Возраст: 71
Юрий Иванович Метелкин. Родился 27 июня 1953 года в Гомеле Белорусской ССР. Советский и российский певец, музыкант, поэт, звукоархивист. Один из основателей ВИА «Синяя птица». Автор интернет-проектов «Старое Радио», «Аудиопедия», «Свидетель».
Юрий Метелкин родился 27 июня 1953 года в Гомеле.
Отец - Иван Иванович Метелкин (1922-1992), участник Великой Отечественной войны, шофер.
Мать - Валентина Михайловна Абросимова (род. 1925) - бухгалтер.
После окончания средней школы в 1971-1974 годах учился на отделении культурно-просветительской работы Гомельского музыкально-педагогического училища (ныне - Гомельский государственный педагогический колледж им. Л. С. Выготского).
Во время учебы в училище начал выступать в основанном в 1972 году при клубе Гомельского Фанерно-спичечного комбината вокально-инструментальном ансамбле «Мы, вы и гитары». В его составе также выступали Сергей Дроздов, Вячеслав Яцыно, Валерий Павлов, Борис Белоцерковский, Яков Цыпоркин и Владимир Блюм. Впоследствии ансамбль получил название «Голоса Полесья», становился лауреатом белорусских республиканских конкурсов и всесоюзного конкурса «Молодые голоса».
Юрий Метелкин вспоминал: «Был момент, когда мы приняли участие во Всесоюзном конкурсе Центрального телевидения и Всесоюзного радио, который назывался «Алло, мы ищем таланты!», вел его Саша Масляков. Этот конкурс тогда как раз, по-моему, переименовали, то ли «Молодые голоса», то ли... Ну, в общем, неважно. Не помню, с чьей подачи мы переименовались в «Голоса Полесья»... А поскольку команда была сильная, мы шаг за шагом начали побеждать... Поскольку у нас репутация была чистая, никаких проблем за нами не числилось, выбрали нас, и мы выиграли республиканский конкурс. Потом вышли на зональный, который проходил в Донецке - несколько сот групп из Башкирии, Молдавии, Украины, Прибалтики. Не знаю, как это произошло, теперь уже трудно объяснить, но вот этот зональный конкурс мы тоже выиграли. В жюри были Микаэл Таривердиев, Саша Масляков, Игорь Лученок, не помню уже, был ли Роберт Рождественский, в общем, серьезные люди.
И после зонального мы, естественно, вышли на Всесоюзный, на финальную стадию, в Останкино. Там у нас случился такой сложный момент, когда мы хотели петь песню «Цветы на дорогах войны» Володи Семенова, которая нам очень нравилась, я там солировал. А нам сказали, что мы должны спеть песню Пахмутовой, иначе первого места не видать. Мы, молодые, сказали: а не пошли бы вы, с какой стати тут нам указываете... И помню, что ко мне один на один подошел Микаэл Таривердиев (я сидел в холле за роялем, в Останкино). Он наклонился ко мне и сказал: «Вы знаете, я вам дам один совет. У вас слишком западная манера пения». А у меня действительно школа была западная, я стремился к этому мастерству. Говорю: «А как надо?» Он мне: «Подкобзонивать». Он-то пошутил, ему это легко и просто было сказать, а во мне как будто что-то перевернулось, я был потрясен сказанным. Но хочу подчеркнуть, что это не было политической акцией, он просто дал добрый совет, чтобы мы победили, видимо, мы ему нравились. Но мы, будучи молодыми, не понимали, что надо «подкобзонивать», идти на компромиссы. Я и сейчас такой, собственно, не люблю прогибаться. В итоге мы тогда все равно стали лауреатами, но «бойня» с жюри у нас была».
В это время к ним приехали Роберт и Михаил Болотные, предложили идти на профессиональную работу. В январе 1975 году участники «Голосов Полесья» переезжают в Горький и работают в коллективе «Современник» Горьковской филармонии. В 1976 году коллектив переезжает в Куйбышев и берет новое название - ВИА «Синяя птица». 22 февраля 1976 года в Тольятти состоялся первый афишный концерт коллектива.
Юрий Метелкин принял участие в записи второго миньона ВИА - спел «Ты мне не снишься» и «Прости, вместо прощай» вместе с Сергеем Дроздовым.
Юрий Метелкин в молодости
В июле 1977 года из творческих соображений Метелкин уходит из ВИА «Синяя птица» и переезжает в Москву. Сам он о причинах ухода из ансамбля говорил: «Мне стыдно за концерты, потому что концертная программа держалась на нескольких раскрученных хитах с пластинок, остальное - какая-то навязанная худсоветом галиматья. А меня тянуло петь серьезные произведения западной школы, западную музыку, я весь был в творческих планах. А тут эти бесконечные гастроли, все друг с другом потихоньку «перецапываются», женщины влезают. Не было серьезных заработков, ставки были маленькие, потом, правда, стали повыше. Словом, я сам не понял, как это случилось, все ахнули, но я первый ушел из группы, находившейся на пике славы, уже окончательно».
