Ян Валерьевич Годовский. Родился 29 апреля 1974 года в Тбилиси Грузинской ССР. Российский артист балета. Ведущий солист Большого театра. Заслуженный артист Российской Федерации (2009).
Ян Годовский родился 29 апреля 1974 года в Тбилиси.
Балет впервые увидел по телевидению. Он вспоминал: «Помню, как в детстве я смотрел телевизор, шел какой-то спектакль, и меня родители спросили: «Тебе нравится? Хочешь попробовать?» Я ответил: «Да». И с этого момента все закрутилось. Сначала меня отправили в училище на подготовительные курсы - «подготовишки». После них я поступил на основное обучение в специальную школу. Родители всегда меня поддерживали. Три раза в неделю после работы они возили меня на эти «подготовишки», ждали меня там два часа».
В 1993 году окончил Московское хореографическое училище, выпускной класс Игоря Уксусникова.
Далее был принят в балетную труппу Большого театра. Его педагогом-репетитором был Борис Акимов.
Репертуар Яна Годовского в Большом театре:
1996 - «Белоснежка» К. Хачатуряна в постановке Г. Майорова - Гном Весельчак;
1996 - «Укрощение строптивой» на музыку Д. Скарлатти в обработке К.-Х. Штольце, хореография Дж. Крэнко - Па де сис;
1997 - «Чиполлино» К. Хачатуряна, хореография Г. Майорова - Кум Тыква;
1997 - «Жизель» в редакции В. Васильева - Па д’аксьон;
1997 - «Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича - Мимы;
1997 - «Перипетии любви» на музыку В. А. Моцарта в постановке Йорга Маннеса;
1997 - «Преодоление» на музыку И. С. Баха в постановке Ивана Фадеева;
1997 - «Нерв» на музыку М. де Фальи в постановке Ивана Фадеева;
1998 - «Лебединое озеро» П. Чайковского в редакции В. Васильева - Друзья принца;
1999 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Французская кукла;
1999 - «Конек-Горбунок» Р. Щедрина в постановке Н. Андросова - Коралл;
1999 - «Агон» И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина - Первое па де труа (первый исполнитель);
1999 - «Бессонница» С. Жукова в постановке Александра Петухова - Поэт (первый исполнитель);
1999 - «Сады Вилландри» на музыку Ф. Шуберта, хореография М. Кларк - солист (премьера в России);
2000 - «Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа - Вторая вариация в па д’аксьон (первый исполнитель);
2000 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Щелкунчик-принц;
2001 - «Пассакалья» на музыку А. фон Веберна в постановке Р. Пети - Солист (первый исполнитель в Большом театре);
2002 - «Тщетная предосторожность» Л. Герольда, хореография Ф. Аштона - Ален;
2002 - «Легенда о любви» А. Меликова в постановке Ю. Григоровича - Друзья Ферхада;
2002 - «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича - Магедавея, танец с барабаном;
2003 - «Собор Парижской Богоматери» М. Жарра в постановке Р. Пети - Клод Фролло (первый исполнитель в Большом театре);
2003 - «Светлый ручей» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского - Классический танцовщик;
2003 - «Тщетная предосторожность» Л. Герольда - Колен;
2003 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке Д. Доннеллана и Р. Поклитару - Ромео;
2004 - «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина - солист III части;
2004 - Тарантелла (на музыку Л. М. Готтшалька, хореография Дж. Баланчина);
2004 - «Магриттомания» Ю. Красавина в постановке Ю. Посохова - «Три солиста» (первый исполнитель в Большом театре);
2004 - «Палата № 6» на музыку А. Пярта в постановке Р. Поклитару - Пациент;
2004 - «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети в постановке Дж. Ноймайера - Филострат (Пэк) (первый исполнитель в Большом театре);
2005 - «Болт» Д. Шостаковича в постановке А. Ратманского - Ян (первый исполнитель);
2005 - «Симфония до мажор» - солист I части;
2005 - «Предзнаменования» на музыку П. Чайковского, хореография Л. Мясина - Судьба;
2005 - «Игра в карты» И. Стравинского в постановке А. Ратманского - Солист (первый исполнитель);
2005 - «Поцелуй ветра» А. Рубцова в постановке Андрея Меланьина;
2006 - «Мгновение» на музыку С. Барбера в постановке Ивана Урбана;
2006 - «Взаимодействия» (хореографическая сюита «Белый шум») на музыку В. Полторацкого, хореография Анны Балуковой;
2006 - «Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, режиссер Ю. Борисов - Друзья Принца, солисты вальса (первый исполнитель);
2007 - «Misericordes» на музыку А. Пярта в постановке К. Уилдона - Солист (первый исполнитель);
2007 - «В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп - Солист (первый исполнитель в Большом театре);
2007 - «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки - Танец невольников;
2008 - «Сильфида» Х. С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Й. Кобборга) - Джеймс;
2008 - «Пламя Парижа» Б. Асафьева в постановке А. Ратманского с использованием хореографии В. Вайнонена - Марсельский танец;
2009 - «Заклятие рода Эшеров» на музыку Г. Гетти, хореография В. Васильева - Родерик (премьера балета на Новой сцене Большого театра в рамках фестиваля Российского национального оркестра);
2011 - «Утраченные иллюзии» Л. Десятникова в постановке А. Ратманского - Балетмейстер (первый исполнитель);
2011 - «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича - Вильфрид;
2011 - «Chroma» Дж. Тэлбота, Дж. Уайта, хореография У. МакГрегора.
