лого Штуки-дрюки

Юлий Райзман - биография, новости, личная жизнь

Юлий Райзман

Юлий Райзман

Юлий Яковлевич Райзман. Родился 2 (15) декабря 1903 года в Москве - умер 11 декабря 1994 года в Москве. Советский кинорежиссер, сценарист, педагог. Герой Социалистического Труда (1973). Народный артист СССР (1964). Лауреат шести Сталинских премий (1941, 1943, 1946 - дважды, 1950, 1952), Государственной премии СССР (1983) и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1986).

Юлий Райзман родился 2 (15 по новому стилю) декабря 1903 года в Москве.

Отец - Яков Гилевич (Ильич) Райзман (1872-1944), портной, до 1917 года имел солидное портновское дело на Кузнецком мосту, обшивал великих князей и считался «лучшим мастером фрака»; после революции работал в Торгсине, шил костюмы бояр для фильма «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна.

Мать - Вера Александровна (Хононовна) Райзман (урождённая Оцеп, 1880-1965).

Дед - Гилек Хаимович Райзман, был кузнецом на Новой Переведеновке.

Дяди - Фёдор Александрович Оцеп (1895-1949), кинорежиссёр и организатор кинопроизводстваш Матвей Александрович Оцеп (1884-1958), адвокат.

Окончил частную гимназию П. Н. Страхова. Далее поступил сначала во ВХУТЕМАС, затем в МГУ, где в 1924 году окончил литературно-художественное отделение факультета общественных наук.

С 1924 года работал литературным консультантом в сценарном отделе киностудии «Межрабпом-Русь», которой руководил его дядя Фёдор Оцеп. Тогда же исполнил небольшие роли в комедиях «Папиросница от Моссельпрома» и «Шахматная горячка».

Работал ассистентом режиссёров Владимира Гардина и Константина Эггерта, затем — Якова Протазанова.

В 1926 году был призван в армию и при содействии Анатолия Луначарского направлен режиссёром Государственного военного фотокинопредприятия «Госвоенкино» в Москве.

С 1930 года работал в киноорганизации «Востоккино», а с 1931 года — на «Мосфильме».

В 1935 году Юлий Райзман снял фильм «Лётчики» о «величии обыденных дел советских людей». Режиссёру в этой картине удалось соблюсти весь необходимый романтический антураж, но обаяние фильма заключено не в перипетиях борьбы между чувством и долгом и не только в тонкой и деликатной игре исполнителей, среди которых солировал впервые снявшийся в кино Б.В. Щукин, непривычно лиричный, душевный и по-человечески притягательный. Очарование «Лётчиков» даже не столько в удивительной поэзии будней лётной школы, запечатленной благодаря выверенным и изысканным медленным проездам камеры Л.В. Косматова. Фильм пронизан светом, но не фанфарным апофеозом 1930-х годов, а застенчивым мотивом безмятежного счастья от того, что все эти молодые люди просто живут и летают.

В 1937 году Юлий Райзман сделал историко-революционную ленту «Последняя ночь» (Сталинская премия за 1941 год) и экранизировал первую часть романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» в 1940 году.

С началом Великой Отечественной войны вместе с «Мосфильмом» был эвакуирован в Алма-Ату, где и закончил свой фильм «Машенька», позднее удостоенный Сталинской премии II степени. Особая прелесть «Машеньки» - в том, что будничная, ничем не примечательная довоенная жизнь скромной служащей на телеграфе и её друга, шофёра такси, видится как в дочиста вымытом стекле, буквально пронизана светом и поэзией бытия. Сама Машенька действительно проста, подчас наивна и доверчива, открыта в проявлении своих чувств к Алексею. Дарование сценариста Е.И. Габриловича и режиссёра Ю.Я. Райзмана слилось в этом фильме с редким талантом молодой актрисы Валентины Караваевой.

В годы войны Юлий Райзман создаёт ещё одну ленту, в которой героическое неотделимо от будничного, а пафосное вовсе не противоречит человеческому - «Небо Москвы», своего рода продолжение «Лётчиков». И в то же время выполняет два политических заказа - документальные картины «К вопросу о перемирии с Финляндией» и «Берлин», обе отмеченные очередными Сталинскими премиями в 1946 году.

