Анатолий Мариенгоф - биография, новости, личная жизнь

Возраст: 127 (со дня рождения)

Возраст смерти: 64 года

Анатолий Мариенгоф

Анатолий Борисович Мариенгоф. Родился 24 июня (6 июля) 1897 года в Нижнем Новгороде - умер 24 июня 1962 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Русский поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик, драматург, мемуарист.

Анатолий Мариенгоф родился 24 июня (6 июля по новому стилю) 1897 года в Нижнем Новгороде в купеческой дворянской семье.

Отец - купец второй гильдии Борис Михайлович Мариенгоф (1867-1918), еврейского происхождения, был приписан из мещан города Митавы Курляндской губернии в нижегородское купечество; 4 мая 1894 года в Нижнем Новгороде принял православие.

Мать - Александра Николаевна Мариенгоф (урожденная Хлопова, 1870-1913), родилась в имении под Ардатовом, ей принадлежал деревянный одноэтажный дом с мезонином в первой Кремлевской части Нижнего Новгорода.

В 1911 году семья проживала на Большой Покровской улице, дом № 10 (Чесноковa и Кудряшовa).

Анатолий Мариенгоф учился в Нижегородском дворянском институте императора Александра II. Детство его прошло под сильнейшим влиянием отца. В обширных мемуарах писателя, созданных во второй половине столетия, тому отводилась роль наиболее здравомыслящего и тонкого человека среди всего тогдашнего окружения Анатолия, да и среди позднейших знакомств. Борис Михайлович участвовал и в формировании литературного вкуса сына. Чрезвычайная антирелигиозность Анатолия Мариенгофа также была воспитана отцом.

В 1913 году, после смерти жены, отец Мариенгофа, воспользовавшись приглашением английского акционерного общества «Граммофон», стал его представителем в Пензе и переехал туда с детьми (у Анатолия была еще младшая сестра Руфина). Там Анатолий продолжил учебу в 3-й частной гимназии С. А. Пономарева, где в 1914 году издавал журнал «Мираж», «более чем наполовину заполняя его собственными стихами, рассказами, статейками...» Здание Пономаревской гимназии в Пензе сохранилось до наших дней, и в 2015 году на нем была торжественно открыта мемориальная доска Мариенгофу.

Крайне значимым для молодого Мариенгофа явилось путешествие летом 1914 года по Балтике на учебной парусной шхуне «Утро». Он побывал в Финляндии, Швеции и Дании и даже получил матросское свидетельство, чем чрезвычайно гордился. Однако плавание прервалось поскольку началась Первая мировая война.

Анатолий Мариенгоф в юности

Анатолий Мариенгоф в юности

В 1916 году Мариенгоф окончил гимназию и уехал в Москву, где поступил на юридический факультет Московского университета. Не проучившись там и полгода, он попал на фронт, где в составе инженерно-строительной дружины занимался устройством дорог и мостов.

На фронте он продолжал писать стихи. В том же году появляется первая пьеса в стихах «Жмурки Пьеретты».

В 1917 году, пока он ехал в отпуск, произошла революция. Возвратившись в Пензу, с головой уходит в литературу. Его произведения выходят в нескольких поэтических сборниках, а в 1918 году он выпускает первую собственную книжку под названием «Витрина сердца». Там же он организует поэтический кружок, в котором состоят его соученик по гимназии поэт Иван Старцев и художник Виталий Усенко.

Летом в город вошел Чехословацкий корпус. От случайной пули погиб отец. После этого трагического события Анатолий Мариенгоф навсегда покинул Пензу и переехал в Москву, где остановился у своего двоюродного брата Бориса и совершенно случайно показал свои стихи Николаю Бухарину, бывшему на тот момент главным редактором «Правды». Стихи Бухарину не понравились, но талант в молодом человеке он разглядел и устроил его литературным секретарем издательства ВЦИК, которым руководил по совместительству.

Вскоре в издательстве ВЦИК происходит его встреча с Сергеем Есениным, имевшая существенное значение в судьбах обоих, а после - знакомство с В. Шершеневичем и Рюриком Ивневым. Они называют себя имажинистами, о чем заявляют «Декларацией», опубликовав ее в январе 1919 года в журнале «Сирена» (Воронеж).

С Есениным Мариенгофа связала тесная дружба. Осенью 1919 года они поселяются вместе и на несколько лет становятся почти неразлучны. Вместе ездят по стране: летом 1919 года побывали в Петрограде, весной 1920 года - в Харькове, летом - в Ростове-на-Дону, на Кавказе. Публикуют в печати письма друг к другу, чем вызывают негодование критиков. Есенин посвящает Мариенгофу поэму «Сорокоуст», драму «Пугачев», стихотворения «Я последний поэт деревни» и «Прощание с Мариенгофом».

Анатолий Мариенгоф и Сергей Есенин

Анатолий Мариенгоф и Сергей Есенин

В 1924-1925 годах Мариенгоф работал заведующим сценарным отделом «Пролеткино», вскоре также начал писать киносценарии. Всего их было создано около десяти. В 1928 году вместе с женой Анной Никритиной, получившей работу в БДТ, Мариенгоф переехал в Ленинград, где прожил до конца жизни.

В 1928 году в берлинском издательстве «Петрополис» вышел роман «Циники» (в СССР издан только в 1988 г., см. ниже раздел «Издания»). Публикация «Циников», равно как и следующего романа «Бритый человек», вышедшего в том же издательстве в 1930 году, принесла Мариенгофу массу неприятностей, писатель был подвергнут в СССР травле. Это привело к тому, что 1 ноября 1929 года он направил письмо в правление МО Всероссийского союза советских писателей, где признал, что «появление за рубежом произведения, не разрешенного в СССР, недопустимо».

