Возраст смерти: 62 года
Мухаммед (араб. محمد), урожденный Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн ‘Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн ‘Абд Манаф. Родился около 570 года в Мекке - умер 8 июня 632 года в Медине (Хиджаз, Аравийский полуостров). Арабский религиозный, общественный и политический деятель, основатель и центральная фигура ислама. Согласно исламской доктрине, был пророком, вдохновленным Богом для проповеди и подтверждения монотеистических учений Адама, Нуха, Ибрахима, Мусы, Исы и других пророков. Считается печатью пророков в исламе. Объединил Аравию в единое мусульманское государство. Коран, учения и традиции Мухаммеда стали основой исламской религиозной веры.
Мухаммед родился около 570 года в Мекке.
Его имя в переводе с арабского означает «Восхваляемый», «Достойный хвалы» и встречается в Коране четыре раза. Коран обращается к Мухаммеду во втором лице, называя его пророком (наби), вестником (расуль), рабом Бога (абд), вестником радости (башир), предупредителем (назир), напоминателем (музаккир), свидетелем (шахид), воззвавшим к Богу (даи) и пр. Коран также называет его Ахмадом, то есть «более достойный похвалы» (араб. أحمد).
Полное имя Мухаммеда включает имена всех его известных предков по прямой мужской линии, начиная от Адама, а также содержит кунью по имени его сына аль-Касима: Абу́ль-Ка́сим Муха́ммад ибн Абдулла́х ибн Абд аль-Мутта́либ (Шейба) ибн Ха́шим (А́мр) ибн Абд Мана́ф (Аль-Муги́ра) ибн Куса́й ибн Кила́б ибн Му́рра ибн Каа́б ибн Луа́й ибн Га́либ ибн Фи́хр ибн Ма́лик ибн ан-На́др ибн Кина́на ибн Хуза́йма ибн Мудри́к (Ами́р) ибн Илья́с ибн Муда́р ибн Низа́р ибн Маад ибн Адна́н ибн Адад ибн Мукаввим ибн Нахур ибн Тайрах ибн Иаруб ибн Яшджуб ибн Набит ибн Исма́ил ибн Ибра́хим ибн Азар (Та́рах) ибн На́хур ибн Са́руг ибн Ша́лих ибн Ирфха́шад ибн Са́м ибн Ну́х ибн Ла́мек ибн Матту́ Шалах ибн Ахну́х (Идри́с) ибн Я́ред ибн Махли́л ибн Кайна́н ибн Я́ниш ибн Ши́с ибн Адам.
Отец - Абдуллах ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим аль-Кураши (араб. عبد الله بن عبد المطلب بن هاشم القرشي; 545, Мекка - 570, Медина, Хиджаз). Согласно преданиям, он поклялся принести в жертву одного из своих сыновей в случае, если у него родится 10 сыновей. Когда спустя много лет у него родились и выросли сыновья, он вспомнил о своем обете. Чтобы решить, кого из сыновей принести в жертву, Абд аль-Мутталиб бросил жребий, и он пал на Абдуллу. По совету курайшитов Абд аль-Мутталиб отказался от своего замысла и принес в жертву взамен своего сына 100 верблюдов. Умер до рождения Мухаммеда или спустя несколько месяцев после его рождения (выехал по торговым делам в направлении Сирии, но по пути заболел и умер в Медине).
Мать - Амина бинт Вахб (араб. آمنة بنت وهب; 557, Мекка - 577, Аль-Абва, Мекка, Хиджаз), происходила из знатной и влиятельной семьи из племени курайшитов. Она была дочерью Вахба ибн Абд Манафа, лидера клана бану зухра, племени курайшитов и Барры бинт Абд аль-Узза из клана бану абд ад-дар.
По традиции курайшитов маленького Мухаммеда отдали на воспитание бедуинам племени Бану Са’д, где за ним ухаживала Халима бинт Абу Зуайб. Когда ему исполнилось 5 лет, мать забрала его к себе. Около 577 года она вместе с сыном решила поехать в Ясриб для того, чтобы навестить родственников и могилу Абдуллаха. Пробыв в городе около месяца, они выехали обратно в Мекку. По пути Амина тяжело заболела и умерла в деревне аль-Абва между Ясрибом и Меккой.
В подростковом возрасте Мухаммед сопровождал своего дядю в торговых поездках в Сирию, чтобы получить опыт в торговле. Исламская традиция гласит, что когда ему было девять или двенадцать, во время сопровождения каравана мекканцев в Сирию, он встретил христианского монаха по имени Бахира, который предсказал Мухаммеду путь пророка.
В юности стал торговцем. В 595 году его репутация привлекла внимание сорокалетней вдовы Хадиджи. Вскоре они заключили брак.
