Возраст: 145 (со дня рождения)
Возраст смерти: 71 год
Павел Петрович Бажов. Родился 15 (27) января 1879 года в Сысертском заводе Пермской губернии - умер 3 декабря 1950 года в Москве. Русский и советский писатель, фольклорист, публицист, журналист. Получил известность как автор уральских сказов. Депутат Верховного Совета СССР 2-3-го созывов.
Павел Бажов родился 15 (27 по новому стилю) января 1879 года в Сысертском заводе Екатеринбургского уезда Пермской губернии.
Отец - Петр Васильевич Бажев (позже фамилию сменил на Бажов), рабочий пудлингово-сварочного цеха Сысертского завода, затем горный мастер.
Мать - Августа Стефановна.
У отца было прозвище Сверло, он имел сложный характер, часто не уживался с начальством. Семья из-за этого часто переезжала. Павел Бажов вспоминал: «Работал отец в пудлингово-сварочных цехах в Сысерти, Северском, Верх-Сысертском и Полевском заводах. К концу своей жизни был служащим - "рухлядным припасным" (это примерно соответствует цеховому завхозу или инструментальщику)».
Мать была круглой сиротой, в детстве ее взяли в «барскую рукодельню», где она выучилась плести кружева и вязать; ее кружева и узорчатые чулки пользовались спросом у местных дам, а заработки помогали семье выживать, когда Петр Васильевич сидел без работы.
В автобиографической повести «Зеленая кобылка» Бажов описал свое детство в маленьком городке: мальчишки воюют улица на улицу, торчат целыми днями на рыбалке, а возвращаясь домой, получают нагоняй от матери и кусок хлеба от доброй бабушки. Он с ранних лет заслушивался сказками сысертских стариков - в особенности бывшего горного мастера Василия Хмелинина, или дедушки Слышко, о котором Бажов рассказывает в «Уральских сказах». Дедушка работал сторожем дровяного склада при заводе, и он с приятелями бегал в хмелининскую сторожку-караулку на Думной горе слушать истории о старом времени.
Павел Бажов в детстве с родителями
Учился в Сысертском земском мужском училище («заводской школе») с 1886 по 1889 год, был замечен и поддержан директором Александром Осиповичем Машуковым. У него была великолепная память: как-то библиотекарь в шутку сказал ему, что второй том Пушкина выдают тем, кто выучил первый наизусть - и Бажов выучил наизусть весь первый том Пушкина. О мальчике услышал ветеринарный врач Смородинцев, который посоветовал родителям отдать сына в Екатеринбургское духовное училище: плата за обучение там была гораздо ниже, чем в гимназии. На первых порах мальчик жил дома у Смородинцева в поселке Верх-Исетского завода, затем перебрался в ученическую квартиру.
В 1890 году семья писателя переехала в поселок Полевской завод в связи с переходом отца на другое предприятие.
В духовном училище Павел проучился с 10 до 14 лет, а в 1893 году поступил в Пермскую духовную семинарию. Бажова за красноречие прозвали Ритором. В 1899 году окончил Пермскую духовную семинарию, но по финансовым обстоятельствам (его отец к тому времени умер) не смог поступить в университет, а продолжать духовное образование и стать священником не захотел, поступил на работу учителем сельской школы в селе Шайдуриха.
Через несколько месяцев по протекции перешел преподавателем в Екатеринбургское духовное училище, в котором учился сам.
Во время революции 1905 года участвовал в маевках и даже был ненадолго арестован.
Павел Бажов в молодости
В 1907-1913 годах преподавал русский язык в Екатеринбургском епархиальном женском училище.
В 1914 году с началом Первой мировой войны семья Бажовых перебралась на родину жены, город Камышлов. Там Бажов устроился преподавателем в местное духовное училище. Во время летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор. Собранные материалы пропали во время Гражданской войны.
До 1917 года был членом партии эсеров. Начиная с февральской революции помогал партии большевиков. Был видным деятелем Советской власти в Камышлове и даже городским главой.
В Гражданскую войну, стал политработником и редактором газеты формировавшейся в Камышлове 29-ой дивизии. В армии официально вступил в РКП(б).
