лого Штуки-дрюки

Бабур - биография, новости, личная жизнь

Бабур

Возраст: 541 (со дня рождения)

Возраст смерти: 47 лет

Бабур

Бабур. Полное имя - Захир-ад-дин Мухаммад Бабур (узб. Zahiriddin Muhammad Bobur; араб. ﻇَﻬﻴﺮْ ﺍَﻟَﺪّﻳﻦ مُحَمَّدْ بَابُرْ‎). Родился 14 февраля 1483 года в Андижане (ныне Узбекистан) - умер 26 декабря 1530 года в Агре (Индия). Среднеазиатский полководец, поэт, государственный деятель. Падишах Индии и Афганистана. Основатель династии и Империи Бабуридов. Основатель империи Великих Моголов.

♦ Правитель Ферганы в 1494-1504 годах.

♦ Правитель Кабула в 1504-1526 годах.

♦ Глава империи Тимуридов с титулом падишах в 1507-1526 годах.

♦ Правитель Мавераннахра в 1497-1498 и 1511-1512 годах.

♦ Правитель Кандагара в 1512-1526 годах.

♦ Падишах Хиндустана в 1526-1530 годах.

Бабур родился 14 февраля 1483 года в Андижане.

По линии отца был тимуридом, по матери - из рода Чингизидов. Родным для себя языком считал чагатайский тюрки, при этом также хорошо владел персидским. Британская исследовательница наследия Бабура Аннетт Беверидж в начале XX века называла его тюрком-барласом.

Отец - Умар-Шейх-мирза II, эмир Ферганы, правнук тимуридского султана Миран-шаха, третий сын Тамерлана.

Мать - Кутлуг-Нигар-ханым (1459-1505), происходила из чингизидов, была дочерью могулистанского правителя Йунус-хана (1415-1487). Ее род восходил к Чингисхану. Ее отец Йунус-хан, благодаря тимуриду Шахруху в 13 лет в 1428 году попал на воспитание к знаменитому историку Тамерлана Шараф ад-Дину Али Йазди, и Шараф ад-Дин Йазди учил его и воспитывал 12 лет до 1440 года. Тимурид Абу Сеид помог Йунус-хану прийти к власти в Моголистане, поэтому Йунус-хан отдал в жены сыновьям Абу-Саида двух своих дочерей. Из этих зятьев Йунус-хан больше всех любил Умар-шейха мирзу - отца Бабура.

Сестра матери - Хуб-Нигар-ханым, была матерью Мирзы Мухаммада Хайдара, который, таким образом, приходился Бабуру двоюродным братом (на среднеазиатском тюрки - холабача).

Дед Шейбани-хана Абулхайр-хан в 1451 году помог деду Бабура Абу Саиду прийти к власти в государстве Тимуридов. Одновременно Абулхайр-хан выдал свою дочь Хан-заде бегим замуж за Абу Саида. Его внук от дочери и Абу Саида - тимурида Мухаммад Султан похоронен в фамильной усыпальнице Тимуридов Гур-Эмире в Самарканде.

Сестра Бабура Ханзаде-бегум была замужем за узбекским ханом Мухаммедом Шейбани. Бабур писал: «Старше всех дочерей была Хан-Заде-биким; она родилась от одной со мной матери и была старше меня на пять лет... моя старшая сестра, Ханзаде-биким, попала в руки Шейбани-хана. У нее родился сын, по имени Хуррам-шах, это был приятный юноша. Шейбани-хан отдал ему область Балх, а через год-два после смерти своего отца он отправился к милости Аллаха».

Шейбани-хан был женат на двоюродной сестре Бабура, дочери Махмуд-хана - Айша-Султан-ханум, которая была известна как Могол-ханум и до конца жизни хана она была почитаемой его женой.

Другая двоюродная сестра Бабура, дочь Махмуд-хана Кутлук-ханум была замужем за шибанидом султаном Джанибек-султаном.