Он периодически уединялся в горной пещере под названием Хира на несколько ночей для молитвы. Когда Мухаммеду было 40 лет, он сообщил, что его посетил Джибриль в пещере, где он получил свое первое откровение от Бога.
В 613 году Мухаммед начал публично проповедовать эти откровения, провозглашая, что «Бог един», что полная «покорность» (ислам) Богу является правильным образом жизни (дин), и что он был пророком и посланником Бога, подобно другим пророкам в исламе.
Последователей Мухаммеда изначально было немного, и в течение 13 лет они испытывали враждебность со стороны мекканских многобожников. Чтобы избежать продолжающихся преследований, он отправил некоторых из своих последователей в Абиссинию в 615 году, прежде чем он и его последователи мигрировали из Мекки в Медину (тогда известную как Ясриб) позже в 622 году. Это событие, хиджра, знаменует собой начало исламского календаря, также известного как календарь хиджры. В Медине Мухаммед объединил племена под конституцией Медины.
В декабре 629 года, после восьми лет периодических боев с мекканскими племенами, Мухаммед собрал армию из 10 тысяч новообращенных мусульман и двинулся на город Мекку. Завоевание прошло практически без сопротивления, и Мухаммед захватил город с небольшим кровопролитием.
Откровения (каждое из которых известно как аят - буквально «знак»), о получении которых Мухаммед сообщал до своей смерти, составляют стихи Корана, рассматриваемого мусульманами как дословное «Слово Бога», на котором основана религия. Помимо Корана, учения и традиции (сунна) Мухаммеда, содержащиеся в хадисах и сире (биографии), также поддерживаются и используются в качестве источников исламского права (шариат).
Будучи потомком пророка Исмаила (арабом-аднанитом), Мухаммед отличался от других арабов (кахтанитов) более светлым цветом кожи. По свидетельству современников, Мухаммед был широкоплеч, рост у него был средний, кисти рук и ступни - крупные. Борода у него была густая, рот и глаза - большие. Между лопатками находилась «печать пророчества» в виде рельефного треугольника. У него были длинные ресницы, изогнутые брови, соединенные у лба, и длинная шея.
Исламский историк и богослов Ибн Джарир ат-Табари в своей книге «Всеобщая история» так описывает его внешность: «Он был среднего роста: ни высоким, ни низким. Лицо у него было розовато-белое, глаза - темные, волосы - густые, блестящие, очень красивые. Лицо обрамляла борода. Длинные волосы ниспадали на плечи. Цветом они были черные... Походка у него была столь живой, что казалось, с каждым шагом он отрывается от земли, и вместе с тем движения его были столь легки, словно он не касался ее. Однако в походке его не было гордости, присущей сильным мира сего. В лице его было столько доброты, что нельзя было отвести глаз. Голодным было достаточно взглянуть на него, как они тотчас забывали о пище. Страдальцы забывали при нем о своих бедах, очарованные мягкостью его черт и его речи. Все видевшие его были единодушны в том, что никогда, ни раньше, ни позже, не встречали человека, беседа с которым была бы столь приятна. Нос у него был прямой, зубы - редкие. Временами волосы свободно ниспадали у него с головы, иногда он завязывал их в два или в четыре пучка. К 62 годам у него практически не было седых волос».
Мухаммед любил носить одежду белого цвета, в основном это были длинные рубашки (камис) и полосатые йеменские плащи (хибара), а также чалма и изар, оборачиваемый вокруг бедер и доходивший до середины голени. На руке у него было серебряное кольцо с надписью «Мухаммед - посланник Аллаха». Он был чистоплотен, часто наносил на свое тело благовония и чистил зубы мисваком.
Его голос был немного хриплым, говорил он красноречиво, коротко и ясно, иногда повторяя какую-нибудь фразу трижды для того, чтобы люди смогли точно запомнить его слова. Он часто улыбался, а иногда смеялся так, что были видны его коренные зубы.
В Коране сообщается, что мекканские язычники называли его одержимым (маджнун). Западные и советские медики высказывали мнение, что Мухаммед страдал эпилепсией с судорожными приступами и сумеречными помрачениями сознания. Сура 81, аят 22 Корана отвергает эти обвинения: «Мухаммед по милости Господа является пророком и не является одержимым».
Ангел Джибрил двенадцать раз являлся Адаму, четыре раза - Еноху, сорок два раза - Ибрахиму, четыреста раз - Мусе, десять раз - Исе и двадцать четыре тысячи раз - Мухаммеду. Во время бодрствования Мухаммед иногда физически ощущал приближение божественного откровения. Его тело начинало дрожать, голова тяжелела, лицо покрывалось крупными каплями холодного пота. И тогда Пророк чувствуя приближение божественного вдохновения, предусмотрительно ложился на землю, с головой завернувшись в плащ утраты. Однако, эти состояния не являлись припадками, или признаками эпилепсии. Сознание Мухаммед не терял и мог подробно описать свои переживания во время откровения. Эти приступы в глазах окружающих были проявлением особого состояния восприятия божественного откровения. Иногда откровения никакими подобными состояниями не сопровождались, в его поведении почти ничего не менялось.
