Возраст: 162
Нико Пиросмани (груз. ნიკო ფიროსმანი), настоящее имя - Николай Асланович Пиросманашвили (груз. ნიკოლოზ ასლანის ძე ფიროსმანაშვილი). Родился 17 мая 1862 года в Мирзаани Тифлисской губернии - умер 7 апреля 1918 года в Тифлисе (ныне Тбилиси). Русский и грузинский художник, представитель примитивизма, один из крупнейших мастеров наивного искусства.
Николай Пиросманашвили, получивший известность как Нико Пиросмани, родился 17 мая 1862 года в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье.
О фактах его ранней биографии известно в основном с его собственных слов.
Был четвертым и самым младшим ребенком в семье. У него были брат Георгий, а также сестры Мариам и Пепуца. В 1870 году умер отец, вскоре после этого - мать и старший брат. Нико Пиросмани, единственный из семьи, остался жить в селе Шулавери у последней работодательницы отца, в поместье армянских дворян Калантаровых - Эпросине Калантаровой.
В доме у дворян Калантаровых по хозяйству долгое время управлялся крестьянин по имени Аслан, отец Нико Пиросмани. Аслан ушел из жизни рано. Через несколько лет умерла и мать, но перед смертью попросила у господ Калантаровых позаботиться о ее маленьком Нико, потому что дочь - сестра Нико Пиросмани - была уже большой, а за ним еще нужен был уход.
Пиросмани в доме Калантаровых был помощником повара на кухне.
В девятилетнем возрасте он попал в Тифлис. С ранних лет упражнялся в рисовании, помогал по дому.
В возрасте 23 лет Нико влюбился в хозяйскую дочь - Вирджинию Калантарову - сестру Михаила. Но Егор Бежанович решил оградить молодых людей друг от друга. Он дал Пиросмани сто рублей и лавку, в которой тот должен был торговать всякой снедью. В семье Калантаровых с перерывами он провел около пятнадцати лет, сначала в Шулавери, а потом в Тифлисе, куда вместе с сыном Эпросине Георгием Калантаровым переехал в середине 1870-х годов.
Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого систематического образования. Несколько месяцев был в обучении ремеслу в типографии. Предположительно в 1876 году на короткое время возвращался в Мирзаани к сестре и работал пастухом.
Учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. В середине 1880-х годов вместе с художником Гиго Зазиашвили, также самоучкой, в Тифлисе открыл мастерскую декоративной росписи. По легенде, первую вывеску Пиросманашвили и Зазиашвили выполнили бесплатно, а других заказов не получили.
Нико Пиросмани в молодости
В 1890 году поступил на работу тормозным кондуктором на железной дороге. Неоднократно был оштрафован за различные нарушения и 17 января 1894 года уволился по собственному желанию. Выходное пособие вложил в молочную торговлю и вместе с компаньоном Димитрой Алугишвили открыл молочную лавку, для которой нарисовал две вывески «Белая корова» и «Черная корова». Сам он особенного интереса к торговле не проявил, многократно покидал лавку, ездил в Мирзаани к родственникам. В конце 1890-х годов Алугишвили выдавал ему по рублю в день на проживание. Примерно в 1900 году закончил занятия торговлей и начал зарабатывать себе на жизнь живописью.
Окружающие относились к Пиросманашвили как психически нездоровому человеку, с которым невозможно иметь дело. Во многом питательной почвой для этого были его собственные утверждения о том, что он может видеть святых, а его кисть будто бы «пишет сама». Он даже заслужил такие прозвища как «Семь пятниц на неделе» и «Не от мира сего». До конца жизни художник большую часть времени жил в полной нищете, ночевал в подвалах.
С 1895 года активно занимался живописью, создавая вывески для торговых заведений и декоративные панно. По большей части писал красками собственного изготовления на клеенке. Константин Паустовский вспоминал: «Материала не было, и Пиросман начал писать на том единственном, что находилось всегда под рукой в каждом, даже самом дешевом духане, - на простой клеенке, снятой со столика. Клеенки были черные и белые. Пиросман писал, оставляя там, где это было нужно, незакрашенные куски клеенки. Потом он применил этот прием и для портретов. Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным. Я навсегда запомнил его клеенку «Князь», где бледный старик в черной черкеске стоит с рогом в руках на скудной земле. Позади него виден доведенный почти до топографической схемы горный Кавказ. Черкеска князя как раз и была непрописанным куском клеенки глубокого черного цвета, особенно резкого в рассветном тусклом освещении. Я никак не мог понять, какими красками было передано это освещение».
