Возраст: 118 (со дня рождения)
Возраст смерти: 89 лет
Иосиф Ефимович Хейфиц. Родился 17 декабря 1905 года в Минске - умер 24 апреля 1995 года в Санкт-Петербурге. Советский и российский кинорежиссер, сценарист, педагог. Лауреат двух Сталинских премий (1941, 1946). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Народный артист СССР (1964). Герой Социалистического Труда (1975).
Иосиф Хейфиц родился 17 декабря 1905 года в Минске.
Трудовую деятельность начал в 1920 году помощником коменданта Ревтрибунала Киевского военного округа, затем работал учетчиком на одном из заводов в Кременчуге.
В 1927 году окончил Ленинградский техникум экранного искусства (с 1925 - отделение Государственного фотокинотехникума, ныне Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения).
В 1928-1930 годах учился на кинофакультете Государственного института истории искусств.
В 1928 году пришел работать на Ленинградскую кинофабрику «Совкино», (ныне - киностудия «Ленфильм»).
В кино дебютировал сначала как сценарист, совместно с А. Г. Ивановым и А. Г. Зархи создав сценарии фильмов «Луна слева» и «Транспорт огня».
Позже стал режиссером-постановщиком, в 1928-1950 годах работал совместно с А. Г. Зархи, написав сценарии фильмов «Луна слева» и «Транспорт огня». Далее возглавил 1-ю комсомольскую постановочную бригаду ленинградской кинофабрики «Совкино», выпустившую фильмы, посвященные советской молодежи - «Ветер в лицо» (1930), «Полдень» (1931), комедию «Горячие денечки» (1935).
Широкую известность получил после поставленных им совместно с Александром Зархи фильмов «Депутат Балтики» и «Член правительства». Фильм «Депутат Балтики» принес ему Сталинскую премию второй степени, Гран-при Всемирной выставки в Париже (1937) и Латунную медаль на МКФ в Венеции.
Иосиф Хейфиц в молодости
На главную роль в картине «Член правительства» он взял Веру Марецкую. Иосиф Хейфиц вспоминал о съемках: «Помню, на съемках фильма "Член правительства" Вера Марецкая замечательно сыграла один трудный эпизод. Ситуация такова: от ее героини ушел муж, а брат мужа является к ней с определенными намерениями. И когда она выясняет цель его визита, у нее начинается приступ хохота. Получилось это у Марецкой предельно искренне и заразительно. Но тут оператор шепнул мне на ухо, что не ручается за качество съемки. Надо бы, мол, повторить. Марецкая огорчилась, понимая, что второй раз у нее так уже вряд ли получится. Но если надо, то надо. Только для надежности она попросила меня встать сбоку и в нужный момент показать ей смешную рожу. Я действительно выкинул какой-то фортель, и она расхохоталась не хуже, чем в первый раз. В этот момент оператор сообщает мне, что в разгар эпизода у него кончилась пленка. Ситуация прямо-таки скандальная. Я осторожно подхожу к Вере Петровне и с извинениями даю ей понять, что придется все повторить еще разок. Она попросила меня показать ей в нужный момент что-нибудь еще более смешное, пусть даже на грани приличия. Не стану раскрывать, на какое ухищрение пошел я, чтобы рассмешить Веру Петровну. Скажу о главном - в третьем дубле она, кажется, превзошла себя. Даже осветители хохотали так, что вышки со светом тряслись».
Во время эвакуации, в 1941-1942 годах, был художественным руководителем Ташкентской и Тбилисской киностудий, потом вернулся в Ленинград.
Член ВКП(б) с 1945 года.
В числе значимых работ 1950-х годов - драмы «Большая семья», «Дело Румянцева» и «Дорогой мой человек», удостоенные множества призов на международных кинофорумах.
В 1960-е годы обратился к русской классике, экранизировав произведения А. Чехова, И. Тургенева, А. Куприна.
В центре магистрального киносюжета Хейфица, даже когда он насыщен явной общественной значимостью («Депутат Балтики» или «Член правительства»), находится частная жизнь человека. В 1930-е годы это обстоятельство вызывало критические налеты. Профессора Полежаева называли «гимназистом, обложенным ватой», «рождественским дед морозом». Передовую колхозницу Александру Соколову обвиняли в «плаксивости», в том, что она слишком «баба». В 1950-е годы такой герой оказался более внятен и вместе с тем любим зрителем. В картинах «Большая семья» и «Дело Румянцева», при всей их насыщенности советскими мифологемами, сюжет строится на конфликте «индивид - коллектив». И доброкачественность семейного или трудового коллектива проверяется тем, насколько он в своей жизни учитывает самоценность индивидуальности, часто выпадающей из общих правил существования.