Пещера Хира на горе Джабаль ан-Нур, где Мухаммед получил первое откровение
Согласно учению ислама, Мухаммед является последним пророком и посланником Аллаха. Ислам, то есть покорность Единому Богу, была присуща всем праведникам, в том числе последовавшим велению Бога, принявшим учение Исы, Мусы и других известных библейских пророков. Однако учения иудаизма и христианства, по исламу, были искажены людьми, а потому потеряли свою актуальность после ниспослания Корана. При этом искажение Писаний было в границах знания Аллаха. Коран является словом Аллаха, последним Священным Писанием, Писанием, которое не подвергнется изменениям. Так как, по воле Аллаха, Последнее Писание содержит арабскую речь, этот язык является особенным для мусульман.
Только Коран на арабском языке является Писанием, перевод на любой язык мира (часто указывается, что это «перевод смыслов») таковым не является.
Коран ниспосылался частями. В аятах Корана (25:32, 17:106) это связывается с тем, что Аллах желал укоренить веру в сердце Мухаммеда, а также ниспосылал откровения согласно событиям и вопросам спрашивающих, что производило большее впечатление, чем если бы все они были ниспосланы за один раз. Некоторые откровения отменяли предыдущие. Принято считать, что в откровениях, пришедших Мухаммеду до переселения мусульман в Медину, содержится меньше правовых установлений. В Коране часто содержатся повеления Мухаммеду. Слово «куль» (скажи) содержится 332 раза.
Ислам, признавая в качестве Священного Писания также и Библию, часто указывает на то, что в Библии говорится о Мухаммеде как о Божьем Посланнике. В Коране так говорится об этом: «Те, кому Мы даровали Писание, знают его, как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывает истину» (2:146).
Кроме того, мусульмане говорят об искажении сегодняшнего варианта Библии, которые, согласно некоторым хадисам, затронули и ту часть, в которой говорится о Мухаммеде. Христиане (в том числе признающие, что Библия имеет искажения) отвергают такую позицию.
В качестве доказательства мусульмане приводят следующий библейский стих: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты [эти слова адресованы Моисею] и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему А кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его» (Втор. 18:18-22).
Мусульмане указывают на то, что это не могло быть сказано про Ису (Иисуса), по причине того, что он не такой, как Муса (Моисей), а в приведенном стихе сказано «такого как ты». Известный мусульманский проповедник Ахмед Дидат указывал на главные отличия Исы (Иисуса): 1) чудотворное рождение Иисуса, признаваемое мусульманами; 2) Иисус не женился и у него не было детей в отличие от Моисея и Мухаммеда; 3) он не был признан своим народом пророком в отличие от Моисея и Мухаммеда; 4) Иисус не был царем (то есть не был тем, кто распоряжается жизнью своих людей); 5) также Ахмед Дидат указывает, что Иса (Иисус) не пришел с каким-то новым законом, а пришел лишь исполнить старый закон. Слова Библии «Пророка из среды братьев их», мусульмане относят к напоминанию об общем происхождении арабов и евреев. Мусульмане указывают и на другие стихи в Библии.
Однако христианские богословы утверждают, что в данном пророчестве речь не может идти о Мухаммеде, поскольку в Ветхом Завете Библии слова «из среды братьев» всегда означали только евреев. Христиане-богословы считают, что в данном пророчестве речь идет об Иисусе Христе.
Печать пророка Мухаммеда
Последняя проповедь была сказана Мухаммедом в десятый год по хиджре, когда немусульманам было запрещено посещать Священную Каабу. Мухаммед отправился во главе 14 тысяч мусульман из Медины в Хадж в Мекку. На 9-й день месяца Зуль-Хиджа Мухаммед пригласил всех мусульман, прибывших в Мекку для совершения хаджа, к горе Джабаль аль-Рахман на Арафате и говорил с ними. Мусульмане называют эту проповедь манифестом прав человека в исламе.