Наряду с многочисленными ролями в спектаклях репертуара, принимал участие в молодежных «Новогодних премьерах» Большого театра в 1997-1998 годах, выступив в балете «Перипетии любви» и постановках «Преодоление» и «Нерв».
В 1999 году исполнил партию Солиста в балете «Сады Вилландри» на юбилейном вечере Екатерины Максимовой в Большом театре. Участвовал в проекте «Мастерская новой хореографии» (2005-2006): «Поцелуй ветра», «Мгновение», «Белый шум» («Взаимодействия»).
На юбилейном вечере Владимира Васильева в Пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского в 2010 году танцевал Родерика в балете «Заклятие рода Эшеров» на музыку Г. Гетти (хореография В. Васильева).
Выступал на международных балетных фестивалях - в Донецке, Уфе, Риге, Алма-Ате, Чебоксарах и др.
В 2001 участвовал в антрепризной постановке балета «Сойти с ума» на сборную этническую музыку (хореография Ивана Фадеева).
Неоднократно выступал в качестве ассистента хореографа-постановщика, в том числе на постановке пьесы Анжелена Прельжокажа «А дальше - тысячелетие покоя», мировая премьера которой состоялась в Большом театре в 2010, и его же балета «Creation-2010».
Личная жизнь Яна Годовского:
Жена - Вера Борисенкова, в 2005 году окончила Московскую государственную академию хореографии (педагог Елена Боброва) и была принята в мимический ансамбль Большого театра. В 2012 году перешла в балетную труппу Большого театра. Среди ее работ: Мэдж - «Сильфида».
Поженились в августе 2009 года.
14 января 2010 года у пары родилась дочь Мария.
Вера Борисенкова
Хобби Яна Годовского - айкидо. Он говорил: «Всегда интересовался, но по-настоящему проникся его духом, когда пришел не смотреть, а заниматься. Там одежда интересная - хакама, юбка-штаны, которая заставляет тебя двигаться определенным образом и придает восточный колорит. Балетные на это всегда обращают внимание. Чтобы достичь в айкидо результатов, надо заниматься не менее 20 лет. Главная трудная задача здесь - заставить правильно работать голову, нужным образом настроить свои мысли. Философия борьбы: «Ненападение и использование силы противника против него самого». Я согласен с тем, что, как только человек начал нападать, его сразу можно считать проигравшим бой. Проявляя агрессию, теряешь способность управлять своей волей. Олег Юрьевич, мой учитель, оказал на меня просто-таки огромное влияние. Он стоял у истоков айкидо в России, сам учился по видеокассетам. Несмотря на большую загруженность в театре, тренируюсь три раза в неделю. Балету и айкидо отведены определенные места в жизни, они взаимодополняют друг друга».
Фильмография Яна Годовского:
2016 - После тебя - эпизод
Награды и звания Яна Годовского:
- Национальная театральная премия «Золотая маска» (2006) - за исполнение партии Пэка/Филострата в балете «Сон в летнюю ночь» (сезон 2004/2005);
- «Душа танца» (номинация «Звезда») - приз журнала «Балет» (2007);
- Заслуженный артист Российской Федерации (2009)