Отступая вместе с дивизией под ударами колчаковских войск на запад, в конце 1918 года оказался в Перми. После разгрома дивизии был арестован колчаковцами, но смог сбежать из тюрьмы, пробрался в Камышлов. Узнав, что его семья под наблюдением (контрреволюционеры его не забыли), в начале 1919 года отправился в Омск, где выданная ему подпольем явка оказалась пустой. После некоторых скитаний с поддельными документами на фамилию Кирибаев он подслушал в Каинске разговор о нехватке учителей в школах уезда и к февралю смог устроиться земским учителем в глухой томской деревне Бергуль. Там он организовал из недовольных колчаковщиной партизанский отряд.
В июле под фамилией Бахеев перебрался в Семипалатинскую губернию, в город Усть-Каменогорск. Участвовал в подполье, сотрудничал с партизанскими соединениями «Красных горных орлов» в составе Народной повстанческой армии Алтая, работая по заданию красной Москвы. После проведения схода командиров краснопартизанских отрядов в ноябре 1919 года в селе Васильевка объединил их в одну силу.
После установления советской власти в Усть-Каменогорске 15 декабря 1919 года и вступления в город повстанческой крестьянской армии М. Козыря и рот из объединенного отряда «Красных горных орлов», Бажов, выйдя из подполья, стал организовывать новый Совдеп. Какое-то время сохранялось двоевластие: в Народном доме заседал новый Усть-Каменогорский совдеп, а в бывшем управлении 3-го отдела Сибирского казачьего войска был штаб армии Козыря. Бажов передал информацию в Семипалатинск.
Во второй половине января 1920 года в Усть-Каменогорск прислали три полка регулярных сил Красной Армии. Козыревская армия рассеялась фактически без боя, сам он бежал. Именно Бажов, действовавший тогда под псевдонимом Бахеев (Бахметьев), организовал подавление подготовки восстания во главе с Козырем.
Во вновь образованном Ревкоме занял пост заведующего управлением народного образования, заведовал также профсоюзным бюро. Попутно стал редактором, а по существу организатором, выпускающим и метранпажем местной газеты «За власть советов». Вместе с ним работали будущие известные писатели Волков и Анов. Одновременно ему было вменено в обязанность «сохранить общее наблюдение за работой отдела народного образования». Он создал учительские курсы, организовал школы по ликвидации неграмотности, принял участие в восстановлении Риддерского рудника.
В июле 1920 года в казахские волости были посланы 87 учителей, подготовленных с его участием. 10 августа 1920 года под руководством Бажова и Н. Г. Калашникова в городе прошел Первый уездный съезд Советов.
Осенью 1920 года возглавил продотряд на должности особоуполномоченного уездного продовольственного комитета по продразверстке. Осенью 1921 года перебрался в Семипалатинск, где возглавил губернское бюро профсоюзов.
В конце 1921 года вследствие тяжелого заболевания и по просьбе Камышловского исполкома возвратился на Урал, в Камышлов (основная причина была в доносах в Губернском ЧК Семипалатинска на его бездействие в период власти Колчака), где продолжил журналистскую и литературную деятельность, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи.
В 1923-1931 годах работал в областной «Крестьянской газете».
В 1924 году вышла первая книга очерков «Уральские были».
Создание сказов (т. н. «тайные сказы» - «старинные устные предания» уральских горнорабочих) происходило в сложных условиях противостояния краеведческого движения 1920-х - начала 1930-х годов и советской цензуры.
В 1931 году в Москве и Ленинграде прошла серия дискуссий на тему: «Значение фольклора и фольклористики в реконструктивный период», по итогам которых была поставлена задача изучения «современного рабочего и колхозно-пролетарского фольклора». Вскоре было принято решение издать сборник «Дореволюционный фольклор на Урале»: сбор материала поручили В. П. Бирюкову, который должен был сдать сборник в декабре 1935 года. Однако В.П. Бирюков заявил, что «нигде не может найти рабочего фольклора». Редактор сборника Е. М. Блинова «через четыре месяца общения с Павлом Бажовым, в июне 1935 года, резко изменила направление работы и стала нацеливать В.П. Бирюкова на собирание рабочего фольклора».