Как художник до 1912 года не имел никаких контактов с представителями художественного мира Тбилиси.
Летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы, близкие к кругу Михаила Ларионова - братья поэт Илья и художник Кирилл Зданевичи, а также их друг, художник Михаил Ле-Дантю.
Кирилл Зданевич приобрел у Пиросмани большое количество картин, многие художник выполнил на заказ. 10 февраля 1913 года Илья Зданевич опубликовал в газете «Закавказская речь» статью о творчестве Пиросманашвили под заглавием «Художник-самородок».
24 марта 1913 года в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов «Мишень», где, наряду с произведениями известных художников, в первую очередь Ларионова и Натальи Гончаровой, были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезенные из Тбилиси Ильей Зданевичем. В июле 1913 года в тифлисской газете «Закавказье» Е.К. Псковитинов напечатал еще одну статью о Пиросмани. Одновременно творчеством Пиросмани заинтересовались молодые грузинские художники Давид Какабадзе и Ладо Гудиашвили, а вернувшийся после учебы в Германии Дмитрий Шеварднадзе начал собирать коллекцию его произведений.
В августе 1914 года после начала войны в Российской Империи был введен сухой закон. Положение Пиросмани, существенной частью дохода которого было изготовление вывесок для питейных заведений, значительно ухудшилось.
Есть легенда о знакомстве Пиросмани с классиком грузинской поэзии Важа Пшавелой и о влиянии последнего на поэтическое творчество художника (Пиросманашвили действительно писал стихи, не дошедшие до нас).
Существенную часть работ Пиросмани, как сохранившихся, так, вероятно, и утерянных, составляют вывески. В Тифлисе начала XX века это был чрезвычайно популярный жанр. На вывесках обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причем русские часто с ошибками. Вероятно, художник не придавал этому большого значения. Очень часто они выполнены на черном фоне.
Черный фон характерен и для других работ Пиросмани, в первую очередь для портретов. Чтобы не создавать слишком яркого контраста белого лица и черного фона, он подмешивал пигмент в белую краску. Портреты он часто выполнял по фотографиям. Так были написаны портрет Ильи Зданевича (1913) и портрет Александра Гаранова (1906). Известно, что портрет Зданевича был написан за три дня от начала до конца. Пиросмани работал быстро и не пытался как-то улучшать или исправлять свою работу.
Большое место в творчестве художника занимают анималистические образы. Написанные художником животные не столько похожи на свои реальные прообразы, сколько друг на друга. Как замечал Ладо Гудиашвили, у животных на картинах глаза самого художника. Как правило, все животные изображены в повороте на три четверти.
Постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены праздника или пира. Они могут быть частью пейзажа, а могут быть предметом самостоятельного произведения. Эти сцены представляют яркий контраст с полуголодным существованием самого художника.
Его творчество высоко оценивали Пабло Пикассо и русские авангардисты. Живописец, график, сценограф и теоретик искусства М.Ф. Ларионов отмечал, что «немногочисленные средства, с которыми у него достигается так много, - великолепны».
Наиболее известные работы - «Дворник» (1904); «Продавец дров»; «Рыбак среди скал» (1906); «Медведь в лунную ночь» (1905); «Гумно» (1915); «Лань» (1916); «Кутеж трех князей», «Маргарита (1909)», «Жираф».
Несколько работ известно только по сохранившимся фотографиям (таковой считается картина «Собака Батум»).
Картины Нико Пиросмани
5 мая 1916 года в мастерской Кирилла Зданевича в Тифлисе прошла однодневная выставка произведений Пиросманашвили. Она имела относительный успех, и в 1916 году было решено пригласить Пиросманашвили во вновь созданное Общество грузинских художников. Он стал относительно популярен, все более широкая публика в Тифлисе стала интересоваться его живописью и собирать его картины. Это, впрочем, почти не сказалось на финансовом состоянии художника.
Нико Пиросмани скончался в Тифлисе 7 апреля 1918 года от голода и болезни. Он провел три дня в подвале дома 29 на Молоканской (ныне - Пиросмани) улице. Обнаружив, его отвезли в больницу, где художник через полтора дня скончался. Местонахождение его могилы неизвестно, предположительно - общая могила для бедняков на Кукийском кладбище.
