Возраст: 157 (со дня рождения)
Возраст смерти: 77 лет
Василий Васильевич Кандинский. Родился 4 (16) декабря 1866 года в Москве - умер 13 декабря 1944 года в Нейи-сюр-Сен (Франция). Русский художник, теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма и основателей группы «Синий всадник».
Василий Кандинский родился 4 (16 по новому стилю) декабря 1866 года в Москве.
Отец - Василий Сильвестрович Кандинский (1832-1926), представитель старинного кяхтинского рода Кандинских, которые считали себя потомками правителей мансийского Кондинского княжества, коммерсант.
Мать - Лидия Ивановна Тихеева.
Прабабушка - тунгусская княжна Гантимурова.
Троюродный брат - Виктор Кандинский, известный психиатр.
Племянник - Александр Кожев, философ.
В детстве Василий много путешествовал с родителями по странам Европы и по России.
С 1871 года его семья жила в Одессе, где он окончил 3-ю гимназию, а также получил художественное и музыкальное образование.
В 1885-1893 годах (с перерывом в 1889-1891) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова, изучая экономику и право. В 1889 году прервал учебу по состоянию здоровья и с 28 мая (9 июня) по 3 (15) июля совершил этнографическую экспедицию по северным уездам Вологодской губернии.
В августе 1892 года Кандинский окончил юридический факультет с дипломом первой степени и по рекомендации А. И. Чупрова был оставлен на два года при кафедре политэкономики и статистики для подготовки к профессорскому званию и написанию диссертации.
В 1895-1896 годах работал художественным директором типографии «Товарищества И. Н. Кушнерева и К°», на Пименовской улице, в Москве.
Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно - в возрасте 30 лет. Во многом это произошло под влиянием выставки импрессионистов, прошедшей в Москве в 1895 году и, в частности, под впечатлением от картины Клода Моне «Стог сена». В ноябре 1895 года он написал своему научному руководителю А. И. Чупрову, что «решил оставить занятия наукой... притягивает меня к себе старая и прежде безнадежная любовь к живописи». В 1896 году Кандинский отказался от предложенного Дерптским университетом места приват-доцента и уехал в Мюнхен, чтобы учиться живописи.
Кандинский вошел в состав мюнхенской русской художественной колонии, куда входили Явленский, Веревкина, Грабарь, Кардовский, несколько позднее присоединившийся Добужинский. Центром этого сообщества стал дом Марианны Веревкиной.
С 1897 года Кандинский обучался живописи в частной студии Антона Ажбе, однако два года, проведенные там, не принесли ему удовлетворения. Позже художник Игорь Грабарь вспоминал о Кандинском: «Он писал маленькие пейзажные этюдики, пользуясь не кистью, а мастехином, и накладывая яркими красками отдельные планчики. Получались пестрые, никак не согласованные этюдики. Все мы относились к ним сдержанно, подшучивали между собой над этими упражнениями в "чистоте красок". У Ашбе Кандинский также не слишком преуспевал и вообще талантами не блистал».
В 1898 году участвовал в выставках одесского Товарищества южнорусских художников. В октябре 1898 года выставляется впервые в рамках IX выставки Товарищества в Одессе - это была картина «В Одесском порте» и пара этюдов, написанных несколькими годами раннее.
В 1900 году Кандинский поступил в Мюнхенскую академию художеств, где обучался у Франца фон Штука до 1901 года.
С 1900 года он много путешествует, посещает Северную Африку, Италию, Францию и наездами бывает в Одессе и Москве. Участвует в выставках Московского товарищества художников. В 1901 году создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нем школу (Münchner Malschule Phalanx), в которой преподавал.
Летом художественная школа выезжала в немецкий городок Калльмюнц в живописной местности при впадении Фильса в Наб.
В 1909 году стал председателем только что образованного представителями экспрессионизма «Нового мюнхенского художественного объединения».
В 1910 и 1912 годах Кандинский также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи, под влиянием книги Мыслеформы пишет в 1911 году знаменитый трактат «О духовном в искусстве», переходит от фигуративной живописи к чистой абстракции.
В 1911 году организовал альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные художники-экспрессионисты Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Веревкина, Пауль Клее. Основной целью было освобождение от окаменелых традиций академической живописи. Их объединял интерес к средневековому и примитивному искусству и движениям того времени - фовизму и кубизму. Они придерживались мнения, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства.
В 1911 году прошла его первая персональная выставка.
После начала Первой мировой войны художник вернулся в Москву. В последующие годы работал над реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами.
После революции 1917 года Кандинский активно занимался общественной работой: участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, преподавал во ВХУТЕМАСе.
В 1918 году издал автобиографическую книгу «Ступени».
В 1918-1919 годах был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919-1921 годах - председателем Всероссийской закупочной комиссии, ученым консультантом и заведующим репродукционной мастерской, в качестве приглашенного профессора читал в Московском университете курс «Современное искусство». Кандинский также был избран вице-президентом РАХН.
В декабре 1921 года Кандинский выехал для организации отделения РАХН в Берлин. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В Берлине Василий Кандинский начал преподавать живопись, а с лета 1922 года работал в «Баухаусе», став видным теоретиком школы. В межвоенный период Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.
Картины Василия Кандинского
В 1928 году художник принял немецкое гражданство, но когда в 1933 году к власти пришли нацисты и закрыли «Баухаус», эмигрировал в Париж. В 1939 году Василий Кандинский принял французское гражданство.
