Возраст: 117 (со дня рождения)
Возраст смерти: 94 года
Астрид Анна Эмилия Линдгрен (Astrid Lindgren), урожденная Эрикссон. Родилась 14 ноября 1907 года в Виммербю, Швеция - умерла 28 января 2002 года в Стокгольме. Шведская детская писательница. Автор книг о Малыше и Карлсоне и Пеппи Длинныйчулок.
Астрид Эрикссон, ставшая всемирно известной как Астрид Линдгрен, родилась 14 ноября 1907 года на хуторе Нес недалеко от Виммербю в лене Кальмар.
Отец - Самуэль Август Эрикссон (1881-1969).
Мать - Ханна Йонссон (1887-1961).
У нее был старший брат Гуннар (1906-1974) и две младшие сестры - Ханна Ингрид Стина (1911-2002) и Ингегерд Бритта Саломе (1916-1997). Внучатая племянница Астрид со стороны ее брата Гунара - известная шведская писательница детективов Карин Альвтеген.
Из крестьянской семьи. Выросла на хуторе и с ранних лет много времени проводила на природе. По словам Астрид, у нее было счастливое детство.
В детстве Астрид была окружена фольклором, и многие шутки, сказки, истории, которые она слышала от отца или от друзей, легли потом в основу ее собственных произведений. Любовь к книгам и чтению, как она призналась впоследствии, возникла на кухне у Кристин (соседки, от которой в пятилетнем возрасте она услышала прочитанный рассказ о великане Бам-Бам и фее Вирибунд), с дочерью которой, Эдит, она дружила. Именно Эдит приобщила Астрид к удивительному, волнующему миру, в который можно было попадать, читая сказки. Впечатлительная Астрид была потрясена этим открытием, а позже и сама овладела магией слова. Ее способности стали очевидными уже в начальной школе, где Астрид называли «виммербюнской Сельмой Лагерлеф», чего, по собственному мнению, она не заслуживала.
Астрид Линдгрен в детстве
Согласно высказыванию Астрид Линдгрен, ее первым литературным трудом стала книга «Пеппи Длинныйчулок» в 1945 году, которая появилась благодаря пожеланию ее дочери Карин.
В 1941 году Карин заболела воспалением легких, и каждый вечер Астрид придумывала для нее разные истории на ночь. В один из таких вечеров девочка запросила рассказ о Пеппи Длинныйчулок, имя которое Астрид придумала на месте. Так началось творчество Астрид Линдгрен, история о девочке, которая не подчинялась никаким правилам. Это был своеобразный мыслительный эксперимент для Линдгрен, которая стояла на позициях нового, вызывающего споры подхода к воспитанию с учетом детской психологии. Образ Пеппи в целом основывался на инновационных идеях, актуальных в 1930-1940 годах, в области воспитания и психологии детей. Линдгрен была активной участницей общественных дискуссий, отстаивая идею воспитания, которое учитывает мысли и чувства детей, проявляя к ним уважение. Этот новый подход к детям сказался и на ее стиле творчества, делая ее автором, который видел мир с позиции ребенка.
После первого рассказа о «Пеппи», который полюбился Карин, Астрид Линдгрен продолжала рассказывать новые вечерние истории об этой рыжеволосой девочке на протяжении последующих лет. Когда Карин исполнилось десять лет, Астрид Линдгрен записала стенографическую запись нескольких историй, которые позднее собрала в книгу, снабдив собственными иллюстрациями. Исходная рукопись «Пеппи» была менее тщательно отредактирована и более радикальна по своему содержанию. Одну копию рукописи писательница отправила в крупнейшее стокгольмское издательство «Бонниер».
Хотя после некоторых раздумий рукопись была отклонена, Астрид Линдгрен не была обескуражена отказом. Вскоре она осознала, что создание литературы для детей - это ее призвание.
В 1944 году она участвовала в конкурсе на лучшую книгу для девочек, организованном небольшим и малоизвестным издательством «Рабен и Шегрен». Астрид Линдгрен получила второе место за повесть «Бритт-Мари изливает душу» и заключила с издательством договор на ее публикацию.