В 1945 году возглавлял группу фронтовых операторов: вместе с 5-й ударной армией 1-го Белорусского фронта на протяжении двух месяцев шёл к Берлину, затем участвовал в штурме Берлина и создал документальный фильм на основе этих кадров (за него он был удостоен премии I степени).

С 1944 по 1964 год руководил режиссёрско-актёрской мастерской во ВГИКе (с 1960 года профессор).

Во время просмотра комедии «Поезд идёт на восток» 1947 года Иосиф Сталин якобы встал и заявил: «Выхожу на этой остановке», что означало опалу. Эту внешне непритязательную ленту ругали за мелкотемье, облегченное решение идеи возвращения советских людей к мирной жизни после войны и их вдохновенного строительства нового общества. И актёрский дуэт Лидии Драновской и Леонида Галлиса, которые не соответствуют советским представлениям об идеальных героях, трактуют «дорожный роман» как историю любви вне времени и пространства. Кинематографическое и смысловое значение ленты Райзмана выражено и названии и в эффекте смены «движущихся картинок». По словам самого Райзмана, ему позвонил Иван Пырьев и сообщил, что Сталину картина сильно не понравилась, в частности, главный герой, который «всё время смотрит в землю и не смотрит в глаза». В 1948 году Райзмана «сослали» на Рижскую киностудию.

В 1949 году он снял биографический фильм, посвящённый латышскому поэту Райнису, также удостоенный Сталинской премии II степени, и уже свою следующую картину «Кавалер Золотой Звезды» 1950 года ставил в Москве на «Мосфильме», она отмечена премией I степени.

В начале 1950-х годов опала Юлия Райзмана продолжалась уже из-за еврейского происхождения, попав в общую компанию «безродных космополитов», он был отстранен от работы в кино на несколько лет. Лишь в 1955 году Райзман, вернувшись к творчеству, снял семейно-бытовую драму «Урок жизни».

В 1957 году режиссёр снял культовый фильм советского времени «Коммунист», сделанный честно и с искренней верой в жертвенный подвиг скромного кладовщика Василия Губанова. С этого времени Райзман занял место среди самых маститых советских режиссёров, он плодотворно работал в 1960-1980-х годах, сняв ряд удачных и вызывавших общественный интерес лент.

постер фильм Коммунист

В 1960-е годы Юлий Райзман был председателем Художественного совета, преподаватель по специальности «Работа режиссёра с актером» - выпустил два курса на Высших курсах сценаристов и режиссёров, Среди его учеников были Глеб Панфилов, Александр Аскольдов, Толомуш Океев, Константин Ершов и Марк Осепьян. Также в 1962—1964 годах на сценарном отделении преподавал драматургию.

С конца 1960-х годов вместе с Михаилом Роммом руководил Третьим творческим объединением киностудии «Мосфильм», а после смерти Ромма продолжил единоличное руководство.

Член Союза кинематографистов СССР.

кинорежиссер Юлий Райзман

В 1982 году фильм режиссёра «Частная жизнь» был отмечен специальным призом Венецианского кинофестиваля, а приз за лучшую мужскую роль получил Михаил Ульянов. В том же году картина была номинацией на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

В 1988 году стал первым в истории лауреатом премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство».

Юлий Райзман скончался 11 декабря 1994 года на 91-м году жизни в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище рядом с женой (участок № 2).

В мае 2003 года на VII Форуме национальных кинематографий прошла ретроспектива фильмов Юлия Райзмана (куратор - Нея Зоркая).



Личная жизнь Юлия Райзмана:

Жена - Сюзанна Андреевна Райзман (урождённая Тэр, 1905-1991), бывшая монтажница.