- О, люди, воистину, кровь ваша, ваше имущество и честь ваша священны и неприкосновенны до тех пор, пока вы не предстанете перед Господом, так же как священны для всех вас этот день и этот месяц. Воистину, вы встретитесь с вашим Господом и будете держать ответ за все ваши поступки;
- И помните, никто не несет ответ за преступление, кроме совершившего его. Сын не отвечает за преступления своего отца, и отец не отвечает за преступления своего сына;
- Знайте, что мусульманин мусульманину - брат, и вместе они образуют братство. Ничто из того, что принадлежит мусульманину, не является законным для другого мусульманина, если только тот по доброй воле не позволяет ему этого. Так не притесняйте же друг друга;
- И еще говорю я вам, все язычество и заблуждения - под ногой моей, и ушла в прошлое кровная месть времен джахилии;
- Ростовщичество запрещено, но вы можете вернуть себе номинальную сумму долга. Не сотворите никому несправедливости - и несправедливость минует вас;
- О люди! Бойтесь Аллаха в отношениях с женщинами. Воистину, вы берете их под покровительство Аллаха, и они законны для вас, согласно слову Аллаха! Истинно говорю вам - у вас есть права по отношению к вашим женщинам, и ваши женщины имеют права по отношению к вам. И есть у них право не совершать дурного, а если станут они поступать так, - есть у вас власть наказать их, но не слишком сурово. Если жены ваши избегают дурного и преданы вам - одевайте и кормите их по возможности;
- Вот говорю я вам, руководите вашими женами, но делайте это по-доброму;
- О люди! Прислушивайтесь и подчиняйтесь даже искалеченному абиссинскому рабу, который будет вашим амиром (предводителем), если он поставлен среди вас и исполняет предписания Книги Аллаха;
- Дети принадлежат брачному ложу, а нарушитель брачных уз да будет побиваем камнями;
- Воистину, я оставил среди вас Книгу Аллаха и Сунну Его Пророка. И если вы станете придерживаться их, то никогда не собьетесь с Правильного пути;
- И подумайте о рабах ваших! Кормите их той пищей, которой питаетесь сами, и одевайте их в ту одежду, что носите сами. И если они совершают проступки, которые вы не можете простить, - тогда расстаньтесь с ними, ибо они слуги Аллаха - и не вам исправлять их пути;
- О люди! Воистину, у вас один Господь и у вас один отец. Все вы - потомки Адама, а Адам был сотворен из глины. И нет преимущества у араба перед неарабом, и нет преимущества у неараба - перед арабом. И нет преимущества у белого человека перед чернокожим, и у чернокожего - перед белым, разве что лишь в богобоязненности. Истинно, истинно говорю вам - благороднейший из вас тот, кто наиболее богобоязнен.
Имя «Мухаммед» употребляется в Коране только 5 раз (Иса (Иисус) упоминается 25 раз, столько же упоминается Адам, Муса (Моисей) - 136 раз, Ибрахим (Авраам) - 69, Нух (Ной) - 43). Оно упоминается в 3:144, 145, 33:40, 47:2, 48:29 как Мухаммед и один раз в аяте 61:6 как Ахмад. Также 47-я сура Корана называется «Мухаммад».
Главным чудом Мухаммеда мусульманские богословы считают Коран. Несмотря на то, что авторство Корана в немусульманских источниках может приписываться самому Мухаммеду, переданные хадисы говорят о том, что его речь не была сходна с коранической. Выдающиеся художественные достоинства Корана признаются всеми знатоками арабской словесности. По мнению Бернхарда Вайса, человечеству за всю его средневековую, новую и новейшую историю не удалось написать ничего подобного Корану.
Разделение Луны на две части. Отрывок из Корана, на который обычно ссылаются: Час (Божьего суда) настал, и раскололся месяц. Но даже если их глазам предстанет ясное знамение (Аллаха), они отворотятся от него и скажут: «Сие лишь временное колдовство» (Сура 54:1-2) Об этом же чуде в хадисах: Анас рассказывал, что люди потребовали от посланника Аллаха (да пребудет он с миром) показать чудо, и он показал им разделенную луну (Ас-Сахих ал-Бухари, том 4, с. 533).
Предание о хлебе, аналогичное истории о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами: «Однажды в путешествии закончилась пища, и люди дошли до нищеты. Они пошли к посланнику (да пребудет он с миром) и попросили разрешения зарезать своих верблюдов, и он согласился. Умар встретил их по пути, и они рассказали ему об этом, и он сказал: «Как вы собираетесь выжить после того, как забьете верблюдов?» Затем он пошел к посланнику и сказал: «О посланник Аллаха! Как же они выживут после того, как зарежут своих верблюдов?» Посланник Аллаха приказал Умару: «Созови людей, и пусть они принесут всю еду, которая еще осталась». Были расстелены шкуры, и вся походная пища была сложена на них. Посланник Аллаха поднялся и попросил Аллаха благословить ее, затем он направил людей за посудой, и они начали брать из этой кучи до тех пор, пока каждый не взял себе достаточное количество. Затем посланник Аллаха сказал: «Я свидетельствую, что никто не имеет права, чтобы ему поклонялись, кроме Аллаха, а я его посланник».