В 1945 году Астрид Линдгрен приняла предложение о занятии должности редактора детской литературы в издательстве «Рабен и Шегрен», где она продолжала работать до своего выхода на пенсию в 1970 году. Все ее произведения были изданы именно в этом издательстве. Несмотря на огромную загруженность и необходимость сочетать редакторскую работу с семейными обязанностями и творчеством, Астрид Линдгрен оказалась весьма продуктивной писательницей. Всего за свою карьеру она создала около восьмидесяти произведений, включая книги с иллюстрациями. Особенно интенсивно она трудилась в 1940-х и 1950-х годах.
В период с 1944 по 1950 годы она написала трилогию о Пеппи Длинныйчулок, две повести о детях из Бюллербю, три книги для девочек, детектив, два сборника сказок, сборник песен, четыре пьесы и две книги с иллюстрациями. Этот перечень показывает, что Астрид Линдгрен была универсальным автором, готовым экспериментировать в различных жанрах.
В 1946 году она выпустила свою первую повесть о сыщике Калле Блумквисте под названием «Калле Блумквист играет», за которую получила первую литературную премию (после этого она больше не участвовала в конкурсах). В 1951 году последовало продолжение под названием «Калле Блумквист рискует» (обе повести были изданы на русском в 1959 году под названием «Приключения Калле Блумквиста»), а в 1953 году вышла завершающая часть трилогии «Калле Блумквист и Расмус» (на русский язык переведена в 1986 году). С помощью «Калле Блумквиста» писательница стремилась предложить читателям альтернативу популярным насильственным триллерам.
В 1954 году Астрид Линдгрен завершила написание первой из трех своих сказочных повестей - «Мио, мой Мио!» (переведена в 1965 году). В этой эмоциональной и драматичной книге сочетаются элементы героической саги и волшебной сказки, рассказывается история Бу Вильхельма Ульссона, сына приемных родителей, который остался без должного внимания и заботы. Астрид Линдгрен неоднократно обращалась к теме сказки и сказочной повести, рассматривая судьбы одиноких и заброшенных детей (это было актуально и до создания «Мио, мой Мио!»). Одним из важнейших аспектов ее творчества было приносить детям утешение и помогать им справляться с трудностями жизни.
В серии книг, включающей «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1955; переведена в 1957 году), «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (1962; переведена в 1965 году) и «Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять» (1968; переведена в 1973 году), вновь появляется фантастический персонаж далеко не злого склада.
«В меру упитанный», инфантильный, жадный, хвастливый, надменный, с самолюбием, но в то же время очаровательный человечек обитает на крыше многоквартирного дома, где живет Малыш. Будучи полувзрослым другом Малыша из полусказочной реальности, он представляет собой гораздо более реалистичный образ детства, чем эксцентричная и беспечная Пеппи. Малыш - самый младший из троих детей в обыкновенной семье стокгольмских буржуа, и Карлсон внезапно появляется в его жизни, влетая через окно, когда Малышу становится грустно, обиженно или униженно, другими словами, когда мальчику нужно утешение. В эти моменты появляется его вымышленный друг - во всех отношениях «лучший в мире» Карлсон, который помогает Малышу забыть о проблемах. Несмотря на «недостатки», в определенных ситуациях Карлсон способен на поступки, которые могут стать образцом для подражания - напугать и выгнать грабителей из квартиры Малыша или научить уроку забывчивых родителей (как в случае с маленькой девочкой из мансарды, которую они оставили одну).
В 1969 году знаменитый Королевский драматический театр в Стокгольме поставил спектакль «Карлсон, который живет на крыше», что было необычным явлением для того времени. С тех пор постановки по произведениям Астрид Линдгрен постоянно идут как в крупных, так и в небольших театрах Швеции, Скандинавии, Европы и Соединенных Штатов Америки. За год до этой постановки в Московском театре сатиры был показан спектакль о Карлсоне, который и по сей день идет (этот персонаж пользуется огромной популярностью в России). Если в мировом масштабе творчество Астрид Линдгрен привлекло внимание прежде всего благодаря театральным постановкам, то в Швеции ее известность значительно увеличили фильмы и телесериалы по мотивам ее произведений. Первыми были экранизированы повести о Калле Блумквисте - премьера кинофильма состоялась на Рождество 1947 года.