Политическая карьера Бабура

Рано лишившись отца, который погиб по нелепой случайности, 12-летний Бабур в трудной ситуации, не располагая опытом, боролся за власть в своем уделе. Однако, его амбиции стать главой всего Мавераннахра были столь велики, что в юном возрасте он решился бороться за власть. У него появилась идея воссоздать былую империю Тимуридов со столицей в Самарканде, где правил его двоюродный брат Байсункар мирза. Бабур следующим образом характеризовал влияние некоторых представителей знати на Байсункара: «Наставником его был, говорят, Сейид Махмуд, шиит, поэтому Байсункар Мирзу тоже укоряли в ереси. Позднее говорили, что в Самарканде он отказался от этих дурных убеждений и стал чист верой».

В 1497 году Бабур после семимесячной осады взял Самарканд и Байсункар мирза вынужден был бежать в Гиссар.

В дальнейшем в борьбе за власть в Мавераннахре Бабур столкнулся с опытным полководцем Шейбани-ханом, которому было уже 50 лет. Междоусобицы среди тимуридов привели к поражению Бабура.

Весть о захвате Самарканда мужем тети Бабура, также мужем его двоюродной сестры, но одновременно его политическим противником и представителем улуса Джучи - Шейбани-ханом он писал: «Почти сто сорок лет столичный город Самарканд принадлежал нашему дому, неизвестно откуда взявшийся узбек, чужак и враг пришел и захватил его!».

В XV веке жителей Улуса Джучи называли узбеками, в отличие от чагатаев кочевников. Однако, тимуридский поэт Алишер Навои считал узбеков наряду с арабами одними из древних жителей Мавераннахра.

Основатель империи Великих Моголов Бабур

В 1504 году Бабур был вытеснен ханом Шейбани в Кабульское владение тимуридов. В этом владении с 1469 до 1501 года правил его дядя, брат отца Улугбек Кабули, а затем правил его сын Абдураззак (1501-1502). Абураззак был свергнут представителем знати Мукимбеком.

В 1504 году Бабур разгромил Мукимбека и сам стал владетелем Кабульской области. Его кузен Абдураззак стал его военачальником. В 1508 году знать пыталась вновь привести к власти Абдураззака, однако заговор был раскрыт. В «Бабур-наме» отсутствуют части, относящиеся к периоду с мая 1508 года до 1519 года, поэтому деятельность Бабура и его взаимоотношения с оставшимися тимуридами остается малоизученной. Известно лишь, что Абдураззак был убит в 1513 году, то есть после окончательного поражения Бабура от шейбанидов и отступления в Кабул.

После гибели Шейбани-хана в ноябре 1510 года, в январе 1511 года Бабур вновь попытался вернуть Бухару и Самарканд и ради этого он был вынужден в 1511 году попросить помощи от основателя государства Доулет-е Кызылбаш (Кызылбашское государство) сефевидского шаха и шиита Исмаила I против коалиции Шибанидов во главе с Суюнчходжа-ханом, придерживавшихся суннизма.

Шах Исмаил вернул ему его сестру Ханзаде Бегим, которую была отдана Бабуром Шейбани Хану в Самарканде в 1500 году. Причем он относился к главе Сефевидской империи шах Исмаилу I уважительно.

В октябре 1511 года Бабуру удалось взять Самарканд. Бабур согласился подчиниться шах Исмаилу и стать шиитом. Это включало в себя чтение хутбы на сефевидский манер, чеканку денег на имя Исмаила и 12 имамов и даже облачение в кызылбашский наряд. Бабур надел красную 12-конечную чалму шейха Хайдара и присоединился к рядам кызылбашских приверженцев шаха Исмаила. Отныне он правил как Сефевидский вассал. По-видимому, Бабур разыгрывал шиита из политических соображений и это было ловким маневром с его стороны.

