Маквала Касрашвили - биография, новости, личная жизнь

Возраст: 82

Маквала Касрашвили

Маквала Филимоновна Касрашвили (груз. მაყვალა ქასრაშვილი). Родилась 13 марта 1942 года в Кутаиси Грузинской ССР. Советская и грузинская оперная певица (сопрано), педагог. Солистка Большого театра. Народная артистка СССР (1986). Лауреат Государственной премии Грузинской ССР имени З. Палиашвили (1983) и Государственной премии РФ (1997).

Маквала Касрашвили родилась 13 марта 1942 года в Кутаиси Грузинской ССР в семье служащих.

Имела младшего брата. Когда ей было 9 лет отец ушел из семьи. Маквалу с братом мать растила одна. Жили очень бедно.

С ранних лет любила петь. По радио часто транслировали оперы и записи итальянских певцов, также грузинских и советских исполнителей. «Все грузинские оперы, все отрывки из грузинских опер я пела, были это мужские арии или женские. Но вдруг я почувствовала, что у меня голос как-то становится более женским, и я хотела подражать оперным певцам. Я пришла к матери и сказала, что я хочу уехать в Тбилиси учиться пению», - делилась Касрашвили. В Тбились мать ее не отпустила, но отдала в Кутаисское музыкальное училище. «Бог дает голос, дар. А дальше очень много зависит от того, если человек сам осознает, что он должен служить своему дару и развиваться, а это со мной так и получилось, потому что вокруг меня были люди, которые услышали меня в очень молодом возрасте, еще мне было 13 лет, и толкнули меня на то, чтобы я серьезно занялась пением», - говорила Маквала Касрашвили.

С 1956 по 1960 год училась в Кутаисском музыкальном училище на вокальном отделении.

В 1966 году окончила Тбилисскую консерваторию имени В. Сараджишвили, класс Веры Давыдовой. В 1964 году в Оперной студии консерватории исполнила партию Эвридики в опере К. В. Глюка «Орфей и Эвридика».

Однажды на ее выступлении оказался руководитель оперной труппы Большого театра Анатолий Орфенов, который был потрясен талантом молодой певицы и пригласил ее в Большой театр. Маквала Касрашвили говорила: «Это свыше, это судьба, потому что это стечение обстоятельств. Не мог приехать, допустим, и оказаться в тот день, когда я пела с заведующей оперной труппой Большого театра – я бы не попала сюда, неизвестно, как сложилась бы моя судьба. Мы приехали с моим педагогом. Она меня сопровождала. И когда мы шли мимо колонн Большого театра, и там было 1 февраля, я поскользнулась и упала. Это, говорят, хороший знак. И потом я через час уже стояла на сцене Большого театра, пела, даже не помню, как это все прошло, потому что я вышла, и в огромном зале не было света. Эта темная огромная дыра. Я пропела, ушла, сижу около оперной канцелярии. И ко мне подходит Тамара Синявская. Это была первая наша встреча. И она с улыбкой, добрая, подошла и поздравила меня. Она на 2 года раньше меня пришла в Большой театр, еще моложе, чем я. И пришел тоже Атлантов, который оказался в зале, слушал меня, подошел и поздравил».

В феврале 1966 года была принята в стажерскую группу Большого театра. Дебютировала на сцене театра в партиях Прилепы в опере «Пиковая дама» П. И. Чайковского и Микаэлы в опере Ж. Бизе «Кармен».

Маквала Касрашвили в молодости

Маквала Касрашвили в молодости

В 1969 году Касрашвили исполняла в театре «Гранд-опера» партию Татьяны Лариной в «Евгении Онегине» П.И. Чайковского во время гастролей Большого театра во Франции (когда парижские гастроли Большого театра повторились в 2008 году, она исполняла в той же опере партию Лариной-старшей).

