Возраст: 138 (со дня рождения)
Возраст смерти: 82 года
Алексей Елисеевич Крученых. Родился 9 (21) февраля 1886 года в пос. Оливское Херсонской губернии - умер 17 июня 1968 года в Москве. Русский поэт-футурист, художник, издатель, коллекционер, теоретик стиха, критик, журналист. Ввел в поэзию заумь. Псевдоним - Александр Крученых.
Алексей Крученых родился 9 (21 по новому стилю) февраля 1886 года в поселке Оливское Херсонской губернии в крестьянской семье.
Отец - сын писаря, занимался бакалейной торговлей.
Дед по матери - поляк Мальчевский, был зажиточный крестьянин.
«Дед был хороший хозяин, у него были лошади, коровы. Говорят, я похож на него... Дед, понимая, что мой отец будет ему плохим помощником, решил продать свое имущество и переехать в город Херсон. Купил дом у шарлатана Юдки. Этот Юдка много раз продавал свой дом. Ему давали задатки, но не могли выплатить всю сумму, и задатки пропадали. А дед выплатил все сполна. Это был большой дом, где нашей семье было предоставлено 4 комнаты. Отец занялся бакалейной торговлей. Во дворе был кран, жителям продавали воду по копейке за ведро. Сначала кран выходил на улицу, его открывали нарочно, и вода текла весь день. Незадолго до своей смерти бабушка сказала деду: "Продай дом, с ним столько хлопот". Дед мне в наследство оставил 100 рублей. Я тогда жил в Москве. Накупил в Училище живописи красок и полотна на 50 рублей и работал все лето. Заработал около 150 рублей. К этому времени я издал "Весь Херсон в карикатурах". Дед ходил и везде хвастался этим альбомом: сам неграмотный, а внук вот какая знаменитость! Когда бабушка умерла, мы с братом не пошли на ее похороны. Дед обиделся», - вспоминал Алексей Крученых.
В 1906 году окончил Одесское художественное училище.
С 1907 года жил в Москве. Начинал как журналист, художник, автор пародийно-эпигонских стихов, выпустил сборник «Старинная любовь».
С 1912 года активно выступает как один из основных авторов и теоретиков русского футуризма, участвует в альманахах футуристов («Садок Судей», «Пощечина общественному вкусу», «Трое», «Дохлая луна»), выпускает теоретические брошюры («Слово как таковое», «Тайные пороки академиков») и авторские сборники («Помада», «Поросята», «Взорваль», «Тэ ли лэ»), которые целиком (включая шрифт) рисовал сам. Выступал как соавтор Велимира Хлебникова (поэма «Игра в аду» и либретто футуристической оперы «Победа над солнцем», музыка Михаила Матюшина). В последней провозглашал победу техники и силы над стихией и романтикой природы, замену природного, несовершенного солнца новым рукотворным, электрическим светом.
Главный теоретик и практик «заумной поэзии», автор хрестоматийно знаменитого заумного текста «на собственном языке» из сборника «Помада»:
дыр бул щыл
убешщур
скум
вы со бу
р л эз
Крученых утверждал, что «в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина».
Жил да был
Дыр бул щыл
А и жил
Не по лжи
Вiн був щир
Нищ и сир
Убещур
Ел он щи
Из плющей
И борщи
Из xвощей
Из вещей
Же носил
Рубище
Ни кола
Ни двора
Ни котла
Ни ведра
Никако
Го не на
Жил добра
Ликом
[..] и дик
Киник и
Еретик
Был он зы
Чен и кос
Ноязык
Крученых дальше всех кубофутуристов пошел по пути абсурда, игры со звуками, дробления слова и словесной графики. Наряду с произведениями заумного языка для его творчества характерно стремление к грубой хаотичности, к отвратительному, к дисгармонии и антиэстетизму.
Во время Первой мировой войны и революции Крученых живет в Грузии, в Тифлисе основал группу футуристов «41°», в которую вошли также Игорь Терентьев, Илья Зданевич, Николай Чернавский; членом «41°» считал себя также формально туда не входивший Юрий Марр. Продолжает писать стихи и теоретические книги.
В 1920 году жил в Баку.