В вышедшем в 1932 году VI томе «Литературной энциклопедии» его творчество характеризуется как «один из продуктов распада буржуазного искусства после победы пролетарской революции». Романы «Циники» и «Бритый человек» в статье даже не были упомянуты.

Примерно в это же время на театральных площадках Москвы идет спектакль «Шут Балакирев» по одноименной пьесе Мариенгофа.

В июне 1941 года он приходит на Ленинградское радио и читает баллады (очерки в стихах), тут же звучавшие в выпусках «Радиохроники». Вскоре вместе с Большим драматическим театром Мариенгоф и его жена были эвакуированы в Киров, где прожили около трех лет.

поэт Анатолий Мариенгоф

В послевоенное время против Мариенгофа и М. Э. Козакова была развернута травля за их пьесы «Золотой обруч», «Преступление на улице Марата» и «Остров Великих Надежд».

В 1948 году написал пьесу в духе борьбы с космополитизмом «Суд жизни», но она не была принята к постановке.

В 1953-1956 годах написал еще одну автобиографическую книгу («Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги»), в которой рассказал о детстве и юности, дополнив портрет Есенина. После смерти Мариенгофа была опубликована ее сокращенная и приглаженная цензурой версия (под названием «Роман с друзьями»), а в полном виде книга вышла только в 1988 году.

Анатолий Мариенгоф умер 24 июня 1962 года (в день своего рождения по старому стилю) в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.

Поэт Иосиф Бродский писал о Мариенгофе, что тот был первым, кто применил «киноглаз» в русской литературе.

Мариенгофа еще при жизни часто рисовали известные художники, а скульпторы лепили с него изваяния. Началось все с портрета Георгия Якулова и графики Бориса Эрдмана - художников Московского Ордена имажинистов. А позже появились портрет работы Владимира Лебедева, а также скульптуры Сарры Лебедевой и Дмитрия Шварца.

11 сентября 2015 года в Пензе была торжественно открыта мемориальная доска Анатолию Мариенгофу на здании бывшей частной 3-й мужской гимназии С. А. Пономарева (Пономаревской гимназии), в которой будущий поэт и драматург учился с 1913 по 1916 годы (ул. Московская, 34). Автор мемориальной доски - скульптор, член Союза художников России Александр Хачатурян. В церемонии открытия приняли участие мэр Пензы Юрий Кривов и председатель Пензенской городской Думы Виктор Кувайцев.

25 февраля 2016 года в Нижнем Новгороде писатель Захар Прилепин и федеральный инспектор по Нижегородской области Денис Москвин открыли мемориальную доску по адресу Большая Покровская, 10-в. В этом доме Мариенгоф прожил с 1897 по 1913 годы.

17 июня 2016 года в деревне Плетниха Пильнинского района Нижегородской области появилась улица Мариенгофа.

Захар Прилепин написал о Мариенгофе книгу в серии «Жизнь замечательных людей».

В феврале 2019 года вышла наиболее полная биография Мариенгофа, подготовленная Олегом Демидовым.



Личная жизнь Анатолия Мариенгофа:

Жена - Анна Борисовна Никритина (5 октября 1900 - 10 декабря 1982), советская актриса, артистка Камерного театра в Москве. Заслуженная артистка РСФСР.

Поженились 31 декабря 1922 года.

У них родился сын Кирилл (10.07.1923, Одесса - 4.03.1940, Ленинград), который покончил с собой (повесился) - причины до настоящего времени не установлены.

Анатолий Мариенгоф и Анна Никритина

Анатолий Мариенгоф и Анна Никритина

Произведения Анатолия Мариенгофа:

1918 - Витрина сердца
1919 - Кондитерская солнц
1920 - Буян-Остров. Имажинизм
1920 - Руки галстуком
1920 - Стихами чванствую
1921 - Тучелет (книга поэм)
1922 - Разочарование
1922 - Заговор дураков
1925 - Двуногие
1926 - Новый Мариенгоф (1922-26)
1926 - Воспоминания о Сергее Есенине
1927, 1928, 1929 - Роман без вранья
1927 - Такса-клякса
1928 - Циники
1928 - Мяч проказник
1930 - Бритый человек
1930 - Бобка-физкультурник
1936 - Екатерина
1940 - Шут Балакирев
1942 - Поэмы войны
1942 - Пять баллад
1943 - Ленинградские подруги
1943 - Мистер Б
1943 - Наша девушка
1943 - Совершенная виктория
1945 - Егоровна
1948 - Суд жизни
1951 - Рождение поэта
1953 - Мама
1955 - Странный характер (сборник пьес)
1957 - Маленькие комедии
1959 - Не пищать! (в соавторстве с М. Козаковым; по произведениям А. С. Макаренко)
1959 - Рождение поэта. Шут Балакирев. Пьесы

Сценарии Анатолия Мариенгофа:

1928 - Дом на Трубной («Параша») (в соавторстве с Беллой Зорич, Вадимом Шершеневичем, Виктором Шкловским, Николаем Эрдманом)
1928 - Проданный аппетит («Филантроп») (в соавторстве с Николаем Эрдманом)
1929 - Веселая канарейка («Железный ящик») (в соавторстве с Борисом Гусманом)
1929 - Живой труп («Законный брак») (в соавторстве с Борисом Гусманом)
1929 - Посторонняя женщина («Сплетня», «Баба», «Ревность») (в соавторстве с Николаем Эрдманом)
1936 - О странностях любви (в соавторстве с Борисом Гусманом)

Образ Анатолия Мариенгофа в кино:

2004 - «Золотая голова на плахе» - в роли Мариенгофа актер Андрей Зайков
2005 - «Есенин» - в роли Мариенгофа актер Дмитрий Щербина

последнее обновление информации: 03.04.2022

© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.





Главная Политика конфиденциальности 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.