лого Штуки-дрюки

Акира Куросава - биография, новости, личная жизнь

Акира Куросава

Возраст: 114

Акира Куросава

Акира Куросава (яп. 黒澤 明). Родился 23 марта 1910 года в Токио - умер 6 сентября 1998 года в Токио. Японский кинорежиссер, сценарист, продюсер. Лауреат премий «Оскар» (1952, 1976, 1990), «Золотой лев» (1951, 1982), «Серебряный лев» (1954), «Серебряный медведь» (1959), «Золотая пальмовая ветвь» (1980), «BAFTA» (1981, 1987), «Сезар» (1981), Главного приза Московского кинофестиваля (1975). Один из величайших режиссеров в истории кино.

Акира Куросава родился 23 марта 1910 года в пригороде Токио - Татикаве.

Родители - Исаму и Сима Куросава.

Его отец был кадровым офицером, потомственным самураем.

Брат - Хейго Куросава, был комментатором немых фильмов, представители этой профессии в Японии пользовались огромной популярностью. Брат часто водил Акиру в кинотеатры, но жизнь Хейго оборвалась трагически - он ушел в горы и покончил с собой.

Акира был самым младшим из восьми детей в семье.

Уже в раннем детстве он обнаружил склонность к занятию искусством. Результатом его достижений в живописи была написанная им картина «Сэйбуцу», принятая на выставку «Ника-тэн» в 1928 году. Не сумев поступить в колледж, Куросава в 20 лет решил заняться кино. Начинал как ассистент режиссера Кадзиро Ямамото на престижной японской кинофирме PCL «Photo Chemical Laboratories», впоследствии известной как «Toho Studios».

Только через семь лет работы ассистентом режиссера Куросава впервые получил возможность участвовать в создании фильма более основательно - для картины «Гений дзюдо» сценарий он написал сам. Фильм рассказывал о развитии дзюдо в Японии в конце XIX века. Затем последовали еще ряд фильмов, в том числе «Самые красивые», «Гений дзюдо II» и «Пьяный ангел». Последняя лента - первая совместная работа Куросавы с молодым актером Тосиро Мифунэ. Именно с этого фильма началось многолетнее сотрудничество режиссера и актера, который снялся во многих фильмах Акиры Куросава.

После войны на «Toho Studios» большое влияние приобрел профсоюз, руководимый коммунистами. Куросава, как и многие интеллектуалы тех лет, участвовал в коммунистическом движении. Вместе с другими режиссерами он выпустил фильм о профсоюзах «Творящие завтрашний день», после чего пришел к выводу, что коллективное творчество ему противопоказано.

Акира Куросава получил международную известность и признание после выхода в 1950 году на экран фильма «Расемон» по рассказам классика новой японской литературы Рюноскэ Акутагавы «Ворота Расемон» и «В чаще», снятого в жанре «дзидайгэки» (фильмы о воинах феодальной Японии - самураях). Фильм, тщательно спланированный и наполненный философским смыслом, переносит зрителя одновременно и в прошлое, и в будущее, рассказывает о насилии и убийстве в феодальной Японии с четырех абсолютно разных точек зрения. Успех сопровождался триумфом фильма на кинофестивале в Венеции, где лента была удостоен главного приза «Золотой лев» (первый в истории фильм не из Европы, получивший этот приз) и специальной премии «Оскар» на церемонии 1952 года за лучший иностранный фильм года.

Акира Куросава в молодости

Акира Куросава в молодости

В 1951 году Куросава снимает для японской киностудии Shochiku японскую киноадаптацию романа Федора Достоевского «Идиот». Акира Куросава говорил: «Из всех фильмов, которые я снимал, чаще всего мне писали об этом... Я хотел сделать «Идиота» задолго до «Расемона». С раннего возраста я полюбил русскую литературу, но я понял, что Достоевский лучший, и я долго думал о том, что можно сделать из этой книги замечательный фильм. Достоевский все еще остается моим любимым писателем, и он единственный - как я считаю - кто правдиво писал о человеческом существовании».

В 1952 году Куросава выпускает на экраны философскую драму «Жить», создавая которую, он вдохновлялся повестью Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Сюжет повествует о токийском бюрократе, который узнает о своей смертельной болезни, и его последней цели в жизни. Фильм был хорошо принят публикой и критикой и до сих пор остается одним из лучших драматических фильмов в истории. После конца съемок фильм получил премию «Золотого волка» в 1953 году.

