Возраст: 270 (со дня рождения)
Возраст смерти: 78 лет
Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин). Родился 19 (30) июля 1754 года в Курске Белгородской губернии - умер 2 (14) января 1833 года в Саровском монастыре в Сарове Тамбовской губернии. Иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Русской православной церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе императора Николая II. Великий подвижник Русской церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории.
Прохор Мошнин (в ряде источников - Машнин), ставший известным как Серафим Саровский родился 19 (30 по новому стилю) июля 1754 года в Курске Белгородской губернии.
Отец - Исидор Иванович Мошнин (или Машнин; умер в 1760 году), богатый купец.
Мать - Агафья Фотиевна (урожденная Завозгряева; умерла в 1800 году).
В жизнеописаниях святого Серафима, написанных разными авторами, описываются два важных события из его раннего детства. В первом случае, когда ему было всего семь лет, он упал с колокольни, которая строилась в Сергиево-Казанском соборе на месте сгоревшего храма Преподобного Сергия Радонежского, но, к счастью, не получил никаких повреждений. Второе событие произошло, когда ему было около десяти лет, и он серьезно заболел. Во время болезни он видел во сне Богородицу, обещавшую ему исцеление. После прохождения перед домом крестного хода с иконой Знамения Пресвятой Богородицы и его прикосновения к иконе по наставлению матери, здоровье Серафима стало улучшаться, и он скоро выздоровел.
В 1776 году Серафим совершил паломничество в Киевскую Киево-Печерскую лавру. Там старица Досифея благословила его и показала место, где ему следовало принять послушание и постриг - это был мужской монастырь Саровская пустынь в Тамбовской губернии.
В 1778 году он стал послушником у старца Иосифа в этом монастыре. В 1780 году Серафим тяжело заболел, и в течение трех лет его тело постепенно распухало. Врачи не смогли выявить причину болезни. Половину этого времени он провёл в постели. Однако, по свидетельству летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, болезнь принесла ему духовную пользу, укрепив его веру, любовь и надежду на Бога.
прижизненный портрет Серафима Саровского
В 1786 году Серафим вступил в монашество, получив малую схиму и имя «Серафим». Сначала он был иеродиаконом, а в 1793 году был рукоположен в иеромонахи.
В 1794 году, испытывая склонность к уединению, он решил поселиться в лесу в келье, находящейся в пяти километрах от монастыря. В поиске аскетических подвигов и самоограничений, Серафим зимой и летом носил одежду, собирал пищу в лесу, мало спал, строго постился, изучал священные тексты (Евангелия, святоотеческие писания), и каждый день проводил долгие молитвы. Рядом с его кельей был огород и пчелиный улей.
Одним из необычных моментов в жизни Серафима было его питание только травой снытью в течение нескольких лет. Затем он провел тысячу дней и ночей в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые посетители, обращавшиеся за духовным советом, утверждали, что видели, как Серафим кормил огромного медведя хлебом из своих рук. Сам Серафим говорил, что этот медведь часто приходил к нему, но известно, что он также заботился о других животных.
Из числа более драматичных событий следует выделить случай с разбойниками. Согласно летописи, разбойники узнали, что к Серафиму часто приходили богатые посетители, и решили ограбить его келью. В лесу, во время ежедневной молитвы, они напали на него, избили и разрушили его голову топором. Однако святой не сопротивлялся. В его келье разбойники не нашли ничего ценного и ушли. Серафим, чудом воскресший, остался сильно сгорбленным. Несмотря на пойманных и распознанных преступников, Серафим простил их, требуя, чтобы их пощадили.
В 1807 году преподобный Серафим взял на себя иноческий подвиг молчания, стремясь избегать встреч и общения с окружающими. В течение трех лет он старался поддерживать молчание.
В 1810 году он вернулся в монастырь, но затем ушел в затвор, где провел время в уединении и постоянной молитве до 1825 года. По завершении этого периода Серафим принимал множество посетителей из монашествующих и мирян. Согласно его жизнеописанию, у него был дар прозорливости и исцеления от болезней. К нему обращались люди разных слоев общества, включая императора Александра I. Серафим встречал всех своими словами: «Радость моя!» и всегда приветствовал их словами «Христос воскресе!» вне зависимости от времени года, хотя обычно так говорят только с Пасхи до Вознесения Господня.
Он также был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. Преподобный Серафим скончался 2 (14 по новому стилю) января 1833 года в своей келье в Саровском монастыре во время коленопреклоненной молитвы.
Первоначальное Житие Серафима, составленное иеромонахом Сергием в 1837 году, подверглось нескольким редакциям. В 1841 году митрополит Филарет (Дроздов) внес изменения в текст с целью соответствия требованиям Цензурного комитета.
