Возраст: 355 (со дня рождения)
Возраст смерти: 62 года
Царица Евдокия Федоровна, урожденная Лопухина (при рождении Прасковья Илларионовна), в иночестве Елена. Родилась 30 июля (9 августа) 1669 года в селе Серебрено Мещовского уезда (ныне Калужская область) - умерла 27 августа (7 сентября) 1731 года в Москве. Русская царица. Первая супруга Петра I (1689-1698). Последняя русская царица и последняя не морганатическая неиноземная супруга русского монарха.
Прасковья Лопухина родилась 30 июля (9 августа по новому стилю) 1669 года в родовой вотчине - в селе Серебрено Мещовского уезда (ныне Калужская область).
Отец - Илларион (Федор) Аврамович Лопухин (1638 - 21 марта 1713), стряпчий при дворе царя Алексея Михайловича, стрелецкий голова и полковник, стольник, окольничий, боярин, ближний боярин.
Мать - Устинья Богдановна Ртищева (ум. 11 мая 1691, похоронена в Спасо-Андрониковом монастыре).
Позже, при бракосочетании, ее имя «Прасковья» было сменено на более благозвучное и приличествующее царице - «Евдокия», возможно, в честь ее соотечественницы, а также, может быть, чтобы не совпадать с именем жены соправителя Петра I - Прасковьи Салтыковой, супруги Ивана V. Отчество Илларионовна было изменено на «Федоровна» (традиционно, в честь святыни Романовых - Феодоровской иконы).
Брат - Авраам Федорович Лопухин (ум. 1718), ближний стольник Петра Великого, казнен по приказу царя.
Сестра - Анастасия Федоровна Лопухина, жена князя Ивана Борисовича Троекурова (1633-1703).
Сестра - Ксения Федоровна Лопухина (1678-1699), жена князя Бориса Ивановича Куракина (1676-1727).
Евдокия Лопухина в детстве
Личная жизнь Евдокии Лопухиной:
Она была выбрана в качестве невесты царицей Натальей Кирилловной без согласования этого вопроса с 16-летним женихом. К той мысли, что сыну пора жениться, мать натолкнула новость о том, что Прасковья Салтыкова ждет ребенка (через 2 месяца после венчания Петра с Лопухиной была рождена царевна Мария Ивановна). Наталью Кирилловну в этом браке прельщало то, что хотя род Лопухиных, входивший в число союзников Нарышкиных, был захудалым, но многочисленным, и она надеялась, что они будут стоять на страже интересов ее сына, будучи популярными в стрелецких войсках. Хотя шли разговоры о женитьбе Петра на княжне Трубецкой, Нарышкины и Тихон Стрешнев воспрепятствовали этому.
Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27 января (6 февраля) 1689 года в церкви Преображенского дворца под Москвой. Событие было знаковым для тех, кто ждал, когда Петр сменит правительницу Софью, так как по русским понятиям того времени, женатый человек считался совершеннолетним, и Петр в глазах своего народа получил полное нравственное право избавить себя от опеки сестры.
Евдокия была воспитана по старинным обычаям Домостроя и не разделяла интересов прозападного мужа, при этом обладала достаточно независимым характером. На ее сестре Ксении был женат (с 1691) Борис Иванович Куракин. Он оставил описание Евдокии в «Гистории о царе Петре Алексеевиче»: «И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего все счастие свое потеряла и весь род свой сгубила... Правда, сначала любовь между ими, царем Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год. Но потом пресеклась; к тому же царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем ее в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском великие дела, которы были уже явны на весь свет».
Род Лопухиных вскоре после свадьбы оказался «на виду» придворной жизни. Борис Иванович Куракин характеризовал этот род так: «люди злые, скупые ябедники, умов самых низких и не знающие нимало в обхождении дворовом... И того к часу все их возненавидели и стали рассуждать, что ежели придут в милость, то всех погубят и государством завладеют. И, коротко сказать, от всех были возненавидимы и все им зла искали или опасность от них имели».
В браке Петра I и Евдокии Лопухиной в течение трех первых лет родились двое или трое сыновей. Младшие, Александр Петрович (3 (13) октября 1691 - 14 (25) мая 1692) и Павел (существование последнего весьма спорно), умерли во младенчестве. Старший - царевич Алексей Петрович (18 (28) февраля 1690 - 26 июня (7 июля) 1718).
