «живописью пятном» (pittura di macchia). К мастерству живописных приемов Тициана следует добавить его любовь, как у всех венецианцев, к изображению дорогих заморских тканей, парчи, бархата, жемчуга, мехов, зеркал, восточных ковров, знаменитого венецианского стекла.
В зрелый период творчества Тициан писал картины на евангельские сюжеты: «Введение Марии во храм» (1534-1538), «Благовещение» и «Ужин в Эммаусе» (середина 1530-х годов). Он создал целую галерею замечательных женских образов в самых разных темах и жанрах на основе венецианского идеала красоты: пышнотелых белокурых или рыжеватых венецианок, блистающих по контрасту с шелками, жемчугами, зеркалами и бархатом: «Кающаяся Мария Магдалина» (ок.1565 г.), «Женщина в мехах» (ок. 1535 г.), «Венера перед зеркалом» (ок. 1555 г.).
Картина «Венера перед зеркалом» («Туалет Венеры») - одна из лучших в творчестве Тициана. Сам художник не хотел с ней расставаться. В 1850 году картина из венецианской коллекции Барбариго была приобретена императором Николаем I для Картинной галереи Императорского Эрмитажа за 525 тысяч франков. А.Н. Бенуа считал картину «драгоценным перлом Эрмитажа», В.И. Суриков - наилучшим произведением Тициана. В 1931 году «Венера перед зеркалом» среди других шедевров эрмитажной коллекции была продана советским правительством американскому коллекционеру Эндрю Меллону, который в то время был министром финансов США. Ныне картина экспонируется в Национальной галерее в Вашингтоне.
Тициан - Венера перед зеркалом
Творчество Тициана относится к эпохе Возрождения, но вторую половину жизни ему пришлось работать в иной, постренессансный период, характеризующийся идеологией и эстетикой маньеризма. Поэтому в индивидуальном стиле Тициана прослеживается переход от идеалов статичной гармонии к динамике «живописи пятна» (итал. pittura di macchia), эффектам светотени, предвосхищавших открытия стиля барокко. Поздняя живописная манера Тициана часто озадачивает: форма кажется «рыхлой», рисунок - неясным с расплывчатыми контурами, пространство уплощается. Словно ощущая эволюцию искусства живописи стареющий художник боялся опоздать и стремился к открытию новых живописных приемов.
В 1545-1546 годах Тициан совершил триумфальную поездку в Рим. Там он писал портреты папы Павла III, встречается с Микеланджело. Его авторитет как главы венецианской школы живописи казался неколебимым, однако по возвращении в Венецию он обнаружил, что самые выгодные заказы уходят к другим, молодым художникам. Главная причина заключалась в «глубоком переломе, происходившем в те годы в общественной и художественной жизни Венеции и заметно отразившемся и в творчестве самого Тициана». Искусство Тициана 1540-х годов «становится глубже и сложнее, но вместе с тем лишается того непреодолимого, целеустремленного порыва, того радостного жизнеутверждения, которые присущи его творчеству в предшествующие десятилетия... Взлеты ренессансной героики перемежаются моментами рефлексии и трагического разочарования».
В 1548 году художник направился в Германию по приглашению императора Карла V, где пользовался почетом и уважением. Известна легенда о том, что, когда однажды Тициан уронил кисть, император Карл V поднял ее и сказал: «Услужить Тициану почетно даже императору».
В эти годы Тициан создал многие известные картины: «Возложение тернового венца» (1542-1543), «Се человек» (1543), несколько вариантов «Данаи». К этому периоду относится и самый знаменитый автопортрет, на котором художник изобразил себя с кистью в руке.
Одной из последних картин Тициана является «Святой Себастьян» (1570-1572; в собрании Санкт-Петербургского Эрмитажа). В своем знаменитом «Путеводителе по картинной галерее Императорского Эрмитажа» (1910) А. Н. Бенуа отметил, что «Тициана иногда называют предшественником Рембрандта» и (довольно смелое заявление): «В равной степени предтечей импрессионизма XIX века», чтобы понять, как писал Бенуа, «этот кажущийся парадокс» он предлагал сравнить три картины Тициана в Эрмитаже, относящихся к последним годам его жизни.
«Пьета» (итал. La Pietà - сострадание, милосердие, оплакивание) - последняя картина Тициана, написанная им в 1575-1576 годах, законченная после его смерти Якопо Пальмой Младшим. Картина была задумана по обету (лат. ex voto) ради прекращения эпидемии чумы, ставшей причиной смерти художника 27 августа 1576 года. Тициан был похоронен в специально отведенной капелле церкви Санта-Мария-Глорьоза-дей-Фрари на следующий день после смерти. Его нашли на полу мастерской мертвым, с кистью в руке. Месяцем ранее умер его сын Орацио.
