Возраст: 81 (со дня рождения)
Возраст смерти: 28 лет
Виктор Иванович Чистяков. Родился 30 июня 1943 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) - погиб 18 мая 1972 года в Харькове. Советский актер театра и кино, артист эстрады, пародист.
Виктор Чистяков родился 30 июня 1943 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Его родители отношения к искусству не имели.
У Виктора были две сестры. Сестра Галина впоследствии приложила большие усилия для сохранению памяти о Чистякове и его творчестве.
С 8 лет занимался балетом в хореографическом училище имени А.Я. Вагановой. Но в 14 лет из-за перегрузок у него возникли проблемы со здоровьем и балет пришлось оставить.
Окончил музыкальную школу по классу кларнета.
После получения диплома о среднем образовании с первого раза поступил на актерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кино (ЛГИТМиК), который окончил в 1962 году. Именно во время учебы в ЛГИТМиК у Виктора проявился выдающийся талант пародиста. Дело в том, что его курс был экспериментальным - в систему воспитания будущих актеров педагоги включали этюды на подражание зверям и птицам. В институте Чистяков обрел умение владеть интонацией, голосом, мимикой и жестом. Он учился на драматическом курсе, а не на курсе эстрады, но уже тогда пародировал всех - преподавателей, студентов, друзей. Виктор регулярно участвовал в студенческих концертах, ни один капустник не проходил без его участия. Во время учебы впервые прозвучали его вокальные пародии на Ивана Козловского и Сергея Лемешева. А дипломной работой Чистякова был Король в «Обыкновенном чуде» Евгения Шварца.
С 1966 года - актер Ленинградского драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской. В театре дебютировал в спектакле «Принц и нищий» по Марку Твену в роли нищего.
Во время работы в театре Чистяков познакомился с молодыми актерами Станиславом Ландграфом и Ильей Резником. Последние стали сочинять для него пародийные тексты. С этим литературным материалом Чистяков вскоре начал работать на эстраде.
В театре им. В. Ф. Комиссаржевской у Чистякова не складывалось, он пытался устроиться в другие театры, в частности, к Юрию Любимову в Театр на Таганке. Однако Виктор поставил условие, что пойдет туда только вместе с женой - но Любимов ответил отказом.
Однако в жанре музыкальной пародии Чистяков стал звездой. Он появился на всесоюзной эстраде в 1968 году вскоре после чешских событий. Его карьера телевизионной звезды быстро развивалась по восходящей.
В 1968 году Чистяков сделал номер «Радиоконцерт по заявкам для тех, кто спит». Абсолютный слух и богатство голосового аппарата сочетались у артиста с редкостным даром имитатора, пародиста. Он начал с пародий на Леонида Утесова, Сергея Лемешева и Клавдии Шульженко, а потом менял и добавлял номера. Феноменальный голосовой диапазон Чистякова позволял подражать как бархатному голосу Леонида Утесова, так и тенорам Сергею Лемешеву и Ивану Козловскому, но особенный восторг публики вызывали женские образы - Мирей Матье, Клавдии Шульженко, Людмилы Зыкиной, Эдиты Пьехи и других знаменитостей того времени. Чистяков делал также пародии на Майю Кристалинскую, Анну Герман, Владимира Трошина и других популярных исполнителей.
Виктор Чистяков приобрел всесоюзную популярность. Без него не обходился ни один новогодний «Голубой огонек», много гастролировал по СССР. В конце 1960-х - начале 1970-х Чистяков был одним из наиболее любимых публикой артистов эстрады.
За Чистяковым закрепилось прозвище «гений пародии». Случалось, что исполнение Чистяковым песен тех артистов, которых он пародировал со сцены, превосходило оригинал, а сами артисты иногда не могли отличить свой голос от голоса Чистякова. Своими выступлениями он заслужил любовь среди миллионов телезрителей.
Снялся в нескольких фильмах - «В тринадцатом часу ночи», «Похищение», «Спеши строить дом».
Виктор Чистяков в фильме "Похищение"
В 1971 году Виктора Чистякова пригласили в Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя.
Чистяков с легкостью создавал свои звуковые образы совершенно разными голосами, в разной манере. Сочетание «золотого горла», природной одаренности, мастерства, уважения к тому, что он делает, делало его уникальным. По легенде, когда снимался документальный фильм о Сергее Лемешеве, где были отрывки из его произведений, в одной из арий были какие-то ноты, которые певец, находясь уже в преклонном возрасте, был не в состоянии взять. Лемешев долго мучался, пытаясь перезаписать музыкальную фонограмму. И тогда возникла идея попросить Чистякова выполнить такой трюк, с чем Виктор успешно справился.
Виктор Чистяков много работал на эстраде. Его «Концерт по заявкам» регулярно появлялся в телеэфире. С ним Чистяков выступал вплоть до своей гибели. Им он завершал большинство концертных программ, где ему доводилось выступать.