Его привлекает чеховская и тургеневская проза, произведения современников Павла Нилина и Бориса Васильева. Стихийная преднамеренность жизненного потока, непредсказуемость самой человеческой индивидуальности, а вследствие этого противоречивость ее жизненной позиции, несовпадение с устоявшимися представлениями о нормах поведения - вот что становится главным предметом художественного интереса. В этом смысле симптоматично название экранизации чеховской «Дуэли», предложенное режиссером, - «Плохой хороший человек». Такая концепция человека на экране делает Хейфица принципиально актерским режиссером. Установка на актера определяет систему выразительных средств: крупный план человеческого лица; средний, где герой сопрягается со средой; психологическая деталь в актерской игре; свободный внутрикадровый монтаж, позволявший актеру проявить себя.
Последний фильм мастера - «Бродячий автобус». И здесь режиссер, будучи уже в довольно почтенном возрасте, нашел новый творческий поворот, но, опираясь на привычное внимание к человеку и среде его бытия. Остро кризисных ситуаций, как было в сюжетах прошлых лет, здесь вроде бы и нет. По провинции колесит разбитый автобус с уставшими актерами, выступающими в полупустых холодных клубах, а вокруг проистекает жизнь, страшно далекая, кажется, от всего, что имеет отношение к искусству. Но в какой-то момент никому не известные провинциальные актеры начинают играть саму жизнь, за что и платят полной мерой, как это и полагается в высоком искусстве.
В его фильмах раскрылись актерские индивидуальности И. Саввиной, А. Баталова, А. Папанова, О. Даля, В. Высоцкого, Л. Максаковой, А. Роговцевой, Е. Кореневой, С. Садальского. Работы режиссера удостаивались различных кинематографических призов, в том числе были отмечены и на Каннском кинофестивале.
Преподавал в актерской школе при киностудии «Ленфильм». В 1977-1978 годах руководил режиссерской мастерской на Высших курсах режиссеров и сценаристов.
В 1971-1986 годах - первый секретарь Ленинградского отделения Союза кинематографистов СССР.
Умер 24 апреля 1995 года. Похоронен на Мемориальном кладбище в поселке Комарово под Санкт-Петербургом.
В 1998 году в Санкт-Петербурге, на доме (Малый проспект Петроградской стороны, 84-86), где жил кинорежиссер, была установлена мемориальная доска.
Личная жизнь Иосифа Хейфица:
Первая жена - Янина Болеславовна Жеймо (1909-1987), советская киноактриса польского происхождения.
У них в 1940 году родился сын Юлиан Жеймо (Julian Żejmo), который стал известным в Польше кинооператором.
Брак распался во время войны, когда у Хейфица в эвакуации появилась другая женщина. Простить Хейфица Жеймо не смогла, хоть он и хотел вернуться в семью, и развелась с ним. Известно, что развод Янина переносила очень тяжело, у нее началась сильнейшая депрессия - настолько, что некоторое время Жеймо не узнавала знакомых, не могла разобрать буквы, сталкивалась с внезапной дезориентацией в пространстве.
Иосиф Хейфиц и Янина Жеймо
Вторая жена - Ирина Владимировна Светозарова.
В браке родились сыновья Дмитрий Светозаров (род. 1951), кинорежиссер и сценарист, а также Владимир Светозаров (1948-2017), художник.
Сын Дмитрий Светозаров говорил об Иосифе Хейфице: «Таких называют чеховскими интеллигентами. Он был демократичным, исповедующим веру в нестяжание, не умеющим практически устраивать жизнь. Несмотря на то что отец был награжден всеми мыслимыми и немыслимыми государственными наградами, призами и медалями международных фестивалей, он был предельно, даже патологически скромен. Этот отцовский образ остался в моей памяти. На протяжении сорока с лишним лет отец был рядом со мной, и я надеюсь, что эти его качества впечатались в меня, передались мне чертами моего собственного характера».