Следующая версия была отредактирована настоятелем Николо-Борской пустыни, Георгием, который ранее проживал в Саровской пустыне под именем Гурия. Он добавил эпизоды, которых не было в первом издании, такие как встречи Серафима с дикими зверями, чудесное умножение еды, явление Богородицы и другие.
Икона Серафима Саровского была создана по его прижизненному портрету, нарисованному художником Серебряковым пять лет до его смерти, который позднее стал иноком Иосифом в Саровской обители.
Воспоминания и сборники высказываний Серафима Саровского однозначно описывают его как сторонника официальной церкви, иерархии и троеперстного крестного знамения. Тем не менее, на иконах часто изображается с старообрядческими чётками лестовкой (сохранившимися среди его вещей) и иногда в старообрядческой монашеской одежде с «староверским» медным наперсным крестом.
Имеются утверждения о том, что затруднения с канонизацией Серафима Саровского связаны с его симпатиями к старообрядцам. Предполагается, что он мог быть единоверцем или криптостарообрядцем с последующим переходом к «импровизированному» единоверию.
Следует отметить, что Серафим Саровский не оставил после себя никаких письменных сочинений. В жизнеописаниях, написанных после его смерти после 1833 года, вопрос о старообрядчестве уже не упоминается.
Основным письменным источником исторических данных о старце Серафиме Саровском является его жизнеописание, созданное саровским иеромонахом Сергием. Начиная с 1818 года, Сергий собирал и записывал свидетельства о жизни и подвигах двух саровских подвижников: Серафима и схимонахи Марки.
В 1839 году в Троицко-Сергиевой Лавре с участием митрополита Филарета (Дроздова) было выпущено «Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка». В этом издании первые 10 страниц были посвящены схимонахе Марке, а остальные 64 страницы содержали «Духовные наставления отца Серафима». Первое «Сказание о жизни и подвигах» старца Серафима вышло в 1841 году в Москве под подписью «I. C.» (иеромонах Сергий).
В 1844 году в журнале «Маяк» было опубликовано более подробное сказание о старце Серафиме. Автором был Георгий, настоятель Николо-Барковской пустыни, который ранее был гостинником (или послушником) при отце Серафиме в Саровском монастыре. В 1845 году эта работа вышла в отдельной книге в Санкт-Петербурге.
В 1849 году иеромонах Иоасаф из Нижегородского Печерского монастыря, проживавший в Сарове под именем послушника Иоанна Тихонова, издал ещё более подробные сказания, переизданные с дополнениями в 1856 году.
В 1850-х годах была выпущена книга, объединяющая сказания о старцах Серафиме и Марке. Наконец, в 1863 году, по желанию Саровского монастыря и на основе его архивных документов и рассказов очевидцев, было издано самое полное изображение жизни и подвигов старца Серафима.
Многие из учений старца Серафима, которые известны нам сегодня, были заимствованы из записок помещика Николая Александровича Мотовилова, опубликованных Нилусом в 1903 году. Однако аутентичность некоторых фактов, представленных Мотовиловым, подвергается сомнению.
Народное почитание «батюшки Серафима» действительно началось задолго до его канонизации, еще при его жизни. В 1861 году в Саровской пустыни была устроена часовня над могилой преподобного Серафима, возле Успенского собора. Этот акт народной преданности святому свидетельствует о широком распространении его почитания в обществе.
Подготовка к официальной канонизации столпника вызвала некоторые политические и социальные дебаты. В 1883 году, в контексте коронации Александра III, начальник московских женских гимназий Гавриил Виноградов направил письмо обер-прокурору Святейшего Синода, К. П. Победоносцеву, предлагая ознаменовать начало царствования открытием мощей благочестивого Серафима Саровского. В предложении отмечалось, что молитвы Серафима были действенными при его жизни и теперь могут быть благоприятными для нового императора. Однако, судя по всему, Победоносцев отнесся к этому предложению негативно.
Официальная канонизация Серафима Саровского произошла в 1903 году при Николае II, и святой стал широко почитаем в православном мире.
По свидетельству графа Сергея Витте, канонизация Серафима Саровского стала возможной благодаря личному требованию Николая II, вероятно, под влиянием супруги, весной 1902 года, хотя официальная версия указывает на 19 июля 1902 года.
11 января 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включая архимандрита Серафима (Чичагова), провела освидетельствование останков Серафима Мошнина. Результаты этого освидетельствования изложены в секретном докладе, который вскоре стал широко известен. В ожидании возможной «нетленности» мощей, которую не удалось подтвердить, митрополит Петербургский Антоний (Вадковский) выступил с заявлением в «Новом Времени» и в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям». В своих заявлениях он подчеркнул факт сохранности останков Саровского старца и выразил мнение, что наличие нетленных мощей не является обязательным условием для прославления святого.