Современник Бабура и его родственник Мирза Хайдар писал: «Народ Мавераннахра, особенно жители Самарканда, вот уже долгие годы раздували утренними вздохами факелы своих желаний, обращаясь к чертогу Всевышнего, защитника всех сотворенных, о возвращении Падишаха. Они всегда желали, чтобы тень Падишаха от дерева разума с листьями и плодами благодеяний простиралась бы над ними. Вместе с надеждой на это они рассчитывали, что он снимет одежду кизилбашей, являющуюся выражением сущей ереси, близкой к неверию, в которую он облачился по необходимости, установит закон шариата пророка, и на голову положит венец сунны Мухаммада, а венец шаха [Исма’ила] отошлет ему с несколькими шиитами. Однако эта надежда жителей Самарканда не оправдалась. Причина была в том, что [Падишах] считал, что он все еще нуждается в помощи Шаха Исма’ила и находил свою силу недостаточной для борьбы с узбеками. Поэтому произошла задержка в этом деле и была проявлена сдержанность в отношении бедствий, чинимых кизилбашами. По этой причине народ Мавераннахра обрубил надежды, которые он связывал с Падишахом».

После получения помощи от Исмаил шаха, Бабур щедро одарив кызылбашских эмиров, отпустил вспомогательный отряд с подарками Исмаилу, но «недостаточно внимательно» отнесся к служителю шаха Наджми Сани. Последний доложил находившемуся в Куме шаху Исмаилу, что Бабур якобы имеет враждебные намерения. Тогда шах Исмаил и отправил Наджми Сани с кызылбашским войском в Мавераннахр. Имели место две операции. Результатом первой стало занятие Самарканда и Бухары. Вторая же - во главе с Наджмом, завершилась полным разгромом сефевидского войска вследствие жестокости, глупости и упрямства его предводителя (жители Карши, числом 15 тыс. человек были все поголовно перебиты по приказу Наджма; не сделали исключение даже для сейидов). Сам Наджм был взят в плен узбеками и по приказу Убейдулла-хана казнен.

В мае 1512 года войска Бабура были разгромлены под Бухарой Убайдулла-ханом, и он покинул Мавераннахр. Последнее правление Бабура в Самарканде продлилось 7 месяцев.

Осенью 1512 года шейбанидские султаны собрались в Самарканде и избрали внука узбекского хана Абулхайр-хана и тимурида внука Мирзо Улугбека Кучкунджи-хана (1512-1530) верховным ханом государства Шейбанидов. В 1512 году Кучкунджи-султаном были отправлены на помощь Убайдулла-хану Мухаммед Тимур-султан и Абу Саид-султан. Они участвовали в решающем сражении в Гиждуване, в войне Шейбанидов Мавераннахра с одной стороны и контингента из Сефевидского государства под командованием Наджма Сани с другой, в ходе которой Шейбаниды во главе с Убайдулла-ханом одержали решительную победу над армией Наджма Сани и спасли страну от зависимости от государства кызылбашей.

Суннизм был сохранен в ханстве как господствующее направление ислама. С приходом к власти в Мавераннахре своего родственника Кучкунджи-хана Бабур оставил свои претензии на Центральную Азию. А в 1514 году союзник Шибанидов османский султан Салим полностью разгромил кызылбашей Исмаила Сефеви в Чалдыранской битве и окончательно похоронил активную восточную внешнюю политику шаха Исмаила.

Основание империи

Бабур решил создать новое государство в южных областях на территории северной части Индии.

В XIII веке весь север Индии оказался под властью тюркских мусульманских султанов. Столицей возникшего государства стал город Дели, а само оно получило название Делийский султанат. Отобранные у раджей земли были дарованы тюркской мусульманской знати, тысячи индийских храмов были разрушены, а на их месте построены мечети. Создав сильное государство, делийские султаны смогли отбить нашествие монголов в XIII веке. В начале XIV века началось ослабление Делийского султаната, а после вторжения в Индию Тамерлана (Тимура) в 1398-1399 годах произошел распад султаната. В XV веке его пределы ограничивались двуречьем Ганга и Джам.