Иосиф Хейфиц и Ирина Светозарова
Фильмография Иосифа Хейфица:
1969 - Рядом с другом (документальный)
1986 - Художник и время (документальный)
1991 - Кинорежиссер Иосиф Хейфиц (документальный)
1992 - Кинооператор Андрей Москвин (документальный)
1995 - Чтобы помнили. Олег Даль (документальный)
Режиссерские работы Иосифа Хейфица:
1928 - Песнь о металле (короткометражный)
1930 - Ветер в лицо (Wind in the Face)
1931 - Полдень
1933 - Моя Родина (My Motherland)
1934 - Ленинградцы
1935 - Горячие денечки
1936 - Депутат Балтики
1939 - Член правительства
1942 - Его зовут Сухэ-Батор
1944 - Малахов курган (Last Hill, The)
1945 - Разгром милитаристской Японии (документальный)
1946 - Во имя жизни
1948 - Драгоценные зерна
1950 - Огни Баку (Fires of Baku, The)
1953 - Весна в Москве (фильм-спектакль)
1954 - Большая семья
1955 - Дело Румянцева
1958 - Дорогой мой человек
1960 - Дама с собачкой
1961 - Горизонт
1963 - День счастья
1966 - В городе С.
1970 - Салют, Мария!
1973 - Плохой хороший человек
1975 - Единственная
1977 - Ася
1979 - Впервые замужем
1982 - Шурочка
1985 - Подсудимый
1987 - Вспомним, товарищ (Let's Remember, Comrades)
1988 - Вы чье, старичье?
1989 - Бродячий автобус
1993 - Рядовой случай (не был завершен)
Сценарии Иосифа Хейфица:
1928 - Луна слева
1929 - Транспорт огня
1931 - Полдень
1933 - Моя Родина (My Motherland)
1935 - Горячие денечки
1936 - Депутат Балтики
1939 - Член правительства
1942 - Его зовут Сухэ-Батор
1944 - Малахов курган (Last Hill, The)
1946 - Во имя жизни
1950 - Огни Баку (Fires of Baku, The) (нет в титрах)
1953 - Весна в Москве (фильм-спектакль)
1954 - Большая семья
1955 - Дело Румянцева
1958 - Дорогой мой человек
1960 - Дама с собачкой
1963 - День счастья
1966 - В городе С.
1970 - Салют, Мария!
1973 - Плохой хороший человек
1975 - Единственная
1977 - Ася
1979 - Впервые замужем
1982 - Шурочка
1985 - Подсудимый
1987 - Вспомним, товарищ (Let's Remember, Comrades)
1988 - Вы чье, старичье?
1989 - Бродячий автобус
Награды и звания Иосифа Хейфица:
- Герой Социалистического Труда (19 декабря 1975);
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957);
- Народный артист СССР (11 июля 1964);
- Сталинская премия второй степени (1941) - за фильм «Депутат Балтики» (1936);
- Сталинская премия первой степени (1946) - за документальный фильм «Разгром Японии» (1945);
- Орден Ленина (19 декабря 1975);
- три Ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1967, 1971);
- Орден Дружбы народов (1985);
- Всемирная выставка в Париже (1937, Гран-при, фильм «Депутат Балтики»);
- МКФ в Венеции (1946, Латунная медаль, фильм «Депутат Балтики»);
- МКФ в Канне (1955, Приз «За лучший актерский состав», фильм «Большая семья»);
- Неделя международного кино в Мехико (Мексика) (1955, Почетный диплом, фильм «Большая семья»);
- МКФ в Карловых Варах (1956, Премия борьбы за нового человека, фильм «Дело Румянцева»);
- ВКФ в Киеве (1959, Вторая премия за режиссерскую работу, фильм «Дорогой мой человек»);
- МКФ в Канне (1960, Приз за лучшую конкурсную программу «За гуманизм и исключительные художественные качества», фильм «Дама с собачкой», (вместе с фильмом «Баллада о солдате»);
- МКФ в Лондоне (1960, Почетный диплом за режиссуру, фильм «Дама с собачкой»);
- IV Международный смотр фестивальных фильмов в Лондоне (Англия) (1960, Диплом участия, фильм «Дама с собачкой»);
- Премия BAFTA в Лондоне (Англия) (1963, Диплом участия, фильм «Дама с собачкой»);
- МКФ-кинообозрение «Капитолийский Юпитер» в Риме (1967, премия, фильм «В городе С.»);
- МКФ «Богота» (1972, Вторая премия, фильм «Салют, Мария!»);
- МКФ в Чикаго (1974, Приз «Серебряная пластина» режиссеру за высокое качество экранизации произведений А. Чехова, фильм «Плохой хороший человек»);
- ВКФ в Душанбе (1980, Приз за многолетнюю и плодотворную работу, фильм «Впервые замужем»);
- МКФ в Карловых Варах (1980, Главный приз, фильм «Впервые замужем»);
- МКФ в Лондоне (1982, Лучший иностранный фильм года, фильм «Впервые замужем»);
- Кинопремия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (1993)
последнее обновление информации: 13.02.2024
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.