Своим Деянием от 29 января 1903 года Святейший Синод извещал: «Святейший Синод, в полном убеждении в истинности и достоверности чудес, по молитвам старца Серафима совершающихся, воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу, присно благодеющему твёрдой в праотеческом Православии Российской Державе, и ныне, во дни благословенного царствования Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, как древле, благоволившему явить прославлением сего благочестия подвижника новое и великое знамение Своих благодеяний к православному народу русскому, подносил Его Императорскому Величеству всеподданнейший доклад, в котором изложил следующее своё решение:
1) благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его - святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою,
2) службу преподобному отцу Серафиму составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую преподобным, память же его праздновать как в день преставления его, 2 января, так и в день открытия святых его мощей, и
3) объявить о сём во всенародное известие от Святейшего Синода.
В июле 1903 года при огромном стечении народа (более 100 тысяч) состоялись «Саровские торжества». Главная служба в связи с открытием мощей преподобного совершалась в Сарове 19 июля, в день рождения Серафима, в присутствии императора, его супруги, матери и иных членов императорской фамилии. Мощи святого были переложены в новый гроб и перенесены в Успенский собор.
В ноябре 1920 года IX уездный съезд Советов, проведенный в Темникове, принял решение о вскрытии раки с останками преподобного Серафима Саровского. Оратором, требовавшим проведения этой процедуры, выступил известный мордовский поэт и переводчик «Интернационала» на мокшанский язык, Захар Дорофеев. Акт вскрытия мощей был составлен 17 декабря. Эти события произошли в период после Октябрьской революции 1917 года, когда религиозные культы стали подвергаться существенным изменениям. В рамках новой идеологии часто проводились мероприятия, направленные на разрушение религиозных обрядов и символов. Вскрытие мощей святых было одним из таких актов и противоречило традициям и уважению, которые существовали в предреволюционной России.
Согласно Отчету V (ликвидационного) отдела Народного комиссариата юстиции: «В парчовых и шелковых покрывалах была обнаружена фигура, сделанная из ваты, вместо ног лежали туфли с большими аметистами в жемчужной оправе. В вате - старые, темно-коричневые, распавшиеся кости, при чем не доставало позвонка, ребра, нескольких костей нижней челюсти; рыжие волосы бороды и головы были привязаны к черепу лентами. На некоторых местах обнаружено известковое отложение или налет засохшей плесени».
В 1922 году мощи преподобного Серафима Саровского были изъяты и перемещены в Москву, в Музей религиозного искусства в Донском монастыре. В храме, освященном в честь преподобного Серафима в 1914 году в Донском монастыре, в 1927 году был построен один из первых в СССР крематориев, изначально известный как «кафедра безбожия».
Осенью 1990 года в запасниках Музея истории религии в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) были обнаружены неизвестные останки без инвентарного номера, не учтенные в описи музея. 5 декабря 1990 года эти останки были освидетельствованы комиссией, в состав которой входили епископ Тамбовский Евгений (Ждан) и епископ Арсений (Епифанов). Комиссия, опираясь на акт освидетельствования мощей отца Серафима в 1902 году и акт вскрытия мощей, пришла к выводу, что останки принадлежат преподобному Серафиму Саровскому. Главным аргументом при определении подлинности мощей были обнаруженные рукавички с вышитыми надписями: «Преподобне отче Серафиме» и «Моли Бога о нас».
11 января 1991 года состоялась передача мощей святого Серафима Саровского; 6-7 февраля 1991 года, при участии патриарха Алексия II, мощи были доставлены в Москву из Троицкого собора Александро-Невской лавры и крестным ходом перенесены в Богоявленский кафедральный собор. 28 июля 1991 года крестный ход с мощами отправился из Москвы, и 1 августа 1991 года преподобного встречали в Дивеевском монастыре при большом стечении народа.
В июле 2003 года в Сарове прошли торжества по случаю 100-летия канонизации Серафима Саровского. 29 июля на монастырской площади был установлен крест на месте бывшего Успенского собора, и в этот день состоялся многотысячный крестный ход с мощами преподобного Серафима из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь. 30 июля патриарх Алексий II освятил храм Серафима Саровского, а 31 июля президент России Владимир Путин приехал в Саровскую пустынь, где был отслужен молебен перед колокольней.
17 июля 2006 года Священный синод принял решение об открытии Успенской Саровской пустыни. С 29 по 31 июля 2007 года в селе Дивеево Нижегородской области прошли торжества, посвящённые Дню памяти преподобного Серафима Саровского. В сентябре 2007 года впервые совершён молебен преподобному Серафиму как покровителю ядерщиков.
В 2011 году улица в Батайнице, пригороде Белграда (Сербия), была названа именем Серафима Саровского.
В августе 2011 года в Екатеринбурге был освящён памятник святому Серафиму.
28 июля 2016 года в Орле был освящён памятник святому в День Крещения Руси патриархом Кириллом.
последнее обновление информации: 12.01.2024
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.