Ставший после Е.М. Блиновой редактором сборника Бажов написал для него сказы «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка» и «Про Великого Полоза», объявив их фольклорными записями сказов В.А. Хмелинина, которые Бажов слышал в 1892-1895 годах.
В.А. Хмелинин (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей») происходил с Полевского завода и выведен как рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это прием, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем. Сказы Бажова сочетают трудносовместимые установки сказочной и несказочной прозы.
В 1933 году по доносу М.С. Кашеварова был обвинен в присвоении партийного стажа с 1917 года, исключен из партии. Через несколько месяцев после ходатайства был восстановлен в партии с началом стажа в 1918 году, за «приписывание» стажа ему был объявлен строгий выговор.
После этого Павлу Бажову поручили написать книгу о строительстве Краснокамского бумажного комбината. Но по мере написания главные герои исчезали в горниле репрессий, в результате книга не была опубликована.
В 1936 году в 11-м номере журнала «Красная новь» был опубликован первый из уральских сказов «Девка Азовка».
Также ему было поручено подготовить книгу «Формирование на ходу. К истории Камышловского 254-го 29-й дивизии полка». Он уже работал редактором Свердловского книжного издательства. После того как в 1937 году командовавший дивизией во время Гражданской войны М.В. Васильев был репрессирован, по еще одному доносу М.С. Кашеварова Бажов был вновь исключен из партии и уволен из издательства. Целый год большая семья Бажова жила за счет огорода и маленькой зарплаты его свояченицы.
В это вынужденно свободное время он написал много своих сказов. Через год исключавший его из партии И.Д. Кабаков сам попал под репрессии и Бажов был восстановлен в партии и в издательстве (хотя и с понижением в должности), после чего смог сполна расквитаться с Кашеваровым.
В 1939 году вышло первое издание уральских сказов - «Малахитовая шкатулка». Эта книга при жизни автора неоднократно пополнялась новыми сказами.
Мифологические персонажи сказов Бажова делятся на антропоморфных и зооморфных. Весьма образны персонификации природных сил.
Хозяйка медной горы - хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой - в виде ящерицы в короне. Происхождение свое ведет, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.
Великий Полоз - ответственен за золото («он тут всему золоту полный хозяин»). Его фигура создавалась Бажовым на основе поверий древних хантов, манси и башкир, уральских легенд и примет горщиков и рудознатцев. Ср. мифологический змей. Фигурируют также многочисленные дочери Полоза - Змеевки или Медяницы. Одна из них - Золотой Волос - выведена в одноименном сказе.
Бабка Синюшка - персонаж, родственный Бабе-Яге, персонификация болотного газа, который на Урале и называли «синюшкой». «Сживи Синюшку с места, и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев». Перед «гораздыми да удалыми» бабка Синюшка «красной девкой оборачивается»: именно такой ее видит Илья - герой сказа «Синюшкин колодец».
Огневушка-поскакушка, «девчоночка махонькая» - танцующая над месторождением золота (связь между огнем и золотом).
Серебряное копытце - волшебный «козел», у которого на одной ноге серебряное копыто, там, где он этим копытом топнет - появится драгоценный камень.
Голубая змейка - волшебная маленькая змейка, персонификация самородного золота: «Когда она этак-то бежит, вправо от нее золотая струя сыплется, а влево черная-пречерная… Наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла».
Земляная кошка - персонаж сказа «Кошачьи уши», персонификация сернистого газа: по словам автора, «образ Земляной кошки возник в горняцких сказах опять-таки в связи с природными явлениями. Сернистый огонек появляется там, где выходит сернистый газ. Он имеет широкое основание и поэтому напоминает ушко».
При написании сказов Бажов руководствовался определенными установками, в ряде случаев отступая от исторических фактов. Бажов при написании сказов изучал исторические документы, но если в исторических исследованиях по какому-то вопросу было разногласие, то писатель отвергал все, что, по его мнению, было не в пользу России, Урала, и не в интересах простого народа.