В 1920-е годы возвращается в Москву и переносит туда деятельность группы. Примыкал к группе ЛЕФ с «левого фланга». Занимается антикварной и букинистической деятельностью, подготовил несколько сборников статей и стихов в свою честь; вокруг него (не без его участия) складывается мифологизированный ореол «великого заумника», «буки русской литературы». Автор ряда биографических брошюр о Сергее Есенине, воспринятых современниками (в том числе Маяковским) в основном отрицательно. Владимир Маяковский высоко ценил Крученых как футуриста и называл его стихи «помощью грядущим поэтам».
Мокредная мосень
Сошлися черное шоссе с асфальтом неба
И дождь забором встал
Нет выxода из бревен ледяного плена
- С-с-с-с-ш-ш-ш-ш -
Сквозят дома
Шипит и ширится стальной оскал!
И молчаливо сxодит всадник с неба
- Надавит xолод металлической души -
И слякотной любовью запеленат
С ним мир пускает
Смертельной спазмы
Пузыри!
С середины 1910-х годов Крученых выступает и как теоретик стиха, разрабатывая оригинальную стиховедческую концепцию «сдвигологии», основанную на понятии «сдвига». К теоретическим трудам Крученых относят «Слово как таковое», «Новые пути слова (язык будущего смерть символизму)» (обе 1913), «Сдвигология русского стиха» (1922), «Фактура слова», «Апокалипсис в русской литературе» (обе 1923).
Футуристические произведения Крученых, которые сам он называл «продукциями», появлялись сначала небольшими брошюрами в разных издательствах, позднее (приблизительно с 1923) в собственном издании автора, размноженные подчас машинописным или рукописным способом. Последняя такая публикация - сборник «Ирониада» (1930) - 150 экземпляров, размноженных гектографическим способом. Всего Крученых опубликовал 236 своих «продукций», из которых, однако, найдена лишь часть.
В 1925 году, открывая сборник статей «Жив Крученых!», Борис Пастернак писал: «Что ценного в Крученых? По своей неуступчивости он отстает от Хлебникова или Рембо, заходивших гораздо дальше. Но и он на зависть фанатик и, отдуваясь своими боками, расплачивается звонкою строкой за матерьяльность мира. Чем зудесник отличается от кудесника? Тем же, чем физиология сказки от сказки. Там, где иной просто назовет лягушку, Крученых, навсегда ошеломленный пошатыванием и вздрагиванием сырой природы, пустится гальванизировать существительное, пока не добьется иллюзии, что у слова отрастают лапы».
С 1930-х годов, после гибели Маяковского и расстрела Игоря Терентьева, вынужденно отходит от литературы (лишь изредка выступая с критическими статьями и библиографическими публикациями). Хотя и состоял членом СП СССР, жил только продажей редких книг и рукописей, что тогда тоже далеко не приветствовалось. К нему, как соратнику Маяковского и Хлебникова, иногда заходили современные поэты, Алексей отвечал на их вопросы, а потом просил денег. Продавал книги с автографами Маяковского (некоторые утверждали, что поддельными).
В 1950-е годы Крученых заметил и напутствовал поэтов «группы Черткова» Станислава Красовицкого и Валентина Хромова, поэтов лианозовской школы Игоря Холина и Генриха Сапгира, а также поэтов более молодого поколения Владимира Казакова, Геннадия Айги, Константина Кедрова.
Свыше 40 лет поэт-библиофил целенаправленно собирал литературное и художественное наследие своей эпохи. Началом послужило собирание рукописей Хлебникова, затем - запись афоризмов и диалогов Маяковского, стихотворных экспромтов других поэтов. Результатом этой работы стали сборники «Неизданный Хлебников» (1928-1930), «Живой Маяковский» (1930), «Турнир поэтов» (1928), «Веселые шушуки» (1928). В дальнейшем собрание Крученых пополнялось материалами его друзей-литераторов, художников и представителей широкого круга деятелей культуры: рукописями, письмами, рисунками, фотографиями, книгами. Некоторые писатели представлены в собрании Крученых не только отдельными документами, а целыми архивными комплексами: Хлебников (более 600 листов), Пастернак (более 1000 листов), Цветаева (ок. 800 листов).