С 1519 года Бабур совершал походы из Кабула в Северо-Западную Индию.

В 1525 году Бабура призвал на помощь Аллам-хан, соперник делийского султана Ибрахим-шаха Лоди, и в 1526 году Бабур, снарядив войско, предпринял поход на Дели. В битве с Ибрахим-шахом Лоди при Панипате в апреле 1526 года Бабур одержал победу. Войско Бабура включало в себя около 15 000 человек и от 20 до 24 пушек. Бабуру противостояло войско Лоди в 30 000-40 000 воинов, включавшее, по разным оценкам, от 100 до 1000 боевых слонов. Далее Бабур разбил раджпутского князя Санграм Сингха при Кхануа (близ Сикри) в 1527 году.

Бабур в своих битвах за Индию привлек узбекских командиров из Мавераннахра и артиллериста Османской империи турка Устада Руми, и турецкого военного инструктора Мустафу и успешно использовал огнестрельное оружие - пушки и ружья. У Шейбани-хана он заимствовал некоторые приемы военной тактики, как например, прием тулгама. Добившись успеха, он перенес центр вновь образованной державы в Агру.

Бабур основал новое государство, ставшее основой могущественной империи, которую европейцы называли империей Великих Моголов, а русские востоковеды империей Бабуридов. Сам Бабур использовал название могул, монгол к нецивилизованным, негородским, кочевым жителям степей.

На печати Бабура, датируемой 1521 годом, помещена его генеалогия в таком порядке: Бабур - Умар шайх, Султан Абу Саид, Султан Мухаммад, Мираншах и Амир Темур.

Первые известные монеты Бабура были выпущены в 1497 году, в которых были помещены надписи: султан Захир аддин Мухаммад Бахадур (Бабур) и султан Ферганы, то есть в 1497 году Бабур позиционировал себя как местный правитель Ферганской области.

На монетах, выпущенных Бабуром в Самарканде в 1511-1512 годах, была изображена водоплавающая птица с распростертыми в полете крыльями. Можно предположить, что образ летящей птицы, воспринимаемый в средневековье как идея света, благоденствия, был призван вселять надежду самаркандцам в неспокойное время.

На монетах Бабура, выбитых в Мультане в 1530 году, четко выражена приверженность Захир аддин Мухаммад Бабура основам суннитского толка и помещены имена четырех правоверных халифов: Абу Бакра, Умара, Усмана и Али.

Монета Бабура

Монета Бабура

В 1520-х годах Бабур установил мирные и добрые отношения с Шейбанидами. В 1528 году они отправили ему послов с поздравлениями по случаю его победы в Индии.

К 1529 году владения Бабура включали Восточный Афганистан, Пенджаб и долину Ганга, до границ Бенгалии.

В 1530 году незадолго до своей смерти Бабур отправил посла к московскому великому князю Василию III Ивановичу. Посол добрался до Москвы только в 1533 году.

Творчество Бабура

Бабур оставил богатое литературное и научное наследие. Его перу принадлежит знаменитое «Бабур-наме», снискавшая мировое признание, оригинальные и прекрасные лирические произведения (газели, рубаи), трактаты по мусульманскому законоведению («Мубайин»), поэтике («Аруз рисоласи»), музыке, военному делу, а также специальный алфавит «Хатт-и Бабури». Бабур переписывался с Алишером Навои.

Стихи Бабура, написанные на тюркском, отличаются чеканностью образов и афористичностью. Главный труд Бабура - автобиография «Бабур-наме», первый образец этого жанра в исторической литературе, излагает события с 1493 по 1508 годы и с 1519 по 1529 годы, живо воссоздает детали быта знати, нравы и обычаи эпохи. Французский востоковед Луи Базан в своем введении к французскому переводу (1980) писал, что «автобиография (Бабура) представляет собой чрезвычайно редкий жанр в исламской литературе».