В 1970-х годах получила международное признание. Выступала в Польше на музыкальном фестивале «Варшавская осень», в Болгарии - на сцене Оперного театра Пловдива (постановка оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского). В Чехословакии на сценах Праги и Братиславы участвовала в постановках опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Вместе с труппой Большого театра участвовала в гастролях театра в Монреале, Милане, Нью-Йорке. В 1975 году, в Метрополитен-опера (Нью-Йорк) пела партию Татьяны в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского.

В 1980-х годах четыре сезона работала в театре Ковент-Гарден в Лондоне, где под нее были поставлены оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан» и «Милосердие Тита».

В 1983 году, в Финляндии на Савонлиннском фестивале дебютировала в партии Сантуццы в опере «Сельская честь» П. Масканьи и в партии Елизаветы в опере Дж. Верди «Дон Карлос». В Мюнхене (Германия) дебютировала в партии Аиды в одноименной опере Дж. Верди. Участвовала в постановках этой оперы в Баварской опере, Венской опере и Арене ди Верона. Также выступала и как камерная певица на фестивалях Камерной музыки во Франции вместе с оркестром «Виртуозы Москвы» под руководством В. Т. Спивакова.

оперная певица Маквала Касрашвили

В 1990-е годы вновь приняла участие в гастролях Большого театра в Нью-Йорке, исполнив партии Иоанны в опере «Орлеанская дева» П. И. Чайковского и Войславы в опере «Млада» Н. А. Римского-Корсакова.

В декабре 1993 года с Касрашвили произошел несчастный случай во время спектакля «Орлеанская дева» П. И. Чайковского, где она исполняла партию Иоанны. В финальной сцене казни Иоанны Маквалу, привязанную к столбу, в клубах дыма поднимали на платформе при помощи четырех цепей. Очевидно, по недосмотру монтировщиков, одна из цепей отстегнулась от платформы и с высоты 6-7 метров певица упала на сцену, получив сложный перелом правой руки.

В 1996 пела партию Хризотемиды («Электра» Р. Штрауса) в Канадской опере (Торонто). Сотрудничала с Мариинским театром (Ортруда в «Лоэнгрине» Р. Вагнера (1997), Иродиада в «Саломее» Р. Штрауса (1998)). В Карнеги-холл (Нью-Йорк) участвовала в концертном исполнении опер «Князь Игорь» А. П. Бородина и «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Вместе с Молодежным оркестром Европейского союза под управлением М. Л. Ростроповича приняла участие в гастролях по Европе - Бирмингеме, Лондоне, Ницце, Мадриде - исполнив «Военный реквием» Б. Бриттена.

Партии Маквалы Касрашвили:


Как приглашенная звезда выступала на лучших оперных сценах мира: в Гамбургской государственной опере, Пражской национальной опере, Лирической опере Чикаго, Финской национальной опере, Опере Сиэтла, Вашингтонской национальной опере, Национальной академии Санта Чечилия, Венгерском оперном театре, Варшавском Большом театре, Большой опере Хьюстона, Норвежской национальной опере, Сеульском оперном театре, Театре Комунале (Болонья).

Выступала с Питсбургским симфоническим оркестром, Лондонским филармоническим оркестром, Монреальским симфоническим оркестром и Симфоническим оркестром Би-би-си, Новым филармоническим оркестром Японии в Токио, Симфоническим оркестром Осло.

Разнообразны ее программы выступлений в России и других странах бывшего СССР. Это фестивали «Русская зима» и «Московские звезды», фестивали, посвященные П. И. Чайковскому в Воткинске и Ижевске, фестивали «Весна Ала-Тоо» во Фрунзе, «Янтарное ожерелье» в Калининграде, «Молодых оперных певцов» в Харькове, «Мелодии Советского Закавказья» в Грузии.