Поначалу брак был довольно счастливым, о чем свидетельствуют сохранившиеся письма супругов друг другу, оба подписывались полуименами: Петр называл себя Петрушкой, а Евдокия - Дунькой. Так, Евдокия, ожидая возвращения Петра из очередного путешествия, писала ему: «Здравствуй, свет мой, на множество лет! Просим милости, пожалуй, государь, буди к нам, не замешкав. А я, при милости матушкиной, жива. Женишка твоя Дунька челом бьет».
Петр охладел к жене и с 1692 года сблизился в Немецкой слободе с Анной Монс. Но пока была жива его мать, царь не демонстрировал открыто антипатии к жене. При этом сама Наталья Кирилловна в последние годы жизни быстро разочаровалась в невестке, невзлюбив ее за самостоятельность и откровенное упрямство. После смерти Натальи Кирилловны в 1694 году, когда Петр уехал в Архангельск, он перестал поддерживать переписку с Евдокией. Хотя Евдокию еще называли царицей и она жила с сыном во дворце в Кремле, но ее родственники Лопухины, занимавшие видные государственные посты, попали в опалу. Молодая царица стала поддерживать.
В 1697 году, перед самым отъездом царя за границу, в связи с открытием заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина, были сосланы отец царицы и его два брата - бояре Сергей и Василий, воеводами подальше от Москвы.
В 1697 году Петр, находясь в Великом посольстве, из Лондона письменно поручил своему дяде Льву Нарышкину и боярину Тихону Стрешневу, а также духовнику царицы уговорить Евдокию постричься в монахини. Евдокия не согласилась, ссылаясь на малолетство сына и его нужду в ней. Но по возвращении из-за границы 25 августа 1698 года царь поехал сразу к Анне Монс.
Побывав в первый день у любовницы и навестив еще несколько домов, царь лишь через неделю увиделся с законной женой, причем не дома, а в палатах Андрея Виниуса, главы Почтового ведомства. Повторенные уговоры не увенчались успехом - Евдокия отказалась постригаться, и в тот же день попросила о заступничестве патриарха Адриана, который заступился за нее, но безуспешно, лишь вызвав ярость Петра. Через 3 недели ее повезли под конвоем в монастырь.
Считается, что перед насильной отправкой ее в монастырь царица Евдокия Лопухина изрекла пророчество (заклятие): «Петербургу быть пусту» («Петербургу пусту быти»).
О «предсказании» Евдокии известно, в частности, из показаний её сына царевича Алексея под следствием (от 8 февраля 1718 года): «Не дохав Либоу, встретились мне царевна Марья Алексеевна, и взяв меня к себе в карету, по многим разговорам, пришла речь до матери моей... И я молвил: "Жива ль она, или нет?". И она сказала: "Жива-де; и было-де откровение ей самой и иным, что отец твой возьмет ее к себе. и дети будут; а таким-де образом: что отец твой будет болен и во время болезни его будет некакое смятение, и приедет-де отец в Троицкий монастырь на Сергиеву память, и тут мать твоя будет же, и отец исцелеет от болезни, и возьмет ее к себе и смятение утишится"... Еще де сказывала, что Питербурх не устоит за нами: "Быть-де ему пусту; многие-де о сем говорят"».
23 сентября 1698 года ее отправили в Суздальско-Покровский монастырь (традиционное место ссылки цариц), где она была пострижена под именем Елены. Архимандрит обители не согласился постричь ее, за что был взят под стражу. В Манифесте, позже изданном в связи с «делом царевича Алексея», Петр I сформулировал обвинения против бывшей царицы: «за некоторые ее противности и подозрения».
В том же 1698 году Петр постриг двух своих единокровных сестер Марфу и Феодосию за сочувствие к свергнутой царевне Софье.
Содержания ей назначено от казны не было - ее «кормили» родственники. Она им писала: «Здесь ведь ничего нет: все гнилое. Хоть я вам и прискушна, да что же делать. Покамест жива, пожалуйста, поите, да кормите, да одевайте, нищую».
Через полгода фактически оставила монашескую жизнь, став жить в монастыре как мирянка, и в 1709-1710 годах вступила в связь с приехавшим в Суздаль для проведения рекрутского набора майором Степаном Глебовым, которого ввел к ней ее же духовник Федор Пустынный.
Из признательного письма Евдокии к Петру: «Всемилостивейший государь! В прошлых годах, а в котором не упомню, по обещанию своему пострижена я была в суздальском Покровском монастыре в старицы и наречено мне было имя Елена. И по пострижению в иноческом платье ходила с полгода; и не восхотя быть инокою, оставя монашество и скинув платье, жила в том монастыре скрытно, под видом иночества, мирянкою».