В последние годы жизни тема потери Родины стала одной из центральных тем лирики Бабура. Заслуга Бабура как историка, географа, этнографа, прозаика и поэта в настоящее время признана мировой востоковедческой наукой. Его наследие изучается почти во всех крупных востоковедческих центрах мира.

Стихи Бабура - автобиография поэта, в которых поэтическим языком, трогательно излагаются глубокие чувства, мастерски рассказывается о переживаниях, порожденных в результате столкновения с жизненными обстоятельствами, о чем красноречиво говорит сам поэт:

Каких страданий не терпел и тяжких бед, Бабур?
Каких не знал измен, обид, каких клевет, Бабур?
Но кто прочтет «Бабур-наме», увидит, сколько мук
И сколько горя перенес царь и поэт Бабур.

Ставший одним из богатейших падишахов того времени, он всегда скучал по родной земле - Мавераннахру:

Ты на чужбине - и забыт, конечно, человек!
Жалеет только сам себя сердечно человек.
В своих скитаньях ни на час я радости не знал!
По милой родине скорбит извечно человек.

После захвата Северной Индии Бабуру достался знаменитый алмаз «Кохинур», позже он передавался от одного Бабурида к другому, пока не оказался в сокровищнице в Лондоне.

Бабур - автор трудов «Деван», «Мубаййин», «Аруз Рисоласи», «Рисолаи Валидиййа», «Харб иши».

Одним из известных газелей Бабура является стихотворение «Доброта» - «Яхшилиг», в котором он пишет о том, что надо делать добро народу-элю (Бори элға яхшилик қилғилки, мундин яхши йўқ Ким, дегайлар даҳр аро қолди фалондин яхшилик).

Поэт и полководец Бабур

В 1496 году Бабур построил на горе Сулайман-Тоо в городе Ош домик, который был разрушен советскими властями в 1960-х годах и восстановлен в 1989 году.

Бабур, будучи в горных районах современного Таджикистана в 1501 году, написал на камнях несколько надписей. Одна из них гласит:

Слышал я, что Джемшид, блаженный по природе,
Написал на камне у ручья:
«У этого ручья, как и мы, многие отдыхали
И ушли, не успев мигнуть глазом.
Захватили мы мир мужеством и силой,
Но не унесли с собою в могилу».

Бабур обменивался письмами и стихами с известными тюркскими поэтами своей эпохи. Он отправил свои стихи и получил ответное письмо от Алишера Навои.

Смерть Бабура

Бабур умер 26 декабря 1530 года в Агре в Индии, возможно, от дизентерии. Согласно его завещанию, его останки были перенесены в Кабул в сад, им основанный. Позже здесь был построен мавзолей.

Перед смертью Бабур разделил свои владения между четырьмя своими сыновьями. Старшему сыну, Хумаюну, достались индийские владения (Хиндустан), остальные сыновья получили Панджаб, Кабул и Кандагар и должны были подчиняться Хумаюну как верховному правителю империи.

Мавзолей Бабура

Мавзолей Бабура

Знаменитое «Бабур-наме» было переведено на персидский (1586), голландский (1705), английский (1826), французский (1871), турецкий (1940) и русский (1942) языки. На основе «Бабурнаме» написаны романы зарубежных авторов Ф. А. Стиль (Париж,1940), Ф. Гренарда (Париж,1930), Г. Лемба (Нью-Йорк,1961), В. Гаскони (Нью-Йорк,1980), Мунилаъла (6 романов) и др.

В Российской академической науке интерес к личности и творчеству Бабура проявился в первой половине XIX века.

Первый роман «Бабур тигр», посвященный истории жизни и деятельности Бабура, принадлежит перу американского писателя Герарда Лема, опубликован в США в 1961.

В Узбекистане политическую деятельность Бабура изучала С. Азимджанова. Единственным ученым, отрицательно трактовавшим Бабура, был советский востоковед М. А. Абдураимов.

