Возраст: 99 (со дня рождения)
Возраст смерти: 60 лет
Аида Ивановна Манасарова (Aida Manasarova), урождённая Епихова. Родилась 23 апреля 1925 года в Вологде - умерла 26 февраля 1986 года в Москве. Советский кинорежиссёр, сценарист, композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980).
Аида Епихова, ставшая известной как Аида Манасарова, родилась 23 апреля 1925 года в Вологде.
В 1941 году окончила Вологодскую музыкальную школу. Среднюю школу окончила с золотой медалью.
В 1949 году окончила режиссёрский факультет ВГИКа, мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Ее однокурсником был Сергей Бондарчук.
В 1949-1955 годах - режиссёр Куйбышевской, затем Ленинградской студий кинохроники. В начале 1950-х годов пробовала себя в документальном кино.
С 1956 года Аида Манасарова начала работать на киностудии «Мосфильм» в качестве второго режиссёра, что стало важным этапом её профессионального становления. В её творчестве центральное место занимают морально-этические вопросы, с которыми сталкивается современный человек. Фильмы Манасаровой - это не просто иллюстрации повседневных ситуаций, но глубокие размышления о природе нравственности, долге и ответственности. Особое внимание режиссёр уделяет внутренним конфликтам своих героев, делая акцент на их личном моральном выборе, который неизменно становится ключевым испытанием для персонажей.
Манасарова добилась признания за свои работы благодаря мастерскому владению жанром морально-этической драмы. Она сумела адаптировать этот жанр к специфическим условиям советской эпохи, превратив фильмы в площадку для открытого обсуждения вопросов морали. Внутреннее напряжение, которое режиссёр передаёт через своих героев, становится основным элементом драматургии, что позволяет зрителям глубже проникнуть в эмоциональные и психологические аспекты сюжетов.
Критики часто сравнивали стилистический подход Манасаровой с работами Ингмара Бергмана. Оба режиссёра уделяли большое внимание психологическим портретам героев и использовали минималистичные, но эмоционально насыщенные визуальные образы для передачи внутренней борьбы.
В первых же драмах Аиды Манасаровой, снятых в начале 1960-х годов, таких как «Суд» и «Коротко лето в горах», приняли участие выдающиеся советские актёры, среди которых Николай Крючков, Олег Жаков, Глеб Стриженов и Валентина Телегина. Эти фильмы заложили основу её режиссёрского стиля и получили признание благодаря яркой игре известных артистов, а также глубине поднимаемых морально-этических тем.
В 1965 году Манасарова вместе с Михаилом Светловым написала сценарий для фильма «20 лет спустя», который основывался на пьесе Светлова о комсомольцах времён Гражданской войны. В этом проекте Манасарова проявила себя не только как режиссёр, но и как композитор, что было редким явлением в её карьере. Фильм отличался звёздным актёрским составом, в котором блистали Жанна Прохоренко и Лидия Сухаревская, что только усилило успех картины.
Заметным событием в её творчестве стал фильм 1969 года «Главный свидетель», снятый по рассказам Антона Чехова. В этом проекте Манасарова вновь собрала блестящий актёрский состав: Александр Белявский, молодая Елена Санаева, Лариса Лужина, Всеволод Санаев и Глеб Стриженов. Картина не только подчеркнула её мастерство в работе с драматургическим материалом, но и продемонстрировала её способность раскрывать психологические нюансы персонажей, что особенно заметно в экранизации произведений Чехова.
В 1974 году Аида Манасарова сняла драму «Ищу свою судьбу», посвящённую нелёгкой судьбе женщины, столкнувшейся с жизненными трудностями и поиском себя. Главные роли в этом фильме исполнили известные актёры Георгий Жжёнов, Галина Польских, Эдуард Марцевич и Майя Булгакова. Картина, отмеченная сильными актёрскими работами, продолжила традицию режиссёра обращаться к сложным моральным вопросам и психологическим конфликтам. К середине 1970-х годов Манасарова нашла свою постоянную творческую команду. Особое место среди её соратников заняли актёры Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская, с которыми у режиссёра сложилась глубокая дружба и творческое сотрудничество. С 1976 года, начиная с фильма «Вы мне писали», Мягков и Вознесенская стали неизменными участниками всех последующих кинопроектов Манасаровой. Их участие в фильмах придало работе режиссёра новое эмоциональное звучание, а постоянство этой актёрской команды позволило создавать более насыщенные и проникновенные образы.
В фильме Аиды Манасаровой «Оглянись!» режиссёр смело затрагивает две редкие и полузапретные для советского кинематографа темы, которые в то время были нежелательны для публичного обсуждения. Первая из них - психотерапия. В те годы общество относилось к этому методу лечения с настороженностью или откровенным скепсисом, а сама тема психотерапии редко поднималась в кино. Манасарова рискнула осветить этот аспект, вводя в сюжет психологическую драму, где герои сталкиваются с необходимостью радикальных изменений в своём внутреннем мире. По сюжету фильма мать с сыном осознают, что их ситуация зашла в тупик, и решаются на сеанс радикальной психотерапии. Здесь ключевую роль исполняет врач, которого сыграл Андрей Мягков. Его персонаж - не просто профессионал, а человек, который, задавая своим пациентам неудобные, жесткие и откровенные вопросы, заставляет их столкнуться лицом к лицу со своими внутренними страхами и противоречиями. Мягков мастерски передаёт этот процесс, делая сеансы психотерапии не только эмоционально насыщенными, но и по-настоящему болезненными для героев. Вопросы врача выводят героев на путь самоанализа, который становится болезненным и пугающим, что делает фильм психологически глубоким и напряжённым.
Фильмы Аиды Манасаровой «Утренний обход», «Фантазия на тему любви» и «От зарплаты до зарплаты» пользовались популярностью среди зрителей благодаря своему неповторимому стилю и актуальным темам. В картине «Фантазия на тему любви» участвовала группа «Цветы» под руководством Стаса Намина, что добавило фильму яркую музыкальную составляющую и привлекло дополнительную аудиторию.
Однако фильм «От зарплаты до зарплаты» столкнулся с трудностями из-за советской цензуры. Из-за своих социальных и экономических тем, которые не вписывались в рамки идеологии того времени, его выпуск был отложен. Лишь в годы перестройки, когда культурные и политические ограничения стали ослабляться, картина наконец увидела свет в 1987 году. Этот фильм стал символом того, как творческие проекты, затрагивающие жизненные реалии, могли быть ограничены в своём выражении, но в конечном итоге находили дорогу к зрителям в эпоху перемен.
В 1986 году стала лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Специальный приз».
Умерла 26 февраля 1986 года в Москве. Похоронена на 10-м участке Кунцевского кладбища.
Личная жизнь Аиды Манасаровой:
Была замужем.
Режиссерские работы Аиды Манасаровой:
1958 - Человек с ножами (короткометражный)
1962 - Суд
1963 - Коротко лето в горах
1965 - Двадцать лет спустя
1969 - Главный свидетель
1974 - Ищу мою судьбу
1976 - Вы мне писали...
1979 - Утренний обход
1980 - Фантазия на тему любви
1983 - Оглянись!
1985 - От зарплаты до зарплаты
Сценарии Аиды Манасаровой:
1965 - Двадцать лет спустя
1980 - Фантазия на тему любви - при участии
Композиторские работы Аиды Манасаровой:
1965 - Двадцать лет спустя
последнее обновление информации: 28.09.2024
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.