В концертном репертуаре певицы, кроме арий из опер, произведения камерного (романсы П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, М. де Фальи и других композиторов, вокальные циклы на музыку Д. Д. Шостаковича: «Пять Сатир» на слова С. Черного, «Семь романсов» на стихи А. А. Блока, А. А. Ахматовой, духовная музыка с хоровым коллективом «Благовест») и кантатно-ораториального жанра (Маленькая торжественная месса Дж. Россини, Реквием Дж. Верди, «Военный реквием» Б. Бриттена, 14-я симфония Д. Д. Шостаковича, «Te Deum» А. Брукнера и др.).

Участвовала в качестве члена жюри в ряде международных вокальных конкурсов (им. Н. А. Римского-Корсакова, Е. В. Образцовой и др.).

Маквала Филимоновна Касрашвили

В 60 лет осуществила свою мечту - спеть Турандот. «И я первый раз "Турандот" спела в 60 лет, представляете? Мечтала. И вдруг поставили в Большом театре. И поставила режиссер, с которой я работала в Америке – Франческа Замбелло. И через уже год я вошла в этот спектакль. Но предшествовала этому то, что мы в классе с моим концертмейстером пробовали. В один день получалось, когда я была в идеальной форме, а в другой раз чуть-чуть, если что-то другое получалось, то это нет, никак. Как брать, допустим, отдельно верхнюю крайнюю ноту не с силовым приемом, а просто технически правильно. И вдруг я пришла в один прекрасный день к тому, что я искала, что я могу это спеть и свободно, я нашла прием, как держать верхнюю тесситуру. И когда я просто пришла к дирижеру, дирижировал Александр Ведерников, главный дирижер Большого театра, и он сказал, что надо спеть. И я вошла в спектакль в 60 лет», - говорила она.

С 2002 года - управляющая творческими коллективами оперной труппы Большого театра, с 2014 - помощник музыкального руководителя театра.

С 2013 года преподает в Центре оперного пения Галины Вишневской.

В 2022 году удостоена Премии «Золотая Маска» - за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.



Личная жизнь Маквалы Касрашвили:

В молодости она вышла замуж за соотечественника, но семейная жизнь не сложилась. Были романы, но не настолько серьезные, чтобы пожертвовать карьерой. «Может быть, неудачный опыт замужества помешал мне устроить мою личную жизнь. Я так любила свою профессию, что на другую любовь у меня уже не было сил. Это сложно совмещать. Начинается ревность к успеху, к профессии. И потом - я уже привыкла быть одной. Сама себе хозяйка. Что хочу, то делаю. Мне уже трудно зависеть от кого бы то ни было», - говорила Касрашвили.

Вокал Маквалы Касрашвили в кино:

1970 - Севиль - Севиль

Награды и звания Маквалы Касрашвили:

- Заслуженная артистка РСФСР (1975);
- Народная артистка Грузинской ССР (1980);
- Народная артистка СССР (1986);
- Государственная премия Грузинской ССР имени имени З. П. Палиашвили (1983);
- Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1997 года (1998) - за партию Тоски в спектакле Большого театра «Тоска» Дж. Пуччини и концертные программы 1996-1997 годов;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (29 июня 2018 года) - за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю плодотворную деятельность;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (22 марта 2001 года) - за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства;
- Орден Дружбы (16 октября 2006 года) - за заслуги в области культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность;
- Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997);
- Орден Чести (17 ноября 1997 года, Грузия) - за большой вклад в развитие и популяризацию оперного искусства и активную общественную деятельность;
- Благодарность Президента Российской Федерации (17 декабря 2011 года) - за большой вклад в реконструкцию, реставрацию, техническое оснащение и торжественное открытие федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный академический Большой театр России»;
- 1-я премия Закавказского конкурса музыкантов-исполнителей и певцов в Тбилиси (1964);
- 2-я премия Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии (1968);
- 2-я премия Международного конкурса исполнителей в Монреале (1973);
- Премия «Золотая Маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2022)

последнее обновление информации: 25.05.2023

© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.





Главная Политика конфиденциальности 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.