лого Штуки-дрюки

Василий Комаровский - биография, новости, личная жизнь

Василий Комаровский

Возраст: 143 (со дня рождения)

Возраст смерти: 33 года

Василий Комаровский

Граф Василий Алексеевич Комаровский. Родился 21 марта (2 апреля) 1881 года в Москве - покончил с собой 8 (21) сентября 1914 года в Москве. Русский поэт «Серебряного века».

Василий Комаровский родился 21 марта (2 апреля по новому стилю) 1881 года в Москве.

Отец - граф Алексей Егорович Комаровский, хранитель Оружейной палаты.

Мать - Александра Васильевна Комаровская (урожденная Безобразова), страдала тяжелой формой эпилепсии (последние 20 лет жизни, до самой своей смерти в 1904 году она провела в психиатрической лечебнице), ее болезнь унаследовал и Василий.

Среди его предков много выдающихся личностей - генерал Евграф Комаровский (первый командующий внутренней стражи России, автор мемуаров о событиях периода 1786-1833 годов), генерал Петр Горчаков (участник покорения Кавказа и Крымской войны, генерал-губернатор Западной Сибири), генерал Павел Глазов (шеф Великолуцкого мушкетерского полка, тамбовский губернский предводитель дворянства).

Детство Василия прошло у его деда, Василия Григорьевича Безобразова, в имении Ракша Моршанского уезда Тамбовской губернии, воспетом в длинном стихотворении «Ракша». Получил домашнее воспитание, знал несколько языков, свободно владел французским и древнегреческим языками.

С 1897 года жил в Царском Селе в доме своей тетушки Любови Егоровны, на Магазейной улице.

В августе 1899 года Василий вернулся в Москву и был зачислен приходящим воспитанником в Московский императорский лицей, который окончил 1 июня 1900 года. По воспоминаниям, «он был громадного роста, широкоплечий, полнолицый; жесты - они у него были особенные, широкие, рука двигалась от плеча».

Поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Летом 1901 года лечился в Германии, осенью перевелся на историко-филологический факультет, но сразу же уехал на лечение в клинику в Швейцарию. В дальнейшем Комаровский несколько раз лечился в российских и зарубежных клиниках, был вынужден покинуть университет в 1906 году, не окончив курса.

Василий Комаровский в юности

Василий Комаровский в юности

Он интересовался историей своего рода, был хранителем и издателем некоторых документов семейного архива, находился в переписке со многими историками литературы и пушкинистами. Занимался историей живописи, составил искусствоведческий указатель художников Европы XIII-XVIII веков.

В 1913 году приехал в Петербург, чтобы бывать в типографии издательства «Сириус», где готовилась к публикации его «Таблица главных живописцев Европы с 1200 г. по 1800 г.» и «Указатель к таблице...» (издан посмертно в 1915 году).

Самое раннее из известных стихотворений Комаровского относится к 1903 году.

Осенью 1908 года на квартире супругов Кардовских в Царском Селе он познакомился с Николаем Гумилевым, а позднее - с Анной Ахматовой. Позже среди знакомых Комаровского появятся Н. Пунин, С. Маковский, А. Скалдин, Н. Врангель и др. Многое в его творчестве оказалось созвучно поискам акмеистов, в их кругу творчество Комаровского очень высоко ценилось (Ахматова говорила уже в 1930-е годы: «Знать Комаровского - это марка»). Обнаруживается и прямое влияние, вплоть до текстуальных перекличек, стихов Комаровского на творчество Ахматовой и, особенно, Мандельштама.

Insania (1909)

Воскресшей памятью к истлевшим именам
Я уходил, неосторожный,
В померкшие поля, по стертым ступеням.
С душой тоскующей мешая фимиам,
Как с этой пылью придорожной.

В туманной прелести морская полоса
Сквозь дым скользящий протекала.
И ветер шевелил и трогал волоса,
И утра брезжила тревожная краса,
Вставало солнце – и сверкало.

И в дымной пристани проснулись корабли,
В песок окутанные вязкий.
Их крылья в небосвод подняться не смогли.
И маки темные стоят. И отцвели
У мутных вод забытой ласки.

Отчалить медленно на чутком корабле?
Соленый ветер развевался.
Но снасти сплетены в запутанном узле.
Остаться... Или плыть к невидимой земле?
И я стоял – и колебался:

Там гордых мучениц горячая тоска
Свою любовь запечатлела
За медной тишиной и тяжестью замка.
Да не дотронется случайная рука
Их недоступного предела.

Для стихов Комаровского характерна четкость формы, глубокий трагизм, отсылающие к традициям классической лирики образы Царского Села и Италии. Значительное влияние на него оказала поэзия Иннокентия Анненского и через него - французские «проклятые поэты». Воображаемому путешествию в Италию он посвятил самый известный свой цикл стихотворений.

В ноябре 1911 года в Литературном альманахе «Аполлона» появилась первая публикация стихов и прозы Комаровского - пять стихотворений и рассказ «Sabinula», подписанные псевдонимом «Incitatus».

Горели лета красные цветы... (1912)

Горели лета красные цветы,
Вино в стекле синело хрупко;
Из пламенеющего кубка
Я пил – покуда пела ты.

Но осени трубит и молкнет рог.
Вокруг садов высокая ограда;
Как много их, бредущих вдоль дорог,
И никому из них не надо
Надменной горечи твоих вечерних кос.
Где ночью под ногой хрустит мороз
И зябнут дымные посевы.
Где мутных струй ночные перепевы
Про коченеющую грусть
Моей любви - ты знаешь наизусть.