Большинство произведений Нико Пиросмани хранится на родине художника, в коллекциях Государственного музея искусств Грузии и Национальной картинной галереи Грузии (Тбилиси), а также в собраниях двух музеев Кахетии - Сигнахского музея (в Сигнахи) и Дома-музея Нико Пиросмани (в селе Мирзаани, учрежден в 1982 году).
Крупнейшим российским собранием произведений Пиросмани обладает Московский музей современного искусства (свыше 20 работ), отдельные работы художника находятся в Государственном музее искусства народов Востока, в Третьяковской галерее (экспозиция на Крымском валу) в Москве, а также в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Личная жизнь Нико Пиросмани:
Женат не был, детей не имел.
По легенде, у него была безответная любовь к певице и танцовщице, француженке Маргарите де Севр, блиставшей на театральных подмостках Тифлиса. Девушка, поразившая воображение художника, казалась ему «прекрасным ангелом, спустившимся с неба». Он отдал ей всю свою душу, но Марго не обращала на него никого внимания. История любви началась в марте 1909 года, когда на тумбах в Ортачальском саду появилась афиша: «Новость! Театр «Бель Вю». Только 7 гастролей красавицы Маргариты де Севр в Тифлисе. Уникальный дар петь шансоны и одновременно танцевать кек-уок!».
По одной из версий легенды, влюбленный Пиросмани пробовал разные способы завоевать сердце красавицы (однажды он нарисовал ее портрет), но она была неприступна и часто даже не удостаивала художника взглядом. Такое отношение приводило Нико в исступление. Он порою в слезах припадал к земле, чтобы коснуться губами следов ее ног. Подобное обожание на грани умопомрачения было не по нраву актрисе и лишь еще более увеличивало ее презрение по отношению к художнику.
Но в один день к гостинице, где проживала Маргарита, подъехали несколько арб, доверху груженых цветами. Вопреки стихотворному образу, в легенде рассказывается не только об алых розах (розы были самых разных расцветок), но и помимо них, были еще сирень, веточки акации, анемоны, пионы, лилии, маки и многие другие цветы.
Одна из версий легенды была изложена в произведении Константина Паустовского «Бросок на юг» (пятая книга автобиографической «Повести о жизни»; 1959-1960). В изложении Паустовского упоминаются, помимо роз, многие другие цветы: «Каких цветов тут только не было! Бессмысленно их перечислять! Поздняя иранская сирень. Там в каждой чашечке скрывалась маленькая, как песчинка, капля холодной влаги, пряной на вкус. Густая акация с отливающими серебром лепестками. Дикий боярышник - его запах был тем крепче, чем каменистее была почва, на которой он рос. Нежная синяя вероника, бегония и множество разноцветных анемон. Изящная красавица-жимолость в розовом дыму, красные воронки ипомеи, лилии, мак, всегда вырастающий на скалах именно там, где упала хотя бы самая маленькая капля птичьей крови, настурция, пионы и розы, розы, розы всех размеров, всех запахов, всех цветов - от черной до белой и от золотой до бледно-розовой, как ранняя заря. И тысячи других цветов».
За короткое время улочка перед гостиницей была сплошь усеяна цветами. Увидев это, Маргарита вышла к Нико Пиросмани и крепко поцеловала его в губы - в первый и последний раз. Вскоре ее гастроли в Тифлисе завершились (другой вариант легенды в изложении Паустовского гласит, что она уехала с богатым поклонником), и они более никогда не встречались.
Маргарита де Севр - возлюбленная Нико Пиросмани
До сих пор историю любви Нико многие излагают по-разному. Одни говорят, что художник пировал с друзьями и не пошел в гостиницу к актрисе, хотя она его позвала. Другие утверждают, что Маргарита провела с бедным Николаем ночь, а потом испугалась слишком сильного чувства и уехала в Париж. Третьи вовсе считают, что Пиросмани никогда не видел Маргариту, а портрет нарисовал с афиши.
У этой истории, по легенде, есть продолжение. В 1968 году выставка работ Нико Пиросмани проходила в Лувре. Однажды в музей пришла старушка. Она долго стояла возле картины «Актриса Маргарита». На этом портрете актриса изображена в белом платье, с букетом цветов среди лугов. Она не стоит на земле, а парит, будто ангел, и только два срубленных дерева - символ несостоявшегося чувства двоих. Неожиданно посетительница горько заплакала. Смотрители кинулись ее успокаивать и с изумлением узнали, что перед ними стоит та самая Маргарита де Севр. Ей было уже больше 80 лет. Актриса попросила сфотографировать ее на фоне полотна, что и сделали работники Лувра. Потом старушка принесла с собой письма, которые посылал ей когда-то Нико Пиросмани. Но представители грузинской делегации не решились их взять, испугавшись последствий, которые это общение могло принести. Что стало с этими документами, что в них было написано и куда они делись, осталось неизвестным.