Сказы оказали большое влияние на уральскую фольклористику, хотя сами по себе не являются фольклорным материалом. Павел Бажов собирал фольклор как писатель, не записывая того, что должен записывать ученый-фольклорист и не проводя паспортизации. Сказы и деятельность Бажова оказали значительное влияние на уральскую фольклористику, на десятилетия определив направление ее развития - сбор «рабочего фольклора». Немало способствовал этому сам Бажов, который часто посещал преподавателей и студентов Уральского государственного университета (УрГУ), наставляя их на собирание рабочего фольклора, инициировал фольклорные экспедиции в города и поселки городского типа для сбора «рабочего фольклора», давал методические советы по его записи и называл населенные пункты, где его надо собирать. При этом отбрасывалась значительная часть фольклора населения Урала, прежде всего крестьянский фольклор.
С 1940 года возглавлял Свердловскую писательскую организацию.
Павел Бажов умер 3 декабря 1950 года в Москве от рака легких. Похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище 10 декабря 1950 года. Могила писателя находится на холме, на центральной аллее кладбища.
В 1961 году на могиле установлен гранитный памятник. Авторы памятника - скульптор А. Ф. Степанова и архитектор М. Л. Минц. Писатель изображен сидящим на камне в спокойной, непринужденной позе, руки лежат на коленях, в правой руке - курительная трубка. Высота памятника - 5 метров. У подножия его на каменной плите высечена надпись: «Бажов Павел Петрович. 1879-1950». Памятник окружен цветником.
В Москве на ВДНХ установлен первый в СССР и в мире светомузыкальный фонтан «Каменный цветок» (1954 г.; авторы: проект художника-архитектора К. Т. Топуридзе, скульптор П. И. Добрынин).
1 июня 2015 года в Златоусте открылся «Горный парк им. П. П. Бажова».
11 марта 1959 года в городе Свердловске на плотине городского пруда открыт памятник-бюст писателю с надписью: «Павел Петрович Бажов. 1879-1950». На пьедестале памятника символическое изображение каменного цветка. Монументы Бажову П. П. также открыты в городах Полевском, Сысерти и Копейске.
В 1967 году в Екатеринбурге, в доме, в котором жил Павел Петрович Бажов, основан его музей.
В 1979 году в Екатеринбурге в честь 100 - летия П.П. Бажова на угловом доме улиц Бажова и Ленина была открыта большая мемориальная доска с горельефом писателя (автор В.Е. Егоров).
Полевской называют родиной бажовских сказов, сердцем «бажовского Урала». Павел Бажов жил в Полевском в 1892-1895 годах. Памятник в его честь был установлен в 1983 году, выполнен Ленинградским монументальным объединением. Материал - родонит, постамент из розового гранита.
В 1984 году в селе Бергуль Северного района Новосибирской области в честь Павла Бажова был открыт дом-музей. Писатель проживал в селе несколько месяцев в 1919 году.
В честь Павла Бажова названы поселок городского типа Бажово (сейчас входящий в состав города Копейска), улицы в Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Кургане, Иркутске и других городах России, Украины и Казахстана (улица Павла Бажова в Усть-Каменогорске).
Образы из сказов Павла Бажова - Каменный цветок и Хозяйка Медной горы (в виде коронованной ящерицы) - изображены на гербе города Полевской, с окрестностями которого связаны многие сказы.
К 120-летию писателя в 1999 году учреждена Премия имени П.П. Бажова, ежегодно вручаемая в Екатеринбурге. Имя писателя носит ежегодный Бажовский фестиваль народного творчества в Челябинской области.
Личная жизнь Павла Бажова:
Жена - Валентина Александровна Бажова (урожденная Иваницкая; 1892-1971). Познакомился с ней, когда в 1907-1913 годах преподавал русский язык в Екатеринбургском епархиальном женском училище. Она была его ученицей.
В июле 1911 года они венчались в Николаевской церкви села Кашина. В этом же году он начал строить дом в Екатеринбурге, где сейчас располагается его музей.
В браке родилось семеро детей. Трое умерло в младенчестве.
Младшая дочь - Бажова-Гайдар Ариадна Павловна (род. 1925), жена Тимура Аркадьевича Гайдара (Соломянского).
