Возраст смерти: 40 лет
Бабек (перс. بابک خرمدین), известен также как Бабак Хоррамдин, Папак. Родился около 789-800 годов в Билалабаде (Иран) - казнен в январе 838 года в Самарре (ныне Ирак). Руководитель восстания иранских хуррамитов против Арабского халифата с центром в Северо-Западном Иране, в провинции Азербайджан. Национальный герой Азербайджана.
Бабек родился около 789-800 годов в Билалабаде (Иран), расположенном недалеко от города Артавилла, современный Ардебиль.
Имя Бабек является арабизированным вариантом персидского Папак.
В ряде источников указывается, что настоящее имя Бабека - Гасан.
Происходил из ираноязычной провинции Арабского халифата Азербайджан (Адурбадаган, иначе Атропатена - нынешний Иранский Азербайджан), где говорили на особом, ныне вымершем, иранском языке - азери.
Отец - мелкий торговец маслом, родом из Мадаина (бывший Ктесифон, столица Государства Сасанидов в Месопотамии), переселился в провинцию Азербайджан, где женился на женщине из деревни Балалабад.
Бабек рано лишился отца, убитого разбойниками. В 10 лет он нанимается пастухом, затем погонщиком верблюдов в караване, что позволило ему познакомиться со многими странами, в 18 лет поступает учеником к оружейнику в Тебризе, и наконец возвращается в родную деревню.
Время молодости Бабека являлось временем подъема иранских национальных чувств. В своем восстании против халифата Бабек опирался на местное оседлое население Азербайджана, говорящее в то время на ряде иранских языков, таких как азери и талышский.
Свержение Омейядов и замена их Аббасидами, которые считались проиранской династией, поселило среди иранцев надежды на изменение положения к лучшему. Тем сильнее было разочарование, вызванное убийством по приказу халифа героя борьбы против Омейядов - хорасанца Абу Муслима. В такой ситуации усиливается влияние секты «одетых в красное» хуррамитов, боровшихся против власти Арабского халифата, феодальной эксплуатации и ислама. Инициатива освободительного движения народов, подвластных халифату, исходила из Аррана. Немалую роль в этом сыграли талыши. В их стране в талышских горах, в неприступной крепости Бадз (Базз), находилась главная штаб-квартирой «красных» хураммитов.
Глава секты Джавидан сын Шахрана, случайно зайдя в хижину матери Бабека, приметил незаурядные способности молодого Бабека и взял его к себе. Бабек вошел в ближайшее окружение Джавидана, имевшего своей резиденцией крепость Базз. После гибели Джавидана, Бабек женился на его вдове и был признан главой секты - воплощением божества. В этом качестве он возглавил повстанческое движение против арабов (816 год), объединив крестьян, ремесленников и мелких землевладельцев (дехканов и азатов).
После этого восстание распространяется на соседние области. Вскоре почти весь Азербайджан оказывается в руках хуррамитов. Отсюда восстание перекидывается в соседние иранские области - Джабиль и Хорасан.
В борьбе за престол халифата между сыновьями Харун ар-Рашида - Аль-Амином и Аль-Мамуном, мать которого была персиянкой, Багдад был захвачен в 813 году армией Мамуна и он стал халифом. Свою резиденцию аль-Мамун оставил в столице Хорасана Мерве, перебравшись в Багдад лишь в 819 году.
Для борьбы с Бабеком пять раз Мамун посылает войска, но военачальники терпят поражения.
В момент наивысшего могущества Бабек берет под контроль не только весь Азербайджан, но и часть Хорасана.
Восстание перекинулось также на Фарс и Кухистан. Под контролем Бабека находилась и часть Армении и Аррана, от Двина и Барды. Количество сторонников достигало 300 тысяч чел.
Отвлечение арабов на войну с Византией и борьбу с восстанием в Египте (830-833) дало Бабеку некоторую передышку. Бабек спокойно закрепляет свои завоевания и заниматься внутренними делами. По ночам в Баззе слышатся звуки музыки и пения. Веселье здесь не кончается даже в тяжелые для хуррамитов дни. В это время в поведении Бабека начинают проявляться высокомерие и деспотизм. Он преисполняется пренебрежения к силе арабского оружия, отказываясь от тактики партизанской войны.
Тогда же осложняются отношения Бабека с армянскими соседями. В начале 820-х годов он вступил в союз с владетелем Сюника Васаком и помог ему изгнать арабов. Однако после смерти Васака, Бабек взял в жены его дочь, попытавшись установить свой контроль над Сюником и Арцахом. Результатом стали восстания в этих землях, через которые Бабека несколько раз прошел огнем и мечом.
