Возраст: 124 (со дня рождения)
Возраст смерти: 93 года
Елена Николаевна Гоголева. Родилась 25 марта (7 апреля) 1900 года в Москве - умерла 15 ноября 1993 года в Москве. Советская актриса театра и кино, мастер художественного слова. Герой Социалистического Труда (1974). Народная артистка СССР (1949). Лауреат трех Сталинских премий (1947, 1948, 1949).
Елена Гоголева родилась 25 марта (7 апреля по новому стилю) 1900 года в Москве.
Отец - Николай Гоголев, армейский офицер.
Мать - провинциальная актриса.
В 1916 году окончила Александро-Мариинский институт и поступила на драматическое отделение Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (ныне Российский институт театрального искусства - ГИТИС), где училась в 1917-1918 годах.
В 1918 году дебютировала на сцене Малого театра в роли Джессики в спектакле «Венецианский купец» и была принята в труппу.
Сама она в одном из интервью говорила, что Малый театр полюбила с юных лет, и, участь в Филармоническом училище у одного из корифеев театра Ивана Андреевича Рыжова, мечтала попасть в прославленную труппу: «Однажды весной 1918 года после одной из репетиций "Огней" Рыжов отозвал меня в сторону и сказал: "Я должен передать вам, голуба моя, что вам предлагают вступить в труппу Художественного театра. Вас смотрели Станиславский и Немирович-Данченко, приглашение исходит от них". Я онемела. "Так что мне им ответить?" - продолжает Иван Андреевич. И вдруг я слышу внутри себя какой-то голос: "А Малый?!" Вижу, Иван Андреевич улыбается: "Ну, насчет Малого ничего не могу сказать, а вот Художественный вас приглашает"». Идти в Художественный театр она отказалась и была права: летом 1918 года была приглашена в Малый театр. Гоголевой довелось играть в спектаклях, в которых блистали Ермолова, Лешковская, Южин Остужев, Ленин, Яблочкина, Турчанинова, Садовский, Давыдов и другие.
Актриса, обладавшая яркой и разносторонней индивидуальностью, уделявшая большое внимание культуре сценической речи и выразительности внешнего рисунка роли, уже в первые годы сыграла Софью в «Горе от ума» и ряд ролей в пьесах А.Н. Островского: Весну в «Снегурочке», Негину в «Талантах и поклонниках», Аксюшу в «Лесе», Полину в «Доходном месте», Ларису в «Бесприданнице». В Малом театре Елена Гоголева служила до конца своей жизни. Среди лучших её ролей - образы, созданные как в классическом, в том числе зарубежном (леди Мильфорд в драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь», шекспировская леди Макбет, миссис Кроули в «Ярмарке тщеславия»), так и в современном репертуаре, в том числе Мамуре в специально для неё поставленном спектакле по пьесе Ж. Сармана.
В 1938 году актриса отдыхала с мужем в Кисловодске, где врачи обнаружили у нее туберкулез голосовых связок, от которого она потеряла голос. После болезни голос не прорезался долго. Она вспоминала: «Вернется ли он? А если нет? Что будет со мной? Нет голоса - значит, нет театра. Я не актриса, даже не смогу преподавать... Однажды я стояла на своем втором этаже, опираясь на балюстраду. Внизу, в холле, сидела сестра, принимавшая приехавших больных. Кажется, уже приехали все. И она куда-то отлучилась. Однако в это время прибыл еще один больной. Не видя никого в холле, он заметил наверху меня и стал довольно нервно требовать сестру. Что я ему могла сказать? Мои жесты злили его еще больше. И вдруг я невольно звучно произнесла: "Она вышла". Голос! Голос! У меня голос! И он, этот человек, там, внизу, услышал меня! Это было невероятно! Это было и страшно и радостно. Я побежала в палату и, стоя перед зеркалом, чуть не плача и смеясь, говорила, говорила, пока еще тихо, несмело, но говорила себе "здравствуй". Голос звучал еще хрипло и слабо, но звук был. Была и чистая нота. В Москву полетела сумасшедшая телеграмма: "Голос прорезался, голос есть!"».