В 1958 году академик И. Муминов был одним из главных организаторов первой научной конференции в Узбекской ССР, посвященной 475-летию Захир аддин Мухамад Бабура.

В 1981 году писатель Пиримкул Кадыров написал роман о Бабуре «Звездные ночи».

В 1991 году узбекским телевидением был показан 10-серийный телевизионный видеофильм «Бабур» по роману П. Кадырова «Звездные ночи», М.Юнусов, в роли Бабура - Мухаммадали Абдукундузов. Впоследствии этот видеофильм был первым проданным видеофильмом Узбекского производства за рубеж, его закупила турецкая телекомпания, дублировавшая видеофильм на турецкий язык с английскими субтитрами.

В индийском телесериале 2021 года «Империя» Бабура сыграл Кунал Капур.

После обретения Узбекистаном независимости на родине Бабура в городе Андижане Бабуру был установлен памятник, открыт парк имени Бабура и его имя было присвоено Андижанскому государственному университету.

В 1992 году в Узбекистане был создан фонд имени Бабура.

В Ташкенте при Государственном музее литературы имени Алишера Навои АНРУз действует экспозиция Бабура.

В 2020 году памятник Бабуру был установлен в Аллее поэтов в Ташкенте.

Пакистанская крылатая ракета Хатф-VII Бабур названа в честь Захираддина Мухаммада Бабура.

Ежегодно узбеки Кабула отмечают его день рождения.

В феврале 2021 года в «Узбеккино» состоялся специальный показ документального фильма «Захириддин Мухаммад Бабур» по случаю 538-летия поэта и полководца Захириддина Мухаммада Бабура. Фильм был снят киностудией «Синтез фильм» по заказу Национального агентства «Узбеккино» совместно с Военно-техническим институтом Национальной гвардии. Данный исторический документальный фильм был снят по поручению Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева во время его посещения Аллеи литераторов в 2020 году. Автор сценария и режиссер фильма Бабур Шер оглы.



Личная жизнь Бабура:

Имел много жен. От них у Бабура родилось 9 сыновей и 9 дочерей, многие из которых умерли в раннем возрасте или во младенчестве.

Айша Султан-бегум - жена с 1503 года. Главная жена падишаха, его двоюродная сестра, третья дочь тимурида Султана Ахмад-мирзы.

Родился сын Фахр ан-Ниса-бегум (1502-1502).

Зайнаб Султан-бегум (ум. 1508) - жена с 1504 года. Его двоюродная сестра, дочь тимурида Султана Махмуд-мирзы.

Махам-бегум (Хазрат-Валида) (ум. 1535) - жена с 1507 года. Дочь шиитского шейха Ахмада из Торбете-Джам - потомка Джарира ибн Абдуллы (арабский сподвижник пророка Мухаммада), родственница тимурида Хусейна Байкары.

У них родились дети:

- падишах Насир ад-дин Мухаммад Хумаюн (1508-1556);
- Михр Джахан-бегум (р. до 1515, ум. во младенчестве);
- Ишан ад-Даулат-бегум (ум. во младенчестве);
- шахзаде Барбул-мирза (1518-1521);
- шахзаде Фарук-мирза (1526-1527).

Салиха Султан-бегум Сахиба (Ак-бегум) - жена с 1507 года. Его двоюродная сестра, дочь тимурида Султана Махмуд-мирзы.

Родилась дочь Гюль Барг-бегум (Гюльрух-бегум), жена Ходжи Нур ад-дина Мухаммада-мирзы (Сайида Амира), сына Ходжи Ала ад-дина Мухаммада-мирзы.

Масума Султан-бегум (ум. 1509) - жена с 1508 года. Его двоюродная сестра, пятая дочь тимурида Султана Ахмад-мирзы.

Родилась дочь Масума Султан-бегум (Чача Нур), с 1518 жена Мухаммада Замана-мирзы, сына тимурида Султана Бади аз-Заман-мирзы.