По некоторым указаниям, Глебовы были соседями Лопухиных, и Евдокия могла знать его с детства. Из письма Евдокии к Глебову: «Свет мой, батюшка мой, душа моя, радость моя! Знать уж злопроклятый час приходит, что мне с тобою расставаться! Лучше бы мне душа моя с телом рассталась! Ох, свет мой! Как мне на свете быть без тебя, как живой быть? Уже мое проклятое сердце да много послышало нечто тошно, давно мне все плакало. Ах мне с тобою, знать, будет роставаться. Уж мне нет тебя милее, ей-Богу! Ох, любезный друг мой! За что ты мне таков мил? Уже мне ни жизнь моя на свете! За что ты на меня, душа моя, был гневен? Что ты ко мне не писал? Носи, сердце мое, мой перстень, меня любя; а я такой же себе сделала; то-то у тебя я его брала».
В русском обществе сохранялось сочувствие к сосланной царице. Епископ Ростовский Досифей пророчествовал, что Евдокия скоро опять будет царицей, и поминал ее в церквах «великой государыней». Предрекали также, что Петр примирится с женой и оставит недавно основанный Петербург и свои реформы. Все это открылось из т. н. Кикинского розыска по делу царевича Алексея в 1718 году, во время суда над которым Петр узнал про ее жизнь и отношения с противниками реформ. Было открыто ее участие в заговоре. В Суздаль для розыска был прислан капитан-поручик Скорняков-Писарев, который арестовал ее вместе со сторонниками.
3 февраля 1718 года Петр дает ему повеление: «Указ бомбардирской роты капитан-поручику Писареву. Ехать тебе в Суздаль и там в кельях бывшей жены моей и ея фаворитов осмотреть письма, и ежели найдутся подозрительныя, по тем письмам, у кого их вынул, взять за арест и привести с собою купно с письмами, оставя караул у ворот».
Скорняков-Писарев застал бывшую царицу в мирском платье, а в церкви монастыря обнаружил записку, где ее поминали не инокиней, а «Благочестивейшей великой государыней нашей, царицей и Великой княгиней Евдокией Федоровной», и желали ей и царевичу Алексею «благоденственное пребывание и мирное житие, здравие же и спасение и во все благое поспешение ныне и впредь будущие многие и несчетные лета, во благополучном пребывания многая лета здравствовать».
На допросе Глебов показал: «И сошелся я с нею в любовь через старицу Каптелину и жил с нею блудно». Старицы Мартемьяна и Каптелина показали, что своего любовника «инокиня Елена пускала к себе днем и ночью, и Степан Глебов с нею обнимался и целовался, а нас или отсылали телогреи кроить к себе в кельи, или выхаживали вон». Проводивший обыск гвардии капитан Лев Измайлов нашел у Глебова 9 писем царицы. В них она просила уйти с военной службы и добиться места воеводы в Суздале, рекомендовала, как добиться успеха в различных делах, но главным образом они были посвящены их любовной страсти.
Сама Евдокия показала: «Я с ним блудно жила в то время, как он был у рекрутского набора, в том и виновата». В письме к Петру она призналась во всем и просила прощения, чтобы ей «безгодною смертью не умереть».
14 февраля 1718 года Писарев арестовал всех и повез в Москву.
20 февраля 1718 года в Преображенском застенке состоялась очная ставка Глебова и Лопухиной, которые не запирались в своей связи. Глебову ставили в вину письма «цифирью», в которых он изливал «безчестныя укоризны, касающияся знамой высокой персоны Его царского величества, и к возмущению против Его величества народа».
Австриец Плейер писал на родину: «Майор Степан Глебов, пытанный в Москве страшно кнутом, раскаленным железом, горящими угольями, трое суток привязанный к столбу на доске с деревянными гвоздями, ни в чем не сознался». Тогда Глебов был посажен на кол и, прежде чем умереть, мучался 14 часов. По некоторым указаниям, Евдокию заставили присутствовать при казни и не давали закрывать глаза и отворачиваться.
После жестокого розыска были казнены и другие сторонники Евдокии, прочие были биты кнутом и сосланы. В сочувствии к Евдокии были уличены монахи и монахини суздальских монастырей, Крутицкий митрополит Игнатий (Смола) и многие другие. Игумения Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамна, монахиня Капитолина и несколько других монахинь были осуждены и казнены на Красной площади в Москве в марте 1718 года. Собор священнослужителей приговорил и саму царицу к избиению кнутом, и в их присутствии она была выпорота. 26 июня того же года погиб ее единственный сын, приговоренный к смерти царевич Алексей. В декабре 1718 года был казнен ее брат, Абрам Федорович Лопухин.
