Возраст: 69 (со дня рождения)
Возраст смерти: 36 лет
Майк Науменко. Настоящее имя - Михаил Васильевич Науменко. Родился 18 апреля 1955 года в Ленинграде - умер 27 августа 1991 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский рок-музыкант, гитарист, автор песен. Основатель и лидер группы «Зоопарк».
Михаил Науменко родился 18 апреля 1955 года в Ленинграде.
Отец - Василий Григорьевич Науменко (1918-2007), был преподавателем в ЛИСИ.
Мать - Галина Флорентьевна Науменко-Брайтигам (1922-2010), работала в библиотеке.
В своем раннем детстве музыкой он не занимался. Его увлечение музыкой началось, когда Майк впервые услышал музыку The Beatles. Затем сильное влияние на его творчество оказали Чак Берри, Боб Дилан, Марк Болан, Лу Рид. В значительной степени этому его увлечению способствовала его старшая сестра.
Еще в школе начал сочинять песни. Бабушка подарила ему гитару, которую он быстро освоил. Первые песни Майк сочинял на английском языке (учился в спецшколе и неплохо владел языком). В школе он получил прозвище «Майк» - по некоторым данным, так его впервые назвала школьная учительница английского языка.
Первые тексты на русском были написаны в 1972 году под влиянием Бориса Гребенщикова.
Кроме музыки, он увлекался изготовлением моделей самолетов, чтением советских детективов, переводами с английского языка.
По настоянию отца поступил в Ленинградский инженерно-строительный институт, но после четвертого курса бросил учебу. Работал звукорежиссером в Большом театре кукол, потом - сторожем. Все это время оставался музыкантом.
Длительное время Майк играл во многих малоизвестных ленинградских группах на бас-гитаре. В начале 1977 года недолго играл в группе «Союз любителей музыки рок» Владимира Козлова.
В 1977-1979 годах сотрудничал с группой «Аквариум» в качестве приглашенного гитариста. В середине 1978 года Майк вместе с лидером «Аквариума» Борисом Гребенщиковым записывают акустический альбом «Все братья - сестры». Запись выполнена на магнитофон «Маяк-202», местом проведения записи музыканты выбрали берег Невы, а из инструментов имелись лишь акустическая гитара и губная гармошка. Качество записи очень сильно отличалось от студийного, но многие записанные тогда песни стали впоследствии хитами. Несколько раз объединялся с музыкантами «Аквариума» под шуточной вывеской «Вокально-инструментальная группировка имени Чака Берри» с репертуаром из классических рок-н-роллов. Летом 1979 года совершает турне по деревням Вологодской области в составе группы «Капитальный Ремонт». Репетировал с «Капитальным ремонтом» до конца осени 1979, после чего окончательно выбрал сольную карьеру и начал выступать, исполняя свои песни под гитару.
В июле-августе 1980 года при поддержке Гребенщикова и гитариста Вячеслава Зорина в студии Большого театра кукол он записывает альбом «Сладкая N и другие». Из 32 записанных песен в альбом вошли лишь 15. Альбом быстро разошелся по Москве. Тем же летом состоялось несколько концертов. Его имя начало приобретать определенную известность. Науменко стали называть «ленинградским Бобом Диланом». Кроме того, он побывал на фестивале рок-акустики в олимпийской Москве.
Он первым в СССР совместил в своем творчестве корневую англо-американскую рок-традицию с текстами в жанре «бытового» реализма.
Осенью 1980 года Майк Науменко решил собрать свою собственную группу и через Михаила Файнштейн-Васильева вышел на музыкантов студенческой группы «Прощай, черный понедельник», которая представляла собой пауэр-трио в составе гитариста Александра Храбунова, басиста Николая Алексеева и барабанщика Андрея Данилова. Хотя эта группа играла не особо близкую к идеалам Майка музыку, тяготевшею к хард-року и хэви-металу, взаимопонимание было достигнуто. Так появилась группа «Зоопарк». Решившего работать по специальности Алексеева при этом заменили на Илью Куликова из группы «Маки». В группе «Зоопарк» он был бессменным солистом и руководителем до конца своих дней.
«Зоопарк» начала репетировать в ноябре 1980 года. В начале следующего года дебютировала на пригородной танцплощадке, а весной была принята в Ленинградский рок-клуб, на сцене которого в мае состоялся их первый концерт с программой целиком из песен Майка, вызвавший бурную, хотя и неоднозначную реакцию публики.
9 декабря 1980 года, получив известия о гибели Джона Леннона, Науменко съезжает от родителей, его новым местом жительства стал дом № 18/1 по Боровой улице, где на последнем седьмом этаже в коммунальной квартире проживала его будущая жена Наталья Кораблева.
Летом 1981 Майк соло выступил на фестивале авторской песни в Риге. Не имея возможности воплотить свои песни в студийных электрических версиях, в июне 1982 Майк записал на студии Театрального Института второй соло-альбом LV.