Умер 13 декабря 1944 года в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен. Похоронен на Новом кладбище Нейи, под Парижем.
С 1946 по 1961 год по инициативе вдовы художника в Париже вручалась премия Кандинского. В России возрождена в 2007 году как ежегодная национальная премия в области современного искусства.
В 1976 году Нина Кандинская опубликовала книгу воспоминаний «Кандинский и я». Множество работ художника она завещала парижскому центру Помпиду.
В 2011-2012 годах в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина прошла выставка «Кандинский и "Синий всадник"».
В 2016 году в Государственном русском музее (корпус Бенуа) прошла выставка «Василий Кандинский и Россия». В состав выставки, приуроченной к 150-летию со дня рождения Кандинского, наряду с его живописью, графикой и авторским фарфором вошли работы знаменитых современников мастера.
В июне 2017 года на аукционе «Сотбис» за 22 минуты дважды был побит рекорд на работы Кандинского: «Мурнау - пейзаж с зеленым домом» был приобретен за 26,7 млн долларов, а «Картина с белыми линиями», до 1974 года висевшая в Третьяковской галерее, была продана за 42 млн долларов.
Личная жизнь Василия Кандинского:
Первая жена - Анна Филипповна Чемякина, его двоюродная сестра. Вступили в брак в 1892 году. Брак этот продлился довольно долго, но был полон драм, и супруги в конце концов оформили развод в 1911 году.
В 1902 году 35-летний Кандинский близко сошелся с 26-летней слушательницей школы Габриеле Мюнтер. Но даже после развода с первой женой, отношения с Мюнтер никак не были оформлены. После начала Первой мировой войны художник расстался с Габриеле Мюнтер.
Вторая жена - Нина Николаевна Кандинская (урожденная Андреевская; 1896-1980). Вступили в брак 11 февраля 1917 года.
В Нину Андреевскую он влюбился сначала по телефону в 1916 году. Художник мгновенно влюбился в красоту голоса девушки. В тот же самый день под сильным впечатлением он написал свою картину «Незнакомому голосу». Нина Андреевская была образованной 17-летней девушкой, дочерью генерала. В итоге 33-летняя разница в возрасте не помешала им пожениться. Первые месяцы после свадьбы они провели в Финляндии, в местечке Иматра, известное своим водопадом (настроение медового месяца передает акварель Кандинского «Иматра»).
Нина Андреевская - жена Василия Кандинского
Сын - Всеволод Кандинский (1917–1920). Мальчика в семье называли Лодей. Но единственный ребенок Кандинского умер в раннем детстве. Художник перенес тяжелейший удар после смерти сына, и тема детей навсегда стала для художника запретной.
Василий Кандинский и сын Всеволод
Нина Андреевская оставалась верной женой и главной опорой до конца жизни Кандинского. Вместе с мужем Нина делала работы на стекле.
Василий Кандинский умер в 1944 году, сделав Нину единственной наследницей. Она стала организатором большей части выставок работ мужа. В 1946 году основала премию Кандинского для продвижения молодых талантов, которая присуждалась до 1961 года. Нина Кандинская имела большое влияние при определении состава жюри и хода церемонии награждения. Когда в 1950-х годах цены на произведения Кандинского выросли, она обеспечила себе роскошную жизнь за счет продажи картин.
В 1959 году в свет вышла книга Лотара-Гюнтера Буххайма «Der "Blaue Reiter" und die "Neue Künstlervereinigung München"» о редакции «Синего всадника», центральной фигурой которой был Василий Кандинский. Нина Кандинская с одобрением следила за работой над ней, в том числе уделяла внимание подбору иллюстраций. Однако, поскольку в книге автор касался отношений между Василием Кандинским и Габриеле Мюнтер, надеявшейся в свое время выйти за него замуж (Буххайм цитировал биографию Мюнтер), Кандинская пыталась препятствовать ее распространению. Спор получил в прессе название «Проклятие вдовы». Кандинская воспользовалась своими правами наследницы и, дойдя до Федерального верховного суда Германии, оспорила использование в книге репродукций 69 картин мужа. В 1973 году по решению суда книга была уничтожена, а Буххайм должен был возместить убытки. В качестве еще одного средства давления Кандинская отказалась предоставлять картины для выставок в Германии, если только организаторы не поддерживали ее в споре с Буххаймом.
В 1976 году были опубликованы мемуары Нины Кандинской «Kandinsky und ich» («Кандинский и я»), текст книги основан на аудиозаписях воспоминаний Кандинской в обработке Вернера Крюгера.
По завещанию Кандинской, большая часть наследия ее мужа была подарена или передана в дар, Национальный музей современного искусства в Париже получил тридцать картин и акварелей художника.
2 сентября 1980 года Нина Кандинская была найдена убитой в своем шале «Эсмеральда» в Гштаде. Произведения Кандинского, хранившиеся в доме его вдовы, остались нетронутыми, пропали лишь ее драгоценности (было известно, что Кандинская собирала их). Преступление осталось нераскрытым Нина Кандинская была похоронена в одной могиле с мужем на Новом кладбище Нейи-сюр-Сен. На надгробной плите даты жизни Кандинской не указаны.
Библиография Василия Кандинского:
1910 - О духовном в искусстве
1912 - Über das Geistige in der Kunst
1918 - Василий Кандинский Ступени: Текст художника
1923 - К реформе художественной школы
1926 - Punkt und Linie zu Fläche. Beitrag zur Analyse der malerischen Elemente
последнее обновление информации: 20.09.2021
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.