Получение воды из пальцев. Анас бин Малик рассказывал: «Я видел посланника Аллаха (да пребудет он с миром), когда подошло время молитвы Аср, и люди искали воду, дабы совершить омовение, но не могли найти ее. Позже вода (полный горшок) для омовения была принесена к посланнику Аллаха. Он опустил руки в горшок и сказал людям совершить омовение из него. Я видел воду, выливающуюся из-под его пальцев до тех пор, пока все не совершили омовение (это было одно из чудес пророка)».
Вздыхающий пальмовый ствол. Будучи в Медине, Мухаммед во время молитвы опирался на ствол пальмы «хуннан». Для удобства пальму срубили, а на этом месте соорудили кафедру, минбар. Оставшись в одиночестве, дерево принялось вздыхать, желая прикосновений рук пророка. Узнав о его горе, Мухаммед приказал принести ствол обратно.
В жизнеописаниях и сводах хадисов описываются многие чудеса, например, во время рытья рва вокруг Медины, верные предсказания, чудеса с различными физическими объектами и др.
Отпечаток ноги пророка Мухаммеда, впечатанный в камень в результате чуда. Хранится в Тюрбе - мавзолее в Эюпе (Стамбул).
Отпечаток ноги пророка Мухаммеда
К концу жизни Мухаммеда в 632 году был завоеван весь Аравийский полуостров, большая часть Аравийского полуострова приняла ислам.
В 632 году он совершил прощальное паломничество в Мекку. Через несколько месяцев после возвращения из прощального паломничества, он заболел и умер 8 июня 632 года.
Вскоре после смерти пророка его преемники («заместители», халифы) покорили огромные территории азиатских и африканских владений Византийской империи, распространяя ислам, арабскую культуру и язык. Халифат при Аббасидах был самой крупной империей своего времени, простиравшейся от Атлантического океана до Китая.
Личная жизнь пророка Мухаммеда:
Согласно книге Масуди «Муруджуз-захаб», Мухаммед имел 15 жен. Якуби пишет, что Мухаммед имел 21 или 23 жены, а вступил в физические отношения только с 13 женами. Кардави указывает только на число 9, но без Хадиджи, то есть 10. Мухаммед женился на всех до Коранического запрета, где запрещалось иметь больше четырех жен.
Известны 13 жен Мухаммеда:
- Хадиджа бинт Хувайлид, полное имя - Хадиджа бинт Хувайлид ибн Асад ибн ‘Абдуль‘узза ибн Киляб аль-Курашия аль-Асадия (араб. خديجة بنت خويلد; VI век, Мекка - 619, Мекка), первая и до своей смерти единственная жена пророка Мухаммеда, остальных жен Мухаммед брал уже после ее смерти. Хадиджа была богатой женщиной и давала купцам займы. Одним из них был Мухаммед, за которого она затем вышла замуж. Она поддерживала Мухаммеда в его пророческой миссии, приняла ислам одной из первых, а свое имущество использовала для продвижения религии;
- Сауда бинт Зама, полное имя - Сауда бинт Зама аль-Кураши (араб. سودة بنت زمعة; родилась в Мекке - умерла в Медине), вторая жена пророка Мухаммеда, носящая титул мать правоверных.
- Аиша бинт Абу Бакр (араб. عائشة بنت أَبي بكر; ок. 614, Мекка, совр. Саудовская Аравия - 13 июля 678, Медина, Омейядский халифат), третья, самая младшая жена пророка Мухаммеда, дочь праведного халифа Абу Бакра и Умм Руман, «мать верующих». Аиша среди мусульман считается одной из семи величайших ученых ислама своего времени. При жизни Аишу называли «Правдивая». Аиша сыграла важную роль в ранней исламской истории, как при жизни Мухаммеда, так и после его смерти. В суннитской традиции Аиша изображается ученой и любознательной. Она способствовала распространению послания Мухаммеда и служила мусульманскому сообществу в течение 44 лет после его смерти. Она также известна тем, что передала 2210 хадисов не только по вопросам, связанным с личной жизнью Мухаммеда, но и по таким темам, как наследование, паломничество и эсхатология. Ее отец, Абу Бакр, стал первым халифом, сменившим Мухаммеда.
- Хафса бинт Умар, полное имя - Хафса бинт Умар аль-Кураши (араб. حفصة بنت عمر بن الخطاب; 602, Мекка - 661, Медина), мать правоверных.
- Зайнаб бинт Хузайма (араб. زينب بنت خزيمة; 595 - 626), мать правоверных. Происходила из племени Амир ибн Саса. За свое милосердие и внимание по отношению к нуждающимся, она получила прозвище Умм Масакин (мать бедных).
- Умм Салама бинт Абу Умайя, полное имя - Умм Салама Хинд бинт Абу Умайя аль-Махзуми (араб. أم سلمة هند بنت أبي أمية; 580, Мекка - 680, Медина), мать правоверных. Ее настоящее имя Хинд, но все знали ее как Умм Салама. Она происходила из рода Бану Махзум племени курайшитов.