В марте 1982 Майк сыграл гитарное соло в песне Виктора Цоя «Битник» на дебютном концерте группы «Кино», с участниками которой его на протяжении многих лет связывали дружеские и творческие отношения.
До 1987 года команда была любительским коллективом, после чего прошла тарификацию в Ленконцерте. Вместе с группой Майк давал концерты по всему СССР. Затем группа сокращает количество выступлений. Сказывалась усталость от бесконечных гастролей. К этому добавились проблемы со здоровьем у Майка, которые усугубились бытовыми неурядицами и злоупотреблением алкоголем. Его оставила жена. Резко ухудшилась моторика левой руки, что привело к затруднениям в игре на гитаре. Барабанщик Валерий Кирилов отмечал в своих воспоминаниях: «Несмотря на успех у публики, Майк перестал получать удовлетворение от творчества. Он постоянно метался: сочинял - рвал, сочинял - рвал. Его одухотворенная, тонко чувствующая время натура явно подсказывала ему: грядут перемены в понимании духовных ценностей (Майк бы меня убил за эту фразу). Он видел массовое барыжничество в масштабах страны и не принимал его. Искренний патриот, Майк никак не мог понять, как можно приноровиться к переменам, которые ведут к явному развалу империи. C безжалостной четкостью я осознал тогда: Майк не принимает время, а время не принимает его».
Поскольку Науменко не обладал выдающимися вокальными данными, свои песни он исполнял речитативом. Популярность Майк завоевал благодаря ироническим и сатирическим песенным текстам. Большинство песен Майка поются от первого лица. Но, по его словам, это вовсе не значило, что он именно такой, как персонаж, от лица которого поется песня. Тексты Майка зачастую являются переводами или переработками западных песен - Боба Дилана, Лу Рида или T. Rex (иногда Майк сохранял и исходную мелодию - например, можно сравнить «Золотые львы» или «Позвони мне рано утром» и, соответственно, дилановские «Idiot Wind» и «Meet Me in the Morning», или «Я люблю буги-вуги» и «I Love to Boogie»). В специфическом советском пространстве вопрос о плагиате не вставал, а «восприимчивость» Майка скорее выглядела способом освоения чужой музыкально-поэтической традиции на русской почве.
В январе 1990 года довольно неудачно выступил соло на фестивале «Рок-акустика» в Череповце.
14 марта 1991 года в последний раз появился на сцене, исполнив во время фестиваля в «Юбилейном», посвященного десятилетию Ленинградского рок-клуба, свой «Пригородный блюз» в сопровождении музыкантов «Аквариума».
Многие песни, написанные Науменко, исполнялись другими артистами. Среди них - «Аквариум», «Кино», «Чайф», «Секрет», «Крематорий», «Чиж & Co», «Алиса», «Ноль», «Собаки Качалова», «Наив», «Ва-Банкъ», «Кирпичи», «Ленинград», Земфира, «Оазис Ю», Ольга Арефьева, «Звери», Casual, «Заповедник», «Психея» и многие другие.
Науменко оставил несколько переводов книг о западной музыке (до сих пор не изданных), образцов серьезной литературы, прежде всего, очень важной для его мировоззрения притчи Ричарда Баха «Иллюзии»ruen, а также научной фантастики. Переведенный им с сестрой Татьяной роман Эрика Фрэнка Расселла «Ближайший родственник»ruen в 1993 году вышел в издательстве «Северо-Запад».
Умер 27 августа 1991 года у себя в квартире от кровоизлияния в мозг.
По словам барабанщика «Зоопарка» Валерия Кирилова, Майк Науменко умер от кровоизлияния в мозг, якобы вызванного переломом основания черепа в результате удара, нанесенного музыканту при ограблении во дворе, о чем свидетельствует пропажа его личных вещей. Есть также свидетельские показания одного подростка, который якобы видел, как Майка во дворе кто-то поднимал с земли. После нападения Майк не умер на месте, а сумел подняться к себе домой, но там окончательно ослабел и пролежал в беспамятстве долгое время, никем в коммуналке не замечаемый. Когда его наконец обнаружили близкие и вызвали скорую помощь, было уже слишком поздно.
В СМИ публиковалось анонимное свидетельство неизвестного, якобы бывшего непосредственным очевидцем избиения Науменко. Но многие люди, знакомые с обстоятельствами гибели Майка, эту гипотезу не подтверждают.
Похоронен на Волковском кладбище в Ленинграде.
На доме № 18/1 по Боровой улице, где на последнем седьмом этаже в коммунальной квартире проживал Майк Науменко, 17 апреля 2016 года поклонники творчества музыканта несанкционированно установили мемориальную доску по этому адресу. В декабре 2020 года стало известно, что в его комнате появится небольшой музей.