Гюльрух-бегум (ум. до 1545) - жена с 1509 года. Сестра Амира Султана Али-мирзы Бегчика.

У них родились дети:

- шахзаде Камран-мирза (1509-1557), наваб Кабула, Кандагара (до 1528), Мултана (с 1528), Газни и Пенджаба (в 1530-1553);
- Гюль Изар-бегум (р. до 1515, ум. во младенчестве);
- шахзаде Мухаммад Аскари-мирза (1517-1554), наваб Мултана (до 1528), Чандери (в 1528-1530), Самбхала (в 1530-1534);
- шахзаде Султан Ахмад-мирза (1517-1525);
- шахзаде Шахрух-мирза (1522-1527)

Дильдар Ага-бегум (Дильдар Агача) - жена с 1510 года. Его двоюродная сестра, дочь тимурида Султана Махмуд-мирзы.

У них родились дети:

- Гюль Ранг-бегум (Чача Гюль) (1511/15 - после 1534), с 1530 жена Чин-Тимур-султана (ум. после 1543), 9-го сына хана Могулистана Султан-Ахмад-хана I;
- Гульчехра-бегум (1515/17-1557), с 1530 жена Тухта-Буга-султана (ум. до 1535), 10-го сына хана Могулистана Султан-Ахмад-хана I, затем жена Аббас-султана Узбека;
- шахзаде Абу Насир Мухаммад Хиндал-мирза (1519-1551);
- Хаджах Гюльбадан-бегум (1524-1603), автор «Хумаюн-наме», с 1539 жена амира аль-умары Хизр-Ходжи-хана (ок. 1520-1559), наваба Лахора (1556) и Бихара, второго сына туглуктимурида Айман-Ходжи-хана;
- шахзаде Алур-мирза (1524-1529).

Дочь Бабура Гульбадан бегим (узб. Gulbadan begim 1523-1603) - единственная женщина-историк на мусульманском Востоке, продолжая литературную традицию отца, написала историческое произведение «Хумаюн-наме». Она родилась в Кабуле. Ее матерью была двоюродная сестра Бабура Дильдар Ага-бегум (Дильдар Агача). Она была дочерью тимурида Султан Махмуд мирзы. Царевна получила высокое образование. Она знала родной чагатайский тюркский и персидские языки. Гульбадан бегим была воспитательницей императора Акбара. По просьбе своего племянника, императора Акбара, в 1585-87 годах написала на персидском языке воспоминания о своем отце и сводном брате Хумаюне, отце Акбара, под названием «Хумаюн-наме». На европейских языках «Хумаюн-наме» впервые было опубликовано в 1902 году А. Бевериджем (Англия) вместе с комментариями. В 1959 году в Ташкенте был издан узбекский перевод. В годы независимости Узбекистана он был переиздан. Ее произведение является единственной средневековой хроникой в Индии, написанной женщиной. «Хумаюн-наме» содержит обильный материал по истории своего времени. Гульбадан бегим скончалась в феврале 1603 года в Агре. В Узбекистане в честь Гульбаданбегим названы улицы в крупных городах республики. В Ташкенте, Самарканде и в Андижане.

Биби Мубарика (Бега-бегум) (ум. 1556) - жена с 1519 года. Дочь Малик-шаха Мансура Юсуфзая.

Библиография Бабура:

Бабурнома. Записки Бабура. Одно из первых изданий «Бабур-наме» издано в 1857 году великим русским тюркологом Н. И. Ильминским в Казанской типографии;
Бабур-наме. Записки Бабура;
Бабур. Избранная лирика. Перевод на русский язык

последнее обновление информации: 14.08.2021





Главная 2014-2024 © Штуки-Дрюки Все права защищены. При цитировании и использовании материалов ссылка на Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна. При цитировании и использовании в интернете гиперссылка (hyperlink) на Штуки-Дрюки или stuki-druki.com обязательна.