В 1954 году на экраны выходит один из лучших фильмов мастера - «Семь самураев». Фильм появился во многом потому, что Акира Куросава очень хотел попробовать себя в популярном в Японии жанре «дзидайгэки», причем сделать его одновременно и глубоким по смыслу, и увлекательным по форме. Первоначально он хотел сделать фильм-притчу об одном дне жизни самурая, проследить все поступки героя вплоть до вечера, когда герой должен был совершить ритуальное самоубийство. В итоге Куросава не решился взяться за такой материал, считая, что недостаточно хорошо знает необходимые нюансы. Однако в ходе работы над этим сюжетом он набрел на случай, когда деревня, принадлежавшая одному из убитых феодалов, наняла нескольких ронинов для защиты от разбойников, и решил положить в основу фильма именно эту историю. При подготовке к съемкам Куросава написал подробные биографии и описания каждого значительного героя фильма - какую одежду он носит, как говорит, какую пищу предпочитает и так далее.

В 1955 году Куросава снимает антивоенную драму «Я живу в страхе». Сценарий к фильму писал Куросава совместно с Синобу Хасимото, Хидэо Огуни и Фумио Хаясакой. В главных ролях снялись Такаси Симура и Тосиро Мифунэ, которые до этого неоднократно снимались у Куросавы.

В 1957 году вышла историко-философская драма по мотивам «Макбета» Уильяма Шекспира под названием «Трон в крови». Куросава задумал фильм по мотивам «Макбета» еще в конце 1940-х и планировал снимать его после выхода «Расемона», однако в 1948 году вышел в прокат «Макбет» Орсона Уэллса и Куросава решил отложить постановку на несколько лет. Сюжет фильма не сильно уходит от событийного ряда трагедии Шекспира. При этом главный герой Васидзу Такэтоки (роль которого исполняет Тосиро Мифунэ) выступает не таким отрицательным персонажем, как Макбет, в то же время его жена Асадзи (которую играет Исудзу Ямада) вызывает более негативные эмоции, чем Леди Макбет. Художественные средства картины были в значительной степени обогащены влиянием традиции театра но, что отразилось как во внешней стилизации, проработке сцен и характеров, так и в актерской игре. Для погружения в образ главных героев Куросава попросил Тосиро Мифунэ и Исудзу Ямаду изучить фотографии масок театра но, отображавших соответствующие архетипы, чтобы актеры ощутили жизнь этих масок и слились с ними в своей игре.

В том же 1957 году Куросава снял одноименную экранизацию пьесы Максима Горького «На дне», действие которой перенесено в Японию эпохи Эдо. Замена реалий царской России на реалии феодальной Японии - практически единственная вольность, которую позволил себе Куросава при переработке пьесы. Куросава поставил фильм не в трагической, а в гораздо более иронической интонации, придав социальной драме сатирический оттенок.

Затем Куросава пишет сценарий и снимает художественный фильм «Три негодяя в скрытой крепости». Фильм стал его первой работой, снятой в широкоэкранном формате ТохоСкоп, который он продолжил использовать в нескольких последующих фильмах. Джордж Лукас отмечал влияние фильма «Три негодяя в скрытой крепости» на построение сюжета цикла «Звездные войны», в частности, указывал на параллель между парой роботов C-3PO и R2-D2 и крестьянами Тахэем и Матасити.

кинорежиссер Акира Куросава

В 1960 году на экраны выходит один из самых социально острых фильмов Куросавы - «Плохие спят спокойно». Главную роль юноши, мстящего за смерть своего отца, исполняет Тосиро Мифунэ. Молодой человек Коити Ниси жаждет отомстить за смерть отца, которого принудил к самоубийству вице-президент крупной земельной компании. Ради того, чтобы посадить в тюрьму соучастников преступления, Ниси использует чужие документы, нанимается секретарем в ту самую компанию, входит в доверие к вице-президенту Ивабути и сыну Ивабути, даже женится на его дочери есико. Сюжет фильма отдаленно напоминает «Гамлета» Шекспира.

