Возраст: 71
Всеволод (Сева) Яковлевич Гаккель. Родился 19 февраля 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский и российский рок-музыкант, музыкальный продюсер. Известен как виолончелист группы «Аквариум» (1975-1987). Основатель первой в России независимой организации рокеров клуба «TaMtAm».
Всеволод Гаккель родился 19 февраля 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Отец - Яков Яковлевич Гаккель, знаменитый советский океанограф.
Дед по отцу - Яков Модестович Гаккель, инженер, изобретатель, авиаконструктор.
Сева Гаккель начал свой музыкальный путь с занятий на виолончели, окончив музыкальную школу, и вскоре увлёкся творчеством группы The Beatles. В подростковом возрасте он организовал школьную бит-группу под названием Vox, где играл на бас-гитаре вместе с одноклассниками Владимиром Ульевым, Никитой Воейковым и Владимиром Рыжковским.
После окончания школы Сева поступил в кинотехникум на отделение монтажа и эксплуатации киноустановок, но учёба не привлекала его настолько, чтобы завершить её. Вскоре он был призван в армию, где служил в городе Марнеули. Даже во время службы его не оставляла любовь к музыке: Гаккель играл на бас-гитаре на танцевальных вечерах, что поддерживало его связь с музыкальной сценой и продолжало формировать его творческий путь.
В мае 1973 года, вернувшись в Ленинград, Сева Гаккель начал работать в Доме грампластинки, где сначала был экспедитором, а затем грузчиком. Осенью, присоединившись к оркестру при музыкальной школе, он познакомился со скрипачом Никитой Зайцевым, участником группы «Большой железный колокол». Это знакомство открыло Гаккелю двери в мир ленинградского рок-андеграунда и положило начало его увлечению рок-музыкой.
Вместе с Зайцевым он попытался поступить в музыкальное училище имени Римского-Корсакова, однако поступить не удалось. Летом следующего года Гаккель вступил в фолк-рок-группу «Акварель», созданную музыкантами Анатолием Быстровым и Юрием Берендюковым, бывшими участниками групп «Пришельцы» и «Ну, погоди!». Эта группа дала Гаккелю новый опыт и углубила его связи с музыкальной сценой города.
В январе 1975 года на концерте в клубе «Эврика» Сева Гаккель встретился с Борисом Гребенщиковым* (*Минюстом РФ внесен в реестр иностранных агентов) и Дюшей Романовым, что стало судьбоносным событием в его музыкальной карьере. Уже спустя несколько месяцев он присоединился к их группе «Аквариум». Этот шаг открыл новую главу в его творчестве - Гаккель стал полноправным участником коллектива и принимал активное участие в создании его уникального звучания.
Первое выступление Гаккеля с «Аквариумом» состоялось 2 мая 1975 года на пляже в Ольгино. Дебютной студийной записью с его участием стал магнитоальбом «С той стороны зеркального стекла». Однако, в условиях минимального технического оснащения - в студии был лишь один микрофон и отсутствовала аппаратура для наложения звуковых дорожек - звучание виолончели Гаккеля на этой записи едва уловимо. Тем не менее, его вклад в становление «Аквариума» и развитие ленинградского рок-андеграунда оказался значительным, а его виолончель стала одной из узнаваемых черт группы.
В первые годы в «Аквариуме» Севе Гаккелю и всей группе не хватало сыгранности, поэтому он зачастую подхватывал гитарные рифы и пытался дублировать их на виолончели, внося свой вклад в импровизированное звучание коллектива. Часто Гаккелю не доставалось собственного усилителя - ему приходилось играть через один комбинированный усилитель с другим музыкантом или подключаться в общую линию, что накладывало ограничения на его звучание.
В период, когда бас-гитарист Михаил Файнштейн был на службе в армии, Гаккель временно взял на себя роль басиста на концертах в конце 1970-х годов. Его басовые партии можно услышать также на некоторых композициях альбомов «Табу» и «Радио Африка», где он расширил свои музыкальные границы и добавил глубину звучанию. Звукорежиссёр Андрей Тропилло, известный своей многогранной работой на студии, часто привлекал музыкантов, находившихся неподалёку, к записям других коллективов. Это создавало атмосферу музыкальной кооперации, где каждый участник вносил что-то уникальное, и Гаккель не раз становился частью таких импровизированных сессий.