Крученых не только собирал, но и обрабатывал свою архивную коллекцию: документы систематизировались им по темам и вклеивались в определенном порядке в альбомы. Таких альбомов, персональных и тематических, насчитывается более 100. Среди них альбомы: «Асеев», «Эти двое (И. Ильф и Евг. Петров)», «Зощенко», «И. Сельвинский», «И. Уткин», «Рина Зеленая», «Кукрыниксы», «Б. Пастернак», «О. Мандельштам», «Инбериана», Всеволод Иванов", «С. Михалков», «Игорь Ильинский», «В. Шкловский», «Литбригада», «Футобаза», «Констры». Альбомы Крученых многократно просматривались и «дорабатывались» писателями: они комментировали вклеенные в них рукописи, фотографии, записывали новые стихотворные экспромты и т.д.
В составе собрания, которое с 1930-х Крученых начал передавать на государственное хранение - сначала в Литературный музей, затем в ЦГАЛИ (ныне РГАЛИ) - уникальная коллекция из 1085 книг и автографов на них (инскриптов).
Крученых приобретал книги не только для собирательства, но и на продажу - начиная с середины 1930-х годов, это был основной источник его существования.
Книжная коллекция Крученых имела целью не полноту, а качественную представительность: коллекционер собирал наиболее значительные, с его точки зрения, образцы современной литературы. Книжная коллекция Крученых включает в себя и фрагменты других библиотек: Пастернака, Шкловского, Олеши, Сейфуллиной, Бальмонт-Бруни, Жилкиных.
Умер 17 июня 1968 года в Москве от воспаления легких. На похоронах присутствовало лишь десять человек. Среди них были Лиля Брик, Андрей Вознесенский, Геннадий Айги и Эдуард Лимонов. Урна с прахом А. Е. Крученых находится в колумбарии Нового Донского кладбища в Москве (Кол. 20, секция 40, нижний ряд).
После смерти Крученых, Корней Чуковский, свидетель первых выступлений футуристов, записал в дневнике: «Странно. Он казался бессмертным... Он один оставался из всего Маяковского окружения».
Отношение к поэтическому творчеству Крученых до сих пор остается крайне неоднозначным - от признания его великим новатором-экспериментатором до полного отрицания литературных способностей.
Песни на стихи Алексея Крученых звучат в альбоме «Каша Дружба Гидротехник» (1997) тольяттинской группы «Дя».
В 2012 году издательством «Гилея» были опубликованы письма Алексея Крученых Михаилу Матюшину - соратнику Крученых по футуристическому движению, и Андрею Шемшурину - литературоведу и меценату, оказывавшему поддержку футуристам, в которых Крученых описывает обстоятельства своей жизни, цитирует отрывки из собственных стихов и стихов его последователей.
8 августа 2019 года в Одессе на доме по ул. Малой Арнаутской, 55 была установлена мемориальная доска в честь поэта-футуриста. В этом доме Алексей Крученых снимал комнату в 1905 году, когда учился в Одесском художественном училище. Этот адрес стал известен после того, как одесский краевед Александр Розенбойм разыскал полицейские протоколы задержания Крученых за хранение революционной литературы.
Личная жизнь Алексея Крученых:
Женат не был.
У него были длительные отношения с Ольгой Владимировной Розановой (1886-1918), живописцем, графиком, художником книги, автором статей по искусству, поэтессой, одной из крупнейших представительниц русского авангарда с уникальным колористическим талантом.
Алексей Крученых и Ольга Розанова познакомились в 1912 году. В отличие от многих других пар, где творчество оставалось раздельным, они стали соавторами: он писал заумные стихи, она делала из них буйные литографические книжки. В итоге взаимопроникновение Розановой и Крученых зашло так далеко, что она увлеклась стихами, а он начал делать коллажи.
Алексей Крученых и Ольга Розанова
Библиография Алексея Крученых:
1924 - 500 новых острот и каламбуров Пушкина
1925 - Записная книжка Велимира Хлебникова
1926 - Гибель Есенина
1928 - 15 лет русского футуризма 1912-1927 гг.
1973 - Избранное / Selected Works / Ed. and with an introd. by Vladimir Markov
1990 - Письма А. Е. Крученых к И. М. Зданевичу
1992 - Арабески из Гоголя
1992 - Кукиш прошлякам
1993 - Крученыхиада
1997 - Зудесник
1998 - Лакированное трико
Образ Алексея Крученых в кино:
2005 - «Есенин» - в роли Алексея Крученых актер Максим Лагашкин
2013 - «Маяковский. Два дня» - в роли Алексея Крученых актер Олег Федоров
последнее обновление информации: 31.08.2022
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.