Мария Осиповна (Иосифовна) Кнебель. Родилась 6 (18) мая 1898 года в Москве - умерла 1 июня 1985 года в Москве. Советская актриса, режиссер, педагог, доктор искусствоведения. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). Народная артистка РСФСР (1958).
Мария Кнебель родилась 6 (18 по новому стилю) мая 1898 года в Москве.
Отец - Иосиф (Осип) Николаевич Кнебель (1854-1926), российский книгоиздатель и культуролог, меценат. Был инициатором издательских серий школьных пособий, с 1925 года - заведующий издательства Третьяковской галереи.
О том, как решила стать актрисой, Мария Кнебель рассказывала: «Приближался экзамен на аттестат зрелости. Я решила идти на математический факультет. В этом убедили взрослые - вероятно, и правда, надо учиться тому, к чему есть способности. Мысль о театре стала казаться детской мечтой. Но жизнь повернула все неожиданным образом (вероятно, в этой неожиданности была какая-то своя логика). Однажды перед самыми экзаменами я сидела за письменным столом отца, а в глаза светило яркое солнце. Я подошла к окну, чтобы задернуть занавески, и увидела, что по противоположной стороне улицы идет моя школьная подруга Лида Гурвич... я уговорила ее зайти ко мне, и она в течение пяти минут рассказала, захлебываясь от восторга, спешки и гордости, что учится у того Чехова, который играет Калеба в «Сверчке на печи», что существует система Станиславского, что Чехов учит своих учеников «элементам»... Не знаю, что произошло со мной, но я с такой несвойственной для себя настойчивостью стала уговаривать ее взять меня на урок, что она согласилась... Вошел Михаил Александрович Чехов. Все встали, только я, стиснутая, не могло шевельнуться. Первое впечатление от Чехова было необычайно острым. Он вошел неловко, подтягивая брюки, неказистый, невзрачный. И сразу я увидела его глаза - куда-то устремленные, ни на кого не смотрящие и точно ждущие какого-то ответа. Меня так поразили эти светлые бездонные глаза, полные боли, одиночества и какого-то немого вопроса, что я совсем забыла о себе».
С 1918 года училась в студии Михаила Чехова.
В 1921 году поступила в школу при 2-й студии МХАТа (педагог Н. В. Демидов), где исполняла преимущественно острохарактерные роли. По окончании школы, в 1924 году была принята в труппу Художественного театра, где служила до 1950 года. Играла в основном острохарактерные роли.
Работы во МХАТе: Неродившаяся душа, несущая ящик с преступлением; Насморк; соседка Берленго (1924-1925) - «Синяя птица» М. Метерлинка; Миссис Снитчей (1925) - «Битва жизни», по повести Ч. Диккенса; Обывательница с палантином (1929) - «Блокада» Вс. Иванова; Карпухина (1929) - «Дядюшкин сон» по Достоевскому; Горбатая старушка (1930) - «Воскресении» по роману Л. Толстого; Помощник кинооператора (1930) - «Реклама» М. Д. Уоткинса; Шарлотта (1934) - «Вишневый сад» А. П. Чехова; Миссис Уордль (1934) - «Пиквикский клуб», по роману Ч. Диккенса; Сумасшедшая барыня - «Гроза» А. Островского; Горностаева - «Любовь Яровая» К. Тренева.
В 1935 году Мария Кнебель начала режиссерскую деятельность в студии имени М. Н. Ермоловой (в дальнейшем - в Московском театре им. М. Н. Ермоловой), поставив совместно с М. А. Терешковичем пьесу Э. Скриба «Искусство интриги». Во второй половине 1930-х годов осуществила в театре ряд самостоятельных постановок.
В 1940-х годах в качестве режиссера принимала участие в постановке спектаклей МХАТа «Кремлевские куранты» Н. Ф. Погодина (1942) и «Русские люди» К. М. Симонова (1943). Вместе с А. Д. Поповым Кнебель поставила спектакль «Трудные годы» А. Н. Толстого с Н. П. Хмелевым в роли Ивана Грозного.
В 1957 году самостоятельно поставила спектакль «Безымянная звезда» по пьесе М. Себастьяна.
После смерти Н. П. Хмелева в результате возникшего конфликта вынуждена была уйти из театра имени М. Н. Ермоловой.
С 1950 года - режиссер, а в 1955-1960 главный режиссер Центрального детского театра. Марии Кнебель была особенно близка драматургия Чехова. Она ставила спектакли: «Иванов» (1955, Московский театр им. Пушкина) и «Вишневый сад» (1965, Центральный театр Советской Армии; «Театр Аббатства», Дублин).
В 1969 поставила «Таланты и поклонники» Островского (Московский театр им. Маяковского).
Постановки Марии Кнебель:
«Искусство интриги» Э. Скриба (1935, совместно с М. А. Терешковичем, студия им. М. Н. Ермоловой);
«Дальняя дорога» А.Н. Арбузова (1936);
«Последние» А.М. Горького (1937);
совместно с Н.П. Хмелевым - «Дети солнца» А.М. Горького (1937) и «Как вам это понравится» Вильяма Шекспира (1940).