Еще через два года вышел первый из четырех фильмов о Пеппи Длинныйчулок. В период с 1950-х по 1980-е годы известный шведский режиссер Улле Хелльбум снял в общей сложности 17 фильмов по произведениям Астрид Линдгрен. Визуальные интерпретации Хелльбума, с их неповторимой красотой и чувствительностью к литературному материалу, стали классикой шведского детского кино.
Значительным этапом в творчестве Астрид Линдгрен стало пересказывание известных библейских сюжетов для молодых читателей. Одним из таких произведений стала книжка-картинка «Рождество в хлеву» (Jul i stallet) (1961), рассказывающая о Рождестве Иисуса Христа, с иллюстрациями от известного шведского художника-анималиста Харальда Виберга.
Сотрудничество между этими двумя талантливыми художниками (слов и кисти) продолжилось и в последующие годы. Например, в начале 1960-х издатели книги «Томтен» («Tomten») с поэтическими стихами Виктора Рюдберга и иллюстрациями Х. Виберга решили распространить права на перевод за границу. Для удобства перевода текст был изменен с поэзии на прозу, и в этом процессе обратились к А. Линдгрен. Этот опыт оказался успешным: во многих странах, включая Россию, читатели встречались с Томтеном, широко известным в Скандинавии, как с произведением А. Линдгрен.
Через пять лет появилась новая история «Томтен и лис» («Räven och tomten») (1965), снова с иллюстрациями Х. Виберга и переложенным поэтическим текстом (на этот раз от Карла-Эрика Форслунда) от А. Линдгрен.
Помимо этого, было создано множество художественных фильмов, телепередач, книжек-картинок, пьес и сборников стихов, часть из которых основана на упомянутых выше произведениях.
В 1958 году Астрид Линдгрен была удостоена медалью Ханса Кристиана Андерсена. Она также была награждена рядом престижных премий, включая медаль Карен Бликсен, учрежденную Датской академией, российскую медаль имени Льва Толстого, чилийскую премию Габриелы Мистраль и шведскую премию Сельмы Лагерлеф. В 1969 году писательница была удостоена Шведской государственной премии по литературе. Ее вклад в область благотворительности был признан Премией мира немецкой книготорговли за 1978 год (вручена 22 октября 1978 года) и медалью Альберта Швейцера за 1989 год (присуждается американской организацией Animal Welfare Institute).
За годы своей литературной деятельности Астрид Линдгрен заработала не один миллион крон, продавая права на издание своих книг и их экранизацию, на выпуск аудио- и видеокассет, а позднее еще и компакт-дисков с записями своих песен или литературных произведений в собственном исполнении, но ничуть не изменила своего образа жизни. С 1940-х годов она жила в одной и той же пятикомнатной стокгольмской квартире.
По ее словам, придерживалась антикоммунистических и антинацистских взглядов. В годы войны сочувствовала солдатам вермахта, более того, одобряла нападение Гитлера на СССР. В своем дневнике в 1941-1943 годах Астрид Линдгрен писала: «Ослабленная Германия означает для нас, шведов, лишь одно: русские сядут нам на шею. А если уж на то пошло, то лучше я буду всю оставшуюся жизнь кричать "Хайль Гитлер!", чем иметь здесь, в Швеции, русских. Ничего более отвратительного я не могу себе и представить... Неприятно быть на стороне одного из динозавров, но в этот момент не остается ничего иного, кроме как желать, чтобы Советы были прижаты, как следует... На Кавказе немцы планово отступают. Под Сталинградом эти несчастные солдаты сидят в земляных норах, а вход в них взяли на мушку русские снайперы. А в России сейчас холодно. Бедные люди, что я могу сделать, если мне жалко и этих немецких солдат, когда они так ужасно страдают, даже если я ненавижу нацизм и все жестокие преступления, совершенные немцами в оккупированных странах. Гестапо, я считаю, должно быть стерто с лица земли, но должно же быть и достаточно приличных немцев, по-другому быть не может».