Сева Гаккель внёс свой вклад в творчество известных рок-групп того времени. Его игру на виолончели можно услышать в культовом альбоме «45» группы «Кино», а также в альбоме «Энергия» группы «Алиса», где его инструментальные партии добавили особую глубину и выразительность звучанию. В работе над «Начальником Камчатки» он тоже участвовал, исполняя партии на бас-барабане в нескольких композициях, что подчеркнуло его универсальность как музыканта.
В 1985 году, когда «Аквариум» временно распался, Гаккель начал сотрудничество с гитаристом и звукорежиссёром Вячеславом Егоровым. В рамках их общего проекта «Акустическая комиссия» они записали альбом «Инородное тело», который стал экспериментальной площадкой для музыканта, желавшего попробовать новые музыкальные формы и идеи.
Всеволод Гаккель в молодости
Сева Гаккель фактически покинул «Аквариум» во время записи альбома «Равноденствие» в 1987 году. Одним из поворотных моментов, приведших к его уходу, стала ссора, произошедшая во время записи песни «Партизаны полной Луны». В этот момент музыканты, находившиеся в студии, посмеялись над вокальными данными Гаккеля, что стало для него крайне неприятным инцидентом. Это недоразумение сыграло роль в его решении оставить группу, с которой он был связан в течение долгого времени, и продолжить свою музыкальную карьеру в других проектах.
Сева Гаккель сам признавался, что в тот период страдал от состояния, которое он воспринимал как психическое отклонение. Он говорил: «И тогда насмехаться надо мной начинали все. Это не была реакция какого-то одного человека. Я обострённо реагировал, когда реагировали на меня. Это была моя защитная реакция, хотя порой всё это напоминало паранойю». В какой-то момент, не дождавшись окончания записи песни, он спокойно положил виолончель в чехол и ушёл из студии. Он продолжал: «Я находился в идеальном расположении духа и безошибочно знал, что именно делаю. Я не связываюсь с идиотизмом... К сожалению, по прошествии двух десятилетий я всё дальше ухожу в сторону от этого детектора. Но в то время я абсолютно точно знал, что это - единственно правильный путь, по которому мне следует пройти».
Борис Гребенщиков, лидер «Аквариума», позже вспоминал об уходе Севы Гаккеля с сожалением. Он признавался: «Было очень тяжело - Гаккель то приходил, то уходил. Я периодически его заманивал обратно, было жалко: группа-то хорошая. „Давай ещё раз попробуем!“» Гребенщиков пояснил, что суть конфликтов, произошедших во время записи альбома «Равноденствие», заключалась в том, что Сева и Дюша не всегда справлялись с пением. «На ровном месте они начинали орать друг на друга, чуть ли не до драки - вместо того, чтобы заранее выучить свои партии», - вспоминал он.
В изданных записях группы две песни были исполнены Гаккелем как вокалистом. Это «Два тракториста» из альбома «Треугольник», которая была повторена во время «Последних концертов» 1997 года, а также «В поле ягода навсегда», исполненная на концерте в ДК им. Луначарского 7 января 1982 года, и позднее зафиксированная в концертном альбоме «Арокс и Штёр». Александр Кушнир в своей книге «Хедлайнеры» назвал Гаккеля вторым по значимости человеком в группе и носителем духа подлинного «Аквариума».
После ухода из «Аквариума» Гаккель продолжил свою музыкальную карьеру, присоединившись к ленинградской блюзовой группе «Турецкий чай». Эта группа, отличавшаяся ярким и насыщенным звучанием, привлекала внимание любителей жанра, и Гаккель, с его опытом в рок- и фолк-музыке, стал важной частью её состава. В 1991 году он принял участие в одном из самых значимых событий на петербургской музыкальной сцене того времени - фестивале, организованном в честь десятилетия Ленинградского рок-клуба, и выступил во Дворце спорта «Юбилейный». Это событие собрало большое количество поклонников рок-музыки и стало вехой в истории петербургской рок-сцены.