- Зайнаб бинт Джахш, полное имя - Зайнаб бинт Джахш аль-Кураши (араб. زينب بنت جحش; ум. 642), мать правоверных. Происходила из рода асад племени курайшитов. Зайнаб бинт Джахш была одной из первых мусульманок. Она родилась приблизительно за 20 лет до начала пророчества пророка Мухаммада. При рождении ее звали Баррой, но пророк Мухаммад дал ей новое имя - Зайнаб.
- Джувайрия бинт аль-Харис (араб. جويرية بنت الحارث; ум. 676, Медина), мать правоверных. Была дочерью вождя племени Бану Мусталик Хариса ибн Абу Дирара. В 626 году мусульмане победили племя Мусталик, в результате чего Джувайрия была пленена. Ее отец был вынужден приехать к пророку Мухаммаду с просьбой об ее освобождении, и выплатить в качестве выкупа верблюдов. После освобождения Джувайрийи, пророк Мухаммад переговорил с ее отцом и его приближенными, в результате чего они приняли ислам. После этого, пророк Мухаммад попросил Хариса ибн Абу Дирара выдать Джувайрию за него замуж. Одной из причин этого брака было стремление пророка Мухаммада установить добрые отношения с племенем Бану Мусталик, которое было достаточно влиятельным на Аравийском полуострове. После заключения брака мусульмане отпустили на волю около 100 семей плененных мусталикитов. Джувайрия была добродетельной и набожной женщиной.
- Райхана бинт Зейд (араб. ريحانة بنت زيد; ум. 631), происходила из иудейского племени Курайза. Ее первым мужем был некий Хакам. В 626 году после похода мусульманам против племени Курайза она попала в плен, после чего досталась пророку Мухаммаду. Он предложил Райхане принять ислам, однако она отказалась. Спустя некоторое время, она заявила о принятии ислама и после этого пророк Мухаммад освободил ее. Согласно другой версии, передаваемой Ибн Са’дом, Райхана оставалась вплоть до своей смерти, по своему собственному выбору, наложницей Мухаммада, будучи, однако, мусульманкой. Райхана была добродетельной и набожной женщиной. Она умерла раньше других жен пророка Мухаммада.
- Сафия бинт Хуяйй, полное имя - Сафийя бинт Хуяйй ибн Ахтаб (иногда Сафия бинт Хуваййа, араб. صفية بنت حيي; 610, Медина - 670, Медина), дочь вождя иудейского племени Бану Надир Хуяйа ибн Ахтаба и дочери вождя племени Бану Курайза Барры бинт ас-Самауаль. В молодости была очень красива, и в Медине, где она жила, было много желающих жениться на ней. Первым ее мужем был известный поэт племени Саллям бин Мишкам аль-Курайза, но их брак продлился не долго. Вторым ее мужем стал Кинан ибн ар-Раби ибн Абу аль-Хукайк имевший высокое положение среди представителей племени Бану Надир. После того как иудейские племена Медины (Бану Кайнука, Бану Надир и Бану Курайза) нарушили договоры с мусульманами, они были изгнаны, и Бану Надир обосновались в Хайбаре. После изгнания из Медины отец Сафиййи не переставал враждовать с пророком Мухаммедом. В 628 году он договорился с арабскими племенами о нападении на Медину, но мусульмане узнали о заговоре и решили опередить их, двинувшись на Хайбар. В ходе битвы при Хайбаре были убиты отец и муж Сафиййи, а сама Сафийя в числе других представителей своего племени была взята в плен. Увидев плененную Сафийю, пророк Мухаммед взял ее себе в наложницы, а затем освободил ее из рабства. После освобождения ей был предоставлен выбор сохранить свою религию и уйти куда пожелает, либо остаться с пророком Мухаммедом. Сафийя решила остаться и жить с пророком Мухаммедом.
- Рамля бинт Абу Суфьян, полное имя - Умм Хабиба Рамля бинт Абу Суфьян аль-Кураши (араб. أم حبيبة بنت رملة أبي سفيان; ум. 665, Медина), мать правоверных. Была дочерью влиятельного курайшитского лидера Абу Суфьяна ибн Харба. До принятия ислама Рамля отошла от языческой веры своих предков и исповедовала веру ханифов. Она приняла ислам вместе со своим мужем Убайдуллой ибн Джахшем, который до принятия ислама исповедовал христианство. Спасаясь от гонений курайшитов, они эмигрировали в Эфиопию, где Убайдулла внезапно совершил вероотступничество (ридда) и снова перешел в христианство. Несмотря на его настойчивые попытки обратить Рамлю в христианство, она осталась верной исламу и развелась с ним. После этого она не могла вернуться в Мекку, так как ее отец Абу Суфьян был ярым противником мусульман. Узнав обо всем этом, пророк Мухаммад выразил свое восхищение искренней верой этой женщины. Он послал своего представителя к эфиопскому негусу Наджаши, с просьбой отослать Рамлю к нему в Медину для заключения с ней брака. В 7 году хиджры они поженились. Этот брак позволил пророку Мухаммаду ослабить напряжение между ним и лидером мекканских язычников Абу Суфьяном. Рамля бинт Абу Суфьян была набожной и благочестивой женщиной.