Ариадна Павловна Бажова рассказывала в одном из интервью: «Мама говорила, что папой восхищались все ученицы. Правда, к нему женщины всегда были неравнодушны, притом что он ни за кем никогда не ухаживал - был предан моей мамочке. А учителем был строгим, критиковал ее за сочинения, но на выпускном (видимо, присмотревшись) сделал предложение. И они счастливо прожили сорок лет».
В деревне Кашина, расположенной близ города Богданович (Свердловская область), в память о венчании в местной церкви П.П. Бажова и В.А. Иваницкой установлен памятный «Камень двух колец».
Павел Бажов и жена Валентина
Павел Бажов - дед по материнской линии политического деятеля Егора Гайдара, который, в свою очередь, является внуком Аркадия Гайдара.
Сказы Павла Бажова:
Алмазная спичка. Впервые напечатан в 1945 году (газеты: «Уральский рабочий», февраль и «Вечерняя Москва», март, журнал «Пограничник», № 22);
Аметистовое дело. Единственный сказ Бажова, в котором писатель обращается к колхозной жизни. Впервые опубликован в газете «Уральский рабочий»1 мая 1947 г. и в журнале «Огонек», № 30, 1947 г.;
Богатырева рукавица (из уральских сказов о Ленине). Посвящен Ленину. Впервые опубликован в газете «Уральский рабочий» 24 января 1944 г. Затем входил во все последующие издания «Малахитовой шкатулки»;
Васина гора. Опубликован в 1946 году (журнал «Молодой колхозник», № 1, газеты «Уральский рабочий», 5 марта и «Голос колхозника», Манчаж, 1946);
Веселухин ложок. Впервые напечатан в журнале «Новый мир» (1943 год, № 1);
Голубая змейка. Опубликован впервые в издании книжки-малышки в 1945 году Свердлгизом;
Горный мастер. Впервые опубликован в газете «На смену!», 1939 год;
Далевое глядельце. Опубликован впервые в газете «Уральский рабочий» 7 ноября 1946 года и в журнале «Огонек», № 1, 1947 г.;
Две ящерки. Первая публикация - литературно-художественный сборник «Говорит Урал», 1942 год;
Демидовские кафтаны;
Дорогое имячко. Впервые опубликован в сборнике «Дореволюционный фольклор на Урале», Свердлгиз, 1936 г. Принадлежит к группе сказов-легенд;
Дорогой земли виток. Впервые опубликован в журнале «Огонек», № 17, 1948. О патриотической любви советского народа к великой Москве;
Ермаковы лебеди. Впервые напечатан в журнале «Техника смене» (Свердловск), № 9, 10 и 11 за 1940 год;
Жабреев ходок. Впервые опубликован в сборнике сказов «Ключ-камень», Свердлгиз, 1942 год;
Железковы покрышки. Опубликован впервые в литературно-художественном сборнике «Говорит Урал», 1942;
Живинка в деле. Последнее произведение Бажова Опубликован в газете «Уральский рабочий» 8 декабря 1950 г.;
Живой огонек;
Змеиный след. Первая публикация - в сборнике «Малахитовая шкатулка», Свердловское областное;
издательство, 1939 год и в журнале «Октябрь», № 5 и № 6 за 1939 год. Прямое продолжение сказа «Про Великого Полоза»;
Золотой волос. Впервые напечатан в детском альманахе «Золотые зерна», Свердловское областное издательство, 1939 год;
Золотоцветень горы. Впервые опубликован в «Литературной газете» 24 декабря 1949 года;
Золотые дайки. Опубликован впервые в журнале «Новый мир», № 8, 1945 г.;
Иванко Крылатко. Впервые опубликован в газете «Литературный Урал» 22 февраля 1943 г.;
Каменный цветок. Впервые опубликован в «Литературной газете» (май, 1938) и в альманахе «Уральский современник» (книга 1-я, 1938);
Ключ земли. Впервые опубликован в газете «Уральский рабочий», 1 января 1940 г. Первоначальное название - «Ключ-камень»;