Тот же 1991 год стал для Гаккеля временем новых музыкальных экспериментов. Он принял участие в записи двух альбомов: Gypsy Love Юрия Степанова, экс-музыканта группы «Мифы», а также Ballerina’s Dream певицы Ольги Першиной. Эти проекты отличались от его предыдущих работ, ведь в них Гаккель был вынужден работать в рамках других музыкальных направлений - блюза и джаза, что также способствовало его творческому росту. Однако после этих записей Гаккель на некоторое время ушел в музыкальный застой и временно прекратил активную деятельность. В этот период он больше занимался самопознанием и поиском новых путей для своего музыкального выражения.
Отметив значимость этих лет, Гаккель продолжал поддерживать связь с музыкальной сценой, но его участие в новых проектах стало менее заметным.
Летом 1991 года Всеволод Гаккель активно путешествовал по западным странам, что дало ему возможность познакомиться с мировыми тенденциями в музыке и культурной жизни. Одним из самых значимых впечатлений стала поездка в Нью-Йорк, где он посетил знаменитый музыкальный клуб CBGB, ставший культовым местом для любителей панк-рока и нового волнения. Это посещение оказало заметное влияние на его взгляды на музыкальную индустрию и вдохновило на дальнейшие шаги в развитии музыкальной сцены в родном Санкт-Петербурге.
Осенью того же года, при поддержке Александра Кострикина, директора Василеостровского молодёжного центра, и Захара Коловского, члена общества «А-Я», Гаккель организовал свой собственный независимый рок-клуб. Это событие стало знаковым для петербургской рок-сцены. Клуб, в котором Гаккель проводил концерты молодых групп, быстро завоевал популярность среди местной молодежи. Вскоре клуб получил официальный статус и название «TaMtAm», став одним из самых ярких и известных клубов того времени. Он просуществовал до весны 1996 года, оставив яркий след в истории не только петербургской рок-культуры, но и русского рока в целом.
«TaMtAm» стал важнейшим культурным центром, который помог множества молодых музыкантов и групп заявить о себе. Это было место, где молодые таланты могли экспериментировать, разрабатывать новые идеи и находить свою аудиторию. Клуб послужил примером для будущих клубных промоутеров, продвигающих независимую музыку в России, и стал важной вехой в развитии музыкальной инфраструктуры Санкт-Петербурга и всей страны в целом.
После закрытия клуба «TaMtAm» Всеволод Гаккель вернулся к музыкальной деятельности. В период с 1992 по 1994 годы он играл в составе нескольких проектов, среди которых выделяются постпанковая группа «Никогда не верь хиппи» и неопсиходелический ансамбль Wine. Эти коллективы, каждый в своём стиле, позволяли Гаккелю продолжать развиваться как музыканту, параллельно экспериментируя с новыми жанрами и подходами в музыке.
После этого, Гаккель переключился на работу за кулисами музыкальной сцены и стал менеджером группы «Химера», а также взял на себя роль продюсера и организатора для нескольких музыкальных проектов, выпустив альбомы таких групп, как «Югендштиль», «The Пауки» и «Король и Шут». Это был период активной работы с различными коллектиками, многие из которых стали знаковыми фигурами на российской рок-сцене в конце 1990-х и начале 2000-х годов.
Кроме того, на протяжении этого времени Гаккель продолжал работать с группой «Поп-механика», играя в её составе и участвуя в концертной деятельности коллектива. Этот период стал важным в его жизни, поскольку он работал с одним из самых ярких и нестандартных музыкантов России - Сергеем Курёхиным. Гаккель оставался с «Поп-механикой» до самой смерти Курёхина в 1996 году, продолжая поддерживать музыкальную лабораторию, в которой экспериментировали не только с музыкой, но и с концепциями и технологиями звука, текстов и визуальных решений.