- Мария аль-Кибтия, полное имя - Мария бинт Шам’ун аль-Кибтия (араб. مارية بنت شمعون القبطية; ?, Египет - 637, Медина). Она вместе со своей сестрой была подарена ему в качестве наложницы правителем Египта Мукаукисом в 628 году. Она не упоминается в списках жен у таких биографов пророка Мухаммеда как Ибн Хишам и Ибн Исхак. Многие источники считают, что она была всего лишь наложницей. Мария родила пророку Мухаммеду сына Ибрахима, который умер в младенчестве. Мария умерла спустя пять лет после смерти пророка Мухаммеда.
- Маймуна бинт аль-Харис (араб. ميمونه بنت الحارث; 594, Мекка - 671), мать правоверных. При рождении ее звали Баррой, однако пророк Мухаммад назвал ее Маймуной. Пророк Мухаммад женился на ней по совету аль-‘Аббаса в 628 году во время первого малого паломничества мусульман (умры). Она была последней его женой, после которой он ни на ком не женился. Маймуна была добродетельной и набожной женщиной.
Согласно книге Ибн Хишама «Жизнеописание пророка Мухаммада», которая представляет собой наиболее полный и достоверный свод исторических сведений, связанных с жизнью и деятельностью пророка Мухаммеда и является третьим по степени важности (после Корана и хадисов) источником ислама, у пророка Мухаммеда было одиннадцать жен. Из них курайшиток было шесть: Хадиджа бинт Хувайлид, Аиша бинт Абу Бакр, Хафса бинт Умар, Рамля бинт Абу Суфьян, Умм Салама бинт Абу Умайя, Сауда бинт Зама. Жен из других арабских племен было шесть: Зейнаб бинт Джахш, Маймуна бинт аль- Харис, Зейнаб бинт Хузайма, Джувайрия бинт аль-Харис, Асма бинт ан-Нуамана аль-Кинди и Амра бинт Йазида аль-Килаби. С двумя последними - Асмой бинт ан-Нуамана аль-Кинди и Амрой бинт Йазида аль-Килаби Пророк не жил. У Асмы были белые пятна на теле и он вернул ее обратно в ее семью. А Амра была неверной и не хотела жить с Пророком. Пророк также вернул ее в ее семью. Из неарабок его женой была Сафия бинт Хуяй.
Когда был ниспослан аят, ограничивающий количество жен четыремя, Пророк был уже женат на девяти женщинах. Чтобы сократить количество жен до четырех, Пророк предложил остальным развод, но ни одна из них не дала согласия на него, так как в случае развода жены Пророка уже не могли выходить замуж ни за кого другого и должны были остаться незамужними до конца своих дней.
При жизни Пророка умерло две его жены - Хадиджа бинт Хувайлид и Зейнаб бинт Хузайма. Когда Пророк умер, он оставил после себя девять жен. При жизни его горячо любимой жены, верного и настоящего друга - Хадиджи бинт Хувайлид Мухаммед не был женат еще на ком-либо и все остальные жены появились лишь после смерти Хадиджи. Пророк Мухаммед хранил память о Хадидже до самой своей смерти, как образ самого дорогого, близкого любимого человека на земле и впоследствии ни новые жены, ни наложницы не могли восполнить понесенной им утраты.
Дети Мухаммеда:
- Касим ибн Мухаммад ибн Абдуллах (араб. القاسم بن محمد بن عبد الله), старший из сыновей Мухаммеда и Хадиджи бинт Хувайлид. Умер в 601 году нашей эры (до начала пророчества своего отца в 609 году), после своего третьего дня рождения и похоронен на кладбище Джаннат аль-Му’алля в Мекке.
- Зайнаб бинт Мухаммад (араб. زينب بنت محمد; ум. 629, Медина), старшая из дочерей пророка Мухаммада и Хадиджи. Родилась приблизительно за десять лет до начала пророческой миссии Мухаммада. После начала пророческой миссии Мухаммада, Зайнаб стала одной из первых мусульманок.