По признанию ее дочери, хотя Линдгрен никогда не состояла в национал-социалистической партии Швеции или Германии, однако однажды голосовала за нее на выборах в ранней юности.
Была членом социал-демократической партии.
Умерла 28 января 2002 года. Похоронена на кладбище Виммербю.
2 апреля 1988 года в честь Астрид Линдгрен был назван астероид 3204 Lindgren, который был открыт в 1978 году астрономом Н. С. Черных.
В 1991 году в честь писательницы был назван созданный в Дании сорт роз Astrid Lindgren.
В 2002 году правительство Швеции учредило премию памяти Астрид Линдгрен за выдающиеся достижения в области детской литературы. Ежегодно премия вручается с призовым фондом в 5 миллионов шведских крон.
Портрет Астрид Линдгрен был помещен на банкноте номиналом в 20 шведских крон образца 2015 года. На этой банкноте также изображена Пеппи Длинныйчулок.
В 2018 году вышел фильм «Быть Астрид Линдгрен» (оригинальное название «Unga Astrid»), основанный на биографии писательницы. Режиссером фильма стала Пернилла Фишер Кристенсен.
Рост Астрид Линдгрен: 154 сантиметра.
Личная жизнь Астрид Линдгрен:
В 18 лет Астрид забеременела от редактора журнала «Вимербю» Акселя Густафа Райнхольда Блумберга (1877-1947). В то время у Блумберга происходил развод с прежней женой Оливией Фролунд, и хотя они уже не жили вместе, формально оставались женатыми. Это создавало риск пятна на репутации Блумберга из-за беременности Астрид, так как они не могли пожениться из-за его текущего брака.
Чтобы избежать слухов, Астрид вынуждена была покинуть Виммербю, и в декабре 1926 года родила сына Лассе в Копенгагене (в Дании матерям-одиночкам тогда разрешалось рожать не раскрывая имени биологического отца). Из-за финансовых затруднений Астрид вынуждена была оставить сына в Дании под опекой семьи приемных родителей по фамилии Стивенсы. Она покинула свою должность младшего репортера и переехала в Стокгольм, где закончила курсы секретарей и в 1931 году начала работать по этой специальности.
Муж - Нильс Стуре Линдгрен (Sture Lindgren) (3 ноября 1898 - 15 июня 1952), шведский менеджер. Познакомилась с ним в 1928 году, когда получила работу секретаря в Королевском автоклуб. Они поженились в апреле 1931 года.
После Астрид смогла забрать сына Лассе домой. После брака Нильс усыновил Лассе, который впоследствии принял фамилию Линдгрен. Райнхольд Блумберг признал отцовство, и после его смерти Лассе получил свою долю наследства.
В браке с Линдгреном у Астрид 21 мая 1934 года родилась дочь Карин Ниман.
После замужества в 1931 году Астрид Линдгрен решила стать домашней хозяйкой, чтобы полностью посвятить себя заботе о детях. В 1941 году Линдгрены переехали в квартиру с видом на стокгольмский Васа-парк, где писательница жила вплоть до своей смерти.