В 1961-м вышел фильм «Телохранитель», который представляет собой достоверную костюмно-историческую картину, действие которой происходит в Японии в середине XIX века, незадолго до революции Мэйдзи. Позже итальянский вестерн Серджио Леоне «За пригоршню долларов» 1964 года повторил сюжет «Телохранителя». Кроме сюжета, Леоне позаимствовал у Куросавы многие приемы съемки. В результате судебного иска за нарушение авторских прав создатели ремейка были вынуждены выплатить Куросаве 100 тысяч долларов и 15 % сборов от проката фильма, а также уступить права на прокат в Японии, Южной Корее и на Тайване. Фильм «Герой-одиночка» с Брюсом Уиллисом в главной роли также повторяет сюжет «Телохранителя», но адаптирован под гангстерский боевик времен «сухого закона».

Успешной стала картина 1962 года «Отважный самурай», в котором Тосиро Мифунэ играет видавшего виды самурая, приходящего на помощь группе молодых, напористых, но в то же время неуверенных в себе воинов. Он помогает подавить злобу и противоречия в их собственном клане и тем самым меняет их устоявшиеся представления об истинном самурае.

В 1966 году он согласился поставить в Голивуде фильм «Поезд-беглец» с американскими актерами, а в 1967 году - японские эпизоды фильма «Тора! Тора! Тора!» («Тигр! Тигр! Тигр» - это кодированный радиосигнал о нападении японцев на Перл-Харбор). В результате разногласий с продюсерами компании «XX век - Фокс» в декабре 1968 года Куросава прервал съемки. Их продолжили другие, причем американцы объявили, что у японского режиссера нервное расстройство. Куросава разорвал контракт с компанией и, выплатив неустойку, возвратился в Японию.

В 1975 году на экраны вышел советско-японский фильм «Дерсу Узала», снятый на студии «Мосфильм» по мотивам произведений Владимира Арсеньева. Первый фильм режиссера не на японском языке и в то же время единственный, снятый им на широкоформатной пленке 70 мм. Сюжет фильма основан на книгах «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала» ученого и писателя, известного путешественника и исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева, и повествует о его путешествиях по Уссурийскому краю и дружбе с таежным охотником Дерсу Узала, чьи необыкновенные личные качества восхищали Арсеньева. Их путешествия по Уссурийской тайге, полные опасных приключений, составляют сюжетную основу фильма, однако смысл повествования выходит далеко за рамки сюжета. Фильм удостоился главного приза на московском кинофестивале в 1975 году и премии «Оскар» Академии кинематографических искусств и наук, а также множества других наград разных стран. Согласно результатам различных опросов, фильм часто присутствует в списках величайших фильмов, снятых за всю историю кино.

Акира Куросава на съемках фильма "Дерсу Узала"

Акира Куросава на съемках фильма Дерсу Узала

Далее он стал снимать реже. Вышли его ленты «Тень воина», «Сны», «Августовская рапсодия».

1 ноября 1983 года в Йокогаме открылась студия «Куросава-фильм».

Указом Президента СССР № УП-1605 от 12 марта 1991 года награжден орденом Дружбы народов «за большой личный вклад в развитие культурных связей между Советским Союзом и Японией».

В 1993 году Куросава снял свой последний фильм - «Еще нет», который переносит зрителя во времена Второй мировой войны и рассказывает о нравственной ответственности и связи поколений. Сюжет фильма основан на жизни японского профессора, академика и писателя Хяккэна Утиды и завязан на отношениях студентов и их бывшего преподавателя. В начале фильма профессор немецкого языка принимает решение оставить преподавание, чтобы целиком сосредоточиться на занятии литературой, так как его книги начали приносить доход. Как он сам признается, ему нравится преподавать, но «за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь». Это происходит незадолго до начала Второй мировой войны. Основной темой фильма являются его отношения с бывшими учениками, которые продолжают о нем заботиться, считая его «чистым золотом - настоящим профессором». Профессор терпит череду неудач, из которых ему помогают выбраться только его бывшие студенты. Более того, они организуют ежегодный праздник «Еще нет», посвященный дню рождения профессора. Название праздника означает, что профессор все еще жив и не готов уйти в мир иной, и содержит аллюзию на игру в прятки.

Последней работой Куросавы был сценарий к фильму, снятому его учеником и близким другом Такаси Коидзуми, «После дождя». В этом проекте Акира Куросава выступал и в качестве сопродюсера. Сценарий был основан на одноименной короткой повести Сюгоро Ямамото.