Работы Елены Гоголевой в Малом театре:
Член ВКП(б) с 1948 года.
Была председателем военно-шефской комиссии Малого театра и Центральной военно-шефской комиссии.
Впервые снялась в кино в 1920 году в фильме «Анджело». В следующий раз появилась на экране только в 1936-м в роли графини де Ресто в фильме «Гобсек».
О своей работе в кино Елена Гоголева вспоминала: «Я еще застала немое кино, видела первых его «звезд» - Веру Холодную, Мозжухина, Полонского и Максимова. Я застала даже иллюзионы, как тогда назывались маленькие кинотеатрики. В этих иллюзионах шли видовые картины или немые увлекательные драмы с западными киногероями.
Показывали невероятные комедии с Максом Линдером, потом появились трюковые картины с Гарольдом Ллойдом, с никогда не улыбавшимся Бестером Китоном, ну и, конечно, Чарли Чаплиной, Мэри Пикфорд и Дугласом Фэрбенксом. Я любила кино, часто ходила смотреть «звезд» американского экрана. До сих пор не могу забыть картин с Бетт Дэвис и, конечно же, со сводившей всех с ума в «Маленькой маме» и в «Петере» очаровательной Франческой Гааль.
Сначала я не думала о кинокарьере. Театр был для меня всем, как остается всем и по сей день. Но появилось желание и самой сняться. Что привлекало? Я была молода, отсюда желание славы и популярности. С первым моим фильмом - «Тираном Падуанским» - ничего не получилось. Произошла революция, и все съемки были отменены. Иначе сложились обстоятельства с «Аэлитой». Я прошла все пробы, была утверждена на роль Аэлиты, мне даже выдали аванс. Я ждала вызова на съемки, но снималась не я, а Ю.И. Солнцева (впоследствии известный кинорежиссер), которая первоначально должна была играть мою горничную. Я очень переживала свою неудачу и успокаивала себя тем, что отказали мне до съемок, значит, не как провалившейся актрисе. Впоследствии мне часто приходилось именно в кино получать такие щелчки. Но вот однажды в каком-то обществе я услыхала, что «не фотогенична», особенно мешают будто бы мои брови. Ну не фотогенична - что же делать! Брить брови я не хотела. Так и покорилась формуле: «неудавшаяся киноактриса».
В 30-е годы Константин Эггерт пригласил меня сниматься в фильме «Гобсек» с Л. М. Леонидовым. С ним у меня, по сценарию, была одна сцена, потом добавилась еще одна. Волновалась я ужасно. Леонида Мироновича я глубоко уважала, к тому же он был мхатовец: как-то он отнесется ко мне, совершенно неопытной в кино, да еще актрисе Малого театра. Сам он и репетировал и снимался прекрасно, но замечаний мне никаких не делал, так как занят был своей ролью. Никакого недоброжелательства с его стороны я не чувствовала. Однажды мы снимали сцену, где я, графиня Ресто, ищу либо завещание, либо деньги в комнате своего умершего мужа (в этой сцене скончавшегося графа играл дублер: Эггерт - исполнитель и режиссер - стоял у аппарата). На репетициях было точно условлено, где я, после всех поисков, наконец найду деньги.
Начали съемку, и... я забыла место, где спрятаны деньги. Я в ужасе с остервенением переворачивала всю постель и дублера-«труп», мучительно вспоминая, где же эти проклятые деньги. А съемка шла, лента крутилась, и я уже не играла, а действительно с отчаянием металась от стола к постели, вспоминая репетиционное место свертка с деньгами. Совсем выбившись из сил (поворочай-ка этого дублера!), я наконец вспомнила место и завершила сцену.
Очень меня хвалили и Эггерт и оператор, говоря, что сцена вышла великолепно. Да, чего она мне стоила! Прервать съемку я считала невозможным, хотя ничего бы не произошло - ну, начали бы еще раз с начала. Кстати, о моей нефотогеничности: «Гобсек» явно свидетельствовал об обратном...».