- Рукайя бинт Мухаммад (араб. رقية بنت محمد; ок. 605, Мекка, совр. Саудовская Аравия - 624, Медина, совр. Саудовская Аравия), дочь пророка Мухаммада и Хадиджи. Рукайя родилась, когда Мухаммаду было около 33 лет. Еще до начала пророческой миссии отца она была обручена с сыном Абу Лахаба, Утбой. После начала проповедей Мухаммада Абу Лахаб настоял на расторжении брачного договора сына, после чего Мухаммад выдал свою дочь замуж за Усмана ибн Аффана. Вместе с Усманом Рукайя эмигрировала в Эфиопию. Там она родила сына Абдуллаха, который, согласно преданию, умер в возрасте 6 лет. Вернувшись из Эфиопии в Мекку, она совершила переселение в Медину. Накануне битвы при Бадре Рукайя тяжело заболела и пророк разрешил Усману остаться с больной женой. Она умерла после того, как до Медины дошло известие о победе мусульман. Ее похоронили на кладбище аль-Баки возле мечети Пророка. После смерти Рукайи пророк Мухаммад выдал за Усмана свою вторую дочь, Умм Кульсум.
- Умм Кульсум бинт Мухаммад (араб. أم كلثوم بنت محمد; ум. 630, Медина, совр. Саудовская Аравия), дочь пророка Мухаммада и Хадиджи. Родилась в Мекке. Была обручена со вторым сыном Абу Лахаба, Утайбой. Однако отношения пророка Мухаммада и его дяди Абу Лахаба испортились и Абу Лахаб инициировал расторжение брачного союза еще до начала брачных отношений. Умм Кульсум была в числе первых мусульман. Она вместе с другими мусульманами совершила переселение (хиджра) из Мекки в Медину. После смерти своей сестры Рукаййи в 624 году она стала женой Усмана ибн Аффана. Потомства у Умм Кульсум и Усмана не было. Умм Кульсум умерла в 630 году, за два года до смерти своего отца.
- Абдуллах ибн Мухаммад аль-Кураши (араб. عبد الله بن محمد), также известный как ат-Тахир ибн Мухаммад или ат-Таййиб ибн Мухаммад (610-е, Мекка - 615, Мекка), сын пророка Мухаммеда и его первой жены Хадиджи бинт Хувайлид. Родился в Мекке после начала пророческой миссии Мухаммеда. Он получил свои имена ат-Тахир («чистый») и ат-Таййиб («добрый», «хороший») из-за того, что он родился после начала пророчества отца. Пророк Мухаммед дал ему имя своего отца. Абдуллах умер в 615 году в Мекке будучи ребенком.
- Фатима бинт Мухаммад (араб. فاطمة بنت محمد), более известная как Фатима аз-Захра (араб. فاطمة الزهراء); род между 604-604, Мекка, Хиджаз - 14 декабря 632, Медина, Хиджаз, Саудовская Аравия), младшая дочь пророка Мухаммада от его первой жены Хадиджи и мать его внуков Хасана и Хусейна от Али ибн Абу Талиба. Единственная из всех детей Мухаммада, которая пережила его. Фатима почитается мусульманами как образец богобоязненности, терпения и наивысших нравственных качеств.
- Ибрахим ибн Мухаммад (араб. إبرهيم بن محمد; ок. 630, Медина, совр. Саудовская Аравия - 632, там же), сын пророка Мухаммада и Марии аль-Кибтии. Родился в последний месяц 8 года по хиджре (ок. 630 г.). Был назван в честь пророка Ибрахима (Авраама), который считается общим предком арабов и евреев. Ат-Табари сообщает, что Ибрахим умер в возрасте 21 месяца. Смерть Ибрахима совпала с солнечным затмением. Мусульмане стали говорить об этом как о чуде, говоря, что солнце затмилось в печали из-за смерти Ибрахима. Услышав это, пророк Мухаммад сообщил, как говорят, «Солнце и луна - это два из знамений Всевышнего Аллаха. Их затмение не связано ни со смертью, ни с рождением ни одного из смертных».
Все дети Мухаммеда, кроме Ибрахима, были от Хадиджи. Мальчики умерли в раннем детстве. Девочки дожили до начала пророческой миссии Мухаммеда, все приняли ислам, все переселились из Мекки в Ясриб. Все скончались до смерти Мухаммеда, кроме Фатимы; она умерла через шесть месяцев после его смерти.
Потомков Мухаммеда через его дочь Фатиму и внука Хусейна называют сеидами. Потомки внука Хасана - шерифы. Потомки Мухаммеда создали правящую династию в Марокко (Саадиты). Король Иордании Абдалла II из династии Хашимитов является прямым потомком Мухаммеда в 43-м поколении.
Пророк Мухаммед в кинематографе:
1976 - «Послание»
2002 - «Мухаммед: последний пророк» (мультфильм)
2008 - «Луна рода Хашим»
2012 - «Умар»
2015 - «Мухаммед - посланник Всевышнего»
последнее обновление информации: 18.12.2023
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.