Акира Куросава умер 6 сентября 1998 года от инсульта в токийском районе Сэтагая в возрасте 88 лет. Похоронен в Камакуре при храме Анъе-ин.

С 2004 года на Токийском международном кинофестивале учреждена премия его имени, вручаемая кинорежиссерам за создание картин, «наполненных гуманизмом».

С 20 по 22 июня 2010 года в рамках XXXII Московского международного кинофестиваля была проведена международная научная конференция «Наследие Акиры Куросавы в контексте российской и мировой культуры», посвященная столетию со дня рождения Акиры Куросавы.



Рост Акиры Куросава: 182 сантиметра.

Личная жизнь Акиры Куросава:

Жена - Ёко Ягути (яп. 矢口 陽子; 27 августа 1921, Шанхай, Китайская Республика - 1 февраля 1985, Фукуока, Япония), настоящее имя Киё Куросава (яп. 黒澤 喜代), японская актриса. Известна по фильму «Самые красивые» (1944).

Поженились 21 мая 1945 года, сразу после окончания съемок фильма «Самые красивые».

У них родились сын Хисао (20 декабря 1945) и дочь. Дочь получила известность как дизайнер костюмов.

Ёко Ягути

Ёко Ягути

Фильмография Акиры Куросава:

1974 - Мосфильму 50 (документальный)
1975 - Награда Дерсу Узала (документальный)
1977 - Снимает Акира Куросава (документальный)

Режиссерские работы Акиры Куросава:

1943 - Легенда о дзюдо (姿三四郎)
1944 - Самые красивые (Most Beautiful, The / 一番美しく)
1945 - Легенда о великом мастере дзюдо 2 (Sanshiro Sugata Part II / 續姿三四郎)
1945 - Идущие за хвостом тигра (Men Who Tread on the Tiger's Tail, The / 虎の尾を踏む男達)
1946 - Творящие завтрашний день (明日を作る人々)
1946 - Не сожалею о своей юности (No Regrets for Our Youth / わが青春に悔なし)
1947 - Веселое воскресенье (One Wonderful Sunday / 素晴らしき日曜日)
1948 - Пьяный ангел (Drunken Angel / 酔いどれ天使)
1949 - Тихая дуэль (Quiet Duel, The / 静かなる決闘)
1949 - Бездомный пес (Stray Dog / 野良犬)
1950 - Скандал (Scandal / 醜聞)
1950 - Расемон (Rashomon / 羅生門)
1951 - Идиот (Idiot, The / 白痴)
1952 - Жить (Ikiru / 生きる)
1954 - Семь самураев (Seven Samurai / 七人の侍)
1955 - Я живу в страхе (I Live in Fear / 生きものの記録)
1957 - Трон в крови, или Паучий замок (Throne of Blood / Kumonosu jô)
1957 - На дне (Lower Depths, The / どん底)
1958 - Скрытая крепость (Hidden Fortress, The / Kakushi-toride no san-akunin)
1960 - Злые остаются живыми (The bad sleep well / Warui yatsu hodo yoku nemuru)
1961 - Телохранитель (Yojimbo)
1962 - Отважный самурай (Tsubaki Sanjûrô)
1963 - Рай и ад (Tengoku to jigoku)
1965 - Красная борода (Red Beard / 赤ひげ)
1970 - Под стук трамвайных колес (Dodes'ka-den / どですかでん)
1975 - Дерсу Узала (Dersu Uzala / デルス・ウザーラ)
1980 - Тень воина (Shadow Warrior, The / 影武者)
1985 - Ран (Ran / 乱)
1990 - Сны Акиры Куросавы (Dreams)
1991 - Августовская рапсодия (Rhapsody in August / 八月の狂詩曲)
1993 - Еще нет (Madadayo)

Сценарии Акиры Куросава:

1943 - Легенда о дзюдо (姿三四郎)
1944 - Самые красивые (Most Beautiful, The / 一番美しく)
1945 - Легенда о великом мастере дзюдо 2 (Sanshiro Sugata Part II / 續姿三四郎)
1945 - Идущие за хвостом тигра (Men Who Tread on the Tiger's Tail, The / 虎の尾を踏む男達)
1946 - Не сожалею о своей юности (No Regrets for Our Youth / わが青春に悔なし)
1947 - По ту сторону серебряного хребта (Snow Trail / 銀嶺の果て)
1947 - Веселое воскресенье (One Wonderful Sunday / 素晴らしき日曜日)
1948 - Пьяный ангел (Drunken Angel / 酔いどれ天使)
1949 - Тихая дуэль (Quiet Duel, The / 静かなる決闘)
1949 - Бездомный пес (Stray Dog / 野良犬)
1950 - Скандал (Scandal / 醜聞)
1950 - Расемон (Rashomon / 羅生門)
1950 - Побег на рассвете (Escape at Dawn / 暁の脱走)
1951 - Идиот (Idiot, The / 白痴)
1952 - Жить (Ikiru / 生きる)
1954 - Семь самураев (Seven Samurai / 七人の侍)
1957 - Трон в крови, или Паучий замок (Throne of Blood / Kumonosu jô)
1957 - На дне (Lower Depths, The / どん底)
1958 - Скрытая крепость (Hidden Fortress, The / Kakushi-toride no san-akunin)
1960 - Злые остаются живыми (The bad sleep well / Warui yatsu hodo yoku nemuru)
1961 - Телохранитель (Yojimbo)
1962 - Отважный самурай (Tsubaki Sanjûrô)
1962 - Мастер мечей (Fencing Master / Tateshi Danpei)
1963 - Рай и ад (Tengoku to jigoku)
1964 - Гнев (Outrage, The)
1965 - Красная борода (Red Beard / 赤ひげ)
1965 - Гений дзюдо (姿三四郎)
1970 - Тора! Тора! Тора! (Tora! Tora! Tora!) (нет в титрах)
1970 - Под стук трамвайных колес (Dodes'ka-den / どですかでん)
1975 - Дерсу Узала (Dersu Uzala / デルス・ウザーラ)
1980 - Тень воина (Shadow Warrior, The / 影武者)
1985 - Ран (Ran / 乱)
1985 - Поезд-беглец (Runaway Train)
1990 - Сны Акиры Куросавы (Dreams)
1991 - Августовская рапсодия (Rhapsody in August / 八月の狂詩曲)
1993 - Еще нет (Madadayo)
1996 - Герой - одиночка (Last Man Standing)
1999 - После дождя (Ame agaru)
2000 - Дора-Хейта (Dora-heita)
2001-2002 - Телохранитель ветра (Bodyguard of the Wind / 旋風の用心棒) (анимационный)
2002 - Лишь море знает (Umi wa miteita)
2004 - 7 самураев (Samurai 7 / サムライセブン) (анимационный)
2007 - Сандзюро (Tsubaki Sanjûrô)
2022 - Жить (Living)

Продюсерские работы Акиры Куросава:

1949 - Бездомный пес (Stray Dog / 野良犬)
1957 - Трон в крови, или Паучий замок (Throne of Blood / Kumonosu jô)
1957 - На дне (Lower Depths, The / どん底)
1958 - Скрытая крепость (Hidden Fortress, The / Kakushi-toride no san-akunin)
1960 - Злые остаются живыми (The bad sleep well / Warui yatsu hodo yoku nemuru)
1961 - Телохранитель (Yojimbo)
1963 - Рай и ад (Tengoku to jigoku)
1965 - Красная борода (Red Beard / 赤ひげ)
1965 - Гений дзюдо (姿三四郎)
1970 - Под стук трамвайных колес (Dodes'ka-den / どですかでん)
1980 - Тень воина (Shadow Warrior, The / 影武者)

Награды Акиры Куросава:

- Орден Культуры;
- Кавалер ордена Почетного легиона (Франция);
- Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия);
- Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия);
- Орден Дружбы народов (12 марта 1991 года, СССР) - за большой личный вклад в развитие культурных связей между Советским Союзом и Японией;
- Премия Асахи (1965);
- Премия Рамона Магсайсая (1965);
- Азиатская премия культуры Фукуока (1990);
- В 1994 году Куросава был удостоен премии Киото;
- Почетный гражданин Токио (1996);
- С 2004 года на Токийском международном кинофестивале учреждена премия его имени, вручаемая кинорежиссерам за создание картин, «наполненных гуманизмом».

последнее обновление информации: 03.02.2023





Главная 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.