Астрид Линдгрен и Нильс Стуре Линдгрен
Библиография Астрид Линдгрен:
Пеппи Длинныйчулок
1945 - Пеппи поселяется на вилле «Курица»
1946 - Пеппи отправляется в путь
1948 - Пеппи в стране Веселии
1979 - Разграбление-рождественской-елки, или Хватай-что-хочешь
2000 - Пеппи Длинныйчулок в Парке-где-растет-хмель
Калле Блумквист
1946 - Знаменитый сыщик Калле Блумквист
1951 - Знаменитый сыщик Калле Блумквист рискует
1953 - Калле Блумквист и Расмус
Бюллербю
1947 - Мы все из Бюллербю
1949 - Снова о детях из Бюллербю
1952 - Весело живется в Бюллербю
Кати
1950 - Кати в Америке
1952 - Кати в Италии
1954 - Кати в Париже
Малыш и Карлсон
1955 - Малыш и Карлсон, который живет на крыше
1962 - Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел
1968 - Карлсон, который живет на крыше, проказничает опять
Горластая улица
1958 - Дети с Горластой улицы
1961 - Лотта с Горластой улицы
Мадикен
1960 - Мадикен
1976 - Мадикен и Пимс из Юнибаккена
1983 - Смотри, Мадикен, снег идет! (книжка с картинками)
1983 - Все о Мадикен (сборник)
1991 - Как Лисабет запихнула в нос горошину (рассказ)
1993 - Рождество - прекрасное изобретение, сказала Мадикен
Эмиль из Леннеберги
1963 - Эмиль из Леннеберги (повесть)
1966 - Новые проделки Эмиля из Леннеберги (повесть)
1970 - Жив еще Эмиль из Леннеберги! (повесть)
1972 - Ох уж этот Эмиль! (книжка-картинка)
1976 - Как Эмиль вырвал зуб у Лины (книжка-картинка)
1984 - Ида учится проказничать (рассказ)
1984 - Приключения Эмиля из Леннеберги (сборник повестей)
1985 - 325-я проделка Эмиля (рассказ)
1986 - «Чем больше, тем лучше», - сказал Эмиль из Леннеберги (рассказ)
1989 - Эмиль и малышка Ида (сборник рассказов)
1995 - Как Эмиль вылил тесто на голову папе (книжка-картинка)
1997 - Как Эмиль угодил головой в супницу (книжка-картинка)
Другие
1944 - Бритт-Мари изливает душу
1945 - Черстин и я
1948 - В Сумеречной стране
1949 - Любимая Сестра
1949 - Крошка Нильс Карлсон
1950 - Бойкая Кайса / Кайса Задорочка
1954 - Мио, мой Мио
1956 - Расмус-бродяга
1957 - Расмус, Понтус и Глупыш / Расмус, Понтус и Растяпа
1959 - Солнечная полянка (Южный луг)
1964 - Мы - на острове Сальткрока
1971 - Мои выдумки
1973 - Братья Львиное сердце
1975 - Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта
1981 - Рони, дочь разбойника / Ронья, дочь разбойника
1987 - Ассар Пузырь
1992 - Рождество в Смоланде давние-предавние дни
2010 - Сказочная поездка от Юнибакена до Нангилимы
2020 - Пьесы Астрид Линдгрен. Том 1
Экранизации Астрид Линдгрен:
1964 - На острове Сальткрока
1964 - Малютка Чорвен, Боцман и Мозес
1968 - Малыш и Карлсон
1969 - Пеппи Длинныйчулок
1970 - Путешествие с Пеппи Длинныйчулок
1970 - Пеппи в стране Така-Тука
1970 - Карлсон вернулся
1971 - Малыш и Карлсон, который живет на крыше
1971 - Эмиль из Леннеберги
1974 - Самый лучший в мире Карлсон
1976 - Приключения Калле-сыщика
1977 - Братья Львиное сердце
1978 - Расмус-бродяга
1979 - Ты с ума сошла, Мадикен!
1980 - Мадикен из Юнибаккена
1981 - Расмус-бродяга
1984 - Роня, дочь разбойника
1984 - Пеппи Длинныйчулок
1985 - Проделки сорванца
1986 - Мы все из Бюллербю
1987 - Новые приключения детей из Бюллербю
1987 - Мио, мой Мио
1989 - Бойкая Кайса
1996 - Суперсыщик Калле Блумквист рискует жизнью
1997 - Калле Блумквист и Расмус
2002 - Карлсон, который живет на крыше
2014 - Ронья, дочь разбойника
последнее обновление информации: 27.01.2024
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.