В 833 году халиф Мамун умирает, оставив наследником престола своего брата Мутасима. После заключения мира с Византией халиф Мутасим бросает все силы на подавление восстания. Для этого он реорганизует армию и создает наемное войско, в основном из тюрок. Великолепные воины, привыкшие к суровому образу жизни, тюрки сыграют основную роль в деле победы Мутасима над Бабеком. Столицу со своим тюркским окружением Мутасим переводит из Багдада в Самарру.
В сражении у Хамадана Бабек изменяет своим традиционным партизанским методам ведения войны и принимает бой в открытом поле. Естественно, плохо обученное крестьянское войско Бабека, не имеющее конницы, терпит сокрушительное поражение. Значительная часть войска Бабека гибнет, остальные спасаются бегством, многие бегут в пределы Византии. Бабек тоже спасается бегством и, достигнув Базза, начинает набирать новые войска.
Разгром под Хамаданом сильно подрывает авторитет Бабека - многие крестьяне теряют после этого веру в его божественное происхождение и начинают расходиться по домам. Мутасим приказывает одному из своих эмиров блокировать крепость и восстановить укрепленные пункты, в свое время разрушенные Бабеком. Несколько отрядов, высланных Бабеком за припасами, были наголову разбиты.
Для завершения компании халиф Мутасим объявляет новый набор войск и командование поручает одному из самых талантливых и энергичных полководцев Афшину Хайдару ибн Кавусу. (Афшин - собственно, титул владетеля области Уструшана в Согдиане, каковым являлся Хайдар). Это был один из самых энергичных халифских полководцев, прославившийся в войне с Византией. Новый командующий с самого начала выбрал правильную тактику - тактику медленного затягивания петли вокруг Базза.
Весной 836 года Афшин вступает в Азербайджан. Двигаясь по горным, труднодоступным тропам, он, наконец, достигает входа в ущелье, ведущего к Баззу. Наученный поражением под Хамаданом, Бабек не решается на сражение в открытом поле и скрывается в крепости, довольствуясь редкими вылазками. Афшин, тоже будучи не уверенным в возможности успешного штурма неприступной крепости, выжидает, надеясь каким-либо путем «выманить» Бабека из крепости.
К концу зимы Мутасим посылает Афшину в подкрепление корпус в девять тысяч тюркских воинов. Положение Бабека сильно ухудшается. Он просит помощи у византийского императора Феофила. Получив письмо, Феофил начинает военные действия против Халифата. Однако Мутасим, несмотря на временные неудачи в войне с Византией, не отозвал ни одного воина из Азербайджана, а после успешного окончания войны против Византии потребовал от Афшина завершения порученного ему дела.
Войско Афшина штурмует крепость. Желая как-то выиграть время, Бабек просит «аман» - помилования, причем требует письменное подтверждение от самого халифа. Афшин дает согласие на «аман» и посылает гонцов в столицу. Бабек тем временем, переодевшись купцом, бежит в сторону Аррана, надеясь оттуда добраться до Византии.
Афшин, узнав о бегстве Бабека, 26 августа 837 года вступает в крепость и приказывает снести ее до основания. В крепости находят несметные богатства, которые Афшин в большинстве утаил от халифа и переправил к себе на родину.
Бабек и несколько его соратников, среди которых его брат Абдаллах, мать и жена, пробираются через горы и леса в сторону Византии. На пути в Византию Бабек проходит через Армению. Как сообщает Ибн ал-Асир «И пошел Бабек скитаться, скрываясь по горам Арминии». В Арцахе он останавливается у своего давнего союзника, армянского князя Арцаха Сахла Смбатяна (в арабских источниках Сахл ибн Смбат или Сахл ибн Сунбат ал-Армани), однако последний выдает его Афшину. Армяне Арцаха вели борьбу против него, и армянские князья мотивировали его арест местью за разорение, которому Бабак подверг Арцах и Сюник.
Бабек был схвачен армянами во время устроенной Сахлом охоты посланным Афшином отрядом. Мовсес Каганкатваци с удовлетворением пишет: «И в том же году тот же князь Сахли, сын Смбата, взял в плен истребляющего людей и опустошителя стран смутьяна Бабана, зверя кровожадного, и отдал его в руки амирмумина. А за услуги он получил от двора доброе вознаграждение: право царской властью управлять Арменией, Иверией и Алуанком».
От Афшина Сахл получил вознаграждение общей ценой в 1 млн дирхемов.