Коренная тайность. Опубликован впервые в 1945 г. (журнал «Краснофлотец», № 1 и газета «Уральский рабочий», 10 ноября. Герои сказа - реальные исторические фигуры: талантливый русский металлург П. А. Аносов и его помощник Н. И. Швецов;
Кошачьи уши. Опубликован впервые в журналах «Индустрия социализма», № 2 за 1939 год и «Октябрь», № 5 и № 6, 1939 год;
Круговой фонарь. Впервые напечатан в газете «Уральский рабочий» 7 ноября 1944 г.;
Малахитовая шкатулка. Первая публикация - в газете «На смену!» (сентябрь-ноябрь, 1938) и в альманахе «Уральский современник» (книга 1-я, 1938). Изначальное название - «Тятино подаренье»;
Марков камень. Один из первых сказов Бажова. Опубликован в 1937 г. в свердловском «Литературном альманахе», книга третья;
Медная доля. Напечатан посмертно в журнале «Огонек», № 16, 1961 г.;
Медной горы хозяйка. Сказ написан для сборника «Дореволюционный фольклор на Урале». Собрал и составил В. П. Бирюков. - ОГИЗ, Свердловское областное издательство, 1936 г.;
На том же месте. Сказ напечатан в сокращенном варианте в сборнике «Уральские были», Свердлгиз, 1951 г. под заголовком «Сложный химический процесс»;
Надпись на камне. Сказ-побывальщина. Впервые опубликован в 1939 г. в журнале «Индустрия социализма», № 11;
Не та цапля. Опубликован в 1950 году (журнал «Огонек», № 29, альманах «Уральский современник», № 17);
Огневушка-Поскакушка. Впервые опубликован в свердловской газете «Всходы коммуны», 1940 год;
Орлиное перо. Опубликован 21 апреля 1945 года в газетах «Уральский рабочий» и «Красный боец». Входит в группу сказов о Ленине;
Приказчиковы подошвы. Впервые опубликован в журнале «Красная новь» (1936, № 11);
Про Великого Полоза. Впервые опубликован в журнале «Красная новь», № 2, 1936 г.;
Про водолазов;
Про главного вора;
Рудяной перевал. Первоначальное название - «Рудяные вихорьки». Впервые опубликован в сокращенном варианте в газете «Красная звезда» 19 октября 1947 года;
Серебряное копытце. Первая публикация - альманах «Уральский современник», кн. 2-я, 1938 г.;
Синюшкин колодец. Впервые опубликован в «Московском альманахе», 1939 год;
Солнечный камень. Задуман в 1941 году. Опубликован в сборнике «Ключ-камень» (Свердлгиз, 1942);
Сочневы камешки. Первая публикация - «Свердловский литературный альманах» (1937, № 2);
Старых гор подаренье. Впервые опубликован в газете «Литературный Урал» 22 февраля 1943 г. Герой сказа - русский мастер Иван Бушуев;
Тараканье мыло. Опубликован впервые в 1943 году (журнал «Огонек», № 34-35; сборник «Во славу Отчизны», Челябинск);
Таюткино зеркальце. Впервые опубликован в газете «Уральский рабочий» (1941 год, март);
Травяная западенка. Первая публикация - журнал «Индустрия социализма» (1941, № 1);
Тяжелая витушка. Впервые опубликован в 1939 году (журнал «Индустрия социализма», № 1; детский альманах «Золотые зерна», Свердлгиз; первое издание «Малахитовой шкатулки», Свердловск);
У старого рудника;
Хрупкая веточка. Впервые опубликован в газете «Уральский рабочий», 1940 год;
Хрустальный лак. Впервые опубликован 12 июля 1943 года в газете «Литературный Урал». Принадлежит к группе «озорных» сатирических сказов, высмеювающих заграничных проходимцев, стремящихся поживиться за счет русских богатств;
Чугунная бабушка. Опубликован впервые 8 февраля 1943 года в газете «В бой за Родину!» (Карельский фронт). Герой сказа - литейщик завода Василий Федорович Торокин, живший в конце XIX-XX вв.;