В октябре 1913 года, тиражом 450 экземпляров в Петербурге вышла единственная книга стихов и переводов Комаровского: «Первая пристань». Один из отделов книги состоял из переводов: «Путешествия» Бодлера и «Оды к греческой вазе» Китса.

Русский поэт Василий Комаровский

Русский поэт Василий Комаровский

Анне Ахматовой (1914)

В полуночи, осыпанной золою,
В условии сердечной тесноты,
Над темною и серою землею
Ваш эвкалипт раскрыл свои цветы.

И утренней порой голубоокой
Тоской весны еще не крепкий ствол,
Он нежностью, исторгнутой жестоко,
Среди камней недоуменно цвел.

Вот славы день. Искусно или больно
Перед людьми разбито на куски,
И что взято рукою богомольно,
И что дано бесчувствием руки.

С начала 1914 года жил на Каменном острове. Ушел из жизни через месяц после начала Первой мировой войны - 8 (21 по новому стилю) сентября 1914 года, как писал Пунин - «от паралича сердца в припадке буйного помешательства». В то же время Анна Ахматоваутверждала, что он «покончил с собой осенью 1914 в сумасшедшем доме». Был похоронен в Москве на кладбище Донского монастыря, но его могила не сохранилась.

Ряд его стихотворений был посмертно напечатан в журнале «Аполлон». Многое не сохранилось (в том числе роман «До Цусимы» из жизни светского общества, отрывки из которого автор читал Гумилеву и Ахматовой). В 1920-е годы заметную роль в привлечении внимания к творчеству Комаровского и публикации его посмертного наследия сыграл Д.П. Святополк-Мирский. Мирский хранил значительную часть архива Комаровского, которую утратил во время Гражданской войны.

Творчество Комаровского вновь стало изучаться в 1970-е годы. Появились посвященные его творчеству работы, в частности, В.Н. Топорова и Т. Венцлова. Д.П. Святополк-Мирский хотя и не включил Комаровского в свою антологию о русской лирике, отзывался о нем с восхищением: «прекрасный поэт, близкий к символистам, сулящий большие радости тому, кто его откроет».



Личная жизнь Василия Комаровского:

Подробности частной жизни не известны.

Библиография Василия Комаровского:

1913 - «Первая пристань»

Стихи Василия Комаровского:

Insania
Toga virilis
Август
Анне Ахматовой
Анне Ахматовой («Вечер» и «Четки»)
Бессильному сказать – «какая малость»
Благодарю тебя за этот тонкий яд...
Блудный сын
В Царском Селе
В гостинице (увы - в Неаполе!)...
В душе земля с подземным, злым огнем
Вдали людей
Вдали людей, из светлых линий...
Вечер
Видел тебя красивой лишь раз. Как дымное море...
Видел тебя сегодня во сне, веселой и бодрой...
Возрождение
Вспорхнула птичка. На ветвистой кроне...
Где лики медные Тиверия и Суллы...
Гляжу в окно вагона-ресторана...
Горели лета красные цветы...
День ниспадал
Дорогой северной и яркой
Единым саваном хамсин людей засыпет...
Закат
И горечи не превозмочь...
И ты предстала мне, Флоренция...
Из сизых туч, летевших мимо
Изгнанники, из тьмы пещер...
Искушение
Июль был яростный и пыльно-бирюзовый...
Июньской зелени дубов, прохладно-черной...
К морю
Как древле - к селам Анатолии...
Как этот день сегодня странно тонок...
Листок сухой, без жизни и названья...
Лицо печальное твое осеребрило...
Музей
Мы, любопытствуя, прошли дворец и своды...
Над городом гранитным и старинным
Ни этот павильон хандры порфирородной...
О страннике, одетом в плащ зеленый...
Охота
Пускай почтарь трубит с высоких козел...
Пылают лестницы и мраморы нагреты...
Ракша
Рассвет
Рынок
Сад сегодня тихой дрожью...
Самонадеянно возникли города
Сентябрь
Со всех сторон, морозный и зыбучий
Статуя
Тишиною, умéршей зарею
То летний жар, то солнца глаз пурпурный...
Устало солнце, жегшее спокойно...
Утром проснулся рано...
Шумящие и ветреные дни!..
Я рад, сегодня снег! И зимнему беззвучью...

Закат (1912)

Я подвиг совершил военный и кровавый
И ухо напитал немолчным гулом славы,
И приобщен к Руну, и крепостные рвы
Над входом стерегут изваянные львы;
В весеннем воздухе серебряные трубы
Звучат без устали. Пажей пестры раструбы.
Друг Императора, великий Тициан,
Мне посоветовал соорудить фонтан,
Я окружил его стеблями тучных лилий,
Растущих сладостно в прохладе влажной пыли.
Дождливой осенью резвящиеся псы
Отыскивают след уклончивой лисы,
Рычат и прядают оскаленные доги,
В поток бросается олень широкорогий...
Собачьим холодом пронизанный январь
С собою принесет дымящуюся гарь,
И жарит кабана язвительное пламя,
А в небе плещется прославленное знамя
И с ветром говорит. И тихо шьет жена,
И шея нежная ее обнажена.
Мадонна! потуши припоминанья сердца:
Я, звонким молотом дробивший иноверца,
Фриульских берегов надежда и оплот,
У Кефалонии испепеливший флот,
В болотах Павии настигнувший Франциска,
Я в недрах совести ищу поступок низкий...
В телесной белизне коралловых цветов
Мне плоть мерещится изрубленных бойцов,
В кудрявой зелени мелькают чьи-то лица.
Моя жена молчит и спрашивать боится.
В огне играющем и красном видит взгляд
Кощунственные сны и воспаленный ад.

последнее обновление информации: 30.07.2022

© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.





Главная Политика конфиденциальности 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.