Роксолана - биография, новости, личная жизнь

Возраст смерти: 56 лет

Роксолана

Роксолана (Roxolana), она же Хюррем Хасеки-султан (осман. خرم حسکي سلطان‎, тур. Hürrem Haseki Sultan). Настоящее имя неизвестно (в литературной традиции - Александра Гавриловна Лисовская). Родилась 1502 / 1505 годах в Рогатине (Королевство Польское) - умерла 18 апреля 1558 года в Топкапы (Стамбул, Османская империя). Наложница, позже жена османского султана Сулеймана Великолепного. Мать султана Селима II.

Роксолана родилась между 1502 и 1505 годами предположительно в Рогатине (Королевство Польское - ныне Ивано-Франковская область). Однако точные документальные свидетельства о ее происхождении до поступления в гарем турецкого султана отсутствуют.

В Европе она стала известна как Роксолана - так ее назвал посол Священной Римской империи в Османской империи Огьер Гизелин де Бусбек, автор изданных в 1589 году в Париже латиноязычных «Турецких записок» (лат. Legationis Turcicae epistolae quatuor IV). В своем сочинении он назвал ее Роксоланой, основываясь на ее предположительном происхождении с территории, называемой в Речи Посполитой в конце XVI века Роксолания.

Венецианский посол Бернардо Наваджеро называл ее русской: «di nazione russa». Еще один венецианский посол, Джованни Баттиста Тревизано, именовал ее «султаншей из России»: «Sultana, ch’è di Russia». А венецианский военачальник Маркантонио Брагадино свидетельствовал о ее русской национальности: «donna di nazion russa».

Посол Великого княжества Литовского в Крымском ханстве Михалон Литвин писал, что «любимейшая жена нынешнего турецкого императора мать перворожденного сына его, который будет править после него, похищена была из земли нашей».

Участник посольства Речи Посполитой к османскому султану 1621-1622 годов поэт Самуил Твардовский писал, что турки рассказывали ему о том, что Роксолана была дочерью православного священника из Рогатина (ныне в Ивано-Франковской области, Украина), который тогда был частью Королевства Польского.

Согласно польской литературной традиции, ее настоящее имя было Александра и она была дочерью рогатинского священника Гаврилы Лисовского, служившего в местной церкви Святого Духа. В украинской литературе XIX века её стали именовать Анастасией.

Во время одного из набегов крымских татар девушка попала в плен и после нескольких перепродаж, через Аутку, Кефе в Крыму, была подарена будущему Сулейману Великолепному, который тогда был шехзаде и занимал государственный пост в Манисе, где существовал собственный гарем. Не исключено, что она была подарена 26-летнему Сулейману по случаю восшествия на престол. Попав в гарем, Роксолана получила имя Хюррем (от перс. خرم‎ - «веселая, радость приносящая»). На тот момент ей было около пятнадцати.



Личная жизнь Роксоланы:

Очень быстро Хюррем привлекла внимание султана. Другая наложница Сулеймана - Махидевран, мать шехзаде Мустафы, рабыня албанского или черкесского происхождения, стала ревновать султана к Хюррем. Возникшую между Махидевран и Хюррем ссору в своём отчёте за 1533 год описал венецианский посол Бернардо Наваджеро: «Черкешенка оскорбила Хюррем и разодрала ей лицо, волосы и платье. Спустя некоторое время Хюррем пригласили в султанскую опочивальню. Однако Хюррем сказала, что не может в таком виде идти к повелителю. Тем не менее султан вызвал Хюррем и выслушал её. Затем он позвал Махидевран, спросив, правду ли ему рассказала Хюррем. Махидевран сказала, что она главная женщина султана и что другие наложницы должны подчиняться ей, и что она ещё мало побила коварную Хюррем. Султан разгневался на Махидевран и сделал Хюррем своей любимой наложницей».

Роксолана Хюррем

В 1521 году скончались двое из трёх сыновей Сулеймана. Единственным наследником остался шестилетний Мустафа, что в условиях высокой смертности представляло угрозу для династии. В связи с этим способность Хюррем родить наследника давала ей необходимую поддержку во дворце. Конфликт новой фаворитки с Махидевран сдерживался авторитетом матери Сулеймана Хафсы Султан.

В 1521 году Хюррем родила мальчика, получившего имя Мехмед. В следующем году родилась девочка Михримах - единственная пережившая младенчество дочь Сулеймана, после родился Абдалла, проживший всего три года, в 1524 году родился Селим, а в следующем - Баязид. Последнего, Джихангира, Хюррем родила в 1531 году.

В 1534 году умерла валиде-султан. Ещё до этого, в 1533 году, вместе с сыном Мустафой, который достиг совершеннолетия, в Манису отправилась давняя соперница Хюррем - Махидевран. В марте 1536 года великий визирь Ибрагим-паша, ранее опиравшийся на поддержу Хафсы, был казнён по приказу султана Сулеймана, а его имущество конфисковано. Смерть валиде и отстранение великого визиря открыли Хюррем дорогу для укрепления собственной власти.