В начале 1997 года Всеволод Гаккель присоединился к оркестру «Вермишель», сыграв в первых двух альбомах коллектива. Его участие в группе было краткосрочным, но оно оставило заметный след в звучании этого музыкального проекта. После выхода из состава «Вермишели», Гаккель время от времени принимал участие в концертах группы, продолжая поддерживать связь с её участниками.
В июне 1997 года Гаккель выступил в Москве и Санкт-Петербурге совместно с группой «Аквариум», участвуя в концертах, организованных в честь двадцатипятилетия коллектива. Эти выступления стали важной вехой в его творческой биографии, а также символизировали его возвращение на большую сцену после некоторого перерыва.
В феврале того же года Гаккель организовал двухдневный фестиваль «Другая музыка», который стал важным событием в музыкальной жизни Санкт-Петербурга. Этот фестиваль стал платформой для тех, кто искал нестандартные формы и звучания в музыке.
В период с 1998 по 1999 год Гаккель был артистическим директором международного фестиваля S.K.I.F., организованного в память о Сергее Курёхине. Этот проект привлек внимание как к российским, так и к международным экспериментальным музыкантам и стал важной частью культурной жизни Санкт-Петербурга.
В 2004 году Гаккель стал участником супергруппы Optimystica Orchestra, собранной Евгением Фёдоровым из бывших участников «Тамтама». Группа, объединившая опытных музыкантов, создала уникальное звучание, продолжая развивать и углублять экспериментальные музыкальные традиции. В следующем году, в 2005 году, Гаккель также поучаствовал в создании дебютного альбома группы «Полубоги вина», продолжая искать новые пути самовыражения и экспериментировать с жанрами.
В октябре 2000 года вышла книга Всеволода Гаккеля под названием «Аквариум как способ ухода за теннисным кортом». Это произведение стало не просто автобиографией музыканта, а более глубоким размышлением о его жизни и творческом пути. В книге Гаккель описывает свои взаимоотношения с группой «Аквариум», а также затрагивает множество других тем, связанных с развитием петербургского рока, а также личными взглядами на музыкантов и события того времени. Книга, изначально выпущенная издательским домом «Сентябрь», была переиздана несколько раз другими книжными компаниями, что свидетельствует о её популярности среди читателей и поклонников музыки. Однако, в отличие от других произведений, посвящённых группе «Аквариум», эта работа не является «каноническим текстом». Это значит, что она не была официально утверждена самим Борисом Гребенщиковым, лидером группы, что делает её взгляд на события более независимым и порой критичным.
Одним из ярких аспектов книги является то, что Гаккель не стесняется выражать свою точку зрения на многие моменты, касающиеся существования «Аквариума». Он подвергает жесточайшей критике текучесть состава группы, которая, по его мнению, была вызвана неспособностью Гребенщикова собрать стабильную музыкальную команду. Это особенно заметно в контексте различных изменений в составе коллектива, которые часто происходили на протяжении его существования. Книга стала важным источником информации для поклонников группы и тех, кто интересуется историей развития российского рока в контексте личных переживаний одного из его ключевых участников.
Кроме работы с молодыми музыкантами, Всеволод Гаккель также занимался организацией гастролей известных западных исполнителей. В 1995 году он пригласил в Санкт-Петербург легендарного Питера Хэммилла, а также организовал концерт группы Van der Graaf Generator. Несмотря на финансовые трудности, мероприятие прошло успешно, и стало значимым событием для петербургской музыкальной сцены. Этот опыт стал важным шагом в его карьере как промоутера.
В начале нового тысячелетия, в 2000 году, Гаккель устроился работать в продюсерский центр «Лаборатория звука». Здесь он продолжил свою деятельность по организации концертов известных западных групп и музыкантов. В составе этой компании он организовывал гастроли таких великих коллективов, как King Crimson и Jethro Tull, а также сольные выступления Джона Маклафлина, Дэвида Силвиана, Дэвида Бирна, Брайана Ино и, конечно, Van der Graaf Generator. Эти концерты в России стали важной вехой для поклонников прогрессивного рока и привлекли внимание к культурному обмену между западной и российской музыкальными сценами.