В дальнейшем вплоть до начала перестройки работал в разных музыкальных группах Московского Объединения Музыкальных Ансамблей (МОМА), из них 12 лет вокалистом, в составе ансамбля под управлением джазового пианиста Габиля Зейналова. Работал в известном московском ресторане.
В 1983-1987 годах учился на факультете культурно-просветительской работы Московского Государственного Института Культуры им. В. И. Ленина.
В 1990-е годы был вынужден был уйти из профессии и занимался различными формами коммерческой деятельности.
В 2007 году начал вести некоммерческий культурный интернет-проект «Старое Радио» и «Аудиопедия», связанные с поиском, реставрацией, сохранением и предоставлением всеобщего и бесплатного доступа к радио наследию «Золотого века радиотеатра».
Юрий Метелкин является идеологом сокращения срока действия авторского права и скорейшей передачи культурного наследия народов СССР во всеобщее пользование (public domain). Наряду со спасением радио-архивов, на примере операции по спасению архива Иркутского радио «Восток», ведет совместные проекты по оцифровке, сохранению и экспонированию звукового наследия с творческими организациями - ВТО, ЦДА, ЦДРИ, РосАрхив, МосАрхив, Дом-музей Марины Цветаевой, различными частными архивами и коллекциями. Экспонирование ведется не только в рамках интернет-радиовещания, но и на площадке AudioPedia, вмещающей в себя тематические разделы - Свидетель, Театрология, Репортаж, Лекториум, Фонохрестоматия.
В апреле 2013 года Юрий Метелкин передал в дар Гостелерадиофонду 30 тысяч катушек магнитной пленки с фондовыми записями СССР.
Он собрал огромную сокровищницу звукозаписи отечественной культуры. В ней подобраны лучшие образцы, выраженные художественным словом и музыкальными произведениями в исполнении мастеров. Им собрана огромная коллекция уникальных работ, а также исторических документов в устном представлении, которая систематизирована, оцифрована со старых носителей и выложена в интернете для всеобщего пользования.
Его стараниями была найдена аудиопостановка «Чайки» Александра Таирова - легендарного спектакля. Однажды, оцифровывая архив московского Дома актера, на одной из пленок 1946 года Метелкин нашел запись заседания по поводу 60-летия ВТО СССР, где в числе первых был объявлен Александр Яковлевич Таиров. Затем обнаружилась аудиоверсия спектакля. Звук записывался прямо из зрительного зала (Камерный театр был приспособлен под запись звука со сцены).
В коллекции «Старого радио» есть редкая запись неформальной, «ругательной» Анны Ахматовой. Запись сделал филолог Иван Рожанский у себя на квартире.
Огромное количество ценного материала оказалось сохранено благодаря прослушке КГБ. «Служебки, по сути, были обыкновенным стучаловом, но, когда я узнал об их существовании, пошел по творческим организациям - ЦДРИ, Дом актера - и смог найти несколько бесценных записей», - вспоминал Метелкин. В частности, запись лучших стихотворений Бориса Пастернака дошла до нас благодаря записи КГБ: легендарный «Август» - «как обещало, не обманывая» - Борис Леонидович читал в доме у актера Сергея Балашова.
Удивительная находка у него связана с певцом Александром Вертинским. В архивах дома актера он обнаружил необычный артефакт: американские стеклянные грампластинки, их было три, две целые и одна, поломанная надвое. Такие пластинки поставлялись из Америки в конце войны, а к ним прилагался специальный аппарат, чтобы записывать звук. Потребовалось много времени и сил, чтобы придумать, как снять звук и склеить поломанный диск. Оказалось, это шесть фонограмм Вертинского, а кроме фонограмм еще и небольшой разговор, который произошел между Вертинским и теми, кто записывал: они не успели сразу выключить аппарат.
Личная жизнь Юрия Метелкина:
Свою частную жизнь скрывает.
Награды и звания Юрия Метелкина:
- Лауреат Всероссийского Фестиваля интернет-проектов «Новая реальность» в номинации «Культура» (2009);
- Лауреат Всероссийского конкурса интернет-проектов «Позитивный контент» в региональной номинации (2009);
- Лауреат премии губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в номинации «Связь времен» (2014);
- Премия «Свободные знания» (Вики-премия) - за создание фонографических архивов «Свидетель» и «Репортаж», являющихся частью проекта «Аудиопедия» и содержащих уникальные записи, многие из которых перешли в общественное достояние (2016)
последнее обновление информации: 07.04.2023
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.