После смерти Хафсы Хюррем смогла добиться того, чего никто и никогда до неё не добивался. Она официально стала женой Сулеймана. Хотя не существовало никаких законов, запрещающих женитьбу султанов на рабынях, вся традиция османского двора настаивала против этого. При этом в Османской империи даже сами термины «закон» и «традиция» обозначались одним словом - канун. Состоявшаяся свадебная церемония была, судя по всему, очень пышной, хотя никак не упоминается в османских источниках.

Вероятно, свадьба состоялась в июне 1534 года, хотя точная дата этого события неизвестна. Уникальное положение Хюррем отражал и её титул - хасеки, введённый Сулейманом специально для неё.

До Хюррем фаворитки султанов играли две роли - роль собственно фаворитки и роль матери наследника престола, и что эти роли никогда не совмещались. Родив сына, женщина переставала быть фавориткой, отправляясь вместе с ребёнком в отдаленную провинцию, где наследник должен был воспитываться до того времени, как займёт место отца. Хюррем же была первой женщиной, сумевшей одновременно играть обе роли, что вызывало огромное раздражение консервативно настроенного двора. Когда её сыновья достигли совершеннолетия, она не отправилась вслед за ними, а осталась в столице, лишь изредка навещая их. Именно этим во многом можно объяснить негативный образ, который сформировался вокруг Хюррем. Кроме того, она нарушила ещё один принцип османского двора, заключавшийся в том, что одна фаворитка султана должна была иметь не более одного сына. Не в силах объяснить, как Хюррем смогла достичь столь высокого положения, современники приписывали ей то, что она попросту околдовала Сулеймана. Этот образ коварной и властолюбивой женщины был перенесён и в западную историографию, хотя и подвергся некоторой трансформации.

Роксолана и Сулейман Великолепный

Роксолана и Сулейман Великолепный

В отличие от всех предшественниц, а также от матерей шехзаде, имевших право возводить строения лишь в рамках провинции, в которой они проживали с сыновьями, Хюррем получила право строить религиозные и благотворительные здания в Стамбуле и в иных крупных городах Османской империи. Она создала благотворительный фонд своего имени (тур. Külliye Hasseki Hurrem). На пожертвования из этого фонда в Стамбуле был построен район Аксарай или женский базар, позже также имени Хасеки (тур. Avret Pazari), в число строений которого входили мечеть, медресе, имарет, начальная школа, больницы и фонтан. Это был первый комплекс, построенный в Стамбуле архитектором Синаном в своей новой должности главного архитектора правящего дома, а также третье по величине здание в столице, после комплексов Мехмета II (тур. Fatih Camii) и Сулеймание (тур. Süleymanie).

К числу других благотворительных проектов Роксоланы относятся комплексы в Адрианополе и Анкаре, вошедшие в основу проекта в Иерусалиме (названного позже имени Хасеки Султан), хосписы и столовые для паломников и бездомных, столовая в Мекке (при имарете Хасеки Хюррем), общественная столовая в Стамбуле (в Avret Pazari), а также две большие общественные бани в Стамбуле (в Еврейском и Aya Sôfya кварталах).

Султан Сулейман, проводивший большую часть времени в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем. Сохранились письма, в которых отражается большая любовь и тоска султана по Хюррем, которая была его главным политическим советником. Между тем, Лесли Пирс отмечает, что на ранних этапах деятельности Сулеймана он более опирался на переписку с матерью, так как Хюррем недостаточно хорошо знала язык. Ранние письма Хюррем написаны отточенным канцелярским языком, что говорит о том, что они были написаны придворным писарем.

Хюррем-султан

Влияние, оказываемое Хюррем на Сулеймана, иллюстрирует эпизод, описанный венецианским послом Пьетро Брагадином. Один из санджак-беев подарил султану и его матери по одной красивой русской девушке-рабыне. Когда девушки прибыли во дворец, Хюррем, которую застал посол, была очень недовольна. Валиде, отдавшая свою рабыню сыну, была вынуждена извиниться перед Хюррем и забрать наложницу обратно. Вторую рабыню султан приказал отправить в качестве жены другому санджак-бею, так как наличие даже одной наложницы во дворце делало хасеки несчастной.

Хюррем родила султану шестерых детей - пять сыновей и дочь:

- сын Мехмед (1521-1543);
- дочь Михримах (21 марта 1522- 25 января 1578);
- сын Абдулла (1523-1526);
- сын Селим (28 мая 1524 - 13 декабря 1574);
- сын Баязид (1525 - 25 сентября 1561);
- сын Джихангир (1531-27 ноября 1553).

Из всех сыновей Сулеймана I Великолепного отца-султана пережил только Селим.

Мехмед умер в 1543 году. По мнению некоторых исследователей Мехмед умер от оспы, а по другой версии он умер своей смертью.