Уникальность Чистякова, отмечали специалисты, заключалась в его непревзойденной способности подражать женским голосам. Это недоступно практически ни одному ныне концертирующему пародисту. Обладая голосом теноровой природы и редкостным музыкальным слухом, Чистяков точно копировал певцов-теноров, однако с успехом воспроизводил и баритоновые голоса. Чистяков не учился пению профессионально, однако он пел как мастера бельканто Козловский и Лемешев. Такой музыкальный дар сочетался с тончайшей актерской чуткостью и наблюдательностью, с помощью которой Чистяков проникал в самую сущность пародируемого артиста, воспроизводил все нюансы и особенности его голоса. Большому успеху Виктора способствовала ловкость и подвижность его тела, он легко и вдохновенно танцевал и исполнял различные акробатические трюки.
Критики называют Чистякова первопроходцем в жанре советской музыкальной пародии. Он оказал влияние на целую плеяду советских и российских пародистов, начиная от Геннадия Хазанова, продолжая Владимиром Винокуром, Максимом Галкиным и др.
Виктор Чистяков трагически погиб 18 мая 1972 года незадолго до своего 29-летия в авиакатастрофе под Харьковом.
Утром того дня Чистяков в актерском общежитии проспал, встал поздно и, не позавтракав, помчался в аэропорт. Его привычка опаздывать была известна, опоздал он и на самолет, которым должен был лететь в Харьков. Приехал во Внуково, когда самолет уже должен был взлететь. Но вылет задержали по техническим причинам. В аэропорту он снова опоздал - трап уже отогнали от самолета. Но когда экипаж узнал, что опаздывающий - Чистяков, трап снова подогнали. Он успел на самолет, а через 1 час и 13 минут лайнер разрушился в воздухе над Харьковом.
Стоит отметить, что Чистяков был очень суеверным, особенно он не любил цифру «13», но в самолете у него оказалось 13-е место. В самолете он снял свой кожаный чешский пиджак, в котором лежали его паспорт и билет. Пиджак был найден среди обломков. Идентификация фрагментов тел жертв авиакатастроф посредством экспертизы ДНК в те годы ввиду отсутствия соответствующих технологий была невозможна.
Самолет Ан-10, на котором артист 18 мая 1972 года летел из Москвы на юбилей Харьковского театра оперетты, в результате усталостного разрушения элементов крыла и перегрузок на посадочном курсе разбился в 24 километрах от Харьковского аэропорта при заходе на посадку.
Виктор Чистяков был похоронен после кремации в Санкт-Петербурге, на Богословском кладбище, участок 39, в конце Канавной дорожки.
Могила Виктора Чистякова
В Санкт-Петербурге в 1998 году создан и действует Санкт-Петербургский театр двойников и пародии Жанэ Пати имени Виктора Чистякова.
В городе Уфе пародист Александр Чистяков в 2008 году создал школу-студию «Академия пародии им. Виктора Чистякова».
В 1993 году к 50-летию Чистякова вышла книга воспоминаний об артисте, она называлась «Виктор Чистяков - гений пародии». В 2005 году о жизни Чистякова также снят документальный фильм «Гений пародии. Недолгая жизнь Виктора Чистякова».
Личная жизнь Виктора Чистякова:
Жена - Наталья Рыбакова, актриса театра и кино, в 1966 году окончила актерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кино (ЛГИТМиК). С 1966 по 1971 год - актриса Ленинградского драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской, затем работала актрисой в нескольких московских театрах.
Наталья Рыбакова была его однокурсницей. Поженились в мае 1966 года, незадолго до выпуска из института. Когда Чистяков стал известным власти Ленинграда выделили им 2-комнатную квартиру в престижном доме на Васильевском острове. В 1971-м перебрались в Москву, получив по обмену квартиру в районе Белорусского вокзала.
Детей у них не было.
Виктор Чистяков и Наталья Рыбакова
Геннадий Хазанов говорил об «очень тесной дружбе Виктора с одним чехом», в связи с чем Чистяков часто летал в Чехословакию. В этой связи отмечалось, что Чистяков, возможно, имел планы выехать в эту страну, - и по дружеским мотивам, и по причине того, что тонко чувствовал вокализацию языка и «очень хорошо владея своим аппаратом, наверное, мог бы делать какие-то интернациональные пародии».
Фильмография Виктора Чистякова:
1968 - В тринадцатом часу ночи - пародист
1969 - Похищение - артист Чистяков
1970 - Спеши строить дом - конкурсант
1995 - Пародист (документальный)
2005 - Гений пародии. Недолгая жизнь Виктора Чистякова (документальный)
Объекты пародий Виктора Чистякова:
Полад Бюль-Бюль Оглы
Ольга Воронец
Людмила Зыкина
Иван Козловский
Майя Кристалинская
Сергей Лемешев
Муслим Магомаев
Эдита Пьеха
Николай Сличенко
Владимир Трошин
Леонид Утёсов
Эдуард Хиль
Клавдия Шульженко
Татьяна Шмыга
Луи Армстронг
Анна Герман
Том Джонс
Робертино Лоретти
Мирей Матьё
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.