До этого трагического события художник намеревался разместить свое последнее произведение в капелле Распятия базилики Фрари с целью получить разрешение для последующего захоронения (в этой базилике он был крещен). В годы написания картины художнику было около восьмидесяти шести лет. В церкви Фрари уже находились два его шедевра: «Ассунта» и «Мадонна Пезаро».
«Пьета» отличается мрачной выразительной силой и трагическим настроением, необычными для венецианского искусства. Все на первый взгляд здесь кажется странным: темные краски, «рыхлый» рисунок, множество бликов и черных контуров, отсутствие четкости в моделировке фигур. Истинный главный герой - Магдалина, сияющая зеленым светом на золотом фоне, которая выходит из картины в реальный мир, крича, осязаемая, величественная и одна с нами в этой жизни. Она изображает крик горя, но производит эффект провозглашения победы. Считается, что под видом старца Никодима Тициан изобразил самого себя.
На могильной плите капеллы в церкви Фрари высечены слова: «Здесь лежит великий Тициан Вечелли - соперник Зевсов и Апеллесов» (Qui Giace il Gran Tiziano de Vecelli Emulator de Zeusi e degli Apelli).
В честь Тициана назван кратер на Меркурии.
Личная жизнь Тициана:
Современник писал, что Тициан был «высоким статным горцем с гордой осанкой и орлиным профилем», имевшим богатырское телосложение и отличное здоровье.
У Тициана была бурная личная жизнь и множество женщин. В основном он крутил романы с натурщицами-венецианками. Часто появлялся в публичных домах.
В то время быть моделью для великого мастера считалось большой честью. Женщины самых разных сословий: от графинь и маркиз до куртизанок, считали за счастье быть увековеченными на портретах гениального живописца. Он не любил изображать худых женщин, его страстью была дородность и пышные формы. В большинстве своем на своих полотнах Тициан изображал особый венецианский тип женской красоты: пышнотелых рыжеволосых красавиц с белоснежной кожей. Оттенок волос венецианок, который так любил изображать живописец, называют тициановским.
На картине «Любовь небесная и Любовь земная», как утверждают искусствоведы, изображена одна и та же модель в двух образах, в которую Тициан был страстно влюблен в те годы, ее звали Виоланта. Она изображена также на одноименном портрете, на «Флоре», «Святой Бригитте», «Саломее» и на многих других полотнах.
Тициан - Любовь небесная и Любовь земная
Жена - Чечилия Сольдано, родом из северной Италии, была дочерью брадобрея. Тициан в один из своих приездов на родину познакомился с Чечилией и увез ее с собой в Венецию в качестве экономки. Пять лет она вела дом Тициана и была его незаконной сожительницей. Родила ему двух сыновей - Помпонио и Орацио.
Поговаривали, что в это время одна из прислуги так же родила от Тициана дочь - Эмилию.
Женился не ней только тогда, когда Чечилия тяжело заболела, и врачи не давали никакой надежды на ее выздоровление. Тициан тут же вызвал священника, для совершения обряда венчания. Таким образом были узаконены их отношения и внебрачно рожденные сыновья. Чечилии тогда удалось выжить. Она родила ему двух дочерей, одна из которых умерла вместе с матерью в 1530 году. Смерть Чечилии и дочери стала невосполнимой утратой для художника. Тициан настолько был потрясен этой утратой, что не смог жить в доме, где прошли самые счастливые годы его жизни. Он бросил жилище и мастерскую и с сыновьями переехал в новый дом.
Тициан очень любил свою дочь Лавинию Вечеллио, он очень любил ее рисовать. Тициан долго и тщательно искал хорошего мужа для дочери, шесть лет отказывал многим женихам, добивавшихся ее руки, и наконец выдал ее замуж за дворянина, обеспечив очень хорошим приданым.
Тициан и жена Чечилия
У него был роман с еще одной натурщицей, позировавшей мастеру в течение многих лет для одного и того же образа. На картине «Кающаяся Мария Магдалина» Тициан главной героиней изобразил красавицу-венецианку Джулию Фестину. Картина с изображением образа Марии была заказана Тициану в средине 1560-х годов. Когда же творение было готово, заказчик герцог Гонзага, увидев его, пришел в такое восхищение, что сразу же заказал и копию. После этого Тициан с интервалом в годы еще напишет несколько копий, лишь изменяя то наклон головы, то положение рук женщины, а также пейзажный фон полотна. Неизменной оставалась лишь натурщица - Джулия.
Тициан - Кающаяся Мария Магдалина
По воспоминаниям современников, практически до самой смерти у Тициана были любовницы. Известные художники даже отразили этот факт на своих картинах.
Антонис ван Дейк - Тициан и его возлюбленная
последнее обновление информации: 22.01.2023
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.