Личная жизнь Майка Науменко:
У него были отношения с ленинградской художницей Татьяной Апраксиной. Считается, что она оказала большое влияние на формирование музыкального лица Майка. Это отражается в ряде песен, в том числе «Сладкая N», «Если будет дождь», «Блюз твоей реки», «Утро вдвоем» и некоторых других произведениях лирической тематики. В антологии «100 магнитоальбомов советского рока» Александр Кушнир отмечает: «В одном из своих поздних интервью Майк выдал очень сокровенное и, пожалуй, самое главное: "Все мои песни посвящены ей..."».
Жена - Наталья Науменко (в девичестве Кораблева). Развелись 15 августа 1991 года (ровно через год после смерти Цоя, за несколько дней до смерти Науменко).
У пары родился сын Евгений.
Наталья вынуждена была пойти работать в котельную, чтобы получить комнату в коммуналке на Боровой. «Майк не хотел жить с родителями. И я не хотела. Выход один - стать дворником или кочегаром. Или сторожем. Майк стал сторожем, я - кочегаром. И работа сменная, и комнату дают», - вспоминала Наталья.
Майк Науменко и Наталья Науменко
Наталья Науменко и сын Евгений
Наталья Науменко про Майка Науменко:
«Все лучшие песни о женщинах написаны до моего появления в его жизни. «Сладкая N» - это собирательный образ, идеал, Вечная Женственность... Конечно, все понимала про лирического героя, но было немного обидно слушать «Отель под названием «Брак» или «Песню простого человека». А вдруг подумают, что про меня, жалеть будут бедного Майка... Майк моей глупости улыбался и обещал объявлять на концертах, что песня не про его жену, что его жена - совсем другая... Разве что однажды подарил рукописный текст одной песни, где была строчка: «Наталье с тем, чтоб не знать ее другой...»
«Близких отношений с сыном у него не случилось. Думаю, Майк смог бы хорошим отцом для повзрослевшего уже мальчика. Помню, как радостно он учил нашего первоклассника выводить двойки из дневника. Или завести второй дневник. Я тогда спросила: «А от кого двойки будем скрывать?». Долго смеялись...»
«Думаю, в какой-то мере, Майк был просветителем. Он великолепно знал английский, читал Rolling Stone, Melody Maker, Guitar player... Откуда брал - не знаю. Самое любопытное и интересное пересказывал гостям. От Майка можно было узнать, какая вышла пластинка, что стоит послушать. И переводил на слух. Вряд ли я (и не только я) стала бы слушать Лу Рида, если бы не знала, о чем его песни. И Боба Дилана, и Коэна он тоже представлял как больших поэтов. Вот бы за Нобелевку Дилана порадовался!..»
«Цой много раз говорил, что слова Майка о его песнях особенно важны, что Майку он верит больше всех. Еще помню, как мы с Марианной сидели на скамейке на улице Софьи Перовской, пока Майк и Витя наносили, видимо, очень важный визит Борису Борисовичу. Марьяша страшно нервничала: как-то БоГ примет Цоя... Майк всегда радовался появлению нового талантливого музыканта. Его спрашивали: «Не завидуешь?» Он искренне изумлялся: «Чему? Одно дело делаем. Чем нас больше, тем лучше!..»
Дискография Майка Науменко:
Сольные альбомы:
1978 - Все братья - сестры (совместно с БГ)
1980 - Сладкая N и другие
1982 - LV
Группа «Зоопарк»:
1981 - Blues de MoscouКонцертные записи:
1980 - Майк и Аквариум. 25 октября 1980. Москва
1984 - Концерт в кафе «Чайка», ноябрь 1984 года, Новосибирск (Майк и Юрий Наумов)
1985 - Жизнь в Зоопарке
1987 - Подольск-87 (Концерт «Зоопарка», издан в 2012)
1996 - Весна-лето (Майк и Цой)
1996 - 12-13 января 1985 года, Москва (Майк и Цой)
1997 - Квартирник (Майк и Рыженко)
1998 - Майк Науменко. Виктор Цой (Майк и Цой)
1998 - Исполнение разрешено (Майк, БГ и Цой)
2009 - Ленинград 1984 (Майк и Цой)
Трибьют-альбомы:
1993 - Песни Майка
1998 - Парк МАЙКского периода («Трибьют. Зоопарк»)
2000 - РеМайк (песни Майка Науменко исполняют Александр Донских фон Романов и группа «Зоо-Парк»)
2001 - Ром и пепси-кола (Песни Майка Науменко исполняет Дмитрий Дибров и «Антропология»)
2005 - Трибьют Майку Науменко, 50 лет. Уездный город N 20 лет спустя
2016 - Песни простого человека
2018 - Звери в зоопарке (группа «Звери») и саундтрек фильма «Лето» (2018)
Образ Майка Науменко в кино:
2018 - Лето - в роли Майка Науменко певец и музыкант Рома Зверь
Рома Зверь в роли Майка Науменко
последнее обновление информации: 20.01.2023
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.