Джихангир, слабый здоровьем от рождения, умер в 1553 году вскоре после казни Мустафы. Существует легенда, что Джихангир умер от тоски по своему брату. По этой же легенде именно Хюррем, плетя интриги против Мустафы, спровоцировала его смерть: настроила отца против сына, чтобы престол достался её сыну. По приказу Сулеймана I Мустафу задушили.

Баязид после неудачной попытки убить Селима вместе с 12 тысячами своих людей прятался в Персии, стал считаться предателем в Османской империи, которая на тот момент находилась в состоянии войны с Персией. Позже султан Сулейман I заключил с Персией мир и договорился с персидским шахом Тахмаспом I, что за 400 000 золотых монет соратников Баязида убьют, а его самого вместе с четырьмя сыновьями отдадут посланникам султана. Смертный приговор, который вынес Сулейман своему сыну Баязиду, был исполнен 25 сентября 1561 года. Младшего сына Баязида казнили в Бурсе.

Смерть Роксоланы

Вскоре после возвращения из поездки в Эдирне, 15 или 18 апреля 1558 года, вследствие продолжительной болезни либо отравления Хюррем Султан умерла. Год спустя её тело перенесли в куполообразный восьмигранный мавзолей проекта архитектора Мимара Синана.

Мавзолей Хюррем Хасеки Султан (тур. Haseki Hürrem Sultan Türbesi) декорирован изысканными изникскими керамическими изразцами с изображениями райского сада, а также с нанесёнными текстами стихов, возможно, в честь её улыбки и жизнерадостного характера. Усыпальница Роксоланы находится недалеко от мавзолея Сулеймана слева от мечети в комплексе Сулеймание. Внутри гробницы Хюррем вероятно находится гроб Ханым Султан, дочери Хатидже Султан, сестры Сулеймана.

Образ Роксоланы в кино:

1996-2003 - «Роксолана» - в роли Роксоланы актриса Ольга Сумская;

Ольга Сумская в роли Роксоланы

Ольга Сумская в роли Роксоланы

2003 - «Хюррем Султан» - в роли Роксоланы актриса Гюльбен Эрген;

Гюльбен Эрген в роли Роксоланы

Гюльбен Эрген в роли Роксоланы

2011-2014 - «Великолепный век» - в роли Роксоланы актриса Мерьем Узерли и Вахиде Перчин.

Мерьем Узерли в роли Роксоланы

Мерьем Узерли в роли Роксоланы

Образ Роксоланы в литературе:

поэма «Преславное посольство светлейшего князя Кшиштофа Збаражского от Сигизмунда III к могущественному султану Мустафе» (Самуил Твардовский, 1633);
поэма «Роксолана, драма в пяти актах в стихах» (Нестор Кукольник, 1835);
повесть «Роксолана или Анастасия Лисовская» (Михаил Орловский, 1880);
историческая драма в пяти действиях «Роксоляна» (Гнат Якимович, 1864-1869);
исторический труд украинского востоковеда Агафангела Крымского «История Турции и её литературы»;
повесть «Роксоляна» (Осип Назарук, 1930);
короткий рассказ «Тень Стервятника» (Роберт Говард, 1934);
короткий рассказ «Роксолана. Историческое повествование XVI века» (Антон Лотоцкий, 1937);
роман «Roxelane» (Йоханнес Тралов, 1942);
роман «Mikael Hakim: kymmenen kirjaa Mikael Carvajalin eli Mikael El-Hakimin elämästä vuosina 1527 - 38 hänen tunnustettuaan ainoan Jumalan ja antauduttuaan Korkean Portin palvelukseen» (Мика Валтари, 1949);
роман «Степной Цветок» (Николай Лазорский, 1965);
штудия «Императорская карьера Анастасии Лисовской» (Ирина Кныш, 1966);
повесть «Неопалимая купина» (Юрий Колисниченко, 1968);
поэма «Роксоляна. Дівчина з Рогатина» (Любовь Забашта, 1971);
роман «Роксолана» (Павел Загребельный, 1980);
роман «La magnifica dell’harem» (Изор де Сен-Пьер, 2003);
роман «Хюррем. Знаменитая возлюбленная султана Сулеймана» (Софья Бенуа, 2013);
роман «Гарем» (Бертрис Смолл, 1978)

Образ Роксоланы в музыке:

«63 Симфония» (Йозеф Гайдн, 1779-1781);
опера «Роксолана» (Денис Сичинский, 1908-1909);
балет «Хюррем Султан» (муз. Невит Кодаллы, хореогр. Ойтун Турфанда, 1976);
песня «Роксолана» (слов. Степан Галябарда, муз. Олег Слободенко, испол. Алла Кудлай, 1990);
опера «Сулейман и Роксолана или Любовь в гареме» (Александр Костин, либр. Борис Чип, 1995);
рок-опера «Я - Роксолана» (слов. Степан Галябарда и муз. Арнольд Святогоров, 2000);
балет «Роксолана» (режиссер-хореогр. Дмитрий Акимов, 2009)

последнее обновление информации: 03.11.2020

© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.





Главная Политика конфиденциальности 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.