Шелковая горка. Напечатан впервые 7 ноября 1947 года в газете «Уральский рабочий». Посвящен русским мастерам-новаторам;
Широкое плечо. Впервые опубликован в 1948 году в журнале «Огонек», № 26 и в газете «Уральский рабочий», 1 апреля
Минералы в сказах Павла Бажова:
Агат - «Хрупкая веточка»;
Айкинит - «Золотые дайки»;
Алмаз - «Медной горы Хозяйка»;
Аквамарин и аметист - «Орлиное перо»;
Асбест - «Шелкова горка»;
Горный хрусталь - «Золотые дайки»; дурмашек (горный хрусталь очень низкого сорта) - «Малахитовая шкатулка»;
Графит - «Орлиное гнездо»;
Диоптаз, или медный изумруд - «Медной горы хозяйка»;
Змеевик - «Хрупкая веточка»;
Лабрадор - «Солнечный камень»;
Лазурит - «Медной горы Хозяйка»;
Малахит - «Каменный цветок», «Травяная западенка», «Хрупкая веточка»;
Мрамор - «Дорогое имячко»;
Орлец (родонит) - «Хрупкая веточка»;
Скварец (кварц) - «Змеиный след»;
Слюда - «Медной горы Хозяйка»;
Соковина дорожная (металлургические шлаки) - «Хрупкая веточка»;
Солнечный камень (гелиолит) - «Солнечный камень»;
Строганец (дымчатый кварц) - «Золотые дайки»;
Топаз - «Богатырева рукавица»;
Турмалин - «Золотые дайки»;
Фенакит - «Солнечный камень»;
Хризолит - «Золотоцветень горы», «Серебряное копытце»;
Циркон - «Солнечный камень»;
Яшма - «Железковы покрышки»
Экранизации и постановки произведений Павла Бажова:
Кинофильмы:
«Каменный цветок» (1946);
Кадр из фильма «Каменный цветок»
«Тайна зеленого бора» (1960);
«Степанова памятка» (1976);
«Синюшкин колодец», короткометражный (1978);
«Золотой полоз» (2007), режиссер Владимир Макеранец;
Мотивы сказов «Медной горы Хозяйка» и «Малахитовая шкатулка» лежат в основе сюжета фильма-сказки Вадима Соколовского «Книга мастеров».
Мультфильмы:
«Синюшкин колодец», перекладки (1973);
«Медной горы Хозяйка», кукольный (1975);
«Малахитовая шкатулка», кукольный (1976);
«Каменный цветок», кукольный (1977);
«Серебряное копытце», рисованный (1977);
«Подаренка», кукольный (1978);
«Горный мастер», рисованный (1978);
«Огневушка-Поскакушка», рисованный (1979);
«Золотой Волос», кукольный (1979);
«Травяная западенка», рисованный (1982)
Диафильмы:
«Голубая змейка» - 1951, худож. Афонина Т.;
«Серебряное копытце» - 1969, худож. Столяров Р.;
«Малахитовая шкатулка» - 1972, худож. Маркин В.;
«Золотой Волос» - 1973, худож. Бордзиловский Витольд;
«Огневушка-Поскакушка» - 1956, худож. Ракутин Ю.;
«Огневушка-Поскакушка» - 1981, худож. Маркин В.;
«Хозяйка Медной горы» - 1987, Украина, худож. Семыкина Л. Н.;
«Малахитовая шкатулка» - 1987, худож. Кульков В.
Спектакли:
балет С. С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (постановка 1954);
балет «Каменный цветок» А. Г. Фридлендера (поставлен 1944);
спектакль «Сказы» / Каменный цветок (Государственный академический Малый театр Союза ССР. 1987);
опера К. В. Молчанова «Каменный цветок» (постановка 1950);
симфоническая поэма А. Муравлева «Азов-гора»;
оркестровая сюита Г. Фрида;
опера-сказ «Малахитовая шкатулка» Д. А. Батина (постановка 2012. Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского)
Награды и звания Павла Бажова:
- Орден Ленина (03.02.1944);
- Сталинская премия второй степени (1943) - за книгу уральских сказов «Малахитовая шкатулка»
последнее обновление информации: 03.08.2022
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.