Фильмография Юлия Райзмана:

1967 - Евгений Урбанский (документальный) - рассказывает о Евгении Урбанском
1974 - Мосфильму 50 (документальный)
1975 - Аркадий Райкин (документальный)
1984 - Кинорежиссер Юлий Райзман (документальный)
1985 - Один день "Мосфильма" (документальный)
1989 - В поисках правды (документальный)
1924 - Папиросница от Моссельпрома - помощник Мак-Брайта (нет в титрах)
1925 - Шахматная горячка (короткометражный) - помощник аптекаря

Режиссерские работы Юлия Райзмана:

1927 - Круг
1928 - Каторга
1930 - Земля жаждет
1932 - Рассказ об Умаре Хапцоко (короткометражный)
1935 - Лётчики
1936 - Последняя ночь
1939 - Поднятая целина
1942 - Машенька
1944 - Небо Москвы
1944 - К вопросу о перемирии с Финляндией (документальный)
1945 - Берлин (Berlin) (документальный)
1947 - Поезд идёт на восток
1949 - Райнис (Rainis)
1950 - Кавалер Золотой Звезды
1955 - Урок жизни
1957 - Коммунист
1961 - А если это любовь?
1967 - Твой современник
1972 - Визит вежливости
1977 - Странная женщина
1982 - Частная жизнь
1984 - Время желаний

Сценарии Юлия Райзмана:

1936 - Последняя ночь
1944 - К вопросу о перемирии с Финляндией (документальный)
1961 - А если это любовь?
1967 - Твой современник
1972 - Визит вежливости
1982 - Частная жизнь

Награды и звания Юлия Райзмана:

- Герой Социалистического Труда (1973);
- Народный артист Латвийской ССР (1949);
- Народный артист СССР (1964);
- Сталинская премия второй степени (1941) - за фильм «Последняя ночь» (1936);
- Сталинская премия второй степени (1943) - за фильм «Машенька» (1942);
- Сталинская премия первой степени (1946) - за документальный фильм «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944);
- Сталинская премия первой степени (1946) - за документальный фильм «Берлин» (1945);
- Сталинская премия второй степени (1950) - за фильм «Райнис» (1949);
- Сталинская премия первой степени (1952) - за фильм «Кавалер Золотой Звезды» (1950);
- Государственная премия СССР (1983) - за фильм «Частная жизнь» (1982);
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1986) - за фильм «Время желаний» (1984);
- Два ордена Ленина (1967, 1973);
- Два ордена Трудового Красного Знамени (1950, 1963);
- Орден Октябрьской революции (1971);
- Орден Дружбы народов (1983);
- Орден «Знак Почёта» (1940);
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- Медаль «В память 800-летия Москвы»;
- Медаль «Ветеран труда»;
- Советский Кинофестиваль в Москве (Почётная грамота, фильм «Лётчики» (совместно с анимационно-игровым фильмом «Новый Гулливер»), 1935);
- Всемирная выставка в Париже (Гран-при, фильм «Последняя ночь», 1937);
- МКФ в Канне (Большая Международная премия «За лучший полнометражный документальный фильм», фильм «Берлин», 1946);
- МКФ в Карловых Варах (Большая премия «Хрустальный глобус», фильм «Кавалер Золотой Звезды», 1951);
- МКФ в Картахене (Большая премия, фильм «Кавалер Золотой Звезды», 1951);
- МКФ в Венеции (Почётный диплом, фильм «Коммунист», 1958);
- Всесоюзный кинофестиваль в Киеве (Первая премия по разделу художественных фильмов, фильм «Коммунист», 1959);
- Всесоюзный кинофестиваль в Киеве (Первая премия за лучшую режиссёрскую работу, фильм «Коммунист», 1959);
- Всесоюзный кинофестиваль в Ленинграде (Премия за лучшую режиссёрскую работу, фильм «Твой современник», 1968);
- МКФ в Лагуве (Польша) (Премия «Варшавская сирена» жюри клуба критиков, фильм «Твой современник», 1969);
- МКФ документального кино в Нионе (Гран-при «Золотой Систерций», за участие в ретроспективе советских фильмов, 1974);
- МКФ в Венеции (Специальный приз «За артистическое и профессиональное сотрудничество», фильм «Частная жизнь», 1982);
- Всесоюзный кинофестиваль в Тбилиси (Главный приз, фильм «Частная жизнь», 1983);
- Кинопремия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (1988)

последнее обновление информации: 18.04.2021






Главная Контакты 2014-2021 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.