Не менее важным событием стало участие Гаккеля в организации гастролей Пола Маккартни в Санкт-Петербурге в 2003 году. Этот концерт стал знаковым для российской рок- и поп-культуры, привлекая внимание огромной аудитории. Гаккель не только занимался организацией мероприятия, но и стал одним из соавторов документального фильма, посвящённого этому важному событию. Работа с такими выдающимися музыкантами ещё раз подтвердила его статус влиятельного фигура в музыкальной индустрии России и дала возможность многим поклонникам западной музыки насладиться живыми выступлениями их кумиров.
В период с 2010 по 2012 год Всеволод Гаккель работал арт-директором клуба «Китайский Лётчик Джао Да» в Санкт-Петербурге. Это был важный этап в его карьере, так как он продолжал активно влиять на развитие музыкальной сцены города, создавая пространство для выступлений как известных, так и начинающих музыкантов.
С марта 2010 года Гаккель также начал издавать собственную программу в формате подкаста под названием «Признаки Времени». Этот проект стал платформой для обсуждения искусства, творчества и культурных событий. В программе он приглашал своих друзей и коллег по музыкальной сфере, часто это были давние знакомые и соратники, с которыми он работал в разные годы. Студия программы располагалась в оранжевом помещении на Петроградке, что добавляло дополнительную атмосферу для записи и общения с гостями.
С 2012 года Гаккель стал активно участвовать в международном интернет-ТВ-проекте Balcony TV, запустив его санкт-петербургское отделение. Проект предоставлял возможность молодым и перспективным музыкантам продемонстрировать свой талант широкой аудитории. Balcony TV также стал важным инструментом для продвижения местных исполнителей на международной арене, а Гаккель с его опытом и связями в музыкальной индустрии стал важной частью этого проекта.
В 2017 году Всеволод Гаккель стал главным героем документального фильма «ТАМТАМ: Музыка смутного времени», который был снят режиссёром Иваном Бортниковым. Фильм рассказал о значении клуба ТАМТАМ в развитии петербургской рок-культуры и о влиянии этого пространства на музыкальную сцену города в сложные годы перемен. Клуб, организованный Гаккелем, сыграл ключевую роль в становлении нового поколения музыкантов, и документальная лента позволила зрителям увидеть не только его историю, но и личность самого Гаккеля, который всегда стоял в центре этих перемен.
В 2018 году Гаккель принял участие в записи песни «Северное лето» петербургской инди-рок группы «Суперструны». Эта работа стала ещё одним важным моментом в его музыкальной карьере, когда он продолжал сотрудничать с молодыми исполнителями, укрепляя свои связи в музыкальном сообществе Санкт-Петербурга.
Кроме того, на протяжении нескольких лет Гаккель работает в качестве Production Manager в петербургском клубе A2, одном из главных музыкальных клубов города. В этой роли он продолжает активно влиять на организацию концертов и событий, поддерживая живую музыку и помогая молодым артистам заявить о себе на большой сцене.
У Всеволода Гаккеля есть уникальная виолончель, известная как Гринчелло (Greencello). Эта виолончель привлекает внимание своим необычным дизайном. Обечайки инструмента окрашены в зелёный цвет, что сразу выделяет её среди других музыкальных инструментов. Кроме того, передняя дека виолончели украшена узором в стиле «TaMtAm», что отсылает к названию клуба, который Гаккель организовал в Санкт-Петербурге. Такой индивидуальный подход к оформлению инструмента подчёркивает творческий и нестандартный подход Гаккеля как музыканта, а также его глубокую связь с рок-культурой и искусством.
Личная жизнь Всеволода Гаккеля:
Дважды был женат.
Первая жена - Людмила Шурыгина. Позже она стала женой Бориса Гребенщикова.
Вторая жена - Елена Гудкова-Гаккель.
Дискография Всеволода Гаккеля (с группой «Аквариум»):
1981 – Синий альбом
1981 – Треугольник
1982 – Табу
1983 – Радио Африка
1984 – День серебра
1986 – Дети Декабря
1988 – Равноденствие (записан в 1987)
последнее обновление информации: 10.11.2024
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.