Елена Гоголева в фильме "Гобсек"
В целом в кино почти не снималась. Часто появлялась на экране в фильмах-спектаклях.
Елена Гоголева в фильме-спектакле "Крылья"
Елена Гоголева в фильме-спектакле "Привидение"
Елена Гоголева в фильме-спектакле "Гроза"
Елена Гоголева в фильме-спектакле "Пиковая дама"
Работала также на радио и телевидении. Более 150 записей литературных произведений, спектаклей Малого театра с участием актрисы хранится в собрании Гостелерадиофонда.
В последний раз актриса вышла на театральную сцену 22 октября 1993 года.
Проживала в Москве в доме кооператива «Труженик искусства» в районе улицы Горького.
Ушла из жизни 15 ноября 1993 года. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище (12 уч.) рядом с сыном.
Личная жизнь Елены Гоголевой:
Трижды была замужем.
Первый муж - Георгий Николаевич Дудкевич (1887-1978), композитор, звукорежиссёр.
Второй муж - Всеволод Николаевич Аксёнов (1902-1960), актёр, мастер художественного слова. Заслуженный артист РСФСР (1947). Лауреат Сталинской премии первой степени (1948).
Третий муж - Семён Исаакович Каминка (1907-1983), режиссёр.
Сын - Игорь Георгиевич Дудкевич (1920-1969), военный лётчик, участник войны, звукорежиссёр.
Фильмография Елены Гоголевой:
1920 - Анджело
1936 - Гобсек - графиня де Ресто
1949 - Малый театр и его мастера (документальный)
1953 - Варвары. Сцены в уездном городе (фильм-спектакль) - Монахова Надежда Поликарповна, жена Монахова, 28 лет
1954 - Об этом забывать нельзя - Мария Спиридоновна Бантыш
1956 - Крылья (фильм-спектакль) - Анна Андреевна Падолист
1957 - Стакан воды (фильм-спектакль) - герцогиня Мальборо
1961 - Две жизни - княгиня Нащекина
1967 - Пропавший чиновник (фильм-спектакль) - фру Амстед
1972 - Привидение (фильм-спектакль) - Фру Альвинг
1973 - Волки и овцы (фильм-спектакль) - Мурзавецкая
1974 - Перед заходом солнца (фильм-спектакль) - фрау Петерс
1974 - Дом Островского (фильм-спектакль) - Анна Устиновна Кисельникова
1975 - Луначарский, нарком (документальный)
1975 - Достигаев и другие (фильм-спектакль) - Меланья
1976 - Пучина (фильм-спектакль) - Анна Устиновна
1977 - Гроза (фильм-спектакль) - полусумасшедшая барыня
1977 - Горе от ума (фильм-спектакль) - Анфиса Ниловна Хлёстова, тётка Софьи Павловны
1978 - Господа Головлёвы (фильм-спектакль) - Арина Петровна Головлева
1979 - Мамуре (фильм-спектакль) - Селина Муре
1982 - Пиковая дама - графиня
1988 - Холопы (фильм-спектакль) - княжна Плавутина-Плавунцова
Награды и звания Елены Гоголевой:
- Герой Социалистического Труда (1974);
- Два ордена Ленина (1967, 1974);
- Орден Октябрьской революции;
- Три ордена Трудового Красного Знамени (1937, 1949, 1989);
- Орден Дружбы народов (7.04.1980);
- Орден «Знак Почёта» (1978);
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- Медаль «В память 800-летия Москвы»;
- Народная артистка РСФСР (23 сентября 1937);
- Народная артистка СССР (1949);
- Сталинская премия второй степени (1947) - за исполнение роли актрисы Елены Васильевны Гореловой в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва;
- Сталинская премия первой степени (1948) - за исполнение роли Клавдии Петровны Лавровой в спектакле Б. С. Ромашова «Великая сила»;
- Сталинская премия первой степени (1949) - за исполнение роли Нины Ивановны Полозовой в спектакле А. В. Софронова «Московский характер»
последнее обновление информации: 18.09.2021
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.