В итоге в 1718 году она была переведена из Суздаля сначала в Александровский Успенский монастырь, а затем в Ладожский Успенский монастырь, где 7 лет жила под строгим надзором до кончины бывшего мужа. В 1725-м ее отправили в Шлиссельбург, где Екатерина I держала ее в строго секретном заключении как государственную преступницу под именованием «известной особы». Евдокия представляла бо́льшую угрозу для новой императрицы, чьи права на престол были весьма сомнительны, чем ранее для своего мужа, настоящего Романова.
После воцарения своего внука Петра II спустя несколько месяцев, она была с почетом перевезена в Москву и жила сначала в Вознесенском монастыре в Кремле, затем в Новодевичьем монастыре - в Лопухинских палатах.
Верховный тайный Совет издал Указ о восстановлении чести и достоинства царицы с изъятием всех порочащих ее документов и отменил свое решение 1722 года о назначении императором наследника по собственному умыслу без учета прав на престол, хотя Александр Меншиков усиленно этому сопротивлялся. Ей было дано большое содержание и особый двор. На ее содержание было определено 4500 руб. в год, по приезде Петра II в Москву сумма была увеличена до 60 тыс. руб. ежегодно. Никакой роли при дворе Петра II Лопухина не играла.
После смерти Петра II в 1730 году возник вопрос, кто станет его наследником, и Евдокия упоминалась в числе кандидатур. Существуют свидетельства, что Евдокия Федоровна отказалась от престола, предложенного ей членами Верховного тайного совета.
Позже Степан Васильевич Лопухин (двоюродный брат Евдокии) вспоминал: «Когда государь император Петр II скончался, тогда меня, призвав, фельдмаршал князь Голицын, князь Димитрий Голицын да фельдмаршал князь Долгорукий спрашивали, не подписывал ли Его Величество какой духовной. И я сказал: «не видал», и притом они имели рассуждение, кого выбирать на престол. И сперва говорили о царице Евдокии Федоровне, что она уже стара; потом о царевнах Екатерине и Прасковье, что их нельзя, сказав некоторые слова непристойные. Потом о Ее Величестве (говорено в царствование Елизаветы Петровны) молвил из них помянутый фельдмаршал князь Долгоруков, что Ее Величество в такое время (до брака) родилась и за тем и за другим, сказав еще некоторые непристойные слова, выбрать нельзя. И потом положили намерение к выбору на императрицу Анну Иоанновну».
Евдокия умерла 27 августа (7 сентября по новому стилю) 1731 года в Москве. Перед кончиной последние слова ее были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного».
Императрица Анна Иоанновна относилась к ней уважительно, помня о том, что царица Евдокия отказалась от царствования в ее пользу, и пришла на ее похороны. Похоронена в соборной церкви Новодевичьего монастыря у южной стены собора Смоленской иконы Божьей Матери рядом с гробницами царевен Софьи и ее сестры Екатерины Алексеевны.
Село Дунилово Шуйского района Ивановской области названо в честь Евдокии и принадлежало Лопухиным. В Покровском соборе села находится чудотворная икона - вклад Евдокии и Петра.
В 1691-1694 годах по ее повелению к трапезной Андрониковского монастыря пристроили 3-й ярус, в котором устроили церковь Михаила Архангела с приделом св. Петра и Павла. Нижний ярус она отвела под фамильную усыпальницу, установив там иконы Знамения Божьей Матери.
В 1748 году в сельце Тинькове близ Калуги был явлен чудотворный образ Пресвятой Богородицы, впоследствии названный Калужским. «На этой иконе Богоматерь соблаговолила предстать в облике поразительно схожем с прижизненным портретом Царицы Евдокии в монашеских одеждах с раскрытой книгой, написанном во время ее пребывания в Покровском монастыре почти за 40 лет до обретения сей святыни».
Образ Евдокии Лопухиной в кино:
1980 - «Юность Петра», «В начале славных дел» - в роли Евдокии Лопухиной актриса Любовь Германова;
Любовь Германова в роли Евдокии Лопухиной
1986 - «Петр Великий» - в роли Евдокии Лопухиной актриса Наталья Андрейченко;
Наталья Андрейченко в роли Евдокии Лопухиной
1997 - «Царевич Алексей» - в роли Евдокии Лопухиной актриса Людмила Зайцева
Людмила Зайцева в роли Евдокии Лопухиной
последнее обновление информации: 20.07.2023
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.