Постановки Марии Кнебель во МХАТе:
«Кремлевские куранты» Н.Ф. Погодина (1942, совместно с Вл. Немировичем-Данченко и Л.М. Леонидовым);
«Иван Грозный» («Трудные годы») А.Н. Толстого (1946, совместно с А.Д. Поповым);
в качестве режиссера принимала участие в постановке спектаклей МХАТа «Кремлевские куранты» Н. Ф. Погодина (1942) и «Русские люди» К. М. Симонова (1943).
Постановки Марии Кнебель в ЦДТ:
«Горе от ума» А. С. Грибоедова (1951, с А. Некрасовой);
«Мертвые души» по Н. В. Гоголю (1952);
«Конек-Горбунок» Маляревского по сказке П.П. Ершова (1952, с А. Некрасовой);
«Страница жизни» В. Розова (1953);
«Оливер Твист» по Ч. Диккенсу;
«Мы втроем поехали на целину» Н. Ф. Погодина (1955);
«Волшебный цветок» Жэнь Дэ-яо (1958).
Другие постановки Марии Кнебель:
«Иванов» (1955, Московский театр имени А.С. Пушкина; 1971, Таллинский театр им. В. Кингисеппа);
«Безымянная звезда» М. Себастьяна (МХАТ, 1957);
«Вишневый сад» (1965, Центральный театр Советской Армии; 1968, «Эбби тиэтр», Дублин);
«Таланты и поклонники» Островского (Московский театр имени В. В. Маяковского, 1969);
«Дядюшкин сон» (инсценировка М.И. Кнебель и П.А. Маркова по повести Ф.М. Достоевского, Московский академический театр им. Вл. Маяковского, 1972);
«Тени» М.Е. Салтыкова-Щедрина (Московский драматический театр им. К. С. Станиславского, 1976).
С 1932 года Мария Осиповна Кнебель вела педагогическую работу; с 1940 года преподавала в Театральном училище имени Щепкина, с 1948 года - на режиссерском факультете ГИТИСа (с 1960 - профессор).
Известные ученики Марии Кнебель:
Б. М. Аксенов театральный режиссер, актер;
С. Н. Арцибашев театральный режиссер, актер;
В. М. Бейлис театральный режиссер;
М. В. Бычков театральный режиссер, создатель Воронежского Камерного театра, создатель и директор Международного Платоновского фестиваля искусств;
А. Ю. Васильев театральный режиссер, педагог, писатель;
А. А. Васильев театральный режиссер, педагог, создатель «Школы драматического искусства»;
Е. И. Еланская театральный режиссер, создатель театра «Сфера»;
Г. Мацкявичюс театральный режиссер, создатель «Театра пластической драмы»;
Б. А. Морозов - советский и российский театральный режиссер, театральный педагог, актер;
Л. Е. Хейфец театральный режиссер, профессор Российской академии театрального искусства;
А. Я. Шапиро театральный режиссер;
И. Л. Райхельгауз театральный режиссер, театральный педагог, создатель театра «Школа современной пьесы», актер;
С. В. Розов - театральный режиссер, драматург, педагог;
А. В. Бурдонский - режиссер-постановщик Центрального академического театра Российской армии, педагог;
Н. А. Петрова - режиссер, профессор ВТУ им. М. С. Щепкина.
Благодаря ее усилиям в СССР начали публиковаться труды Михаила Чехова.
Автор многих книг мемуарно-теоретического характера: «Вся жизнь» (1967), «Слово в творчестве актера» (1970), «Поэзия педагогики» (1976), «О действенном анализе пьесы и роли» (1982).
В 1978 году ей была присуждена Государственная премия СССР.
Умерла 1 июня 1985 года в Москве. Похоронена на Введенском кладбище (27 уч.).
Личная жизнь Марии Кнебель:
Муж - Павел Владимирович Урбанович, режиссер, ученик В.Э. Мейерхольда. В 1940-е художественный руководитель и главный режиссер Якутского русского театра. Народный артист Якутской АССР (1947).
Павел Урбанович - муж Марии Кнебель
Фильмография Марии Кнебель:
1966 - На режиссерских уроках (документальный)
1967 - Кремлевские куранты (фильм-спектакль) (нет в титрах)
1967 - Классы (документальный)
Режиссерские работы Марии Кнебель:
1967 - Кремлевские куранты (фильм-спектакль)
1971 - Таланты и поклонники (фильм-спектакль) - режиссер спектакля
Библиография Марии Кнебель:
1954 - Слово в творчестве актёра
1961 - О действенном анализе пьесы и роли
1965 - Об этой книге и её авторе
1966 - Школа режиссуры Немировича-Данченко
1967 - Вся жизнь: Воспоминания актрисы
1971 - О том, что кажется особенно важным
1984 - Поэзия педагогики
последнее обновление информации: 14.02.2022
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.