Пленных доставляют в столицу Халифата Самарру. Бабека и его брата одевают в царские одежды, обшитые жемчугами и драгоценными камнями. Бабека сажают на громадного серого слона, подаренного царем Индии, а Абдаллаха - на великолепную бактрийскую верблюдицу. На последнем участке пути до Самарры по обе стороны дороги располагаются конные отряды и пехота, одетые в праздничные одежды, с развернутыми знаменами.
Процессия достигает дворца Халифа. Мутасим восседал на троне. Перед ним была разостлана кожа казней и стоял палач. Казни совершались по старому обычаю, на куске кожи в присутствии халифа. Когда подошел Афшин, халиф посадил его вблизи себя на почетное место. Затем подвели к трону Бабека. У Бабека был палач по имени Нуднуд. В столицу Афшин привез его вместе с другими пленными. Ему и поручил Мутасим казнь Бабека и его брата Абдаллаха. С Бабека снимают одежду и раздевают догола. После этого палач отрубает ему правую руку и ударяет этой рукой несколько раз Бабека по лицу, то же делает с левой рукой. Затем палач отрубает ему обе ноги. Потом ему вспарывают живот и только после этого ему отрубают голову.
Туловище Бабека прибивают к кресту и выставляют на окраине Самарры. Это место носило название «Крест Бабека» даже после того, как город был заброшен. Голову Бабека выставили в Багдаде на главном мосту, а затем отправили в Хорасан для устрашения готовых к восстанию жителей.
Полководец Афшин, победивший Бабека, находился на вершине славы. В его честь писали стихи лучшие поэты, от халифа он получил вознаграждение в два миллиона дирхемов. Но возвышение Афшина пугает халифа и его окружение, его обвиняют в тайных связях с Бабеком и в «сепаратизме» и идолопоклонстве (Афшин был перешедший в ислам зороастриец). Афшина судят, но казнить боятся из-за его большой популярности в народе и армии, и он умирает так называемой «естественной» смертью в тюрьме, от голода и жажды.
Начиная с 1940-х годов в Азербайджане Бабек считается национальным героем - борцом за «национальную свободу» азербайджанцев. Такая трактовка образа Бабека представляет собой результат идеологического мероприятия по конструированию «национального героя», хотя сам Бабек к азербайджанцам, идентичность которых определяется религией (ислам) и этничностью (тюркизм), не имеет никакого отношения. До конца 1930-х гг. не существовало утверждений, как-то соотносящих Бабека с современным Азербайджаном и азербайджанцами.
Образ Бабека как азербайджанского национального героя начал усиленно эксплуатироваться пропагандой в связи с Великой Отечественной войной и советской оккупацией Иранского Азербайджана. Развитие этот образ получил в работе Буниятова «Азербайджан в VII-IX вв.», где из руководителя средневековой иранской религиозно-мистической секты, возглавившего партизанскую антиисламскую войну против арабов, Бабек трансформировался в национального или народного героя, великого азербайджанского полководца, немеркнущий в веках символ стремления азербайджанского народа к свободе.
В 1958 году вышел первый том «Истории Азербайджана», где впервые было приведено «настоящее имя» Бабека - Гасан Бабек (согласно Масуди имя Бабека также было Гасан). Это происходило параллельно иранской историографии, также поднимавшей Бабека на щит как иранского национального героя.
В 1990-е годы к борьбе за Бабека присоединились курды и талыши.
В Азербайджане Бабек не просто национальный герой, но и важное национальное достояние, такое же, как земля и недра. Бабеку установлены памятники во многих населенных пунктах, в его честь назван райцентр в Нахичеванской АР, его имя носит один из центральных проспектов Баку, его именем называют детей, его историю рассказывают как пример для подражания. Бабеку посвящен художественный фильм «Бабек», балет «Бабек» композитора Акшина Ализаде, а также два романа и три трагедии, включая трагедию Джафара Джаббарлы «Невеста огня» (1927).
Памятник Бабеку в городе Бабек (Азербайджан)
В Иране, начиная с 1999 года, по инициативе известного иранского историка Мухаммеда Тахи Зехтаби азербайджанцы ежегодно 30 июня отмечают годовщину падения крепости Базз масштабными походами к ней, несмотря на противодействие официальных властей.
Также Бабек считается национальным героем иранского народа. Среди иранцев Бабек пользуется меньшей популярностью ввиду антиисламской направленности его борьбы. Однако, например, иранский историк Саид Нафиси в своей книге «Герой Азербайджана - Бабек Хоррамдин» называет Бабека «одним из великих людей иранской земли», «одним из национальных героев Ирана, обеспечивших его бессмертие».
последнее обновление информации: 14.08.2021
© Сбор информации, авторская обработка, систематизация, структурирование, обновление: администрация сайта stuki-druki.com.