Нико Пиросмани в мировой культуре:
Проза о Нико Пиросмани:
Римма Канделаки. «Бродил художник по городу»;
Э.Д. Кузнецов. Пиросмани;
Посвящена глава в «Повести о жизни» К.Г. Паустовского;
Вадим Коростылев. «Пиросмани... Пиросмани... Пиросмани...» (монологи);
Валериан Маркаров. «Легенда о Пиросмани»
Стихи о Нико Пиросмани:
Павел Антокольский «Нико Пиросманишвили» (1935);
Андрей Вознесенский «Миллион алых роз»;
Булат Окуджава «Песенка о художнике Пиросмани»;
Ярослав Смеляков «Нико Пиросмани»;
Тициан Табидзе «Пиросмани»
Песни о Нико Пиросмани:
Знаменитая песня Аллы Пугачевой - «Миллион алых роз» на одноименные стихи Андрея Вознесенского повествует об истории любви Пиросмани к французской актрисе Маргарите де Севр. Мелодия была написана Раймондом Паулсом и в исполнении Пугачевой стала суперпопулярной в СССР и ряде других стран;
Жил-был художник один,
Домик имел и холсты,
Но он актрису любил,
Ту, что любила цветы.
Он тогда продал свой дом,
Продал картины и кров.
И на все деньги купил
Целое море цветов.
Припев:
Миллион, миллион, миллион алых роз
Из окна, из окна, из окна видишь ты.
Кто влюблен, кто влюблен, кто влюблен и всерьез,
Свою жизнь для тебя превратит в цветы.
Утром ты встанешь у окна.
Может сошла ты с ума?
Как продолжение сна
Площадь цветами полна.
Похолодеет душа:
Что за богач здесь чудит?
А под окном, чуть дыша,
Бедный художник стоит.
Припев:
Миллион, миллион, миллион алых роз
Из окна, из окна, из окна видишь ты.
Кто влюблен, кто влюблен, кто влюблен и всерьез,
Свою жизнь для тебя превратит в цветы.
Встреча была коротка,
В ночь ее поезд увез,
Но в ее жизни была
Песня безумная роз.
Прожил художник один,
Много он бед перенес,
Но в его жизни была
Целая площадь цветов.
Припев:
Миллион, миллион, миллион алых роз
Из окна, из окна, из окна видишь ты.
Кто влюблен, кто влюблен, кто влюблен и всерьез,
Свою жизнь для тебя превратит в цветы.
Землячка художника, певица Тамара Гвердцители, в 2003 году воспела Нико Пиросмани в песне «Украденное сердце Нико», написанной на музыку Е. Кобылянского и слова Ю. Рыбчинского;
Упоминается в песне Олега Митяева «На перроне разлук»: «На перроне разлук - желтизна, пахнет осенью и пирожками. / Я на лавке сижу допоздна, как жираф на холсте Пиросмани».
Фильмы про Нико Пиросмани:
«Пиросмани» (1969). Режиссер Георгий Шенгелая. В роли Пиросмани - художник Автандил Варази;
«Здравствуйте, все!» (1980). Режиссеры: Гига Лордкипанидзе, Амиран Дарсавелидзе. В роли Пиросмани - Отар Мегвинетухуцеси;
«Арабески на тему Пиросмани» (1985, короткометражный). Режиссер: Сергей Параджанов
Арт-проекты про Нико Пиросмани:
Антон Кузьмин «Солнце Нико Пиросмани»;
В репертуаре драматического театра им. Б. Е. Захавы (г. Павлоград, Украина) - спектакль «Пиросмани» по одноименной пьесе Вадима Коростылева в постановке заслуженного деятеля искусств Украины А.А. Ревы. Премьера состоялась 12 ноября 2000 года. Главную роль исполняет ведущий актер театра Александр Гуржий;
«Пиросмани, Пиросмани...» (2017) - телеспектакль Лобненского муниципального театра «Куклы и люди» (режиссер-постановщик Жанна Демихова), в роли Пиросмани - Григорий Паронян
последнее обновление информации: 04.08.2022
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.